Столица Татарстана подала заявку на проведение матча за Суперкубок Европы в 2022 или 2023 году. Встреча между победителем Лиги чемпионов и Лиги Европы раньше никогда не проходила в России. Поддержку Казани уже оказал руководитель РФС Александр Дюков, а президент республики Рустам Минниханов в июне провел встречу с министром спорта РФ Павлом Колобковым. Игра — по опыту прошлых суперкубков — может принести городу в районе 5 млн евро, не говоря уже о международном престиже.
Александр Дюков: «РФС принял решение поддержать инициативу руководства Республики Татарстан. У города большой опыт проведения крупнейших международных соревнований»
В ДЕКАБРЕ ТАТАРСТАН ПОДДЕРЖАЛ ДЮКОВА. ТЕПЕРЬ ОН ПОДДЕРЖАЛ КАЗАНЬ
Президент Российского футбольного союза (РФС) Александр Дюков сообщил, что Казань подала заявку на проведение матча за Суперкубок УЕФА – 2022 и 2023. «Бюро исполкома РФС приняло решение поддержать инициативу руководства Республики Татарстан. У города большой опыт проведения крупнейших международных соревнований. Убежден, что в случае положительного решения со стороны УЕФА Казань достойно проведет Суперкубок с участием сильнейших европейских клубов», — отметил президент РФС.
Дюков — генеральный директор «Газпром нефти» и экс-глава «Сибура» — возглавил Российский футбольный союз в феврале 2019 года. Напомним, что вице-премьер РФ Виталий Мутко приостановил деятельность в организации в декабре 2017-го, а еще через год объявил об уходе. Первым кандидатуру Дюкова на освободившийся пост президента РФС выдвинула именно федерация футбола Татарстана, опередив даже «Зенит», в котором Александр Валерьевич на тот момент возглавлял совет директоров. Так что поддержку в заявке на Суперкубок можно считать ответным жестом со стороны президента.
«Мы много контактируем с Дюковым. За него говорит то, что он футбольный человек и прекрасный менеджер. Немаловажно, что это человек, который умеет распоряжаться финансовыми потоками. У нас как: или бизнесмен, или любит футбол, а тут и то и другое», — говорил в интервью «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Рубина» Рустем Сайманов.
В целом кажется, что между Дюковым и первыми лицами Татарстана завязались не только партнерские, но и дружеские отношения. В апреле Александр Валерьевич наряду с президентом ЦСКА Евгением Гинером приехал в Казань на 50-летний юбилей Ильсура Метшина. Мэр города позвал на праздник знакомых по временам президентства в «Рубине». Не исключено, что тогда и появилась идея проведения в татарстанской столице матча за Суперкубок. Официальный представитель казанского Кремля Лилия Галимова рассказала, что о Суперкубке зашла речь во время встречи президента РТ Рустама Минниханова и министра спорта России Павла Колобкова 19 июня.
Суперкубок — возможность для Казани решить «творческий кризис», с которым город столкнулся после Универсиады, ЧМ по плаванию и ЧМ по футболу. Топовых турниров не осталось
В мэрии города на наш запрос ответили, что приветствуют любое крупное международное соревнование в Казани, и напомнили про опыт проведения ЧМ-2018. «Джанни Инфантино лично приезжал в исполком столицы РТ и поблагодарил население за проделанную работу, — отметили в пресс-службе мэрии. — У нас есть опыт проведения турниров, и мы хотим привлекать новые соревнования, чтобы продолжать менять облик города».
Россия также претендует и на проведение финала Лиги чемпионов – 2021 (ЛЧ). Заявку подал Санкт-Петербург, и у него единственный соперник — немецкий Мюнхен. Окончательное решение примут 24 сентября 2019 года. Учитывая, что «Газпром» — один из ключевых спонсоров УЕФА, а Дюков — топовый менеджер компании, у «Зенит-Арены» есть все шансы получить право на финал ЛЧ. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил, что в случае победы Питера шансы на Суперкубок в Казани резко упадут. Одной стране не доверят сразу два крупных события с небольшим интервалом.
Планы на Суперкубок и финал ЛЧ показывают, что 51-летний Дюков активно начал свою деятельность в Российском футбольном союзе. Ранее он создал попечительский совет РФС, в который вошли крупнейшие бизнесмены. Задача совета — привлечение частного бизнеса в российский футбол. В апреле Александр Валерьевич подписал новый договор о сотрудничестве с компанией «Новатэк», который рассчитан до 2021 года, а недавно официальными партнерами РФС стали Газпромбанк и РЖД, которые выделят средства на развитие детско-юношеского футбола.
Россия также претендует и на проведение финала Лиги чемпионов – 2021. Заявку подал Санкт-Петербург. Если Северная столица не выиграет, то шансы Казани на Суперкубок могут увеличиться, и наоборот
КАКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ КАЗАНЬ СМОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ОТ СУПЕРКУБКА?
По данным УЕФА, 60% билетов на Суперкубок распределяются между болельщиками играющих команд. Небольшой процент отведен высокопоставленным гостям. Остальные места УЕФА реализует через онлайн-продажи. Стоимость билетов на прошлый Суперкубок варьировалась от 50 евро до 130 евро (3550–9230 рублей). Тогда в Таллин приехали около 10 тыс. гостей, которые, по подсчетам эстонского управления по туризму, потратили 5 млн евро. Напомним, что билеты на матчи ЧМ-2018 в Казани стоили от 1 280 до 21 900 рублей — в зависимости от категории билетов и стадии турнира.
На организацию Суперкубка Таллин потратил 7 млн евро. «Это того стоило, однозначно», — уверен президент Эстонского футбольного союза Айвар Похлак.
5 млн выделило государство, 2 млн — местная федерация футбола. Все деньги ушли на реконструкцию стадиона и увеличение его вместимости с 10 тыс. до 15 тыс. человек. На «Казань Арене» вряд ли будут такие масштабные работы. Главное — соответствовать требованиям УЕФА по газону. С этим у арены не было проблем при проведении даже таких статусных турниров, как Кубок конфедераций и чемпионат мира.
Есть и пример из Тбилиси, который проводил Суперкубок в 2015 году. Исследователь Георгий Брегадзе в работе об эффекте Суперкубка УЕФА на экономику Грузии пришел к выводу, что турнир принес стране около 5,6 млн евро при вместимости стадиона в 51 тыс. зрителей. И это притом, что на подготовку было выделено всего 300 тыс. евро.
Стоимость билетов на прошлый Суперкубок варьировалась от 50 евро до 130 евро (3550–9230 рублей). Напомним, билеты на матчи ЧМ-2018 в Казани стоили от 1 280 до 21 900 рублей
Призовые в Суперкубке скромнее, чем в Лиге чемпионов и Лиге Европы. За участие в матче команды получат от УЕФА по 3,5 млн, а победитель заработает еще 1 миллион. Тем не менее в Суперкубке все равно играют топ-клубы. Лучшие из лучших. Для них это хороший шанс добыть еще немного призовых и утвердить свой статус.
СУПЕРКУБОК ПРИДУМАЛА ГАЗЕТА, А МАТЧИ ПРОХОДЯТ В НЕФУТБОЛЬНЫХ СТРАНАХ
Суперкубок УЕФА был основан в 1972 году голландской газетой De Telegraaf. Нидерланды хотели обозначить свой статус в европейском футболе, но в год первого розыгрыша УЕФА даже не признала Суперкубок, финансировать его пришлось самой De Telegraaf.
До 1999-го турнир не имел стабильного формата, который есть сейчас. Ранее победитель определялся в двухматчевом противостоянии — дома и в гостях, из-за чего командам не всегда удавалось договариваться о сроках проведения игр, как это было в 1974 и 1981 годах. В 1998-м УЕФА надоели постоянные трудности с проведением турнира, ассоциация окончательно остановилась на одноматчевом формате на нейтральном поле. Выбрали стадион в Монако «Луи II». В 2012 году на матче между «Челси» и «Атлетико» (1:4) соревнования показали худшую посещаемость за 11 лет: пришли 14 тыс. человек при вместимости стадиона в 18 тысяч. Турнир обрел местечковый характер и стал казаться товарищеским, несмотря на официальный статус.
Тогда УЕФА решила использовать Суперкубок в политических целях расширения футбольных границ. Он стал проводиться в периферийных или полупериферийных футбольных странах, входящих в УЕФА. И такая политика распространилась на другие матчи. Например, прошедший финал Лиги Европы (второй по статусу турнир после ЛЧ) между «Челси» и «Арсеналом» состоялся в Азербайджане, несмотря на недовольство английских болельщиков.
Самому турниру сложно избавиться от статуса полутоварищеского. Он проходит перед началом сезона, в середине августа. Например, в 2017 году Криштиану Роналду не принимал участия в матче «Реала» и «МЮ»
Последние матчи Суперкубка проходили в Чехии, Уэльсе, Грузии, Норвегии, Македонии и Эстонии. В этом и следующем годах турнир состоится в более футбольных Турции и Португалии. Однако на 2021-й вновь претендуют периферийные Беларусь, Северная Ирландия и Финляндия. Россию уже вряд ли можно назвать периферийной футбольной страной. Но последним серьезным турниром клубного уровня был финал ЛЧ в Москве в 2008 году.
Самому Суперкубку сложно избавиться от статуса полутоварищеского. Он проходит перед началом сезона, в середине августа. В это время сами клубы еще не способны показать свой лучший футбол. В матче, как правило, задействованы лучшие игроки команды, но не всегда. Например, в 2017 году Криштиану Роналду не принимал участия в матче «Реала» и «МЮ», а в прошлом году действующий обладатель самой престижной футбольной награды «Золотой мяч» и лучший игрок ЧМ-2018 Лука Модрич в матче «Реала» и «Атлетико» вышел лишь на замену.
СОБЕРУТСЯ ЛИ ПОЛНЫЕ ТРИБУНЫ?
Два последних лета показали, что Казань может ходить на футбол. Три из шести матчей чемпионата мира по футболу – 2018 прошли при аншлаге, собрав по 42 873 человека. Остальные игры посетили не менее 41 тыс. человек. Годом ранее «Казань Арена» принимала матчи Кубка конфедераций, где тоже были десятки тысяч болельщиков. Стадион в таком виде ничем не отличался от лучших арен Европы.
Но «Рубину» о таком приходится только мечтать. 9 760 зрителей — такая средняя посещаемость игр казанского клуба в прошлом сезоне. Команда прозябает в середине таблицы премьер-лиги и еще не скоро окажется в еврокубках из-за бана УЕФА. На внутренний чемпионат зритель ходит неохотно. Относительно приемлемые цифры удается показать, когда в Казань приезжают «Спартак», ЦСКА, «Зенит».
9 760 зрителей — такая средняя посещаемость на игры «Рубина» в прошлом сезоне. Команда прозябает в середине таблицы премьер-лиги и еще не скоро окажется в еврокубках из-за бана УЕФА
Посещаемость, сравнимую с матчами ЧМ-2018, «Рубин» показывал в самом начале своего пути на «Казань Арене», когда людям было интересно оказаться на современном стадионе. Последний матч, за который казанцам не должно быть стыдно, прошел в 2015 году. На игру Лиги Европы с «Ливерпулем» пришли 41 585 зрителей. С тех пор жители города-миллионника, в котором играет двукратный чемпион России, по большей части игнорируют футбол.
Суперкубок — возможность для Казани решить «творческий кризис», с которым город столкнулся после Универсиады, ЧМ по плаванию и ЧМ по футболу. Топовых турниров не осталось, и звание спортивной столицы поддерживать труднее. Игры стран СНГ в этом не помогут. Единственным логичным шагом остается Олимпиада, которую России в силу политических причин вряд ли доверят в ближайшее время, а если и сделают это, то Казань может проиграть внутреннюю конкуренцию другому городу. Эту версию подтверждает недавняя ситуация с Европейскими играми: заявку столицы РТ не одобрили, вероятнее всего, из-за того, что вмешались планы Екатеринбурга на Универсиаду-2023. Выбирая между двумя городами, в федеральном министерстве спорта выбрали Екатеринбург, а не перенасыщенную в прошлом спортивными событиями Казань.
Минспорт РТ и дирекция спортивных и социальных проектов отказались комментировать «БИЗНЕС Online» заявку Казани. Также наша газета пыталась получить комментарии «Казань Арены», но на момент публикации материала ответа еще не последовало.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.