«Он значительную часть своих предвыборных обещаний мог выполнить без всякой Рады», — уверены политологи, отслеживающие результаты выборов в Верховную раду Украины. Президентская партия «Слуга народа» берет большинство в украинском парламенте. Ожидается, что это позволит Зеленскому провести свою кандидатуру премьера и обеспечить поддержку своих реформ. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что выбрать курс, не обидев какую-то часть избирателей, президенту будет крайне проблематично.
Выборы в Верховную раду обернулись практически полным триумфом для партии Владимира Зеленского «Слуга народа»
ЗЕЛЕНСКИЙ ПОЛУЧИЛ БОЛЬШИНСТВО В РАДЕ И НАЧАЛ ВЫСТРАИВАТЬ АЛЬЯНСЫ РАДИ ПОЛНОГО КОНТРОЛЯ
Выборы в Верховную раду обернулись практически полным триумфом для партии Владимира Зеленского «Слуга народа» — она лидирует как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. После обработки ЦИК 45% электронных протоколов партия президента набирает 42,34% голосов. Ближайший соперник, «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука, получил всего 12,81%. Третье место — у «Европейской солидарности» Петра Порошенко (8,68%), четвертое и пятое — у «Батькивщины» Юлии Тимошенко (8,07%) и «Голоса» Станислава Вакарчука (6,41%). Остальные партии 5-процентный барьер не преодолели.
Голосование проходило спокойно. Советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк сообщил, что значительных и грубых правонарушений не зафиксировано. ЦИК также заявил об отсутствии серьезных нарушений и признал выборы состоявшимися. Явка была 49,84%.
Результаты партии действующего президента Украины оказались значительнее скромнее, чем ранее предсказывали социологи. Так, по данным исследования группы «Рейтинг», представленного 17 июля 2019 года, «Слугу народа» поддерживали 49,5% избирателей, а за ОПЗЖ якобы были готовы голосовать всего 10,5% украинцев. Занижены оказались ожидания и для «Европейской солидарности» — партии Порошенко обещали 7,7%. «Батькивщине» сулили 6,9%, а «Голос» Вакарчука социологи оценили в 5,9% голосов.
По партийным спискам прошедшие в парламент партии получат 225 мандатов, еще 199 депутатов избираются в одномандатных округах. По предварительным данным, от одномандатников партия Зеленского может получить 122 места в Раде, а в мажоритарных округах — около 115. Партия Медведчука может рассчитывать на 43 мандата — 37 по спискам и еще 6 у одномандатников. Порошенко приведет в Раду только 27 своих депутатов. Еще 25 мест светит Тимошенко, у «Голоса» Вакарчука будет около 20 парламентариев.
Занижены были ожидания для «Европейской солидарности» — партии Порошенко обещали 7,7%
237 мест в Верховной раде — уверенная победа партии президента Украины (для создания правящей коалиции достаточно 226 депутатских мест), но этого мало для получения конституционного большинства (2/3 депутатов). Партии Зеленского потребуются союзники, и он, не дожидаясь окончательных результатов, пригласил партию «Голос» обсудить с ним возможность коалиции. При этом в президентской партии исключили возможность сотрудничества со всеми остальными политическими партиями.
«Мы не можем настаивать, но приглашаем господина Вакарчука на разговор, будем рассматривать коалицию в Раде с „Голосом“», — сказал президент Украины. Однако на то, может ли лидер «Голоса» возглавить новое правительство Украины, Зеленский ответил, что данный вопрос следует адресовать самому Вакарчуку. Рассуждая о кандидатуре премьера, президент Украины заметил, что это должен быть «профессиональный экономист» и «абсолютно независимый человек, который никогда не был ни премьер-министром, ни спикером, ни лидером какой-либо фракции».
«ЕМУ УДАСТСЯ СФОРМИРОВАТЬ БОЛЬШИНСТВО В РАДЕ, НО ОН НЕ ВЫПОЛНИТ НИ ОДНОГО СВОЕГО ПРЕДВЫБОРНОГО ОБЕЩАНИЯ»
Опрошенные эксперты «БИЗНЕС Online» сдержанно оценивают результаты прошедших выборов в Раду, отмечая, что для выполнения своих предвыборных обещаний Зеленскому и не нужна была смена депутатов. Для России это существенной роли не играет, уверены эксперты.
Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:
— Во-первых, Зеленский сам должен решать, с кем ему создавать коалицию, и это предопределит его политический выбор на будущее. Во-вторых, коалиции придется организовывать в любом случае. Наиболее безопасный для президента вариант — пытаться маневрировать между любыми политическими группами. Наиболее опасный вариант — создавать коалицию с Тимошенко, которая просто его «съест» в политическом смысле этого слова.
Говорить о том, что Зеленский выполнит свои обещания, в частности прекратит войну, тоже преждевременно. Пока он не давал шанса нам так думать. Украинский лидер занимается только попытками расставить своих людей и что-то контролировать. Это касается всего: и возвращения военных, и борьбы с коррупцией. Выборы в итоге могут что-то изменить на Украине, но, изменят ли, точно сказать нельзя. Главной задачей все политические силы на Украине ставят прекращение войны. Но воз и ныне там. По той простой причине, что государство управляется извне. США и Великобритании крайне выгодно поддержание вооруженного конфликта, потому они милитаризуют Украину всеми возможными способами. А на России эти выборы не отразятся никак — по понятным причинам. Наша страна выбрала свою линию поведения. Владимир Путин ожидает от Зеленского реальных действий, а не слов. Но пока этого нет.
«Наиболее опасный вариант — создавать коалицию с Тимошенко, которая просто его «съест» в политическом смысле этого слова»
Ростислав Ищенко — президент центра системного анализа и прогнозирования на Украине, обозреватель МИА «Россия сегодня»:
— Зеленский будет контролировать парламент тогда, когда там сложит большинство. Он уже сказал, что собирается сложить коалицию с Вакарчуком, вместе смогут собрать в пропорциональной части порядка 160 голосов, дальше надо будет добирать, докупать мажоритарщиков. Я не знаю, сколько они своих проведут, я не уверен, что много. Значит, президенту придется дальше самовыдвиженцев добирать, потому что он не хочет создавать коалицию с Тимошенко, а больше ему не с кем. Зеленский должен получить большинство, потому что, если он его не возьмет, ему придется распустить Раду и назначить новые парламентские выборы, а на них наберет значительно меньше голосов, чем на этих.
В итоге президенту удастся сформировать большинство в Раде, но он не выполнит ни одного своего предвыборного обещания, потому что не для этого избирался. Украинский лидер значительную часть своих предвыборных обещаний мог выполнить без всякой Рады. Например, организовать обмен военнопленными — для этого она не нужна, прекратить обстрел Донбасса, начать прямые переговоры с ним — тоже. У Зеленского достаточно полномочий, чтобы половину, а то и 70 процентов своих предвыборных обещаний выполнить без всякой Рады. Эти выборы ничего не меняют, кроме того, что решается, какие олигархи, в каком порядке и под чьим главенством будут грабить страну.
Владимир Корнилов — директор центра евразийских исследований, политолог, публицист:
— Учитывая, что сейчас, по различным прикидкам, у Зеленского получается 120–125 мест по пропорционалке, 100 — по мажоритарке и что к нему примкнут некоторые самовыдвиженцы, шедшие как беспартийные, то для него не проблема сформировать простое большинство в Верховной раде. Для этого нужно минимум 226 мест. Но для оперативного управления Радой президенту удобно будет с кем-то блокироваться, с какой-нибудь небольшой фракцией вроде «Голоса» или блока Тимошенко. Однако может быть и ситуативное большинство — и ему не придется формировать коалицию.
Что касается обмена пленными, это можно выполнить и без большинства в парламенте, никто Зеленскому не мешал так делать до выборов. В конце концов, рано или поздно пленными будем меняться, благодаря ему или вопреки его позиции, но львиную долю обещаний он забудет моментально после этих выборов. Например, обещания президента о тарифах (его советники уже сказали, что это он так пошутил, когда говорил о снижении тарифов) и прочих социальных благах, которые должны были обрушиться на украинцев, — все это будет забыто при первых же переговорах с Международным валютным фондом, а он выставил четкие критерии, подписан меморандум, я подчеркну, между Украиной и МВФ по этому поводу. В частности, о повышении тех самых тарифов, которые украинский лидер обещал снижать. То есть перед выборами уменьшили на чуток тарифы, но, смею вас заверить, к осени они поднимутся.
А вот что касается борьбы с коррупцией, я считаю, тут значительную часть обещаний Зеленский выполнит, правда, борясь с коррупцией периода Порошенко. Там первый будет жечь глаголом, хватать бывших чиновников из команды бывшего президента — новому нужно будет принять какие-то меры. Но на коррупцию своей команды или команды Игоря Коломойского все закроют глаза.
Надеяться на улучшение отношений с Россией можно. Я очень надеюсь, что в конечном итоге придет понимание и к Зеленскому, и к его довольно прагматичному хозяину Коломойскому, что худой мир лучше доброй ссоры. Но это только надежды, пока ничем не подкрепленные, никакими практическими шагами. Мы видим, как жестко обстреливают украинские войска ЛНР и ДНР после прихода Зеленского, хотя опять-таки ему не нужно было добиваться большинства в Раде, чтобы как верховному главнокомандующему отдать приказ прекратить огонь. Вот сейчас врачи борются за жизнь трехлетней девочки в Луганске после того, как она была тяжело ранена в голову в ту пятницу, за несколько часов до наступления так называемого хлебного перемирия. Вот это то, что практически делает украинская власть, подчеркну, уже Зеленского.
«ЗЕЛЕНСКОМУ НЕ ТАК СВЯЗЫВАЛО РУКИ Неимение БОЛЬШИНСТВА В РАДЕ, КАК САМА ПО СЕБЕ ПРЕДВЫБОРНАЯ СИТУАЦИЯ И ОТСУТСТВИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА»
Алексей Макаркин — эксперт центра политических технологий:
— Судя по цифрам, президент контролирует парламент. У первого совершенно оглушительная победа в Киеве и во многих других регионах Украины. То есть он может сформировать однопартийное большинство в Раде и однопартийное правительство. Есть выбор. Или самому рулить, или, как Зеленский вчера сказал, он готов говорить о коалиции с партией «Голос» Вакарчука. Для большинства она не нужна, единственное, для чего может пригодиться — для разделения ответственности, потому что оглушительная победа — это и большая ответственность. Избиратели дали такой большой аванс украинскому лидеру, что возникает вопрос: справится ли он? Фактически все зависит от него. Если Зеленский решит создать коалицию с Вакарчуком для большей представительности и для того, чтобы не возглавить всю ответственность только на свою партию, то первый это станет делать на своих условиях. Все разговоры о том, что ему надо будет с другими политическими силами согласовывать кандидатуру премьер-министра, уже более неактуальны, претензии Тимошенко на премьерство — тоже. Вот два варианта, которые у президента есть.
Что касается предвыборных обещаний, то какие-то из них он выполнит. Там есть набор законов. Например, о снятии и неприкосновенности с депутатов. Очень популярный законопроект и об импичменте президента. Зеленский демонстративно хотел бы его внести, чтобы показать, что он готов и к такому сценарию. Обещает назначить нового генерального прокурора и наказать соратников Порошенко, обвиняемых в коррупции. Будет рассматриваться возможность люстрации. Но этот вопрос непростой. Если автоматически люстрировать всех порошенковских министров, то в данном списке может оказаться и экс-министр финансов Александр Данилюк, которого Зеленский назначил секретарем совета национальной безопасности и обороны и который является одним из возможных кандидатов на пост премьер-министра, или, например, Айварас Абромавичус, бывший министр экономики и еще один кандидат в премьеры. Поэтому, я думаю, в связи с этим люстрация все-таки вряд ли произойдет. Но уголовные дела могут быть открыты, и их может оказаться достаточно много. У президента сейчас такая общественная поддержка, что это вполне возможно. Что касается победы над коррупцией в целом, то тут уже вопросов больше. Будет ли это действительно попытка ликвидировать коррупцию на Украине или разобраться с Порошенко, что может быть выгодно Коломойскому. Что будет? Борьба с коррупцией или борьба внутри олигархического сообщества? Это вопрос. Не произойдет ли просто перераспределение в пользу других игроков, которые при Порошенко оказались ослаблены, а Коломойский вынужден был эмигрировать.
Если говорить об улучшении социально-экономической ситуации, то здесь такая проблема. Стране приходится действовать в рамках того бюджета, который есть, и еще расплачиваться по кредиту. Были предположения, что Зеленский может объявить дефолт Украины. Но его команда заявляет, что она будет продолжать сотрудничать с МВФ, а это достаточно жесткая социально-экономическая политика. Удастся ли достичь какого-то прорыва, пока сказать сложно. Тем более в окружении президента витают разные идеи популистского характера. Например, освободить от уплаты за коммунальные услуги людей старше 70 лет. Но откуда взять средства? И насчет войны. Зеленский в ходе кампании прошел по грани. Он сделал так, что, с одной стороны, пророссийский избиратель воспринял его как своего: говорил по-русски, выступал против жесткой украинизации и тем самым привлек симпатии. На юго-востоке не смог победить только в Донецкой и Луганской областях, во всех остальных регионах юго-востока выиграл. С другой стороны, украинский лидер подчеркивал свой патриотизм, что не признает Крым российским, что не пойдет на уступки по Донбассу и что не будет никакой федерализации Украины. Теперь вопрос в том, какую позицию Зеленский займет по Востоку, потому что в ходе предвыборной кампании он мог исходить из того, что у него отсутствуют достаточные полномочия, чтобы вести политику. Теперь они есть и нельзя уже ни на кого жаловаться. Придется какой-то курс выбирать, а значит, потерять некоторую часть избирателей.
По поводу отношений с Россией тоже есть проблемы. РФ всячески подчеркивает, что она заинтересована в качестве посредника Медведчука, а Зеленский и его команда дают понять, что тот для них фигура неприемлемая. И возникает вопрос: кто будет посредником?
Василий Стоякин — директор центра политического маркетинга Украины, политтехнолог, политолог:
— Сам по себе результат «Слуги народа» в пропорциональной части был вполне предсказуем и соответствовал ожиданиям и социологическим данным. А вот в мажоритарке проводятся процессы интересные: судя по всему, у Зеленского появляется возможность сформировать однопартийное большинство, потому что, по предварительным данным, в Раду проходят очень много мажоритарщиков от «Слуги народа». Он уже обещал Вакарчуку, так что коалиция с «Голосом», скорее всего, будет независимо от того, нужна она президенту или нет. Просто Вакарчук — очень удобный партнер по коалиции: даже если у Зеленского окажется простое большинство, участие первого придаст этой коалиции стабильность. Обычно ведь проблема бывает в том, что если чуть больше 226 голосов, то отсутствие нескольких парламентариев по банальным житейским причинам ставит под вопрос состоятельность коалиции. То есть, чем больше, тем лучше.
Зеленскому не так связывало руки неимение большинства в Раде, как сама по себе предвыборная ситуация и отсутствие правительства. Пока шли выборы, президент должен был действовать с оглядкой, чтобы не обидеть какую-то часть своих избирателей, которые у него очень разные по своим симпатиям и взглядам. Поэтому он должен был подавать сигналы как позитивные (мол, мы договоримся с Россией и прекратим войну в Донбассе), так и негативные (никаких уступок Москве делать не будем). Эта ситуация никуда не делась, она соответствует настроениям украинского общества, которое хочет прекратить войну, но не намерено идти на уступки. Сейчас у президента есть возможность мнение народа по этому вопросу игнорировать: выборы прошли, большинство получено — все свободны.
Второй момент связан с чисто технологическими вопросами организации государственной власти. Правительство у нас формируется парламентом. Назначить министров, даже тех, кто относится к президентской квоте, может только парламент. Если говорить конкретно о вопросах выполнения минских соглашений, то президенту нужно иметь своего министра иностранных дел и министра обороны. А при нынешнем составе парламента этого сделать было невозможно. Сейчас у Зеленского есть большинство, которое послушно проголосует за кандидатуры президента. Какой вид примет его политика в Донбассе после этого — никто пока не знает. Он не настроен на то, чтобы выполнять минские соглашения. Но при этом у украинского лидера есть возможность их осуществлять, в отличие от Порошенко. Так что «будем посмотреть».
Ситуация, связанная с общественными настроениями на Украине, противоречива. Насколько сам президент себя чувствует свободным от этих настроений — неизвестно. Мне представляется, что он от них сильно зависит. Зеленский — человек авторитарного типа, и как всякий такой гражданин он ориентирован на запросы общества. Украинский лидер опирается на весь народ в обход политической элиты. Тем более у него статус такой: он вообще новый человек в политике, несистемный. Чиновничество Зеленского откровенно игнорирует и даже ему хамит напрямую. В этой ситуации у него нет другого варианта как опираться на все общество и принимать ближе к сведению общественное мнение, а особенность последнего в том, что люди, с одной стороны, против войны, а с другой — против уступок.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 94
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.