Накануне в Москве прямо за рулем мотоцикла Triumph умер Сергей Доренко — скандальная легенда российской журналистики. Его коллега Александр Невзоров назвал эту смерть отличной и признался, что завидует ему. Предварительная причина гибели — гемотампонада сердца. Что говорят о «символе эпохи» политики и коллеги — в материале «БИЗНЕС Online».
«ВРЯД ЛИ БЫ СЕЛ ЗА РУЛЬ МОТОЦИКЛА, ЕСЛИ БЫ ОЩУЩАЛ СИМПТОМЫ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ»
Обстоятельства смерти Сергея Доренко подстать его образу: журналист ехал на мотоцикле Triumph по улице Земляной Вал со стороны Курского вокзала по направлению к Таганской площади. Напротив дома №71 мотоциклист вдруг резко повернул влево и перелетел через отбойник. Выскочив на встречную полосу Садового кольца, Доренко сразу упал. В последнюю секунду перед его телом затормозил встречный автомобиль.
Когда врачи прибыли на место аварии, журналист находился в состоянии клинической смерти. Его безрезультатно пытались реанимировать в течение 1 часа и 20 минут сначала прямо на асфальте, потом Доренко погрузили в машину скорой помощи. Скончался он в больнице, не приходя в сознание.
Как сообщает телеграм-канал BAZA, вскрытие показало, что причиной смерти стала гемотампонада сердца. Это патологическое состояние, при котором происходит скопление жидкости между наружной соединительнотканной оболочкой сердца, что приводит к невозможности адекватных сердечных сокращений за счет сдавления полостей сердца. «Но Сергей на здоровье вроде бы не жаловался, — замечают авторы телеграм-канала. — Да и вряд ли бы сел за руль мотоцикла, если бы ощущал симптомы сердечной недостаточности. Еще одна примечательная подробность: вскрытие производилось в морге при Троекуровском кладбище. Конечно, при кладбищенском морге тоже работают неплохие патологоанатомы, но в случае с известным телеведущим и с учетом всех вопросов к его гибели вскрытием полагалось бы заниматься медицинским структурам уровнем повыше простого морга при погосте».
Там же, на Троекуровском кладбище, Доренко будет похоронен.
«Доренко — последний из профессии по-настоящему одержимый пропагандист, который верил и заставлял верить других в свое слово»» (во время «Прямой линии с Владимиром Путиным» 2016 года)
С 2014 года Доренко занимал должность главного редактора радиостанции «Говорит Москва». Известность журналист получил в 1990-х, когда вел сначала программу «Время», а потом «Авторскую программу Сергея Доренко». Прозвище «телекиллер» Доренко получил от коллеги в 1999 году, когда в серии передач атаковал Юрия Лужкова и Евгения Примакова, чем сильно помог их блоку «Отечество — Вся Россия» проиграть выборы в Госдуму. Программу закрыли 4 сентября 2000 года после знаменитого выпуска, полностью посвященного гибели подводной лодки К-141 «Курск». В ней Доренко с теми же приемами раскритиковал президента Владимира Путина, у которого как раз начались разногласия с патронировавшим журналиста Борисом Березовским.
В 2001 году Доренко стал обвиняемым по уголовному делу о хулиганстве: на мотоцикле он наехал на капитана первого ранга из главного штаба ВМФ РФ Валерия Никитина, оказавшегося на пути журналиста. Сам же Доренко заявил, что Никитин бил по мотоциклу ногой. Дело закончилось для телеведущего условным сроком.
С 2004 по 2008 год Доренко сотрудничал с радио «Эхо Москвы», а с 2008 года по 2013-й был главным редактором радиостанции «Русская служба новостей».
В апреле 2012 года Доренко стал блогером — вел аккаунт на YouTube под ником Rasstriga (89 тыс. подписчиков), но еще большую популярность снискал в «Телеграме» (138 тыс. подписчиков). На своих площадках и в эфире радиостанции «Говорит Москва» Доренко в неподражаемой манере высказывал суждения об актуальных событиях. В последнее время, например, намекал на возможный «российский след» в деятельности основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа и требовал убрать с Красной площади могилу Сталина
После ухода с телевидения Доренко сменил деловой костюм на рокерский прикид — появлялся перед камерами в черных байкерских футболках и все меньше стеснялся в выражениях и оценках. Казалось, журналист намеренно или походя оскорблял всех, кого мог коснуться — к примеру, с Никитой Михалковым он поссорился на почве спора о температуре воздуха в день казни советского генерала Дмитрия Карбышева. Директор большого Московского цирка Эдгард Запашный оскорбился на оценку, которую Доренко дал артистам, — «блистательные идиоты» в эфире «Говорит Москва». Там же радиоведущий заметил, что у самого Запашного «мозг четырехлетнего ребенка».
Нередко Доренко обращался и с критикой в адрес коллег — чаще других доставалось Владимиру Соловьеву, в числе последних его негативных высказываний были отзывы в адрес блогера и интервьюера Юрий Дудя.
Доренко умер в разгар возрождения своей карьеры, не успев реализовать всех своих идей. «Теперь уже можно сказать. Сергей Доренко хотел запустить в YouTube свою еженедельную аналитическую программу. Вместе с „Незыгарем“. Вот такие были планы», — сообщает телеграм-канал «Незыгарь».
«Доренко был ярчайшей звездой русской журналистики. Он умел оставаться современным и на заре карьеры, и сейчас, когда уже считался ветераном. Был дерзким, свободным, легким человеком»
«ОН НЕ УМЕНЬШИЛСЯ, ЧТОБЫ ВПИСАТЬСЯ В КОМПАНИЮ КАРЛИКОВ. ЗДОРОВЕННЫМ БЫЛ, ЗДОРОВЕННЫМ И УШЕЛ»
«Погиб Сергей Доренко. Талантливый журналист, беспокойный, неравнодушный человек. Сергей любил наш город. Погиб как жил — на крутом вираже. Честно — страшно жалко. Как будто что-то потеряно. Безвозвратно» — написал в своем аккаунте в «Твиттере» мэр Москвы Сергей Собянин.
«Сергей Доренко был ярчайшей звездой русской журналистики. Он умел оставаться современным и на заре карьеры, и сейчас, когда уже считался ветераном. Он был дерзким, свободным, легким человеком. Очень жаль…» — высказался о журналисте лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Экс-мэр Москвы Лужков назвал погибшего журналиста «пропитанным злобой» талантом. «Доренко — это гений зла, которому еще была предоставлена возможность общаться с громадным количеством людей. У него не было принципов, была злоба, которая направлялась в линию, если это оплачивалось, и это не ограничивалось расправой над Примаковым, надо мной», — заявил Лужков РБК.
«Сергей Доренко скончался. Я относился к нему по-разному. Но он — еще один символ эпохи. Теперь ушедший. Земля ему пухом…» — отозвался Михаил Ходорковский.
Телеведущий Владимир Соловьев назвал смерть Доренко большой утратой для российской журналистики. «Это колоссальная драма для его семьи, близких и слушателей. Доренко — отдельный континент, отдельная планета. Он могучая личность, гигант, который очень рано и трагически ушел», — цитирует RT телеведущего.
Журналист Александр Невзоров назвал смерть своего коллеги отличной. «Доренке можно только позавидовать — отличная смерть на хорошей скорости и на очень классном мотике, — высказался он в своем „Инстаграме“. — Все красиво. Я думаю, если бы ему предложили на выбор штук пять разных смертей, он бы выбрал именно эту».
Невзоров заметил, что судьба «настоящих динозавров — вымирать». «Даже цирковых динозавров, — добавил он. — Они уходят с арены, освобождая еще больше места для „шоу лилипутов“, среди которых есть очень „крупные карлики“ типа Соловьева. Вообще быть карликом стало модно». Журналист признался, что с Доренко они всегда «терпеть друг друга не могли», но назвал погибшего молодцом. «Он не уменьшился, чтобы вписаться в компанию карликов. Здоровенным был, здоровенным и ушел», — подчеркнул Невзоров.
«Серега был моим другом. Мы работали вместе на RTVi, там и сдружились. С ним легко было дружить, как и легко было воевать, — написала телеведущая Тина Канделаки в своем телеграм-канале. — Мне повезло, что у нас сложились отношения мгновенно, потому что не влюбиться в его язык, реакцию, формулировки и обороты речи мне было невозможно. Широкий парень, объятия которого многим были не по силам».
Канделаки назвала Доренко последним одержимым пропагандистом. «Сережа перерос оба века, — заметила она. — Первым из нас. Он был лучшим ведущим программы „Время“ в XX веке, он стал лучшим в „Телеграме“ XXI века. Он — последний из профессии по-настоящему одержимый пропагандист, который верил и заставлял верить других в свое слово».
«И что самое грустное — профессия наконец-то спокойно может понизить планку, — заключила Канделаки. — Можно не бояться испанского партизана Доренко, расслабиться и стать уже попроще, потому что никто на тебя больше с утра не гаркнет, что ты сер и надо отряхнуться от пыли. Можно теперь сереть без оглядки».
«Доренко был интересным собеседником с нестандартным, своеобразным взглядом на мир» (на фото – Доренко в 1990 году)
«Смерть его не кажется случайной, если человек умирает не от старости и не от болезней»
По просьбе «БИЗНЕС Online», эксперты оценили роль личности Сергея Доренко в новейшей истории российской журналистики.
Максим Шевченко — журналист:
— Мне очень жаль Сергея, потому что это был яркий, талантливый человек, мы не были друзьями, не были близки. Встречались иногда, полемизировали, иногда соглашались. Он был глыбой журналистики, настоящий мэтр. Когда я только-только начинал в журналистике он был уже очень известным и серьезным человеком. Он был таким одиночкой-интеллектуалом, который шел сквозь время, достаточно критически на это время поглядывая, оценивая его достаточно жестко. В самый критический момент он занимал позиции иногда нонконформистские, он был, безусловно, империалистом и не скрывал этого. В целом это был интеллектуальный, необычный, яркий человек. Очень жаль его.
Он работал на своих работодателей, не боялся конфликтов, кризисов, за это его ценили. Кто-то назвал его телекиллером, это было вследствие его таланта и манеры подачи материала, манеры подготовки материала. Он был необычным человеком, нам будет его ужасно не хватать.
Я не знаю, имело ли для него значение слово «карьера». Он много раз совершал поступки, которые, казалось бы, пресекали карьерный рост. Он дорожил своим именем, своей честью и своим достоинством, и он часто делал выбор в журналистике, который несовместим с понятием «карьера». Он первым сообщил о российских пленных в Чечне в 1994 году. Когда погибла подлодка «Курск», он обвинил в этом Путина. За каждый карьерный поступок он поплатился, был уволен, лишен работы и так далее. Но в силу его таланта его уважали люди, определяющие политическое пространство.
Смерть есть смерть. Проблема не в том, что человек смертен, а в том, что он внезапно смертен. Кто планирует смерть, если это не болезнь. Ехал человек на мотоцикле, вдруг у него сознание помутилось, сердце, раз упал, ударился — умер. Может быть, если бы он не был на мотоцикле, ему бы просто дали валидол, и он пришел бы в себя. Судьба.
Николай Сванидзе — журналист, историк:
— У нас с Сергеем была очень долгая история отношений. Мы не были друзьями никогда. Были короткое время, потом быстро рассорились, но это все было четверть века назад. Вместе работали, потом разбежались, рассорившись, даже не здоровались. А потом уже в долгие последние годы при встрече нормально общались, шутили, но ничего общего толком у нас не было. Хотя с интересом следил за его творчеством, а он, я думаю, за моим.
Я не знаю, кем он был последние долгие годы. Когда я его знал и, судя по тому, что я наблюдал в последние годы, в этом смысле он не менялся. Талант никуда не зароешь. Талант у него был, и талант большой. Очень яркий человек, очень самобытный. Очень непохожий на других, крупный, непредсказуемый иногда в поступках. Непростой в общении и не мелкий. Я думаю, что он продолжал расти творчески, и это большая потеря для всех нас и для журналистского цеха России.
Я думаю, вершины своей он не успел достичь, он продолжал расти. Он менялся, он был телеведущим, потом он стал под занавес своей карьеры публицистом. И был публицистом очень ярким. Я думаю, что он сам не знал, какие его еще могли ждать вершины.
Смерть его не кажется случайной, если человек умирает не от старости и не от болезней. Но он был человеком страстным, у него были свои привязанности. Одна из этих привязанностей — мотоцикл. Вот такая мужская смерть. 60 лет, ну ему еще не было 60, но все же для мужчины сегодня это не смертный возраст.
Евгений Минченко — политолог, президент «Минченко консалтинг»:
— Доренко был интересным собеседником с нестандартным, своеобразным взглядом на мир. Можно сказать, умер молодым, несмотря на свой возраст. Был бодр, активен. Он стал первым человеком, который в России реализовал жанр «медиакиллер». Кампания 1999 года против «Отечества — Всей России» показала очень высокую эффективность, и в этом смысле я бы не стал разговаривать об этом в терминах «хорошо» или «плохо». Это было очень эффективным инструментом и очень серьезно повлияло на то, в какой стране мы сегодня живем. На самом деле к началу этой кампании против Примакова и Лужкова очень многие были уверены, что приход к власти этой команды практически неминуем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.