Российский авторынок закончит 2008 год в плюсе – по сравнению с прошлым годом рост продаж составит 36%. Однако положительная динамика не должна вводить в заблуждение. Согласно ежемесячной статистики продаж, рост прекратился еще летом. Увеличение продаж ожидали традиционно осенью, но стало еще хуже. В октябре продажи новых иномарок сократились по сравнению с сентябрем на 5,75%. Дилеры готовятся к стагнации.

Пик продаж пришелся на июнь, когда было продано 202 309 иномарок. В дальнейшем дилеры наблюдали только снижение спроса. Продажи традиционно активизируются осенью, однако, на этот раз рынок не оживился – в сентябре продали 179 423 авто. Дальше по наклонной. В октябре банки свернули программы кредитования, а потребители отложили покупку до лучших времен, пишут "Ведомости".

В итоге лишь три популярных бренда из десяти показали рост – Шевроле (+43,6%), Форд (+7,5%) и Рено (+3,6%). Рекордсменом по падению в октябре стал Ниссан (-39,75%).

Снижение спроса на рынке подтверждают и автодилеры в Казани. 
- По итогам сентября-октября делать большие выводы рано, потому что в это время еще работали прежние заделы, - рассказал газете "Бизнес Онлайн" коммерческий директор "Акос" Михаил Котляров. - Ситуация станет понятной в ноября-декабре. Но пока трудно. Ноябрь получается хуже, чем октябрь.

- По нашей сети резкого снижения нет, - говорит начальник отдела продаж "Сапсан" Наиль Сабирзянов. – Из-за того, что у нас развитая сеть, сервисное обслуживание, мы  потеряли лишь около 8-10%.

Одна из главных причин падения спроса на авто, это прекращение банками кредитования автопрограмм.
- У нас в среднем 40% машин продавалось в кредит, - сказал газете "Бизнес Онлайн" Котляров. - Люди могли с 30 тысячами взять в кредит недорогое авто, а то и вовсе приходили без первоначального взноса. Сейчас же перестали давать кредиты даже те банки, что раньше давали всем и вся. Автокредитование сейчас в такой ситуации, которое было в 2005-2006 годах, то есть 30-40% первоначальный взнос, ставки от 18 до 24%.

Некоторые дилеры заметили рост числа отказов от заказанных и уже пришедших машин на 2-5%. "Около 80% отказов объясняются неполучением кредитов в банке. В остальных случаях люди решают отложить покупку до лучших и более стабильных времен", - сказал "Ведомостям" управляющий директор ГК "Автоспеццентр" Юрий Слепцов.

При этом, по мнению специалистов, снижение объема продаж не приведет к падению цен на авто. "С сентября курс доллара вырос больше, чем на 4 рубля. Соответственно, новые иномарки будут приходит с более высокой ценой. Кроме того, правительство объявило о введении новых пошлин, что также приведет к повышению стоимости. Поэтому я бы порекомендовал тем, кто ждет "дешевых" цен, покупать сейчас. После Нового года цены могут быть выше на 5, а то и 10 процентов. По крайней мере, на импортируемые машины", - рассказ Котляров.

В результате, дилеры вынуждены пересмотреть планы на будущий год. Как заявил газете "Ведомости" главный исполнительный директор розничного направления "Рольфа" Вардан Даштоян, этот год может стать последним годом роста российского авторынка. По его прогнозу, в 2009 году в России будет продано максимум 2,5 млн. новых машин и этот результат вернет рынок на уровень ниже, чем в 2007 году (2,58 млн.). По его словам, дилеры готовятся к стагнации и заказывают на следующий год более скромные партии авто.
- Если получится продать тоже количество машин, как в 2008 году, будет очень хорошо, - заключил Котляров.

Владимир Казанцев