Эдуард Илаев: «Качественный продукт — это всегда экономия собственных средств, нервов и времени. Ремонт не исключение» Эдуард Илаев: «Качественный продукт — это всегда экономия собственных средств, нервов и времени. Ремонт не исключение» Фото: Сергей Елагин

«ЛЮДЯМ ВАЖНО, НА ЧТО ОНИ СМОТРЯТ, ПО ЧЕМУ ХОДЯТ, КАКОЙ САНТЕХНИКОЙ ПОЛЬЗУЮТСЯ»

Эдуард, пандемия серьезно ударила по малому и среднему бизнесу. Как «коронакризис» сказался на вашем деле?

— Как, наверное, и везде, есть свои плюсы и минусы. Конечно, в начале пандемии спрос упал, люди не понимали, что будет дальше, и просто выжидали, боялись начинать что-то новое, а сейчас уже адаптировались и началась волна отложенного спроса. В месяцы затишья наша команда сконцентрировалась на онлайн-рекламе, обновила портфолио на сайтах, отсняла много крутого контента в «Инстаграме», а также активно начала вести YouTube-канал.

Плюсы и минусы ремонта во время «коронакризиса»?

— Минус только один — срок. Например, мы делаем несколько интересных проектов в жилом комплексе «Лазурные небеса», но во время карантина управляющая компания закрыла доступ к нему. Схожая ситуация — с ЖК «Панорама»: поскольку в одной из квартир на карантине находился больной, закрыли весь дом. Зато у многих появилось осознание, что нужно инвестировать в свое жилье, а значит, в себя, семью. С учетом текущей ситуации, постоянно слабеющего рубля, вложения в недвижимость это отличная возможность как минимум сохранить деньги.


Россияне усвоили урок с инвестициями в недвижимость еще в 90-х, но многие ли готовы вкладывать в качественный ремонт?

— В последние годы однозначно да. На это влияет в первую очередь стоимость недвижимости, а также огромный ассортимент отделочных дизайнерских материалов, есть из чего выбирать, растет в целом культура дизайна и ремонта. Условно, если приобрести элитную жилую недвижимость и сделать ремонт материалами из строительных масс-маркетов — как ее потом продать? Это как купить новый автомобиль премиум-класса и обслуживать его в гаражной автомастерской. Должен быть баланс — людям важно, на что они смотрят, по чему ходят, какой сантехникой пользуются, как в целом все элементы дополняют друг друга.

Дизайн-проект и, как следствие, качественный ремонт — это инвестиция в недвижимость или экономия собственных средств?

— Качественный продукт — это всегда экономия собственных средств, нервов и времени. Ремонт не исключение. Наши клиенты привыкли к комфорту и качественным вещам, будь то телефон, ноутбук, автомобиль. Это все инвестиции в себя. Аналогично и с жильем, но здесь это одновременно и экономия, и инвестиция, поскольку качественные вещи служат на порядок дольше и позволяют создать комфортную среду, а не ее видимость.

Процесс реализации квартиры на ул. Большая КраснаяФото предоставлено Intel Design

«ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ СТОЛЬКО ОТДАВАТЬ ЗА БРЕНД?»

Квадратный метр неумолимо дорожает, а что происходит со стоимостью отделочных материалов?

— На данный момент рост незначительный, но уже через 6–7 месяцев ожидается серьезное подорожание. Это связано как с падением рубля, так и с возможным дефицитом товаров из-за пандемии — упали объемы производства, усложнилась логистика, добавились издержки.

Есть ли на рынке отечественные производители, способные составить конкуренцию иностранным игрокам?

— Смотря о какой категории строительных и отделочных материалов идет речь. Например, в России есть фабрики, которые производят качественные обои, хотя их и единицы, но они есть и пользуются спросом. Та же ситуация на рынке декоративной штукатурки — из Европы или Америки есть смысл везти только премиальный сегмент и эксклюзив. А вот с плиткой и напольными покрытиями ситуация не столь радужная — качество низкое, и своим клиентам мы такое не рекомендуем. По освещению варианты есть, но с таким же качеством в Китае будет дешевле в 1,5–2 раза, если только ради поддержки отечественного производителя.

Во время пандемии к вашему производству корпусной мебели добавилось изготовление мягкой, а также пошив штор. Зачем вы пошли на расширение в разгар «коронакризиса»?

— Это произошло на самом деле довольно спонтанно. Нам нужно было сдавать важный объект в разгар «коронакризиса», а наши партнеры все тянули и тянули с поставкой. В нашей команде несколько сборщиков, а также и сам мастер цеха раньше занимались мягкой мебелью. В срочном порядке закупили необходимое оборудование, выбранную клиентом ткань, расширили штат, добавили на производство швею и начали делать для нашего проекта диван, пуф, пару кресел и набор кухонных стульев. Совру, если не скажу, что диван пришлось пару раз переделать — не нравилась то жесткость, то работа механизмов, но по итогу получилось очень круто и качественно, клиент был в восторге!

Почему стоит обратить внимание на ваш продукт, а не поехать в какой-нибудь дорогой магазин готовых изделий?

— Нет ничего лучше в интерьере, когда одно дополняет другое. Когда шторы идеально подходят по фактуре ткани с диваном, а по цвету — с подушками, при этом покрыло на кровать в той же цветовой гамме, но в других тонах. И всего этого можно добиться, когда производство одно и комплектует проект одна компания.

Второе — это кастомность производства. Где найти диван длиной 416,5 сантиметра и шириной именно 86 сантиметров? Чтобы он был мягкий, но не чересчур, чтобы хранение продумали, а еще чтобы он от пульта раздвигался и складывался, а также в одну секцию добавить функцию реклайнера, а во вторую — массаж?..

Такое можно сделать только под заказ! Да и зачем переплачивать сотни тысяч за бренд?

Фото предоставлено Intel Design

«КАК ТОЛЬКО ВСЕ УТИХНЕТ, ВНОВЬ НАЧНЕМ СМОТРЕТЬ В СТОРОНУ ПЕРСИДСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ»

Сколько у вас сейчас объектов в работе?

— В Казани разрабатываем 24 дизайн-проекта и производим отделочные работы на 13 объектах, в Сочи дизайнов — 8, ремонтов — 4, также мы удаленно разрабатываем около 10 проектов для заказчиков из Москвы, Санкт-Петербурга и Европы. Но много зависит от площадей: если в Казани чаще это квартиры в 90–130 квадратных метров, то в Сочи это дома площадью 250 «квадратов» и больше.

Как изменились предпочтения за последние пару лет и внес ли какие-то коррективы в общие пожелания заказчиков «коронакризис»?

— Сейчас заказчики больше понимают, чего именно они хотят: стали педантичнее относиться к своему месту бытия. Что-то увидели у друзей, что-то — в путешествиях, «Инстаграме», кино или просто в интернете. Проекты становятся все более интересными и индивидуальными. Если раньше некоторые даже рассматривали просто вариант найти картинки, которые нравятся, и сделать что-то подобное, то сейчас это ушло далеко в прошлое. Интерьеры перестают быть безликими — они отражают характер людей, их образ жизни, интересы. Чтобы разработать качественный проект, мы очень много времени проводим в общении с заказчиком, создаем его полный портрет, что он любит, чем занимается и увлекается, как часто приходят гости, сколько времени проводит дома — факторов очень и очень много.

«Сейчас заказчики больше понимают, чего именно они хотят: стали педантичнее относиться к своему месту бытия. Что-то увидели у друзей, что-то в путешествиях, «Инстаграме», кино или просто в интернете»Фото: Сергей Елагин


А почему вы открыли филиал именно в Сочи?

— Благодаря нашим любимым клиентам. Если вкратце, то один заказчик из Москвы делал в Казани бизнес-квартиру для себя и квартиру для постоянного проживания своей маме, это было пару лет назад. Проекты сдали, все очень понравилось. И буквально год назад этот клиент позвонил и рассказал, что купил дом на Красной Поляне в Сочи и ему нужен дизайн. Организовали вылет нашей команды, сделали все замеры, а в течение пары месяцев и сам дизайн-проект. Дальше самое сложное — реализация, местным мастерам клиент довериться не решился, поэтому опять перелет, только на этот раз — прораба и группы мастеров. Проект реализовали чуть больше чем за 6 месяцев. За это время отлично освоились и решили остаться.

— Есть ли желание далее масштабироваться? Ограничитесь ли вы только территорией РФ или есть предпосылки к тому, чтобы перешагнуть границы?

— Перед пандемией почти перешагнули. Ранее у нас уже заказывали дизайн несколько наших клиентов для своих квартир в Дубае (ОАЭ). Но на ремонт мы не решались. Последний же раз поступило предложение, от которого невозможно отказаться, во всяком случае самостоятельно, и за нас это, к сожалению, сделал коронавирус. Но уверен, что, как только все утихнет, мы вновь начнем смотреть в сторону Персидского побережья.