РАСЩЕПЛЕНИЕ ТАТАВТОДОРА, НАЛОГ НА ВЫСОКИЕ ЗАРПЛАТЫ, РОСНАНО ПОМОЖЕТ СТРОИТЕЛЯМ И НАСКОЛЬКО ВЫРАСТУТ ЦЕНЫ НА ГАЗ

Дорогой бензин заставил британцев менять свои привычки. За последний год миллион жителей страны отказались от вождения автомобиля, а 16,5 млн человек стали ездить на нем меньше. Впервые поездка по железной дороге стала дешевле, чем на личном автотранспорте: в итоге сокращение расходов на автомобили негативно скажется на продажах крупных торговых центров и магазинов. Об этом и других темах – в обзоре республиканских и федеральных СМИ, подготовленном газетой «БИЗНЕС Online».

ТАТАВТОДОР РАСЩЕПИЛИ

Крупнейшая госкомпания по строительству и ремонту дорог в Татарстане ОАО «Татавтодор» вернуло производственное ремонтно-строительное объединение (ПРСО) «Татавтодор» минземимущества РТ. Сделка по передаче 100% акций состоялась 31 мая. ОАО "ПРСО "Татавтодор" было одним из основных дорожных активов, на базе которых правительство республики учредило ОАО «Татавтодор» с уставным капиталом 8,8 млрд рублей. Татавтодор был создан как единственная в Татарстане дорожная компания полного цикла, специализирующаяся на строительстве сельских дорог. Она полностью принадлежит республике, но в числе ее аффилированных лиц называются Айрат Шаймиев в качестве гендиректора и члена совета директоров Татавтодора, а также Радик Шаймиев. В минземимуществе заявляют, что сделка связана «с выведением из состава ОАО „Татавтодор“ непрофильного актива и вовлечением его в хозяйственную деятельность». Но отказались пояснить, почему ПРСО, которое 80 лет занималось строительством и ремонтом дорог, оказалось «непрофильным». По словам замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Эдуарда Данилова, сейчас крупная компания ОАО «Татавтодор» модернизирует существующие у ПРСО площадки, ведет замену всего оборудования, само же ПРСО фактически существует как юридическое лицо.

РЫНОК ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМЫ ЗА КВАРТАЛ ВЫРОС НА 60%

По прогнозу аналитического центра «Видео интернешнл» (АЦВИ), в 2015 году рекламный рынок в России составит 510 млрд рублей, в два раза больше прошлого года (250 млрд рублей, по оценке ассоциации коммуникационных агентств России — АКАР). А к 2020 году расходы рекламодателей вырастут еще в полтора раза до 745 млрд рублей, полагает АЦВИ. Взрывного роста, который наблюдался до кризиса, больше не будет. За предыдущие 10 лет доходы национальных медиа от рекламы выросли почти на порядок. За первые пять месяцев телеканалы заработали на рекламе на 31% больше, чем за тот же период прошлого года. Впрочем, сильнее всего Видео интернешнл изменил прогноз по росту интернет-рекламы. В прошлом году рекламодатели потратили в сети 11% бюджетов, и аналитики полагали, что в 2015 году эта доля вырастет до 14%, но теперь увеличили прогноз на два процентных пункта. Эксперты считают, что недооценили темпы развития рунета: вряд ли кто-то мог предположить, что в первом квартале рост интернет-рекламы составит 60%. Интернет будет гораздо быстрее отъедать долю рынка у других медиа. По прогнозу Morgan Stanley, в 2015 году рекламодатели потратят в рунете 22% бюджетов.

НАЛОГ НА «ОЧЕНЬ ВЫСОКИЕ» ЗАРПЛАТЫ

Минфин предлагает одновременно со снижением ставки страховых взносов с 34 до 30% ввести дополнительную ставку в 10% для зарплат сверх 512 000 рублей в год. В проигрыше окажутся предприятия, платящие сотрудникам свыше 45 000 рублей в месяц. Решение правительство должно принять завтра. Вариант с дополнительным 10%-м тарифом министр финансов Алексей Кудрин и раньше называл основным, для предприятий малого бизнеса доптариф составит 7%. Напомним, ставка страховых взносов в 2012 году по поручению президента РФ Дмитрия Медведева должна быть снижена до 30% (для малого бизнеса — до 20%), значит, Пенсионный фонд недосчитается порядка 400 млрд. рублей доходов. Премьер Владимир Путин признался, что не знает, где взять такие деньги для компенсации потерь фонда. Введение 10%-го взноса для зарплат выше порогового уровня уменьшит масштаб проблемы на треть: выпадающие доходы ПФ сократятся до 250 млрд. рублей. Сейчас страховыми взносами в 34% облагается доход до 463 000 рублей в год, с превышения этого уровня взносы не платятся. Порог ежегодно увеличивается в соответствии с ростом средней по стране зарплаты. «Формула минфина» выгодна при зарплатах до 45 000 руб./мес.: тогда объем уплачиваемых работодателем взносов будет меньше, чем в этом году. А вот при зарплатах от 59 800 руб./мес. и выше объем уплачиваемых за такого сотрудника взносов окажется даже больше, чем при нынешней ставке в 34%. Минэкономразвития уже готовит критический отзыв на предложение минфина: там считают, что это серьезное увеличение нагрузки для предприятий, и никакого поручения о дополнительном тарифе президент не давал. Впрочем, пока средняя зарплата в стране — 22 519 руб./мес. У 91% российских работников крупных и средних предприятий зарплаты не превышают 45 000 руб./мес.

С ТЕМПАМИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОМОЖЕТ РОСНАНО

Чтобы ежегодно строить по 1 кв. метру доступного жилья на человека, предпринимателям придется увеличить производство стройматериалов в полтора-два раза и перевести индустрию домостроения на инновационные рельсы. Такова стратегия развития промышленности стройматериалов и индустрии домостроения на период до 2020 года министерства регионального развития. К этому времени ежегодные объемы производства стройматериалов должны вырасти в полтора-два раза. Выйти на революционные показатели российские строители смогут лишь после создания новых производственных мощностей и модернизации действующих, считают чиновники. Однако до последнего времени технологическими инновациями занимались не более 15% предприятий стройиндустрии. На «сухой» способ производства цемента с 2003 года перешли не более 1,5% российских заводов, а степень износа всех предприятий по производству стройматериалов сегодня достигает 53,7%. Повысить «инновационную сознательность» отечественных строителей должны такие госкорпорации, как Роснано, полагают в министерстве. Эта компания будет привлечена не только для разработки нанотехнологий в домостроении, но и для внедрения механизма лизинга современного оборудования и техники. Создавать высокотехнологичную машиностроительную базу чиновники намерены в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах. Совершить революцию на рынке стройматериалов российские чиновники надеются и за счет предпринимателей. Для реализации стратегии минрегиона потребуется более 1,56 трлн. рублей внебюджетного финансирования, или около 156 млрд. рублей ежегодно. Это в три раза превышает объем инвестиций, вкладываемых в производство стройматериалов в последние годы.

ТАРИФЫ НА ГАЗ ВЫРАСТУТ НА 15%

Правительство может компенсировать увеличение налоговой нагрузки на газовую монополию, разрешив ей повышать цены на внутреннем рынке выше уровня инфляции. Вчера минэкономразвития внесло в правительство два дополнительных варианта по изменению тарифов естественных монополий. По первому варианту, в ближайшие три года предлагается перейти на двухэтапное повышение тарифа на газ. С 1 января 2012 года предполагается повышение тарифа на 5%, с 1 апреля — на 9,5%. Такая же схема запланирована для теплоснабжения и электроэнергетики. В годовом исчислении увеличение тарифов на газ, как и планировалось ранее, составит 15%. Однако среднегодовой рост составит 12,5% за счет двухэтапного повышения тарифов. В 2013—2014 годах этот показатель составит 15%. При этом тариф предлагается распространить на всех потребителей, а не только на население, как планировалось ранее. Помимо основного варианта, существует альтернативный, который предполагает регулирование тарифов в соответствии с инфляцией. Этот вариант ведет к значительному пересмотру инвестиционных программ естественных монополий и существенно ухудшает их положение, считают чиновники. Компенсация выпадающих доходов возможна только путем продажи активов и привлечения значительного числа кредитных ресурсов.

БРИТАНЦЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ АВТОМОБИЛЕЙ

Дорогой бензин заставляет британцев менять свои привычки. За последние 12 месяцев 1,3 млн. жителей страны отказались от вождения личного автотранспорта, а 16,5 млн. человек стали ездить на нем меньше, пишет газета The Telegraph со ссылкой на исследование страховой компании Sainsbury. В среднем в прошлом году британец потратил на бензин 1,72 тыс. фунтов —на треть больше, чем годом ранее. Сейчас средняя цена 1 л бензина составляет 1,36 фунта. Чтобы хоть как-то сэкономить, значительная часть автолюбителей стала заправлять неполный бак, 26% перешли на дешевые сорта топлива, а 10% сменили автомобиль на более энергосберегающую модель. Впервые поездка по железной дороге стала дешевле, чем на личном автотранспорте, отмечают британцы: в итоге сокращение расходов на автомобили негативно скажется на продажах крупных торговых центров и магазинов. Больше всех пострадают жители сельских районов Великобритании, которые гораздо более зависимы от машин: в 30% случаев остановки общественного транспорта находятся слишком далеко от их домов. Уже сейчас треть автомобилистов отказались от поездок к родственникам, 10% не могут отвозить детей в школу, 7% перестали добираться на личном автомобиле до работы, а еще 4% больше не ездят за продуктами.

МИНФИН: НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ВВЕСТИ «НЕВОЗМОЖНО»

Минфин не видит возможности ввести налог на недвижимость по ее рыночной стоимости даже в отдельных регионах со следующего года. Для этого будет нужно срочно вносить изменения в Налоговый кодекс и принимать нормативные акты на местах, а сделать это быстро невозможно. Ввести налог на недвижимость по рыночной стоимости правительство планировало в 2013 году, закончить подготовительную работу — к концу 2012 года. Минэкономразвития допускало возможность начала эксперимента в 12 регионах, где уже завершена кадастровая оценка. Но чтобы налог появился, региональные и местные органы власти должны принять соответствующие нормативные акты. А чтобы успеть к началу года, опубликовать их придется до 1 декабря. Принять документы субъекты смогут только после того, как будет опубликована и вступит в действие специальная глава в Налоговом кодексе. Сделать это чиновникам придется уже к сентябрю. «Даже технологически я не очень представляю, как это можно сделать», заявил замминистра финансов Сергей Шаталов.

КУДА ЕДУТ ИЗ СТРАНЫ

Россияне все чаще называют себя патриотами, 80% более чем из 1,5 тыс. опрошенных ВЦИОМ считают себя таковыми. Показатель 80% значится и в опросе 1991 года, правда, совершенно в ином контексте — тогда именно столько опрошенных рассчитывали переехать в любое другое государство на постоянное место жительства. Сегодня если граждане России и задумываются о смене гражданства, то в первую очередь их привлекают паспорта Германии (13%) и США (10%) (http://www.rbcdaily.ru/2011/07/06/focus/562949980584764).
Что принципиально отличается от картины 90-х, когда топ-10 стран для эмиграции возглавляли скандинавские государства. Тогда эмигрантов привлекала скандинавская модель специфического социализма со своей социальной защищенностью, отмечают эксперты. Принципиально изменились причины эмиграции: если 20 лет назад уезжали по принципу «подальше отсюда, а там все равно», то сейчас это скорее способ реализовать свой потенциал. По мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, всех желающих покинуть страну можно разделить на три категории. К первой относятся те, кто считает себя неоцененным по достоинству в России, хочет лучшей жизни, но редко предпринимает какие-то реальные попытки для изменения ситуации. Такие часто говорят об эмиграции, но дальше слов дело не идет. Для второй категории переезд — это рациональное решение, карьеризм. Третьи — состоятельные россияне, которые объясняют свой отъезд беспокойством за будущее своих детей или необходимостью «спасать» бизнес из неблагоприятных российских условий.

БИЗНЕС Online