Очередная жертва финансового кризиса - средства массовой информации. Как известно, ряд московских СМИ, в частности, "Ведомости" и РБК вынуждены сокращать штаты и оплату труда в своих изданиях. Первые звонки трудностей у СМИ раздаются и в Татарстане. Так, на этой неделе не вышла в свет крупнейшая общественно-политическая газета республики "Восточный экспресс", издающаяся тиражом свыше 70 тысяч экземпляров. Не обновилась и интернет-версия издания.

ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ?

Как сообщают источники "Бизнес онлайн", руководство редакции объявило коллективу о сокращении периодичности выпуска газеты до двух раз в месяц и возможном переходе журналистского коллектива на неполный рабочий день. Руководство газеты, однако, отрицает связь изменения графика выпуска газеты с какими-либо финансовыми проблемами. Как заявил газете "Бизнес онлайн" директор "Восточного экспресса" Рустам Бикмухаметов, причины невыхода очередного номера носят чисто технический характер. По его же словам, газета остается еженедельной.

- По техническим причинам 15 ноября номер не выходит, но в дальнейшем в этом году мы постараемся сделать все номера, - рассказал г-н Бикмухаметов.

При этом директор "Восточного экспресса" не отрицает, что поток рекламы сократился, затруднившись, впрочем, назвать какие-либо конкретные цифры. Он отметил, что на рынке есть "рекламно неактивные месяцы", когда будут происходить "оптимизационные изменения с точки зрения экономии".  Г-н Бикмухаметов напомнил, что в этом году у "Восточного экспресса" уже были перерывы, вызванные "определенными рекламными бюджетами, которые сокращаются по определенным месяцам".

ПАДЕНИЕ РЫНКА РЕКЛАМЫ ПРОВОЦИРУЕТ СНИЖЕНИЕ ПРОДАЖ У СМИ

Руководители и менеджеры ряда редакций в неофициальных беседах подтверждают, что на рынке начинается спад и им приходится прибегать к антикризисным мерам. Однако, от официального признания проблем они воздерживаются из опасений, что на такие высказывания может последовать негативная реакция со стороны партнеров-рекламодателей.

Издатель одной из ведущих городских газет в Закамье сообщил корреспонденту "Бизнес онлайн", что в сентябре спад рекламы в его издании составил 14%, по итогам октября потери будут еще выше. Снижение доходов он объясняет урезанием рекламных бюджетов у большинства рекламодателей. В качестве одной из антикризисных мер в издании рассматривают возможность уменьшения количества полос с нового года.

Снижение объема рекламы отмечает директор по рекламе журнала "ВЫБИРАЙ соблазны большого города" (Казань) Наталья Полякова. В беседе с корреспондентом "Бизнес Онлайн" она рассказала, что прогноза на ближайшее время у редакции пока нет, но "Выбирай" надеется "держаться на плаву".

В издательском доме "Казанская недвижимость" не сомневаются в том, что мировой кризис отрицательным образом повлияет на медиабизнес в Казани и Татарстане. Гузель Вагапова, главный редактор ИД "Казанская Недвижимость", считает, что кризис уже затронул многие СМИ.

- Уже несколько казанских изданий, специализирующихся на строительстве, недвижимости и обустройстве дома, либо закрылись, либо приостановили свои выпуски, - говорит Вагапова. Помимо кризиса причина также в том, что рынок специализированных изданий Казани перенасыщен и конкурировать на нем новичкам очень сложно.

По словам Вагаповой, объемы рекламы, поступающей в "Казанскую недвижимость",  также корректируются – в первую очередь это касается рекламы программ ипотечного кредитования.

- Кризис в первую очередь коснется новых продуктов медийного бизнеса, – считает главный редактор "Казанской недвижимости". – Ведь сейчас, в столь непростое время многие рекламодатели выбирают в качестве рекламных площадок лишь проверенные издания.

Спад наблюдается и на телевидении. Гендиректор "Видеоинтернешнл-Казань" Алексей Петров сообщил газете "Бизнес онлайн", что объем продаж рекламы снизился в последнее время в среднем на 20-25%. Конкретизировать снижение на конкретных каналах г-н Петров отказался. Между тем, медиаселлер "Видеоинтернешнл-Казань" размещает рекламу на "Первом канале", каналах "Россия", "Спорт" и "Эфир", а также на радиостанции "Милицейская волна". 

СМИ, финансируемые из бюджета, кризис пока не затронул, считают в "Татмедиа".
Фарит Шагиахметов, первый заместитель генерального директора агентства РТ по массовой коммуникации "Татмедиа", завил газете "Бизнес онлайн", что ОАО "Татмедиа" продолжит поддерживать в форме госзаказа все 98 своих филиалов.

- Средства, которые идут на их поддержку, в проекте бюджета республики на 2009 год, остались на том же уровне, что и в 2008 году, - сказал г-н Шагиахметов. - Проект бюджета прошел первое чтение, и есть все основания, что он будет принят. Оптимизация работы каждой конкретной редакции (объем штата сотрудников, уровень их зарплаты и пр.) – задача ее руководителя.

Парадокс, но некоторые СМИ рассматривают финансовый кризис как время для быстрого развития. Так, Анфиса Юдичева, директор по рекламе проекта 116.ru, утверждает, что в условиях кризиса аудитория и доходы Интернет-изданий не падают, а растут. 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Очевидно, что финансовый кризис приведет к серьезным изменениям на рынке СМИ Казани и Татарстана. В группе риска находятся сейчас прежде всего те СМИ, которые ориентированы на максимальные сборы рекламы. Ожидаются проблемы у глянцевых журналов, рекламирующих товары и услуги премиум-сегмента, у изданий, несущих большие затраты на логистику и распространение. Пока структуры, занимающиеся  распространением и логистикой, не объявляют о повышении цен на свои услуги (так,  пресс-секретарь ФГУП УПС "Татарстан почтасы" Альфия Гараева заявила газете "Бизнес онлайн", что подписная кампания пока проводится по "докризисным тарифам"). Однако, есть все основания полагать, что с углублением кризиса услуги могут существенно повыситься в цене, что приведет к еще большему снижению тиражей изданий традиционного типа, распространяющихся по подписке. 

Трудности могут ожидать региональные представительства и корпункты федеральных изданий в Татарстане – в сложных экономических условиях москвичи традиционно предпочитают сворачивать проекты в регионах или существенно сокращать расходы на их содержание. Во всяком случае, признаки такого тренда уже проявляются в том, что ряд журналистов федеральных СМИ уже ведут переговоры с потенциальными работодателями.  

Ясно одно: как и на всех рынках, финансовый кризис приведет к вымыванию с рынка тех, кто ориентирован не на интересы аудитории, а лишь на увеличение рекламных поступлений. Поскольку тенденция последнего времени была связана именно с таким подходом, то стоит ожидать, что меняющиеся условия могут заставить читателей и зрителей переключить свое внимание со вчерашних лидеров на новых игроков.

Ирина Калентьева, Жанна Печенко