Уже месяц не утихает скандал вокруг итогов шоу «Голос. Дети», победителем которого стала 11-летняя дочь певицы Алсу Микелла Абрамова. Московская Group-IB опубликовала промежуточные результаты проверки, которые подтвердили факт накрутки голосов в пользу дочери Алсу, после чего Первый канал отменил итоги шоу. В интервью «БИЗНЕС Online» ведущий специалист по компьютерной криминалистике Group-IB Артем Артемов, который участвовал в расследовании, поделился подробностями проведенной работы.
«НАМ САМИМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ПОНЯТЬ, ЧТО ТАМ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИЗОШЛО»
— Артем, расскажите, при каких обстоятельствах вашей компании поручили провести расследование. Кто на вас вышел? Почему вы взялись за это дело?
— Наша компания сотрудничает с Первым каналом достаточно давно. У нас есть подразделение, которое занимается защитой бренда, Anti-Piracy: оно закрывает ссылки на пиратский контент в интернете и так далее, поэтому Первый канал знал, что основная наша деятельность — предотвращение кибератак и расследование киберпреступлений. Когда по итогам финала шоу «Голос. Дети» возник такой общественный резонанс, руководство телеканала обратилось к нам для проверки результатов голосования. Ну и нам самим было интересно понять, что там на самом деле произошло.
— У вас уже был опыт расследования таких дел, связанных с голосованием?
— У Group-IB очень широкая сфера деятельности и большой опыт в проведении сложных цифровых расследований. В течение последних 16 лет мы занимались совершенно разными кейсами, в том числе и с системами агрегации данных. Так что механизм сбора и подсчета голосов не является для нас чем-то технически новым. Но если говорить об общественном резонансе и внимании со стороны СМИ, то этот кейс, конечно, уникальный.
— Расскажите, как проходило расследование, в чем была его основная сложность, сколько специалистов участвовало в нем.
— В расследовании принимали участие порядка 15 сотрудников Group-IB. Были задействованы специалисты лаборатории компьютерной криминалистики, которые обычно ищут цифровые следы совершенных преступлений, также привлекались сотрудники отдела аудита, которые все знают об уязвимости компьютерных систем и их использовании; команда отдела расследования киберпреступлений, на счету которой сотни раскрытых кейсов; и наши программисты, которые писали программы для анализа всего массива полученных данных. То есть это достаточно интересное дело, в котором были задействованы специалисты Group-IB из различных подразделений.
«В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ЗАКАЗЧИКА ИНТЕРЕСОВАЛО, БЫЛО ЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА САМУ СИСТЕМУ ГОЛОСОВАНИЯ»
— Какие задачи были поставлены перед вами? Только дать вердикт — было вмешательство при подсчете голосов либо нет? Или же выявить заказчиков и исполнителей?
— Задачи были следующие: оценить информационную безопасность системы подсчета голосов, провести технико-криминалистический анализ звонков и СМС на предмет возможной накрутки голосов, использования ботов и других технологических приемов недобросовестной конкуренции между участниками финала. В первую очередь заказчика интересовало, было ли воздействие на саму систему голосования, имелся ли какой-то инсайдер, который изнутри вносил изменения в базу данных, или в систему прорвался внешний хакер. Поэтому сначала мы изучили уязвимости в системе голосования Первого канала и то, были ли они использованы в данном случае. Следующим нашим шагом стал анализ самих принятых СМС и звонков.
— В предварительном отчете Group-IB говорится о том, что в пользу Микеллы Абрамовой с помощью телефонных ботов было накручено более 38 тысяч голосов…
— Да, из них порядка 8 тысяч сомнительных СМС-сообщений поступило более чем с 300 сотовых телефонов, принадлежащих одному оператору, и еще более 30 тысяч голосов — со стационарных телефонов, через IVR-телефонию. Причем уникальные номера телефонов отличались одной или двумя цифрами и шли по порядку. Все они звонили в одно и то же время и голосовали за одного и того же участника.
— Вы не оценивали, насколько эти 38 тысяч голосов оказали существенный вклад в победу Абрамовой? Сколько всего проголосовало?
— Давайте дождемся нашего финального отчета. Могу лишь сказать, что это существенная доля.
— Представители некоторых других участников шоу рассказывали, что они могли проголосовать еще до официального старта подсчета голосов. Были ли выявлены такие факты?
— Сама система голосования устроена таким образом, что она принимает все звонки и СМС, но в результатах голосования учитываются только те из них, которые попадают в определенный промежуток времени. Этот промежуток времени определяется сотрудником Первого канала. Когда ведущий шоу говорит: «Голосование начинается», — он нажимает на кнопку, которая запускает подсчет голосов. После того как ведущий произносит: «Я останавливаю голосование», — сотрудник нажимает кнопку, подсчет голосов завершается. Замораживается цифра, которая получилась на данный период времени. СМС и звонки могут поступать и дальше, спустя час или два, но не учитываются в конечном результате. Как вы знаете, участие в голосовании платное, все полученные от СМС и звонков деньги перечисляются в благотворительный фонд.
«Сама система голосования устроена таким образом, что она принимает все звонки и СМС, но в результатах голосования учитываются только те из них, которые попадают в определенный промежуток времени»
«ЕСТЬ ЕЩЕ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ВЫБИВАЮТСЯ ИЗ ОБЩЕЙ КАРТИНЫ РАНЕЕ ПРОШЕДШИХ СЕЗОНОВ ШОУ «ГОЛОС. ДЕТИ»
— Чем финальный отчет, который планируется предоставить заказчику в конце мая, будет отличаться от предварительных результатов расследования, которые уже наделали много шума?
— Сейчас я не смогу раскрыть, какая там будет информация. Но, помимо тех аномалий, которые мы уже озвучили, есть еще моменты, которые, скажем так, выбиваются из общей картины ранее прошедших сезонов шоу «Голос. Дети». И на это мы обратим внимание в финальном отчете. Уже сами заказчики будут решать, было ли подобное накруткой.
— Но, как я понимаю, в финальном отчете не будет названо, кто возможный заказчик и кто исполнитель?
— Как я уже сказал, данный вопрос перед нами не ставился. Заказчиком такой накрутки может быть кто угодно, в том числе третья сторона.
— То есть не исключено, что кто-то мог подставить победительницу шоу Микеллу Абрамову?
— Нам самим действительно интересно докопаться до истины и выяснить, кто же это сделал. Если будет поставлена задача от Первого канала или еще кого-то, то мы готовы включиться в работу, но сложность заключается в том, что не можем запрашивать персональные данные абонентов у сотовых операторов. Я думаю, что здесь должны подключаться более компетентные органы с соответствующими полномочиями.
— Эта работа будет осуществляться в рамках уголовного дела?
— Мне кажется, трудно подобрать в Уголовном кодексе соответствующую статью под то, что произошло. Вопрос в том, какой ущерб и кому был нанесен и какую выгоду получили заказчики. Я думаю, что должны подключаться правоохранительные органы и оценивать ситуацию именно с правовой стороны.
— Данное происшествие бросает тень подозрений на все предыдущие голосования Первого канала…
— В принципе, все телеканалы используют одну и ту же систему подсчета голосов — через СМС, телефонные звонки и интернет-голосование. Это не только в России, но и во всем мире. Система сделана для удобства пользователей. На конечный результат могут повлиять накрутки, которые делаются через компании, занимающиеся СМС-рассылкой, автодозвоном. Любой способный системный администратор может настроить телефонию таким образом, чтобы на нужный номер поступали звонки со сменой исходящего номера. Технически подобное несложно сделать.
Сейчас мы прорабатываем с Первым каналом возможность совершенствования системы подсчета голосов, чтобы оперативно выявлять аномалии и сделать систему более безопасной, чтобы не было больше таких резонансных случаев. Главное, чтобы телеканалы обращали более пристальное внимание на возможные аномалии, чтобы более тщательно проверяли результаты голосования. Как показала наша практика, выявлять подобное не очень сложно.
«Трудно подобрать в Уголовном кодексе соответствующую статью под то, что произошло. Вопрос в том, какой ущерб и кому был нанесен и какую выгоду получили заказчики»
«ДАВЛЕНИЕ НА ХОД НЕЗАВИСИМОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, КОТОРОЕ ВЕДЕТ НАША КОМАНДА, ИСКЛЮЧЕНО»
— Вы анализировали результаты голосований по предыдущим сезонам шоу «Голос. Дети». Там ничего подозрительного не обнаружили?
— Мы смотрели результаты голосований по всем шести сезонам «Голос. Дети» и таких аномалий не выявили ни в одном из сезонов. То, что произошло, — единичный случай.
— А во взрослом «Голосе»? Его не изучали?
— Мы посмотрели и на результаты тех голосований, правда, не так пристально, как в шоу «Голос. Дети». Накруток не выявили.
— Ощущали ли вы на себе давление с какой-либо стороны?
— Нет.
— Но, может, на руководство компании давили?
— Это не первое резонансное расследование, которое ведет Group-IB. Для нас оно ничем не отличается от любого другого кейса, кроме повышенного внимания к нему со стороны общественности. Давление на ход независимого расследования, которое ведет наша команда, исключено.
— Как восприняли итоги расследования на Первом канале?
— Все видели их реакцию. Когда они получили наш предварительный отчет, то решили аннулировать результаты финала шоу и сейчас уже назначили дату проведения специального выпуска «Голос. Дети».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 87
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.