Сегодня в челнинском филиале IT-парка КНИТУ-КАИ собрал научную конференцию — обсудить, как правильно учить и собирать кадры для КАМАЗа. Пока что, как выяснилось, автогигант предлагает детсадовцам раскраски и машинки, а для школьников вложился в три инженерных класса и «Кванториум». Педагоги же который год бьются над проблемой: половина вузов страны выпускает инженеров, вот только за время обучения выпускники критически отстают от технологий.
Сегодня в челнинском филиале IT-парка КНИТУ-КАИ собрал научную конференцию — обсудить, как правильно учить и собирать кадры для КАМАЗа
ВНИМАНИЕ НА ПОКОЛЕНИЕ Z
Встреча в стенах челнинского ИТ-парка, посвященная целевой подготовке кадров, собрала сегодня представителей вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Перми, Альметьевска, Ульяновска и собственно автограда, хотя была заявлена организатором — местным филиалом КНИТУ-КАИ — как международная научно-практическая конференция. Значительная часть пленарного заседания была посвящена ранней подготовке кадров, то есть с детского сада. Этот акцент нашел отражение и в предваряющей дискуссию выставке, на которой своими достижениями поделились воспитанники «Кванториума», Технического колледжа им. Поташова и детских садов «Бэлэкэч» и «Золотой ключик».
Прежде чем разойтись по тематическим секциям, посвященным вопросам трудоустройства выпускников, роли бизнеса в выборе профессий молодежью и практик подготовки кадров, участники расставили общие акценты в рамках пленарной сессии. С приветствием от муниципалитета конференцию открыла заместитель руководителя исполкома Челнов Наталья Кропотова. Она сообщила, что по итогам года безработица в автограде зафиксирована на отметке 0,33%. Трудоспособное население составляет 56% от общего числа жителей, а средний возраст челнинца сегодня достиг 37,6 года.
От ПАО «КАМАЗ», 50-летнему юбилею которого и была посвящена конференция, перед гостями выступил первый заместитель гендиректора Юрий Герасимов. Он напомнил об открытии завода каркасов кабин, которому потребуются специалисты высокого класса.
«Молодежь заинтересована в том, чтобы становиться фрилансерами, работать на расстоянии, отдыхать и трудиться параллельно»
«Нам очень хочется, чтобы то, что сейчас происходит в учебных заведениях, было нацелено на нас, — заявил представитель автогиганта. — Естественно, мы будем помогать. Со стороны КАМАЗа занимаемся оснащением учебных заведений. Понятно, что в этом направлении еще многое предстоит выполнить, но мы делаем важные шаги».
Подробнее о них рассказал заместитель гендиректора ПАО «КАМАЗ» по управлению персоналом и организационному развитию Александр Ушенин. По его словам, из 55 тыс. работников автогиганта, которые в настоящее время трудятся на головном предприятии и в дочерних компаниях, основная масса сотрудников представлены поколением X — они рождены в период с 1963 по 1984 год. Но уже через 3–4 года на КАМАЗе ждут волну поколения Z — рожденных после 2000-го.
«А как с ними общаться? — задал риторический вопрос Ушенин. — Важно понять, что это другие дети с совершенно иными ценностями. Сегодня они в гаджетах, и поэтому КАМАЗ представлен практически во всех соцсетях. Для современной молодежи важно видеть картинки. Они к нам не придут, поэтому надо нам навстречу к ним двигаться. Нужно им предлагать пробовать себя в разных областях для того, чтобы себя найти. Молодежь заинтересована в том, чтобы становиться фрилансерами, работать на расстоянии, отдыхать и трудиться параллельно».
Александр Ушенин: «Наверное, нельзя видеть проблему только в высшем и среднем образовании»
«ПОЧЕМУ ЗОЛУШКА САМАЯ УМНАЯ? У НЕЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА БЫЛА РАЗВИТА…»
Как рассказал Ушенин, отталкиваясь от анализа устремлений молодежи, на КАМАЗе разработали систему целевой подготовки специалистов, которая начинается с детского сада. 35 руководителей предприятия входят в аттестационные комиссии и могут непосредственно оценивать уровень подготовки школьников.
«Наверное, нельзя видеть проблему только в высшем и среднем образовании, — заявил он. — В ученых книжках написано, что мыслительный процесс и разговорный речевой аппарат развивает мелкая моторика. Сегодня у наших детей нет пуговиц — липучки и молнии, они проще, но в советские времена мы неосознанно развивали мелкую моторику, застегивая пуговицы и завязывая шнурки. Сегодня в детском саду тачскрином перебирают пазлы. Вот вы никогда не задумывались о том, почему в известной сказке Золушка самая умная и способная? Потому что она с детства перебирала зерно, у нее мелкая моторика была развита».
Как рассказал Ушенин, отталкиваясь от анализа устремлений молодежи, на КАМАЗе разработали систему целевой подготовки специалистов, которая начинается с детского сада
Чтобы сделать детей умнее, специалисты научно-технического центра КАМАЗа разработали учебные пособия — раскраски, оригами, а на прессово-рамном заводе создали маленькие модели автомобилей для сборки. 200 экземпляров представили на прошедшем чемпионате WorldSkills. Работа со школьниками несколько внушительней: так, совместно с КНИТУ камазовцы открыли три инженерных класса, в которых сейчас обучаются 85 человек. Ушенин отдельно упомянул и детский технопарк «Кванториум», учрежденный КАМАЗом вместе с IT-парком. За 4 года работы «Кванториума» автогигант вложил в технопарк 9,5 млн рублей.
Со стороны вузов о профподготовке с детского сада рассказал проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. Он как мог обозначил задачи образовательного процесса на ближайшие 3–5 лет. «Это переход к новой модели воспитания специалистов. Университет берет на себя ответственность за полный жизненный цикл сотрудника, начиная от детского сада и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации. Для себя мы эту цель видим как подготовку сложного человека, сложного специалиста. Стараемся не упрощать сложные модели», — попытался он объяснить концепцию.
Павел Романов: «Важно создать механизм, который позволит учитывать и современные потребности рынка труда, и приоритетные направления в технологическом развитии России»
Современным тенденциям в развитии инженерного образования посвятил свой доклад директор научно-методического центра координационного совета федеральных учебно-методических объединений «Инженерное дело», петербуржец Павел Романов. По его словам, в настоящее время 50% вузов в стране готовят инженеров, причем к этой области знаний относятся рекордные 216 специальностей. Проблема современного образования, по мысли эксперта, в профессиональных стандартах — в вуз должны идти выпускники с компетенциями широкого профиля, хотя и этого недостаточно. «Современные прорывные технологии еще только формируются и не могут быть заложены в профессиональные стандарты. Поэтому очень важно создать механизм, который позволит учитывать и современные потребности рынка труда, и приоритетные направления в технологическом развитии России», — констатировал он.
Об этом, напомним, в автограде речь заходила уже неоднократно. Так, в феврале прошлого года на круглом столе с директорами челнинских предприятий в ТПП города бизнес жаловался, что вузы и ссузы предлагают кадры, выученные мимо актуальных технологий. Педагоги отвечали тем, что им технологии неизвестны и, если предприятия заинтересованы в специфике вузовской подготовки, пусть заранее объясняют, что конкретно им понадобится от студентов после выпуска, пусть заключают контракты по своим техзаданиям. Тогда же была озвучена шокирующая статистика: 71% выпускников после окончания школы уезжают из Челнов. Эту цифру привел замруководителя исполкома по образованию Рамиль Халимов, правда, она не отражает процент возвратов — не все выпускники закрепляются в других городах и регионах, попытав счастья.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.