Начинал составлять рейтинги деловой активности районов Татарстана еще прежний бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, отчего рейтинг получил неформальное название — «индекс Нагуманова» Начинал составлять рейтинги деловой активности районов Татарстана еще прежний бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, отчего рейтинг получил неформальное название — «индекс Нагуманова» Фото: «БИЗНЕС Online»

ГЛАВНЫЕ ТОЧКИ РОСТА ПОД КАЗАНЬЮ

«Мы хотим изменить отношение к предпринимателю, его проблемам», — заявил сегодня президент РТ Рустам Минниханов, открывая 13-е по счету заседание совета по предпринимательству. Одной из главных тем на повестке заседания стал свежий, третий по счету рейтинг деловой активности районов Татарстана, представляющий собой результаты исследования настроений бизнеса в муниципалитетах.

Затеял проект еще прежний бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов. Летом он возглавил Альметьевский район, но дело его живет. И сегодня этот рейтинг представляла протеже Тимура Дмитриевича, и. о. бизнес-омбудсмена РТ Венера Камалова, которая, похоже, всерьез нацелилась стать полноправной преемницей своего шефа. «В этом году мы реализуем большой проект — создание системы управления деловой активностью в муниципальных районах республики, — заявила она. — Что это такое? Логическое продолжение работы по исследованию делового климата в районах, цель которой — не только увидеть проблему, но и выработать предложения по их решению».

По ее сведениям, в республике 145,7 тыс. человек занимаются бизнесом, который сконцентрирован в основном в 6 крупных городах. Доля Казани — 48%, Набережных Челнов — 16%. По сравнению с прошлым годом число предпринимателей в РТ выросло на 1,3%. Правда, в переводе на русский язык это выглядит так, что за год открылось 36 373 бизнеса, а закрылось чуть меньше — 34 208.


За последние три года больше фирм открывается, чем закрывается, в Кайбицком (+19%) и пристоличных Верхнеуслонском, Высокогорском, Лаишевском и Пестречинском районах (по плюс 14%). Последние и вовсе впереди планеты всей за прошедший год. Напротив, перевес в пользу закрытых бизнесов наблюдается в Ютазинском (минус 11%), Спасском (минус 7,7%) и Новошешминском районах (минус 5%). А если рассматривать динамику за минувший год, сюда можно приписывать и Азнакаевский.

«Видно, что динамика неравномерна. Есть районы с явно положительной и явно отрицательной динамикой за три года, — заметила Камалова. — Ну другой тепловой карте видно, что самый большой прирост в районах вокруг Казани. Это характерно, но мы видим и другие очаги зеленых зон. И подобное значит, что условия могут быть созданы вопреки центростремительным тенденциям».

Нажмите, чтобы увеличить

«НЕГАТИВНАЯ БИЗНЕС-СТАБИЛЬНОСТЬ»

Как следует из материалов исследования, замер делового климата проводился в период с июня по сентябрь 2019 года, как и прежде, путем телефонного опроса и онлайн-анкетирования предпринимателей через мобильное приложение «Услуги РТ». Методология, разработанная Magram Research, осталась неизменной.  В прошлом году охват составлял 8,1 тыс. предпринимателей, на этот раз он расширился вдвое — до 16 тыс. опрошенных субъектов МСП: по 100 предпринимателей в каждом районе, плюс по 250 в Казани и Набережных Челнах. Однако Камалова отметила, что для анализа использовалось лишь 4,8 тыс. анкет, сбалансированных по выборке и верифицированных (подлинность проверяли сотрудники аппарата бизнес-омбудсмена). Впрочем, доверия к результатам это вряд ли добавляет, ведь и сам опрос команда омбудсмена проводила силами собственного кол-центра, без привлечения профессиональных социологических компаний, дорожащих своим именем. При этом у 91% опрошенных оборот бизнеса не превышает 60 млн рублей, у 7% — 60–400 млн рублей, свыше 400 млн рублей — у 1% респондентов.

«Мы спрашивали предпринимателей из всех районов Татарстана, что, по их оценке, произошло с их выручкой и прибылью, нанимали ли они персонал, планируют ли инвестиции и привлечение заемных средств. Кроме того, мы узнавали, как они в целом оценивают ситуацию и что им мешает развивать бизнес. Индекс — это расчетный показатель, который рассчитывает баланс положительных и отрицательных оценок», — пояснила Камалова.

Если индекс меньше 45 пунктов — это значит, что в районе наблюдается падение деловой активности и общее ухудшение делового климата. Если показатель больше 50, значит, в муниципалитете растет деловая активность, улучшается деловой климат, в общем-то все в шоколаде. Все, что между 45 и 50, авторы исследования назвали стабильностью. Именно в эту категорию угодил средний индекс по республике, который составил 43,1 пункта, слегка снизившись по сравнению с показателем 2018 года — 43,3. При этом в 2017-м тот же индекс составлял 47,3 пункта, так что тенденция налицо.

«Один из первых вопросов, который мы задавали: „Как вы считаете, за последние 6 месяцев условия ведения вашего бизнеса улучшились или ухудшились?“ В целом по республике в прошлом году 52 процента респондентов ответили, что условия ухудшились. В этом году оценка предпринимателей значительно лучше — мы получили только 44 процента предпринимателей с негативной», — пыталась сгладить острые углы рейтинга докладчица. При этом в Казани и Челнах пессимистов больше всего — 60%. Почти столько же — в Азнакаевском (59%) и Ютазинском районах (56%).

Отраслевой индекс ожиданий бизнеса продемонстрировал следующее: стабильнее всего себя чувствует производство (при высокой потребности в финансах и готовности к инвестициям), хуже — торговля (страдает от снижения покупательской способности населения и высокой конкуренции со стороны крупных сетей).

САРМАНОВО И БАЛТАСИ РЕЗКО ПОДТЯНУЛИСЬ, А КАЗАНЬ И АТНЯ ПРОБИВАЮТ ДНО

В отличие от прошлогоднего рейтинга деловой активности, на этот раз авторы исследования решили разделить районы и 6 крупных городов. «Крупные города наиболее подвержены влиянию макроэкономических факторов. Деловая активность падает в Казани и Набережных Челнах, в соответствии с федеральным трендом», — отметили авторы.

Только три района Татарстана из 45 могут похвастаться ростом показателей — там индекс выше 50. В их числе Сармановский (52,8), Балтасинский (52) и Тюлячинский (51,6). При этом двое из них еще год назад едва дотягивали до уровня нейтрального бизнес-климата. По всей видимости, руководство Сарманово и Балтасей что-то предприняло — и районы подтянулись в рейтинге: плюс 15,2 и 11,3 соответственно. Главе Сармановского района Фариту Хуснуллину и главе Балтасинского района Рамилю Нутфуллину уж точно не пришлось краснеть сегодня перед Миннихановым. Пожинали лавры также и главы Бавлинского (прирост индекса на 8,5 пункта), Алексеевского (плюс 7,5), Сабинского (плюс 7,1), Мензелинского (плюс 6,9), Черемшанского ( плюс 6), Мамадышского (плюс 5,8) районов и т. д. С учетом прироста пятерка самых благоприятных для бизнеса муниципалитетов сегодня выглядит так: Сармановский, Балтасинский, Тюлячинский, Лаишевский и Сабинский.

На этом фоне нельзя не упомянуть те муниципалитеты, где, по версии составителей рейтинга, предпринимателям приходится куда менее сладко. В пятерку районов с индексом ниже 40 вошли Кайбицкий (39,2), Азнакаевский (38,2), Апастовский (37,3), Лениногорский (36,8) и Атнинский (35,5). Последний так вообще скатился сразу на 16,4 пункта вниз по сравнению с прошлогодним замером, возглавив антирейтинг деловой активности, а раньше там был настоящий рай для бизнеса. Главе района Габдулхату Хакимову тут явно не позавидуешь. Впрочем, даже в столице РТ индекс деловой активности опустился с и так низких 42,2 до 33,3 пункта. Не отстают Кайбицкий (39,2, снижение на 8,8), Нижнекамский (40,2, снижение на 7,7) районы и Набережные Челны (36,2, снижение на 7,1). «Крупные города — это точки для входа федеральных сетей и инвестиций. И побочный эффект от таких вложений — это агрессивная бизнес-среда», — пояснила Камалова. В целом пятерка же самых отстающих по индексу деловой активности муниципалитетов выглядит следующим образом: Казань, Атнинский район, Челны, Лениногорский район (36,8) и Апастовский (37,3), которому из ямы не помогло выбраться сравнительное потепление делового климата (прирост показателя на 1 пункт).

Не лучше выглядит ситуация, если рассматривать ее в разрезе крупных городов. На верхней строчке там разместился Зеленодольск (41,2, прирост на 1,1 пункта), далее следуют Альметьевск (40,4, снижение на 0,2), Елабуга (40,3, снижение на 6,9), а затем — уже известные Нижнекамск, Челны и Казань.

МЕНЬШЕ ПРОВЕРОК НАЛОГОВОЙ НА ФОНЕ РАСТУЩИХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ

Авторы рейтинга составили еще и список основных проблем бизнеса, причем в динамике, сравнив 2017 и 2019 годы. Оказалось, что сегодня сложности сбыта продукции, получения финансирования, несовершенство законодательства и регулирования интересуют предпринимателей куда в меньшей степени, нежели двумя годами ранее.

Но при этом все так же высока напряженка с кадрами. И, что еще печальнее, республике так и не удалось продвинуться в снятии административных барьеров: если в 2017-м об этой беде высказывались 29% опрошенных, то в текущем году — 31%. «Подобное может быть следствием стремительных нововведений. Предприниматели относят к административных барьерам любые непрогнозируемые правила игры», — объясняла Камалова.

Нажмите, чтобы увеличить

«Предприниматели не ощущают усилий власти к развитию бизнес-среды», — продолжила она. По ее словам, сегодня 70% бизнесменов, указавших на существование админбарьеров, считают, что самая главная причина в том, что недостаточно усилий со стороны власти. 52% заявили, что им все еще не дают покоя частые проверки, 46% пожаловались на несоразмерно высокие штрафы за нарушения, а 39% чувствуют избирательное или неравное отношение властей к предпринимателям.

Немало и тех, кто сетует на неразвитость деловой инфраструктуры. Из них 93% пожаловались на высокую стоимость аренды, 67% — на высокие тарифы на коммунальные услуги, 64% — на сложности при получении финподдержки, 52% — на недостаток юридической и информационной поддержки, 47% — на трудности при получении положенных бизнесу госуслуг.

Как и в прошлом году, команда бизнес-омбудсмена не стала обнародовать первичные данные опросов, которые позволили бы понять, где местная власть больше всего кошмарит бизнес и требует взятки. Сегодня на заседании совета представили только ответы предпринимателей на один из довольно нейтральных вопросов: «Проводились ли у вас проверки за последний год?» Их число снизилось с 59% до 46%. При этом наблюдается сокращение числа проверок со стороны налоговой, Роспотребнадзора, экологов, но на том же уровне Госпожнадзор.

Минниханов оказался не вполне удовлетворен услышанным анализом деловой активности районов РТ от Камаловой, посоветовав сделать его «более глубоким»Фото: metshin.ru

«НЕ НАДО ПРОВОДИТЬ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ [относительно того], КТО ТАМ ПОЗВОЛИЛ СЕБЕ ЧТО-ТО СКАЗАТЬ»

Минниханов оказался не вполне удовлетворен услышанным анализом деловой активности районов РТ от Камаловой, посоветовав сделать его «более глубоким».

«Деловая активность — это важный фактор, но нужно видеть всю картину полностью. Нам важно знать, как изменилось количество рабочих мест, как трансформировалась выработка на одного работающего, какая эффективность [работы предприятий], какая у них доходность, какая зарплата, сколько они (эти предприятияприм. ред.) занимают в [структуре] нашей экономики, какие результаты дают новые наши подходы в части продвижения предпринимателей через федеральную торговую площадку», — заявил президент, поручая впредь готовить подобные исследования совместно с минэкономики РТ.

Такой поворот, конечно, выглядит как ослабление позиций бизнес-омбудсмена в пользу министра экономики РТ Фарида Абдулганиева — развитие МСБ в правительстве курирует именно он. Кроме того, у минэкономики РТ давно есть свой рейтинг социально-экономического развития районов, так что индекс деловой активности вполне может быть низведен до одного из столбцов в этом мониторинге.

Минниханов отметил, что, хотя в ходе опросов было изучено мнение большого количества предпринимателей (4,8 тыс. анкет), в целом в РТ их гораздо больше, так что выводы бизнесменов могут бы необъективными по отношению к тем территориям, на которых они работают.

«Хотя подобное важно. Если мы не слышим, не умеем работать с предпринимателями, раз в наш адрес идут такие замечания, значит, на местах на это внимания не обратили», — тут же добавил президент РТ.

Он попросил глав взять результаты опросов себе на заметку, не пытаться искать возмутителей спокойствия, а попробовать решить проблему, о которых заявляют бизнесмены.

«Нормально надо относиться к такой критике, не нужно проводить следственные действия [относительно того], кто там позволил себе что-то сказать. Если мы будем блокировать позицию людей, то никогда объективную картину не увидим. Мы получили информацию, и наша задача — быть более прозрачными и дать ответы на эти запросы», — советовал президент РТ.

«КАКОЙ БЫЛА МЕТОДОЛОГИЯ, ТАКОЙ И ОСТАНЕТСЯ. НАСТРОЕНИЕ БИЗНЕСА НАДО МЕРИТЬ»

Несколько позже, уже в кулуарах совета по предпринимательству, Камалова в ответ на прозвучавшую критику Минниханова отметила, что рейтинг каким был, таким и останется. «Какой была методология, такой и останется. Настроение бизнеса надо мерить, но, кроме того, необходимо понимать, от чего оно зависит. И здесь надо устанавливать причинно-следственную связь», — сказала она. 

По словам и. о. бизнес-омбудсмена, президент РТ дал поручение глубоко исследовать объективные показатели финансовой деятельности предпринимателей, чтобы увидеть корреляцию, в том числе и с настроениями у бизнеса.

«Когда поступило поручение президента, то я стала собирать сведения по финансовым показателям. Сейчас большие массивы информации содержатся в налоговой, в „Татарстанстате“, корпорации МСП. Но нигде совершенно точных данных мы достать не смогли — из разных источников сведения не стыкуются», — рассказала Камалова, добавив, что для получения более достоверной информации в аппарате бизнес-омбудсмена начали использовать технологию обработки больших массивов данных big data.

«Например, в своем выступлении я привела сведения налоговой службы о том, что в 2017 году выручка и прибыль малого и среднего бизнеса Татарстана выросли, это объективные данные, но, по опросам самих предпринимателей, выручка падает. Что подобное означает? Я считаю, что это свидетельствует о жестком налоговом администрировании», — сказала и. о. бизнес-омбудсмена. По ее мнению, в жестком налоговом администрировании нет ничего плохого, но «бизнесу надо объяснять, для чего это делается, что происходит».

«Наш институт настаивает на том, чтобы в том случае, если правила игры меняются, встречаться с предпринимателями, объяснять, может быть, даже усиливать эту работу. Если бизнес понимает причины и цели нововведений, он не сопротивляется изменениям», — считает Камалова.