Намеченное на лето отключение аналогового ТВ в Татарстане не состоялось. РТ дали отсрочку до октября. Впрочем, будь отключение уже сегодня, лишь малая часть горожан заметили бы перемены. Только у тех, кто приобрел пресловутые приставки, пропали бы местные новости, которые во многом формируют бизнес-модель телекомпаний. Так что будущее каналов в перспективе довольно туманно. «БИЗНЕС Online» дал слово руководителям челнинской телевизионной тройки, которые обеспокоены потерей федеральных партнеров.
Для большинства челнинцев перемены окажутся незаметными, так как в основной своей массе горожане пользуются услугами кабельных операторов, которые предоставляют сотни каналов
Ураза-байрам в аналоговом формате
Отключение аналогового телевидения в Татарстане отложено еще на 4,5 месяца. Небольшой отсрочки, по словам заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексея Волина в его комментарии РИА «Новости», добилась для Татарстана Белгородская область, которая выступила с инициативой поменяться с республикой местами в графике отключения. Белгородцы мотивировали перенос тем, что у них к цифровому ТВ якобы все готово.
Стоит отметить, что президент РТ Рустам Минниханов тоже просил об отсрочке отключения аналогового вещания в республике. Соответствующее обращение он отправил правительству РФ еще 16 мая. Татарстан к переходу в принципе тоже подготовился, но в любом случае в первые дни отключения аналога без федерального телевидения останутся некоторые жители, преимущественно в деревнях, которые не успели купить цифровые приставки или же современные телевизоры, а как раз в эти дни, 4–5 июня, в РТ отмечали Уразу-байрам. Так что оставить людей без ТВ было никак нельзя.
Что касается городских телезрителей, в частности Набережных Челнов, то для большинства из них перемены окажутся незаметными, так как в основной своей массе жители пользуются услугами кабельных операторов, которые предоставляют сотни каналов. Цифровые мультиплексы же будут гарантировать лишь бесплатные 20: «Первый», «Россия-1», «Матч ТВ», «НТВ», «Пятый канал», «Россия-К», «Россия-24», «Карусель», «ОТР», «ТВЦ», «Рен ТВ», «Спас», «СТС», «Домашний», «ТВ-3», «Пятница!», «Звезда», «Мир», «ТНТ» и «Муз-ТВ».
В первые дни отключения аналога без федерального телевидения останутся некоторые жители, преимущественно в деревнях, которые не успели купить цифровые приставки или же современные телевизоры
При этом те телезрители, которые предпочтут бесплатную двадцатку, лишатся возможности смотреть местные и региональные телеканалы. Заметим, что говорить о смерти «аналога» пока еще рано, так как негосударственные телеканалы, не вошедшие в мультиплексы, сохранят вещание в «аналоге», по крайней мере на какое-то время. Другое дело, чтобы их смотреть, нужно будет подключать еще одну антенну. Понятно, что большинство жителей устраивать танцы с бубном вокруг телевизора не будут и предпочтут цифровое ТВ.
«Нам интересно не только транслировать рекламу, но и иметь собственное вещание»
Тем не менее челнинская телевизионная тройка — «Эфир», «Челны-ТВ» и «СТВ-Медиа» — проблемы в отключении «аналога» не видит. Так, например, филиал ОАО «Татмедиа», телерадиокомпания «Челны-ТВ», еще два года назад сменил федерального мультиплексного партнера в лице ТВЦ на республиканский «Татарстан-24», который продолжит вещать как в «аналоге», так и в «цифре». В этом году телекомпания поменяла еще одного партнера в лице «Пятницы!» на ТНТ4. По словам главного редактора телеканала Зульфии Султановой, так как основная его аудитория — горожане, которые смотрят через кабельных операторов, каких-то существенных изменений они не ожидают. «Мы сейчас ведем вещание на двух каналах — это „ТНТ4“ и „Татарстан-24“, — рассказала она в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Сохранили вещание на федеральном канале, который не входит в мультиплексы, потому что для рекламодателей это очень привлекательно, когда „Челны-ТВ“ есть и на федеральном, и на республиканском телеканалах. На „Пятнице!“ же, так как он входит в мультиплекс, у нас была бы возможность транслировать только рекламу, но там условия показались нам невыгодными. Тем более что нам интересно не только транслировать рекламу, но и иметь собственное вещание, что мы и получили на ТНТ4».
По словам главного редактора «Челны-ТВ», переход на ТНТ4 немного изменил предлагаемые рекламные пакеты, но ничего кардинального не произошло. «Челны-ТВ» в настоящее время работает в составе холдинга, в который входит также и радио «Кунел», так что это позволяет компании маневрировать и минимизировать издержки. В том, что в 2019-м на телевизионном рекламном рынке автограда произойдут какие-либо перемены, Султанова сомневается.
Челнинская телевизионная тройка — «Эфир», «Челны-ТВ» и «СТВ-Медиа» — проблемы в отключении «аналога» не видит
«Переход на „цифру“ не меняет расклад по контенту, — заявила она, — то есть федеральный не заменит местный. Людям интересно узнать, что произошло сегодня в нашем городе. Поэтому региональные каналы в плане контента не конкурируют с федералами по определению, потому что у каждого свое поле. Единственное, о чем мы беспокоимся, — это качество картинки, поскольку, когда 20 каналов окажется в отличном разрешении, к нам тоже предъявят особые требования. Но этим и „Татмедиа“ озабочено, так что в данном плане, думаю, тоже какие-то изменения будут и мы сможем повысить качество нашей телекартинки».
Зачем вообще нужен переход на «цифру»?
Необходимость перехода на цифровое телевидение назрела уже довольно давно. Еще в 2006 году Россия подписала международное соглашение, обязавшись к 2015 году отключить аналоговое вещание там, где оно создает помехи для «цифры». Дело в том, что «аналог», грубо говоря, на одной частоте позволяет транслировать лишь один канал, «цифра» же на этой частоте может передавать пакет каналов. К XXI веку в мире и России сформировался частотный дефицит.
Правда, почему при переходе на «цифру» регионалам запретили, как и раньше, делать врезки в эфиры федеральных каналов, не совсем понятно даже игрокам рынка. Так, например, челнинский холдинг «СТВ-Медиа» в мультиплексе потеряет своих федеральных партнеров «Рен-ТВ» и «Пятый канал», но, по словам генерального директора Абдулхака Батюшова, продолжит там транслировать свою рекламу. У кабельных операторов все останется по-прежнему, там также будут выходить челнинские новости.
Абдулхак Батюшов: «Решение о запрете врезок, насколько я понимаю, в большей степени политическое и политико-экономическое, в том смысле, что надо, чтобы деньги с регионов в одном направлении текли»
«Отсутствие в цифре врезок местных телеканалов кто-то объясняет технологическими проблемами, — признается он в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Но мы миллион раз на различных семинарах с людьми, которые понимают технологию цифрового ТВ, это обсуждали. Они говорят: проблем на самом деле никаких нет. Это решение о запрете врезок, насколько я понимаю, в большей степени политическое и политико-экономическое, в том смысле, что надо, чтобы деньги из регионов в одном направлении текли. Технологически такое, конечно, возможно. Вот мы, например, заключили договор с „Рен-ТВ“, так называемый сплайсинг. То есть если даже мы прекращаем работать с ними как вещатели, то как бизнес-модель мы остаемся. В цифровой поток „Рен-ТВ“ мы спокойно будем интегрировать местную рекламу. Но, если такая возможность существует, то дай и возможность в том же цифровом пакете включить местные новостные программы. Однако этого не происходит, я полагаю, из-за нежелания федеральных властей».
По словам Батюшова, в настоящее время местные телеканалы находятся в одной лодке с кабельными операторами, так как те, в свою очередь, не исключают в будущем возможный отток части зрителей в бесплатную «цифру».
«Уход с „аналога“, конечно, отразится на местных телеканалах, — убежден гендиректор холдинга. — Но есть много нюансов. Например, если челнинские рекламодатели и зрители смотрят федеральный канал, условно „Рен-ТВ“, вместе с нами, то у него рейтинги одни, а без наших местных программ они будут другие. Однако с точки зрения доходов мы по-любому потеряем, потому что, когда имеем право врезаться в цифровой поток только как рекламоносители, уже им деньги платим. До этого работа была другая».
Условные рейтинги городских телеканалов
В последние годы в России отмечается снижение темпов роста телевизионного рекламного рынка. Согласно данным ассоциации коммуникативных агентств в России (АКАР), в 2018 году суммарный объем рекламы на ТВ за вычетом НДС составил 469 млрд рублей, что на 12% больше 2017 года. Но в 2017-м этот рост составлял 14%. Стоит отметить, что в прошлом году объем рекламы в интернете с 203 млрд впервые в российской истории обогнал телевидение со 187 млрд рублей. При этом львиная доля телевизионщиков в 179 млрд рублей приходится на основные каналы, объем рекламы на которых увеличился на 9%. Нишевые довольствуются лишь скромными 7,3 млрд рублей, но при этом показывают рост в 38%.
Цифровые мультиплексы же будут гарантировать лишь бесплатные 20: «Первый», «Россия-1», «Матч ТВ», «НТВ», «Пятый канал», «Россия-К», «Россия-24», «Карусель», «ОТР», «ТВЦ», «Рен ТВ», «Спас», «СТС», «Домашний», «ТВ-3», «Пятница!», «Звезда», «Мир», «ТНТ» и «Муз-ТВ»
Примечательно, что рекламодатели несколько запаздывают за зрителями, которые, судя по данным Mediascope (единственный сертифицированный Роскомнадзором исследователь, на данные которого могут ссылаться ТВ, — прим. ред.), уже давно предпочитают тематические каналы. Так, например, в рейтинге исследовательской компании большинство нишевых телеканалов объединено под позицией «Измеряемое тематическое ТВ» и удерживает первую строку уже почти год, увлекая 16,9% телезрителей в возрасте от 18 до 54 лет. Вслед за ними с двукратным отставанием идет «Россия-1» с долей в 8,4% телезрителей. Далее по убывающей такие гиганты, как Первый канал, НТВ, «Пятый канал», «Рен-ТВ», СТС и ТНТ.
Однако в действительности подсчитать количество зрителей проблематично. Дело в том, что самые объективные результаты исследования телесмотрения на сегодняшний день дают пиплметры — специальные приставки, которые позволяют отслеживать, когда и что смотрит зритель и когда переключает канал. Они установлены в 5,4 тыс. российских домохозяйств в городах с населением больше 100 тыс. человек. Собственно, именно исходя из них делаются выводы. В Набережных Челнах, кстати, такие измерения не проводятся, так что судить о рейтингах местных телеканалов можно лишь условно. Существование этой проблемы в телекомпаниях признают.
«На территории Татарстана Mediascope производит замеры телесмотрения всего лишь 99 семей (домохозяйств) в Казани, — сообщает пресс-служба телеканала „Эфир“ в лице PR-директора Марины Оганесян. — Мы считаем, что в разрезе города-миллионника такие данные просто нерепрезентативные. Поэтому не удивляет, что в столице РТ один из самых смотрибельных каналов в аудитории 18–45 — это детский телеканал „Карусель“. Эффективность нашей работы мы можем оценить по отклику на наши материалы от телезрителей, статистике просмотров на сайте, в социальных сетях, обращениям рекламодателей к нашим услугам. На сегодняшний момент мы оцениваем данную эффективность достаточно высоко!»
Так что рекламная политика на ТВ в автограде имеет ряд особенностей. Например, местные вещатели в качестве показателей телесмотрения приводят цифры федеральных партнеров, а также используют перед рекламодателями свои преимущества. Так, «Челны-ТВ» оперирует тем, что они единственные в городе вещают на двух языках — татарском и русском. Кроме того, телекомпания предоставляет рекламу на двух каналах — республиканском и федеральном.
К преимуществам «СТВ-Медиа» можно отнести то, что на «Рен-ТВ» они вещают уже 17 лет. Компания не испытывала неудобств при смене федерального партнера, так что и потерять зрителей при переезде не могла.
В Набережных Челнах такие измерения не проводятся, так что судить о рейтингах местных телеканалов можно лишь условно
Отдельной истории заслуживает телекомпания «Эфир». Будучи в Татарстане первым частным телеканалом, он привлекал всеобщее внимание с начала 90-х во многом благодаря таким программам, как «Перехват», рубрике «Координатор», в которой давали слово телезрителям, и, собственно, самой новостной программе «Город». Позже успеху немало поспособствовало сотрудничество казанского «Эфира» с «Рен-ТВ», где они вещали. Но в Челнах партнером стал ТНТ — еще до того, как канал взлетел за счет Comedy Сlub, «Наша Russia» и прочего. Примечательно, что челнинский «Эфир» в свое время тоже мог бы стать «Реном», но его опередил холдинг «СТВ-Медиа». Как бы то ни было, сейчас в «Эфире» не склонны драматизировать ситуацию.
«Наша компания взяла курс на развитие собственной сети, то есть телеканал „Эфир“ стал сетевым для наших филиалов в Челнах, Нижнекамске, Лениногорске и Бугульме, — утверждает Оганесян. — Это означает, что сохраняется общее вещание канала, а у регионов — свои местные блоки программ. Если же говорить о рекламных блоках, то Казань полностью их отдала на откуп регионам. Теперь рекламные возможности челнинского „Эфира“ стали гораздо шире, менеджеры могут предложить своим клиентам разнообразие форматов подачи рекламной информации под различные маркетинговые задачи». Телеканал при этом продолжит свое вещание в «аналоге», так как большое количество телезрителей, с точки зрения компании, останутся там.
Однако строить прогнозы на будущее в официальном ответе со стороны телекомпании не стали. В действительности сейчас довольно трудно прогнозировать развитие рекламного рынка и на телевидении в частности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.