Олег Власов: «Содержание агропарка сегодня обходится в 15 миллионов рублей в месяц. Мы заплатили почти 160 миллионов рублей налогов. Плюс к тому 30 процентов прибыли отдаем нашему учредителю — государству» Фото: Сергей Елагин

«Что ложится в стоимость товара? Надень его обувь, пройди его путь…»

— Олег Геннадьевич, покупательская способность населения падает на фоне подорожания всего. Ощутил ли это на себе агропромпарк?

— Насколько упал потребительский спрос, насколько снизился средний чек — для меня данная информация не из периодики, это то, что я вижу ежедневно. В 2018 году к нам пришли 3 миллиона человек, хотя в целом покупательский трафик снизился на 3 процента по сравнению с 2017-м. Это в общем-то не столь критично для агропарка. Другие торговые центры, крупные ретейлы отмечают в аналогичном периоде спад покупательской активности до 22 процентов. Каждый день в будни к нам приходят порядка 8–10 тысяч покупателей, в выходные — 25–30 тысяч. У нас есть специальные фиксирующие устройства, погрешность — около 7 процентов. Эти тысячи человек я вижу каждый день, встречаюсь с ними в зале, узнаю, что понравилось в агропромпарке, а над чем нам с арендаторами стоит еще работать.

— А покупательское поведение изменилось?

— Безусловно, раньше многие могли позволить себе нагрузить покупками полную тележку, а сегодня это делают далеко не все. Мы стали свидетелями не только смещения потребительского спроса в сегменты более дешевой продукции, но и уменьшения среднего чека и, как следствие, снижения общего объема продаж. Я часто вижу, как, например, пожилые покупатели ходят по агропромпарку, рассматривают продукты, а уходят, к сожалению, с полупустым пакетом. Они, может быть, и рады купить больше, но позволить себе этого не могут. Мы понимаем, что из-за роста цен и падения доходов людям приходится тщательнее подходить к выбору товаров. Поэтому работаем с арендаторами, призываем их пересмотреть ценовую политику, оптимизировать операционные расходы, предлагать покупателю различные акции. Есть мировая практика — зарабатывать не наценкой, а объемом. Кто-то прислушивается, кто-то — нет. Мы так устроены…

Фото предоставлено пресс-службой агропромышленного парка «Казань»

 Нам раньше говорили, что при конкуренции цены расти не будут, но на практике видим обратное. Почему растут цены, если в магазинах всего навалом? (Наиля Хасаншина)

— На вопрос, как складывается цена и почему она меняется, пытаются ответить сотни ученых с мировым именем, выстраивая различные модели экономики… Проще ответить на вопрос, от чего цена в принципе не зависит. Любые колебания в экономике, особенно не запланированные, так или иначе приводят к увеличению цены. Надо признать, что та модель экономического развития, которая была принята в Российской Федерации, реализуется с трудом. Государство вновь вернулось к традиционной модели, основанной на добыче полезных ископаемых и их реализации. Мы сильно зависим от экспорта природных ресурсов и, как следствие, от колебаний валюты, курса рубля. Это, соответственно, отражается на стоимости приобретаемых товаров, оборудования, лекарств и продуктов питания, которые приходят к нам из-за рубежа. А процесс импортозамещения идет очень медленно. Как следствие, нестабилен уровень инфляции. Хотя небольшое значение всегда считается полезным в мировой практике. Конечно же, увеличение стоимости бензина и других энергоносителей приводит к росту цен практически на все виды товаров и услуг.


— Как вы относитесь к повышению НДС?
   

— Я вспоминаю, как высокопоставленные мужи с экранов телевизора говорили, что 2 процента для бизнеса — ничего страшного, этого никто даже не заметит. Но, по-моему, даже школьники в ответ улыбались… В итоге у нас все поставщики услуг повысили цену на 2 процента: клининговые компании, охранные и транспортные предприятия. И на круг выходит уже 10–12 процентов, которые автоматически закладываются в цену конечного продукта.

Даже в принципе необходимые изменения, связанные с производством мяса, привели к увеличению стоимости продукта. В целом по стране упорядочили убой скота — теперь не на подворье, а на специализированных площадках. Абсолютно благая цель с точки зрения санитарных норм! Затем государственные органы приняли решение, что транспортировать мясо надо на специализированном автомобиле, чтобы туши были подвешены. Тоже правильно! Потом внедрили систему «Меркурий». Классная идея! Теперь можно проследить точку отправления и путь каждого продукта. Затем приняли закон о внедрении онлайн-касс. Тоже понятно, для чего это нужно государству.

Как будет действовать предприниматель при повышении издержек? Предсказуемо, что он скорее не будет благотворителем и издержки отобьет за счет повышения цены реализуемого продукта, а не за счет собственной прибыли. Да, все перечисленное необходимо, но своевременно ли? Когда тяжело идти в гору, груз не добавляют… Мы все меньше потребляем мяса, молочных продуктов, фруктов. К сожалению, при недостатке того или иного продукта на рынке у нас наращивается не предложение, а цена. С другой стороны, я не слепо критикую, давно живу, хорошо усвоил мудрость: прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь.

«За счет собственной прибыли провели модернизацию: все столы, на которых реализуется мясо, заменили на охлаждаемые. Теперь даже самое жаркое лето нестрашно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПОКУПАТЕЛЯМ СОВЕТУЮ ТОРГОВАТЬСЯ ДО ВЫГОДНОЙ ЦЕНЫ»

— А вы можете как-то повлиять на цены в агропарке?

— К сожалению, у меня нет законного права регулировать цены на продукцию в комплексе. Резидент сам устанавливает их на предлагаемый товар. Пытаясь удержать цены, истинным производителям мы даем скидку до 30 процентов на стоимость услуг комплекса и просим снизить цену на продукцию хотя бы на 15 процентов. Кто-то соглашается, кто-то держится примерно неделю, а потом торгует по той же цене, как все. Далеко не все понимают, что снизить цену мы просим для привлечения покупателя. Наш клиент и так не избалован общественным транспортом, и уж если он приехал к нам, то должен увидеть выгоду для себя, чтобы выбирать нас вновь и вновь. А покупателям я советую торговаться до выгодной цены. Весь мир так устроен…

— У многих вопрос безопасности еды сегодня выходит на первый план. А как в агропромпарке следят за качеством продаваемой продукции?

— У нас много различных дверей, но вход для продуктов только один! Завезти продукцию к нам можно с определенного дебаркадера, остальные двери либо заблокированы, либо вход контролирует охрана, и везде установлены камеры наблюдения. Для любого продукта, который уже прошел первичный контроль в районах, первым пунктом назначения в комплексе станет лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы республиканского управления ветеринарии. Она не принадлежит агропарку, это отдельная государственная структура. Там проводят все необходимые анализы, перепроверяются исходные данные, выдается либо не выдается соответствующее заключение. Затем на пути продукта в торговую или складскую зону вновь возникает охрана — сверяет документацию с представленным продуктом, и только после этого он поступает в торговые ряды. Так построена логистика. Кроме того, несколько раз в день ветеринары производят контрольные обходы торгового зала — осматривают предлагаемое, в зале также постоянно работают санитарный врач и администраторы.

— Наверное, не вся продукция за день продается, например мясо. Куда его девают? Замораживают, а потом вновь размораживают?

— Продавец хорошо знает, сколько он примерно может продать за день. Если все-таки не реализовал, то по нормам это мясо может храниться охлажденным при определенной температуре до трех дней. Как правило, 90 процентов мяса к этому сроку уже бывает проданным. Продавцы понимают, что если сегодня не будут честны с покупателями, то завтра они к ним не вернутся. Конкуренция большая, свыше 40 человек в комплексе продают мясо. Так что залежавшихся кусков у нас не бывает. Стараемся, все по-честному.

Кроме того, полтора месяца назад мы за счет собственной прибыли провели довольно большую модернизацию: все столы, на которых реализуется мясо, заменили на охлаждаемые, закупили компрессоры, подвели к столам хладагент. Теперь нам даже самое жаркое лето нестрашно.

— И подняли арендную плату?

— Всего на тысячу рублей в месяц тем, кто пользуется данными столами. Но все восприняли такую модернизацию положительно, потому что качество и внешний вид товара сохраняются теперь лучше, им стало выгоднее торговать.

«Иногда предприниматели, приходя к нам из других торговых объектов, не воспринимают наши правила торговли, так как у некоторых сохраняется привычка работать по базарным принципам» Фото: Сергей Елагин

«ИМЕЮТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ТОРГОВЛИ И ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ НЕКОТОРЫХ УСТАНОВИТЬ СВОИ»

— Все ваши меры контроля, безусловно, необходимы, если смотреть с точки зрения покупателя. А вот сельхозпроизводители, продавцы, наверное, далеко не все это одобряют. Ваши требования они не воспринимают как ухудшение условий для их бизнеса? Агропарк-то для развития бизнеса создавали…

— Иногда предприниматели, приходя к нам из других торговых объектов, удивляются, не во всем воспринимают наши правила торговли, так как у некоторых сохраняется привычка работать по базарным принципам. А в общем-то наши правила элементарные, им следуют во всем мире: обязательное наличие медицинской книжки; работа в перчатках, если речь идет о торговле продуктами; опрятная корпоративная форма; обед в отведенном месте, а не за прилавком; порядочность в работе с покупателем; соблюдение сроков реализации продукта. Если это масло, то так и говорим, если спред, то так и пишем… Большинство арендаторов все понимают. Эмоциональные всплески бывают, но с каждым годом их меньше. На этапе начала сотрудничества арендаторы изучают все условия договора, соглашаются, подписывают его, но через какое-то время бывает и нарушают. Нарушения случаются разные, но штраф — это самая крайняя мера, когда не помогли ни многократные замечания, ни составленные акты и ты понимаешь, что остается только одно — либо вводить санкции в виде штрафа, либо расторгнуть договор. За первый квартал текущего года выявлено около 670 различных нарушений, а наложено всего 24 штрафа. Представляете, из 670 всего 24!

— А штраф большой?

— 1 тысяча рублей. У нас есть электронная база данных на каждого арендатора с момента его вхождения в агропарк, куда мы в том числе заносим и его нарушения. Этот реестр помогает нам зафиксировать историю пребывания в нашем комплексе, стиль и методы работы арендатора. Но мы не только требуем, но и часто помогаем. Порой тот или иной арендатор просит отсрочить платеж, и мы открываем его персональную карточку: если нарушений немного и они несерьезные, идем навстречу, помогаем, понимая, что в бизнесе бывает всякое.  

— А вам не кажется, что эти меры усложняют жизнь арендатора и он работает в постоянном напряжении?

— На мой взгляд, создание условий для предпринимателя — это не взаимоотношения по принципу «как получилось». В любом случае это ответственность, и она не на словах. То, что мы требуем, доступно пониманию. Можно, конечно, закрыть глаза на факты нарушений, как у той японской обезьянки: «Ничего не слышу, ничего не знаю, никому ничего не скажу». Но у меня есть определенное воспитание, я хорошо осознаю свое предназначение в агропарке, понимаю миссию предприятия и, самое важное, не могу пренебречь интересами 3 миллионов человек, которые за год посещают комплекс. Однако, слава богу, хронических нарушителей все меньше и меньше.

— У вас все торгующие одеты в одинаковую форму: пилотка, футболка, фартук. Считаете, это не излишнее требование? За форму-то, наверное, им пришлось платить?

— У нас в зале 320 продавцов, и представьте, что все они разношерстно одеты… Сегодня у нас рыбники — в одной форме, мясники — в другой, крупные агрохолдинги — в своей корпоративной форме. Цена вопроса — 770 рублей. Но мы на ней не зарабатываем, наценку делаем всего 12 процентов — на транспортные расходы. Многие предприниматели берут сразу две формы — на смену.

«Ошибочно предполагать, что мы только сдаем площади в аренду. Мы помогаем сохранить продукт, организовать промоакции, дегустации. В результате – помогаем увеличить продажи»Фото предоставлено пресс-службой агропромышленного парка «Казань»

«ПОСРЕДНИК — НЕОБХОДИМОЕ ЗВЕНО В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ»

— Как ведется привлечение новых резидентов? (Амир Гатауллин)

— С учетом сложившейся экономической ситуации в стране с каждым резидентом приходится работать индивидуально, буквально бороться за каждого из них. К счастью, большинство функциональных зон уже заполнено на 100 процентов. Мы каждый год объезжаем практически все муниципальные образования республики и встречаемся с предпринимателями, которые гипотетически могут работать с агропарком. Выясняем, знают ли они о нас, уточняем, что они могут нам предложить, находим тех, кто заинтересован в создании и развитии своего дела на нашей площадке. В силу того, что не все могут торговать самостоятельно (а у нас развивается оптовое и розничное направление), мы также предлагаем закупать у них продукцию для последующей самостоятельной реализации. Основная цель развития агропромпарка — все глубже и глубже интегрироваться с сельхозпроизводителями. Нам важно понимать их настроения и пожелания, знать, какой агропарк им в принципе нужен. 

Ошибочно предполагать, что мы только сдаем площади в аренду. Исходя из условий рынка, покупательского спроса, мы формируем и предлагаем более значимую услугу, что позволяет сельхозпроизводителю эффективно продавать товар на нашей площадке. Мы сопровождаем резидента от входа в агропарк, помогая ему правильно сохранить продукт, выложить его на торговые прилавки, организовать промоакции, дегустации. В результате чего мы помогаем ему увеличить продажи. 

— Агропромпарк некоторые упрекают за то, что вы даете место не только фермерам, но и крупным агрохолдингам и даже перекупщикам.

— Но может ли фермер сам все время стоять за прилавком? Нам как-то высказали упрек, что на нашей площадке недостаточно крестьянско-фермерских хозяйств, на что Марат Готович (Ахметов, заместитель премьер-министра РТ, министр сельского хозяйства и продовольствия РТ — прим. ред.) ответил примерно так: комплекс огромный, он в состоянии обеспечить местами и все фермерские хозяйства, и любого предпринимателя. Неправильно деятельность агропарка измерять лишь категорией наличия в комплексе фермеров. Это в корне неверно! В ходе развития они зачастую меняют юридический статус, выбирают оптимальную организационно-правовую форму, исходя из объемов и запланированного ассортимента реализуемой продукции. Например, за последние месяцы только у нас на площадке 16 КФХ и ЛПХ перешли в статус индивидуальных предпринимателей. Невзирая на организационно-правовую форму, мы должны помочь всем сельхозпроизводителям республики и тем предпринимателям, которые по доверенности реализуют их продукцию.

В нашем агропромпарке в месяц продают 155 тонн мяса — это огромное стадо в тысячу голов. Могут ли только фермеры покрыть такую потребность? Нет, конечно! Такие объемы и такое воспроизводство для одного предпринимателя сегодня непосильная ноша.

— И сколько у вас сегодня среди резидентов чисто КФХ?

— Всего у нас сегодня 278 резидентов, в торговой зоне осуществляют свою деятельность 187 предпринимателей, из них КФХ и ЛПХ — 50. Стоит заметить, что производителями являются не только КФХ и ЛПХ, но и другие различные правовые формы — ИП, ООО. Таких производителей на площадке 56. Оставшийся 81 торгующий резидент агропарка — индивидуальные предприниматели, у которых республиканская продукция составляет от 10 до 70 процентов. И я глубоко убежден в том, что цивилизованный посредник на потребительском рынке — необходимое звено в реализации продукции. Это благо даже для фермеров.  

— Вам задают вопрос, почему у вас торгуют гастарбайтеры из азиатских стран?

— Действительно, иногда этот вопрос звучит. Появление мигрантов в комплексе не мое желание, я, наоборот, считаю, что нужно использовать местный трудовой ресурс: в республике официально около 10 тысяч безработных. Но часто резидент считает по-другому и приглашает мигрантов на работу. Но в любом случае все они обязательно граждане РФ, имеют паспорт России. Все до одного! У нас просто так встать за прилавок не получится. Сначала продавец должен предоставить трудовой договор с работодателем, который уже является нашим арендатором, затем — медицинскую книжку, получить специальный бейджик, ознакомиться с нашими правилами торговли и только потом может встать за прилавок. Даже болезнь продавца не дает резиденту право поставить за прилавок кого попало, пусть и временно. Это безопасность и благополучие покупателя. 

— Иногда агропарк упрекают в том, что на прилавке есть и сторонняя продукция, например белорусское масло, хотя комплекс строили для поддержки местного производителя…

— Зачастую даже фермер расширяет предлагаемый ассортимент своей продукции за счет других производителей. По одной простой причине — на торговле монопродуктом сложно заработать. Больше ассортимент — больше покупателей. Резидентов интересуют в первую очередь продажи, а не философия. Ну сколько частный производитель может произвести видов сыров? Наверное, не больше 10–15, а линейка данного продукта сегодня достигает более 70 наименований. Когда этот же сельчанин разнообразит свою продукцию товарами другого производителя, выигрывает и покупатель, и он сам. Это аксиома продаж.

Однажды мы решили сосчитать, сколько наименований продукции в агропарке продается. Дошли до 18 тысяч и бросили, хотя можно продолжать еще долго… У покупателя должен быть выбор и по ассортименту, и по цене. У нас представлены арендаторы, предлагающие различную ценовую политику: есть помидоры и по 750 рублей за килограмм, и по 130 рублей. Они отличаются по качеству, вкусовым свойствам, способу выращивания и отдаленностью региона доставки. Грунтовые помидоры заведомо стоят дороже, как в принципе и все, что выращено на грядке.

«Основная цель агропарка — это создание условий для сельхозпроизводителя, на что и нацелены все основные площади комплекса» Фото: Сергей Елагин

«АГРОПРОМПАРК — ЭТО СВОЕГО РОДА ШКОЛА»

— Олег Геннадьевич, вас же поставили на это место сельхозпроизводителей защищать, а вы больше о покупателях печетесь. Почему?  

— Давайте представим: мы с резидентами разработали какие-то маркетинговые программы, выставили товары, открыли двери, а покупатели пришли и не оценили. Почему? Потому что ввели новый продукт без учета их интересов. Нельзя строить отношения по принципам известной басни: «Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду».

— То есть ваша борьба за интересы покупателя ведется во имя сельхозпроизводителя?

— Конечно! Они тесно связаны, как сиамские близнецы! Уже во время встреч с предпринимателями в районах мы сразу пытаемся донести позицию покупателя: если планируете приехать к нам, то ассортимент должен быть таким, расфасовка такой… Мы уже знаем своего покупателя и советуем производителям, как лучше продать их товар. Своих сотрудников мы тоже обучаем, и они могут посоветовать резидентам, как лучше разложить товар и оформить рабочее место, какие маркетинговые приемы применить, чтобы привлечь покупателя. Агропромпарк — это своего рода школа, довольно часто резиденты благодарят меня за то, что очень многому научились, работая на нашей площадке.

 Чем отличается агропромпарк «Казань» от аналогичных рынков в других регионах России? (Юлия К.)

— Настаиваю, агропарк — это не рынок! Торговые площади — это только 1/5 часть всего комплекса. Агропромпарк «Казань» — это первый в России многофункциональный комплекс, построенный для поддержки сельхозпроизводителей, где под одной крышей сосредоточена вся технологическая цепочка: хранение, производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Площадь нашего комплекса — 50 тысяч квадратных метров. Основное покупатели просто не видят. Торговый зал — это не агропарк, а лишь его часть. 

Сегодня в комплексе 22 производственных цеха, где 300 человек вырабатывают 7,5 тысячи тонн продукции в год, которая продается по республике и за ее пределами. Мы можем единовременно в складской зоне принять и разместить до 2,5 тысячи тонн различных продуктов. Наши холодильные камеры могут обеспечить температуры от плюс 5 до минус 30 градусов Цельсия. 

Если предприниматель приехал из дальнего района, то к его услугам гостиница, система общепита, конференц-залы, офисы и многое другое.

В Подмосковье агропарк работает как логистический центр: продукция приходит, распределяется на мелкие партии и развозится дальше. В агропарке Краснодарского края больше занимаются селекцией: выращивают различные культуры, готовят семена. А такого многофункционального, как у нас, больше пока нигде нет. Представители практически всех регионов России, многих стран ближнего и дальнего зарубежья побывали в нашем агропарке, изучали опыт. Многие субъекты РФ хотели бы реализовать аналогичный проект, пусть даже в меньших масштабах. 

«У нас арендаторы предлагают различную ценовую политику: есть помидоры и по 750 рублей за килограмм, и по 130. Они отличаются по качеству, вкусу, способу выращивания и доставки»Фото предоставлено пресс-службой агропромышленного парка «Казань»

«НА ДАННЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЗАРАБАТЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ! ЭТО ПОНЯТНАЯ ПОЗИЦИЯ»

— Вы сказали, что у вас в агропарке 22 перерабатывающих производства. Сколько из них создали ваши резиденты?

— Четыре крупных производства создано нашей управляющей компанией, а 18 — резидентами агропарка. При необходимости мы рассматриваем заявляемый проект, подводим все коммуникации, а различное оборудование предоставляем по договоренности.   

— Какие в агропарке производства работают?

— Хлебобулочных и кондитерских изделий, приготовление обедов с доставкой по всей Казани, производство популярной японской еды. И сырное производство есть за стеклом, и мясное, где на ваших глазах рождается продукт. Есть и уникальные производства, например отжим масла: покупатель выбирает различные семечки, и на его глазах методом холодного отжима масло поступает в бутылочку. Для переработки овощей мы приобрели уникальную импортную линию мощностью 10 тонн в смену, которая может помыть, откалибровать, упаковать овощи — все по стандартам крупных торговых сетей.

— Собственные производства дают управляющей компании дополнительные доходы?

— Безусловно, это другая добавленная стоимость. Благодаря этому и выверенной стратегии развития мы два года не повышали арендную плату за площади.

— Арендная плата для производителей и посредников у вас разная?

— Конечно! Наша маркетинговая политика действует уже четыре года: сельхозпроизводителям республики делаем скидку на этапе вхождения до 50 процентов на услуги комплекса. Если мы убедились, что вы сельхозпроизводитель, то смело можете надеяться на преференции. На Ярмарочной площади мы организовали бесплатные места для пенсионеров, которые занимаются реализацией своей выращенной плодоовощной продукции. Таким образом, только за 2018 год мы предоставили помощь сельхозпроизводителям в объеме 5 миллионов рублей. Хотелось бы отметить, что это наша недополученная прибыль и нас никто не обязывает так делать, но все же…

— В строительство агропромпарка было вложено 2,5 миллиарда рублей бюджетных денег. Как он помогает производителю, который вне комплекса, но готов работать с агропарком? Сколько уже отдали налогами за время работы, сколько вообще расходуете в месяц? Во сколько обходится содержание парка? (Андрей Федоров)

— В самом начале работы агропарка президент республики сказал мне, что управляющая компания должна зарабатывать ровно столько, чтобы хватало на содержание комплекса, и нельзя залезать в карман сельхозпроизводителя ради дополнительной прибыли. Он подчеркнул: «Не зарабатывайте бездумно на этих отношениях». Содержание агропарка сегодня обходится в 15 миллионов рублей в месяц. Мы заплатили почти 160 миллионов рублей налогов. Плюс к тому 30 процентов прибыли отдаем нашему учредителю — государству (через министерство земельных и имущественных отношений РТ — прим. ред.).

— Сколько человек в штате управляющей компании?

— Сегодня в штате 74 человека, плюс еще около 50 работают на аутсорсинге — клининг и охрана.

«Наша цель — вернуть внимание людей к земле, истинным ценностям» Фото: Сергей Елагин

«ВОПРОС ТРАНСПОРТА СТОИТ ДАВНО И ОСТРО»

— Планируется ли вводить в состав агропарка забойные цеха, например для фермерской птицы? (Ильфат)

— Санитарные нормы не позволяют в черте города организовывать подобные производства.

— Нельзя сказать, что агропромпарк оформлен стильно. «Деревенский» дизайн выбран специально или просто так получилось? Кто работает над оформлением залов? (Инна)

— Стиль — понятие растяжимое. Я воспринимаю агропарк как некое продолжение сельскохозяйственных процессов в республике — продолжение работы крестьян. У сельхозпроизводителя понятие высокого неразрывно связано с землей, деревней, и это ощущение, дух мы стараемся перенести в агропарк. Когда вы приходите к нам, слышите, как мычит корова, кричит петух или заливается соловей, и интерьер соответствующий: много зелени, островки деревенского пейзажа. Наша цель — вернуть внимание людей к земле, истинным ценностям. Есть другое понятие высокой моды…  

— Для увеличения количества покупателей необходимо решить вопрос остановки общественного транспорта. Я предлагаю автобус №62 пропустить через комплекс с остановкой. (Талгат Акрамович)

— Проблема общественного транспорта стоит достаточно давно и остро, ее мы прорабатывали в том числе и с исполком Казани. Если коротко, то пока экономически нецелесообразно заворачивать в агропарк какой-либо городской маршрут автобуса, так как из-за очень сложной дорожной развязки в этом месте возникают большие финансовые затраты. Мы также вели переговоры с пятью транспортными компаниями, и ни одна из них внятных предложений не предоставила, потому что не видят экономической целесообразности. Но мы продолжаем искать варианты решения данного вопроса.

«В агропарке 22 перерабатывающих производства. Четыре создано нашей управляющей компанией, а 18 — резидентами»Фото предоставлено пресс-службой агропромышленного парка «Казань»

— Как планируете развивать свои услуги для потребителей, например заказ продуктов по интернету и доставка их на дом? Вы изучали спрос на такой вид услуг? (Марина К.)

— С прошлого года на нашей площадке работает компания, которая пытается организовать продажи через интернет. Мы также озадачились необходимостью создания актуализированного реестра сельхозпроизводителей РТ. Данный проект рассчитан на выстраивание процессов между производителем и покупателем в цифровом формате. Он предполагает систематизацию всех сельхозпроизводителей по ряду критериев: месторасположение, объем производимой продукции, качество, цена. Впоследствии будут созданы некие онлайн-площадки, где каждый сельхозпроизводитель сможет самостоятельно вводить номенклатуру, ассортимент, стоимость и последовательно выстраивать взаимоотношения с покупателем. На данный момент такого реестра в республике нет. Есть несколько компаний, готовых с нами взяться за реализацию этого проекта.

— Почему в парке нет общего концепта? Наряду с бакалеей присутствуют отделочные материалы и церковная утварь. Я ничего против этой группы товаров не имею, но единое лицо парка должно же быть? (Таймураз)

— Я хорошо понимаю, что основная цель проекта агропарка — это создание условий для сельхозпроизводителя, на что и нацелены все основные площади комплекса. Но отказать республиканским предпринимателям в реализации на нашей площадке востребованных покупателем промышленных товаров я тоже не имею морального права. Как можно отказать народным промыслам, республиканским предприятиям, производящим сопутствующие товары? Но сегодня скорее это исключение. Во всем должна быть взвешенность, я далек от мысли превратить агропарк в вещевой рынок.  

— Что у агропарка есть такого уникального, что заставляет людей приезжать к вам?

— Во-первых, ни на одной торговой площадке в республике нет такого богатого ассортимента различной продукции, какой представлен в агропромпарке. Во-вторых, продукция, представленная у нас, проходит короткий путь от поля или производства. В-третьих, на нашей площадке продается большое количество товаров, представленных непосредственно производителями. В-четвертых, мы очень тщательно контролируем качество и безопасность продукции. В-пятых, немаловажное значение имеют чистота помещений, культура обслуживания, удобная бесплатная парковка… Это и многое другое привлекает покупателя. 

— В заключение обозначьте точки роста казанского агропромпарка.

— Ежедневная интеграция с сельхозпроизводителем, изучение его потребностей, насущных проблем, соответствие изменениям потребительского рынка и запросам покупателей — это тенденции, которые задает агропромышленный парк «Казань» сегодня и которые мы будем поддерживать и в будущем.  

— Олег Геннадьевич, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!