Сегодня Ирек Миннахметов покинул «Татспиртпром», а премьер-министр Алексей Песошин представил топ-менеджменту компании нового шефа — им стал Руслан Максудов, ранее работавший в АО «Связьинвестнефтехим» Сегодня Ирек Миннахметов (справа) покинул «Татспиртпром», а Песошин представил топ-менеджменту компании нового шефа — им стал Руслан Максудов (в центре) Фото: prav.tatarstan.ru

СИНХ ПРИСЛАЛ «ТАТСПИРТПРОМУ» НОВОГО ШЕФА

День в день, отработав ровно пять лет на посту гендиректора «Татспиртпрома», покинул пост гендиректора компании Ирек Миннахметов. Он был назначен на эту должность 15 января 2015 года. Сегодня премьер-министр Алексей Песошин представил топ-менеджменту нового шефа — им стал Руслан Максудов, ранее работавший в АО «Связьинвестнефтехим» (СИНХ, напомним, является единственным акционером производителя алкоголя).

Премьер-министр подчеркнул, что компания успешно справлялась с поставленными задачами, и поблагодарил Миннахметова за успешное руководство предприятием в течение пяти лет. Об этом сообщает пресс-служба правительства РТ. Песошин сообщил, что Миннахметов покидает пост гендиректора «в связи с переходом на новую работу».

«„Татспиртпром“ — в лидерах, почти 10 миллионов дал ликеро-водочной продукции, запущен большой проект по пиву „Белый Кремль“. Вопрос: куда двигаться дальше? Мы договаривались на определенный срок, поэтому сейчас пока он остается советником генерального директора „Связьинвестнефтехима“. Хочу представить вам нового директора — Максудова Руслана Искандеровича. Богатый опыт — и в „Вымпелкоме“ работал, большое количество сотрудников было. В последнее время работал в банковской группе, с непростыми, я бы сказал, активами. Я думаю, что богатый опыт плюс помощь основного акционера, правительства — все получится».

По данным «Контур.Фокуса», 43-летний Максудов — владелец группы компаний «Банковский долговой центр», которая известна как коллекторская структура при Ак Барс Банке. Кроме того, Максудов — член совета директоров аэропорта «Казань» и УК «Ак Барс Капитал», совладелец ООО «Городская панорама». Ранее в его биографии — посты директора по продажам группы «Вымпелком» на Украине (2006–2010), директора по развитию корпоративного бизнеса в регионах группы «Вымпелком» и исполнительного директора «Ак Барс Аэро» (2014 год). Все должности, кроме «Вымпелкома», так или иначе связаны с СИНХом.

Руслан Максудов поблагодарил руководство республики за оказанное доверие и работу в серьезной компании — по его словам, это «федеральный игрок большого калибра» Руслан Максудов поблагодарил руководство республики за оказанное доверие и работу в серьезной компании Фото: prav.tatarstan.ru

Песошин подчеркнул, что «ничего не меняется, продолжаем работать — планы большие, нужно, не меняя курса, двигаться вперед».

А Миннахметов, прощаясь с коллективом, заметил, что за минувшую пятилетку вся команда стала топ-менеджерами не региональной, а федеральной компании. «Здесь остались отборные люди, которые умеют делать свою работу. Я всех вас прошу поддержать нового руководителя… Желаю коллективу, новому руководителю успехов, чтобы тот уровень компании, который сейчас достигнут, не падал, а только рос».

В свою очередь, новый шеф ТСП поблагодарил руководство республики за оказанное доверие и работу в серьезной компании — по его словам, это «федеральный игрок большого калибра». «Я отдаю себе отчет, куда прихожу работать и какие достижения есть уже в компании, постараемся их приумножить, — пообещал он. — Благодарю и Ирека Джавдатовича за оказанную поддержку. У меня будет просьба: мы с вами еще побеседуем, чтобы помочь мне погрузиться в новую для меня индустрию. Будем работать!».

Между тем неизвестно, насколько сбудутся слова Песошина о неизменности курса. По данным источников «БИЗНЕС Online», помимо завершения трудового контракта, причиной ухода Миннахметова стали как раз разногласия с акционером по поводу стратегии развития ТСП. По всей видимости, та стремительная экспансия на новые рынки и в иные продуктовые группы, которую проводил гендиректор ТСП, могла показаться слишком рискованной консервативному руководству СИНХа. Возможно, поэтому и на место пламенного предпринимателя Миннахметова приходит, по сути, финансовый администратор, первоочередной задачей которого будет скорее не рост и развитие, а снижение издержек и долговой нагрузки. 


ОТ ШАЙХУТДИНОВА ДО КУПРИЯНОВА: КАКИМ МИННАХМЕТОВ ПРИНЯЛ «ТАТСПИРТПРОМ»

Приход Миннахметова из «Татмедиа» в «Татспиртпром» пять лет назад смотрелся логичным. В команде прежнего гендиректора Гиоргия Куприянова он успел поработать замгендиректора по коммерческим вопросам с 2010 по 2012 годы, курируя продажи спиртного за пределы республики.

Каким Куприянов оставил ТСП? В течение четырех лет ему удалось упорядочить линейку водочных брендов, начать розлив украинских брендов, а продажи водки за пределы Татарстана увеличить в 20 раз. Плохая работа в этом направлении стала, кстати, поводом резкой критики в адрес прежнего шефа Рашита Шайхутдинова. При нем лишь 0,11% объемов шло в регионы РФ, а остальное продавалось в Татарстане, где компания вдобавок имела масштабные преференции по сравнению со «сторонним» алкоголем.

Однако в 2014 году ТСП на 20% снизил объемы производства — до 7,9 млн декалитров. Затраты на реконструкцию Усадского и Мамадышского спиртзаводов, достигшие 2,5 млрд рублей, ошибки маркетинговой политики, снижение прибыли, скандалы и разногласия с тогдашним премьер-министром Ильдаром Халиковым стали причинами для отставки Куприянова. Положение осложнялось также общим падением легальных продаж водки в России.

Фактически заново отстроенный Усадский спиртзавод пришлось запускать в эксплуатацию уже Миннахметову — и это предприятие наряду с Мамадышским является теперь основой производства. От всех остальных спиртзаводов (изрядно устаревших) компания избавилась или путем закрытия, или продав их другим участникам водочного рынка.

«Я рад, что новый гендиректор Ирек Миннахметов уже работал ранее в „Татспиртпроме“, — говорил тогда газете „БИЗНЕС Online“ Вадим Дробиз, директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя „ЦИФРРА“. — А то, что он до этого работал в медийной сфере, очень важно. Стык знаний алкогольной экономики и медийных технологий поможет ему заниматься вопросами продвижения продукции».

В 2015 году «ТСП» впервые добился 100-процентного охвата своей продукцией всех регионов России. Водка из Казани добралась даже до берегов Татарского пролива. Продажи за пределами РТ выросли на 70% В 2015 году ТСП впервые добился 100-процентного охвата своей продукцией всех регионов России. Водка из Казани добралась даже до берегов Татарского пролива Фото: «БИЗНЕС Online»

ГОД ПЕРВЫЙ: РОСТ ВЫРУЧКИ НА 47%, «ВОДОЧНАЯ КОРОНА» РОССИИ И УТРОЕНИЕ ЭКСПОРТА

Выручка 7 млрд рублей, объем производства 7,9 млн дал — такими были основные показатели стартовых позиций, с которыми Миннахметов получил рули «Татспиртпрома». Уже год спустя компания нарастила выручку на 47,5% — до 10,32 млрд рублей (сегодня Песошин назвал результат 2019 года — 13 млрд). А объем производства в 2015-м вырос почти на четверть и достиг 8,5 млн декалитров. При этом средняя зарплата компании (в штате — 1,7 тыс. человек) увеличилась на 31%.

В 2015 году ТСП впервые добился 100-процентного охвата своей продукцией всех регионов России. Водка из Казани добралась даже до берегов Татарского пролива. Продажи за пределами РТ выросли на 70% — и достигли 1,7 млн декалитров. Отгрузка на экспорт утроилась до 58 тыс. декалитров. Экспансия шла не только через региональных представителей. Миннахметов сделал серьезную ставку на федеральные и региональные торговые сети. «Магнит», «Пятерочка», «Лента», «Красное& Белое» поставили на полки татарстанский алкоголь. Экспансия потребовала масштабных вложений на продвижение, отбить которые компания планировала в течение 3–4 лет — как раз к наступившему году. Кроме того, появились и новые бренды: виски, вермут, рестайлинг имевшейся линейки продукции.

Все это позволило ТСП занять позицию крупнейшего производителя алкоголя в РФ, вырвав почетную «водочную корону» у холдинга Рустама Тарико. Отметим, что другие крупнейшие производители свои объемы в тот непростой год снижали. Забегая вперед, скажем, что в 2016-м ТСП произвел свыше 12 млн дал алкоголя.

Позиции водочного производителя важны для Татарстана в первую очередь с точки зрения пополнения бюджета. За счет налогов и акцизов компания выплачивала в бюджет республики примерно по 6 млрд рублей ежегодно. Так было вплоть до того момента, как в России поменялись правила — теперь акцизы от крепкого алкоголя уходят  в федеральный бюджет, после чего перераспределяются между регионами пропорционально проданному там алкоголю. И теперь регионы вправе оставлять себе только пивные акцизы. Это стало отправной точкой для смены политики ТСП.

В строительство самого современного в РФ пивзавода, которое началось в Чистополе весной 2017 года, было вложено примерно 5,6 млрд рублей В строительство самого современного в РФ пивзавода, которое началось в Чистополе весной 2017 года, было вложено примерно 5,6 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПИВНОЙ АКЦЕНТ»: НОВЕЙШИЙ ПИВЗАВОД ЗА ГОД ПРИНЕС РЕСПУБЛИКЕ 1,7 МЛРД РУБЛЕЙ АКЦИЗОВ

Удерживать пальму первенства по производству крепкого алкоголя за счет контрактного розлива «Татспиртпрому» больше было не нужно: маржинальность здесь минимальна, а пополнять бюджет РТ за счет акцизов уже не получится. И в 2017 году ТСП отказывается от розлива сторонних марок, снижая объемы до 9,5 млн дал и перемещаясь на позицию №2 в тройке «алкогольных империй» России.

Был взят курс на увеличение продаж собственных брендов и освоение нового для «Татспиртпрома» пивного рынка, а также выпуск бутилированной воды «Святая чаша». Попутно модернизируется складское хозяйство, закрываются избыточные и устаревшие мощности в Нижнекамске и Чистополе, мощности казанского винзавода оснащаются для розлива коньяков и виски.

Как раз в пивном сегменте, по всей видимости, и пересеклись взгляды на развитие ТСП владельцев компании и ее топ-менеджмента. В строительство самого современного в РФ пивзавода, которое началось в Чистополе весной 2017 года, было вложено примерно 5,6 млрд рублей. Компания резко нарастила свою кредитную нагрузку — кредит на 4,2 млрд рублей предоставил Сбербанк. Одно только немецкое оборудование от Krones AG обошлось в 30 млн евро.

В августе 2018 года производство осмотрел президент РТ Рустам Минниханов. «Нам говорили: ладно, вы умеете делать хорошую водку, но с чего вы так замахнулись, что у вас получится сделать хорошее пиво?» — поделился с журналистами Миннахметов и рассказал, что с принцем Луитпольдом Баварским (президентом пивоваренной компании Konig Ludwig International GmbH & Co.КG) он познакомился с подачи первого президента РТ Минтимера Шаймиева на встрече с бывшим мэром Москвы Юрием Лужковым. Баварский дал согласие на работу с ТСП — так компания и получила два известных по всему миру пивных бренда. И отгрузила на полки магазинов свою продукцию.

«Пивзавод — это, на мой взгляд, удачный проект, вложения, которые должны отбиться в ближайшее время, — заявил в разговоре с „БИЗНЕС Online“ глава центра алкогольной политики РФ Павел Шапкин. — Более того, они еще и продают новое для нашего рынка пиво по, я бы так сказал, бешеным ценам. Просто взяли и буквально через полгода после начала продаж увеличили примерно на 40 процентов стоимость. И при этом удержали свою позицию на рынке! Бо́льших результатов, я считаю, добиться было просто невозможно».

За минувший год пивное направление принесло «Татспиртпрому» почти 720 млн рублей убытков. Правда, при этом по итогам декабря-января 2019 года бюджет РТ получил дополнительно 1,7 млрд рублей за счет акцизов За минувший год пивное направление принесло «Татспиртпрому» почти 720 млн рублей убытков Фото: «БИЗНЕС Online»

Весь 2019 год «Татспиртпром» прикладывал усилия по продвижению новой продукции. Мощность завода — 10 млн дал, загрузить его удалось на 75% — реализовано 7,5 млн декалитров. «Мы могли бы сделать и больше, — говорит Ирек Миннахметов в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Однако сейчас государство как будто забыло про существование пивной отрасли. Оно никак не защищает ни потребителя, ни производителя. Никого не интересует, кто и что варит, платит ли акциз».

Пивом торгуют, словно квасом — по сути, весь разливной рынок пива в России нелегальный, считают эксперты. В результате один из игроков ретейла — «Красное& Белое», через которого ТСП продавал большие объемы разливного пива, отказался от его продаж. «По стране они продавали от 3 до 5 миллионов литров ежедневно, причем совершенно прозрачно, — объясняет Миннахметов. — Но они поняли, что просто не могут бороться с серым рынком. И закрыли это направление, потому что по соседству просто открывается какая-нибудь точка и продает безакцизное пиво, а оно дешевле». В результате ТСП и потерял те самые недостающие 3 млн дал пива по годовому объему производства.

В итоге за минувший год пивное направление принесло «Татспиртпрому» почти 720 млн рублей убытков. Правда, при этом по итогам декабря-января 2019-го бюджет РТ получил дополнительно 1,7 млрд рублей за счет акцизов.

«Почему пиво в убытке, думаю, тоже понятно любому нормальному бизнесмену: не бывает прибыльности с первых дней, — говорил Миннахметов газете „БИЗНЕС Online“ незадолго до своей отставки. — Мы вывели на рынок новую продукцию и серьезно вложились в ее продвижение. Это необходимо для завоевания рынка — и в 2019 году мы этого добились! Так что я могу сказать, что ушедший год был неплохим, но он должен стать для компании худшим. В будущем мы будем вспоминать его как самый сложный год „Татспиртпрома“, потому что заложена база для мощного роста».  

По стандартам РСБУ по итогам 2019 года ТСП показывает прибыль на уровне 414 млн рублей, а консолидированная выручка, вопреки всем негативным прогнозам, выросла на 20%. Ее объем — 47,9 млрд рублей вместе с налогами и акцизами. Одних только акцизов в бюджет ТСП заплатил более 22 миллиардов. Есть еще один аспект. По международным стандартам принято оценивать состояние бизнеса по параметрам EBITDA (прибыль до уплаты процентов по кредитам, налоговых и амортизационных отчислений). И этот показатель по итогам года — 2,8 млрд рублей.

За эти годы в РФ сильно упало потребление крепкого алкоголя. Так что, помимо борьбы за полку на внутреннем рынке, ТСП наращивает зарубежный экспорт За эти годы в РФ сильно упало потребление крепкого алкоголя. Так что, помимо борьбы за полку на внутреннем рынке, ТСП наращивает зарубежный экспорт Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОТЕнЦИАЛ ЭКСПАНСИИ — ВЕСЬ МИР

Добавим, что за эти годы в РФ сильно упало потребление крепкого алкоголя. Так что, помимо борьбы за полку на внутреннем рынке, ТСП наращивает зарубежный экспорт (сейчас это 24 страны, включая США и Канаду). В 2019 году заграничным потребителям было отгружено 132 тыс дал — это примерно в 7 раз больше, чем пять лет назад. План на 2020-й — 200 тысяч. В 2019 году открылся завод в Азербайджане  — вложен $1 миллион. Чтобы заходить в другие страны, нужна мощь самой компании и известность ее брендов.

«Если бы „Татспиртпром“ прокладывал путь туда лет пять назад, стоял бы вопрос: а кто вы такие? Мы вас знать не знаем, ваши бренды неизвестны. А сейчас, когда мы называем им несколько наших брендов, все встает на свои места. Имея успех на российском рынке, мы можем заходить во все бывшие республики СССР», — говорит Миннахметов. 

Весь объем рынка Азербайджана — примерно 4,5 млн дал, и «Татспиртпром» совместно с партнером Carcıoglu Group намерен занять 40%. А 1 млн дал — это 10% сегодняшнего выпуска ТСП. Такую же модель экспансии компания рассматривала в Узбекистан, Казахстан, Монголию.

Но вообще, потенциал экспорта сегодня — это весь мир, уверен Миннахметов. 

Незадолго до окончания срока своего контракта Ирек Миннахметов анонсировал новую продукцию. Это элитные дистилляты, арака из кобыльего молока и … безалкогольная водка Незадолго до окончания срока своего контракта Ирек Миннахметов анонсировал новую продукцию. Это элитные дистилляты, арака из кобыльего молока и… безалкогольная водка Фото: «БИЗНЕС Online»

САМОГОН, БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ ВОДКА И ЭЛИТНЫЙ БРЕНД ИЗ КОБЫЛЬЕГО МОЛОКА: ЧТО НЕ УСПЕЛ МИННАХМЕТОВ В «ТАТСПИРТПРОМЕ»

Какие еще планы остались нереализованными, но вот-вот могли бы выстрелить в ближайшее время? Незадолго до окончания срока своего контракта в разговоре с «БИЗНЕС Online» Миннахметов анонсировал новую продукцию. Это элитные дистилляты, арака из кобыльего молока и… безалкогольная водка. 

«Мы сейчас всерьез ломаем голову, как приготовить безалкогольную водку, — сказал он. — Такой опыт в мире — пока на уровне фейков, но за этим — будущее рынка. Почему? Рынок безалкогольного пива растет ежегодно и занимает сегодня, не соврать бы, 3–4 процента объемов продаж только в России. Люди, которые не могут себе позволить выпить водки на каком-то мероприятии, но хотят вспомнить эти ощущения, сдобрить какие-то блюда, поддержать компанию, однозначно сделают такой выбор. Нет никаких сомнений, что рынок для этой продукции будет обязательно».

Арака из кобыльего молока — суперэлитный продукт, который уже дошел до стадии предсерийных образцов. Стоимость бутылки предполагалась примерно на уровне 10 тыс. рублей, что оправдано высочайшими затратами на сырье: на бутылку идет примерно 70 л кобыльего молока. Выход продукции намечался в феврале.

И еще один февральский анонс — это самогон, рецептуру которого технологи собирали везде, где только можно. ТСП заключил партнерское соглашение с фабрикой «Доктор Губер». Эта питерская фирма давно известна как производитель оборудования для производства дистиллятов и домашнего спирта, вин, пива, сыров, поставщик комплектующих и технологий.

Проблема самогона — в том, что произвести качественный дистиллят очень непросто, а опасные примеси — от метанола до известных многим сивушных масел — грозят серьезными проблемами со здоровьем. Однако правильно организованное производство позволяет сохранить в конечном продукте вкусоароматику исходного сырья. Так делают, например, спирты для изготовления коньяка, кальвадоса, виски — в отличие от водки, спирт для которой получают методом ректификации. Так что потребители качественного самогона — это скорее гурманы, которые ценят дистилляты. Да и среди элиты, в том числе татарстанской, самогон считается натурпродуктом и по популярности начинает обходить ту же водку.

Объемы планируются небольшие, примерно 2–3 тыс. бутылок, а потому и цена в этом сегменте — свыше 500 рублей. Потенциал роста данного рынка у экспертов также особых сомнений не вызывает. Потребление крепкого алкоголя в России падает, и теперь мало оставаться номером один в самом дешевом сегменте. Искать маржинальность в более дорогих сегментах рынка и бороться за более взыскательного потребителя — один из пунктов философии, которую проводил Миннахметов в «Татспиртпроме». Какой окажется стратегия при новом руководителе, покажет время.

«Это талантливый человек, и  «Татспиртпром» даже немножко «не его» — у него диапазон шире. После ухода из «Татспиртпрома» он может заниматься чем угодно: Миннахметов — очень сильный организатор» «Это талантливый человек, и  «Татспиртпром» даже немножко не его — у него диапазон шире» Фото: prav.tatarstan.ru

 «ПОТЕРЯ МИННАХМЕТОВА И ЕГО КОМАНДЫ — ЗНАЧИТЕЛЬНА ДЛЯ ТСП»

«БИЗНЕС Online» обратился за комментариями к экспертам — участникам алкогольного рынка, бизнесменам, политикам.

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— Ирека я знаю лет 18, наверное. И все время он был молодым, энергичным и очень креативным человеком, активно развивал новые направления бизнеса. Так что, когда он ушел работать в «Татмедиа», это было как-то даже необычно! Потому что в действительности он, в моем понимании, до мозга костей человек от бизнеса. Его приход в «Татспиртпром», несомненно, был большой находкой. Сегодня предприятие — крупнейший производитель алкоголя. Строительство пивоваренного завода, которое состоялось при нем, — очень креативный и непростой шаг в это сложное время. Ведь на пивоваренном рынке существует весьма большая конкуренция. И вроде бы это у него получилось.

Как будет в дальнейшем развиваться «Татспиртпром» — посмотрим. Но думаю, что не очень просто. Потеря Миннахметова и его команды для компании все-таки будет большой потерей. А что касается его лично, то те направления бизнеса, которые у него были, он их не потерял и, наверное, займется ими вплотную сейчас. Желаю ему только удачи.


Вячеслав Зубарев — генеральный директор ООО УК «ТрансТехСервис»:

— Считаю, что Ирек Миннахметов успешно поработал. Видно, что идет активное развитие «Татспиртпрома»: Ирек — молодой, перспективный, но уже профессиональный руководитель. Возможно, он и руководство республики решили, что это уже пройденный этап, он успешно завершен и можно переходить на какую-то другую работу. Я не знаю, к сожалению, куда и как. Но думаю, что это будет серьезный участок, потому что он себя зарекомендовал как хороший управленец со всех сторон.


Шамиль Агеев — председатель ТПП РТ:

— Ну а что? Поработал! Что-то получилось, что-то нет. Надо было больше производством заниматься, а он занимался… Контракт выполнен. Вообще, это боевой, интересный человек, который свою линию провел. Это талантливый человек, и, по-моему, «Татспиртпром» даже немножко не его — у него диапазон шире. После ухода из «Татспиртпрома» он может заниматься чем угодно: Миннахметов — очень сильный организатор.


Айрат Гарипов — ресторатор Top Hop, Leuven, «Чизерия»:

— Мы познакомились с Иреком относительно недавно, после запуска пивного завода «Белый Кремль». Продукция «Татспиртпрома», включая «Белый Кремль», представлена и реализуется в наших заведениях. При Иреке Миннахметове продукция «Татспиртпрома» вышла на новые количественные и качественные показатели, получив широкое распространение на рынке Татарстана и за его пределами. Он внедрил инновационные технологии в пивоварении и построил современный завод со стабильным качеством продукции. С его подходом и отношением к работе, уверен, он покорит новые горизонты и вершины. 

«Команда Миннахметова, его люди — ведь он же пришел не из алкогольной сферы — фактически сделали из региональной компании, мощную организацию» «Команда Миннахметова, его люди (ведь он же пришел не из алкогольной сферы) фактически сделали из региональной компании мощную организацию» Фото: prav.tatarstan.ru

«ДО МИННАХМЕТОВА «ТАТСПИРТПРОМ» КОНТРОЛИРОВАЛ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТАТАРСТАН — А ТЕПЕРЬ ЭТО ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ»

Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:

— Позиции «Татспиртпрома» за пять лет изменились триумфально. Другого слова я даже не подберу! Команда Миннахметова, его люди (ведь он же пришел не из алкогольной сферы) фактически сделали из региональной компании мощную организацию. Половина продукции сегодня продается за пределами республики. До этого «Татспиртпром» контролировал исключительно татарский рынок водки и половину продукции разливал для сторонних организаций, а сегодня это федеральная компания. Продукция вошла в ассортимент практически всех крупных сетей России, развивается экспортная программа, запущен проект по производству пива. Да, он небыстрый… Из узкорегиональной компании «Татспиртпром» превратился в мощный межрегиональный производственный холдинг, известный практически во всех регионах. Я считаю, что компания на подъеме, он [Миннахметов] достиг очень больших высот.


Павел Шапкин — глава центра алкогольной политики РФ:

— Я считаю, что это выдающийся менеджер, один из лучших в стране. Мне не совсем понятно, почему он уходит, я воспринимаю это с сожалением. На данный момент «Татспиртпром» — крупнейшее объединение, которое производит больше всех остальных. Построен пивзавод — это, на мой взгляд, удачный проект, вложения, которые должны отбиться в ближайшее время.

В этой ситуации новому руководству нужно только брать приобретенный опыт и хотя бы удержать достигнутые позиции. Есть такая пословица: прямое править — испортить! Как раз подходит в данном случае.