В 2020 году рынок доставки будет расти. Это открывает хорошие перспективы для акций компаний, которые работают в этом сегменте В 2020 году рынок доставки будет расти. Это открывает хорошие перспективы для акций компаний, которые работают в данном сегменте

АКЦИИ ПОДОРОЖАЛИ НА 850% ВСЕГО ЗА ТРИ МЕСЯЦА

Приблизительно $15,5 млрд тратится на производство всех продуктов питания и напитков в мире за сутки. Рынок еды огромен: здесь есть как компании с вековой историей, так и молодые стартапы, меняющие индустрию. В числе последних сервисы доставки еды из ресторанов и магазинов. Несмотря на небольшой срок существования — последние несколько лет, этот тренд уже сильно изменил культуру потребления пищи. Старейшим гигантам отрасли приходится подстраиваться, или их ждет судьба Southeastern Grocers, Marsh Supermarkets, Sears Holding* — крупных торговых сетей, которых в свое время погубил онлайн-ретейл.

Если раньше в России монополистом рынка продуктовой доставки был «Утконос Онлайн», то теперь в эту нишу вошли многие офлайн-магазины. Например, интернет-версия «Перекрестка», подконтрольного X5 Retail Group, растет четырехзначными темпами. Новое направление не обошло стороной и рестораны. «Росинтер Ресторантс Холдинг» (IL Патио, «Планета Суши», TGI Fridays), одна из крупнейших ресторанных групп в РФ и единственная, чьи акции торгуются на Московской бирже, фокусируется на развитии собственной службы доставки и сотрудничает с крупными агрегаторами. По нашим оценкам, в 2020 году рынок доставки будет расти. Это открывает хорошие перспективы для акций компаний, которые работают в данном сегменте.

Инновации меняют индустрию еды, и для многих подобное — возможность заработать. Например, стремительные обороты набирает другой тренд — растительное мясо. Производитель такого Beyond Meat появился всего 10 лет назад, а в прошлом году он уже вышел на биржу, сумев привлечь $240 миллионов. Бумаги выросли на 850% всего за три месяца. В компанию вложился даже Леонардо Ди Каприо. Сейчас мясо от Beyond Meat продается не только в магазинах, но и в ресторанах и кафе в виде таких блюд, как вегетарианский бургер в Subway или блинчик с растительной котлетой в «Теремке». Сектор искусственного мяса подает большие надежды, мы ожидаем, что вложения в него могут принести доходность в сотни процентов в течение ближайшей декады.

Не стоит забывать и о тех компаниях, которые уже очень давно на рынке, таких как Coca-Cola и Pepsi. За последние 10 лет акции Coca-Cola подорожали в 2,7 раза. Производитель зарабатывает на своей знаменитой газировке миллиарды долларов на протяжении более 130 лет — это ли не признак стабильности? Несмотря на высокую операционную эффективность, если выбирать между Coca-Cola и Pepsi, интереснее выглядят перспективы последней. Бизнес-модель Pepsi направлена на диверсификацию (производит не только напитки, но и чипсы, снеки), что делает компанию более гибкой к изменяющейся среде. Также важно, что в портфеле Pepsi есть продукты для здорового питания, что согласуется с популярной концепцией ЗОЖ.

С момента выхода Alibaba на биржу, чье IPO является одним из крупнейших за всю историю, акции компании выросли на 205% С момента выхода Alibaba на биржу, чье IPO является одним из крупнейших за всю историю, акции компании выросли на 205%

КОРОНАВИРУС НЕ В СИЛАХ ОСТАНОВИТЬ РОСТ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Впрочем, люди не перестают также питаться в ресторанах фастфуда: ежедневно «Макдоналдс» продает миллиарды бургеров в 38 тыс. заведений по всему миру. Компания не останавливается на достигнутом  и внедряет искусственный интеллект в пунктах «МакАвто», а вместе с ними электронные киоски. Помимо этого, расширяет меню вегетарианскими бургерами с искусственным мясом и занимается доставкой в партнерстве с UberEats — в общем, идет в ногу со временем. Продажи еды обеспечивают «Макдоналдсу» устойчивый денежный поток, направленный на дивиденды акционерам. В 2019 году компания в 43-й раз подряд повысила размер выплат своим инвесторам — на это уходит более 50% прибыли 7-й год подряд. Благодаря своей щедрости акции компании пользуются неизменным спросом: за год они выросли более чем на 21%, а за 10 лет — на 234%.

Если говорить о китайском, самом густонаселенном рынке, перспективно выглядят бумаги ретейлера Alibaba. Интернет-платформы компании — Alibaba.com, Tmall, Taobao — продают не только предметы одежды, но и продукты питания. Группа также развивает офлайн-супермаркеты Hema, в которых можно заказать на дом продукты и готовые блюда, доставка осуществляется в течение получаса. С момента выхода Alibaba на биржу, чье IPO является одним из крупнейших за всю историю, акции компании выросли на 205%. Сегодня на мировых рынках правит бал коронавирус, который уже поспособствовал февральской коррекции после январского роста. Однако эксперты уверены, что вирус — явление конъюнктурное и неспособное в долгосрочной перспективе подорвать потенциал одной из главных экономик мира. Сейчас главные пострадавшие из индустрии питания — Starbucks и «Макдоналдс», точки которых временно закрылись из-за распространения инфекции. Судить о масштабах рано — насколько бизнесу компаний «досталось», покажут только будущие квартальные отчеты. Одно можно сказать точно: исторически сети фастфуда удавалось преодолевать кризисы гораздо успешнее, чем кофейному гиганту.

Не будем забывать, что еда — первая необходимость для людей, поэтому индустрия продолжит развиваться и привлекать все больше финансирования. Отрасль богата на разноплановых игроков, каждый из которых может найти «своего» инвестора. В ближайшие годы, на наш взгляд, большим спросом будут пользоваться компании, которые опираются на такие инновации и современные тренды, как доставка и кастомизация (аналитика предпочтений), спрос на здоровое питание и готовые блюда.

Мы готовы больше рассказать об актуальных инвестиционных идеях, не только из индустрии питания, в нашем офисе в Казани, поэтому приглашаем в гости.