«В КАЗАХСТАНЕ ТАКИХ ТЮБЕТЕЕК НЕТ, Я ИМЕЮ В ВИДУ»

Как бы пафосно ни звучало, этого события татарские женщины ждали чуть более века. Первый съезд представительниц прекрасного пола прошел аж в 1917 году, за полгода до октябрьского переворота. Тогда в Казань съехались порядка 90 человек, причем все они были из России.

По словам известного историка Дамира Исхакова, которого «БИЗНЕС Online» встретил на дамском курултае, событие 102-летней давности было предтечей дальнейших радикальных изменений в жизни слабого пола. «Это было очень важное мероприятие, татарки тогда были на передовых позициях по линии прогресса. Выступали за равенство полов, и они настолько преуспели после в этом, что появилась первая в мусульманском мире женщина-казый (шариатский судья) Мухлиса Буби. Этот съезд был одним из тех, которые в конце концов привели к революционным преобразованиям», — сказал Исхаков нашему корреспонденту. Кстати, в Казани есть даже клуб им. Мухлисы Буби, который работает в Казанском кооперативном институте, сказала ректор вуза Алсу Набиева, ее коллеги представили съезду исторические экспонаты.

Количество делегатов всемирного съезда татарских женщин, начавшегося еще в четверг, более чем в пять раз больше, чем у их предшественника век назад, да и география участников впечатляет — поделиться опытом и рассказать о насущих проблемах приехали татарки почти из трех десятков стран. 

Наглядным примером того, что женщины вышли победителями в борьбе за равноправие, стала выставка-ярмарка, развернутая в фойе Татгосфилармонии — все, что там продавалось, было изготовлено в основном предпринимательницами — представить себе такое 100 лет назад было тяжело. Директор предприятия по изготовлению пуховых шалей из Оренбурга Альбина Абсалямова, к примеру, привезла в Казань огромную гамму изделий, большинство которых до сих пор находится в тренде: «На наши оренбургские платки всегда есть спрос. Мы стараемся идти в ногу со временем, здесь не только бабкины шали, но и изделия для молодежи, все ручной работы, на местном сырье. Годовой оборот предприятия — порядка 50 миллионов рублей».

На выставке особым спросом пользовались мини-тюбетейки, которые сейчас любят носить женщины вместо калфаков, — а почему бы и нет? Камиля Исмаилова из восточно-казахстанского Семея купила головной убор для двухлетнего сына: «В Казахстане таких тюбетеек нет, я имею в виду татарских. Продаются лишь казахские, да и то такие маленькие я нигде не видела». Подушки от 700 рублей с татарским узором так же пользовались спросом. «Есть дешевый сегмент — фотопечать, есть кожаные подушки — они дорогие, а для среднего покупателя почему-то ничего нет, вот мы и решили занять эту нишу», — говорит предприниматель из Сабинского района Фарид Вафин, чья супруга изготавливает данные сувениры.

Известная в республике бизнесвумен Фирдаус Девятаева, которая представила на выставке свою косметическую продукцию на основе норкового масла, удивляется: «Почему бы не создать ассоциацию татарских женщин-бизнесменов? У нас много отличий от предпринимателей-мужчин, мозги работают совсем по-другому». Свое пожелание она намерена передать во всемирную общественную организацию татарских женщин «Ак калфак» при ВКТ.

Количество делегатов всемирного съезда татарских женщин более чем в пять раз больше, чем у их предшественника 100 лет назад, да и география участников впечатляет

«А НЕ ПРИШЛО ЛИ ВРЕМЯ ВОЗРОДИТЬ ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ СРЕДИ ТАТАР?»

Что касается борьбы за равноправие полов, то эхо того самого съезда 1917 года докатилось и до татарских диаспор дальнего зарубежья. Татарскую общину Финляндии, созданную в 1925 году, впервые за 90-летнюю историю возглавила женщина — Гюльтан Бадретдин. Она рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» о секрете сохранения родного языка в пятом-шестом поколении переселенцев из Российской империи: «Самое главное — нужно разговаривать дома по-татарски. Наши дети, их у меня трое, а сейчас родились и внуки, после рождения начинают говорить по-татарски, а потом уже осваивают финский язык. Мы их обучаем в воскресной школе, ни один еще не спросил: „А зачем мне нужен татарский язык?“ Нам это в голову не приходит — отказаться от родной речи, традиций».

По словам члена «Ак калфак», председателя исполкома конгресса татар Челябинской области Лены Колесниковой — главного организатора конкурса красоты «Татар кызы», — проблема равноправия полов сейчас не так актуальна. «Главное сейчас — это стратегия развития татарского народа, которую мы обсуждали, вся наша работа направлена на это. Каждой женщине небезразлично будущее своих детей, как будет жить нация. Здесь мы обмениваемся опытом. Очень радостно видеть, как растут наши коллеги, которые сами в регионах создают татарские национальные общественные движения», — считает Колесникова.

У татар, проживающих не в РТ, есть чему поучиться: даже идею проведения съезда, где большинство прекрасных дам были в калфаках, а некоторые — в ичигах или на худой конец в платьях с татарским орнаментом, позаимствовали на просторах Поднебесной. В этом «БИЗНЕС Online» признался сам председатель исполкома всемирного конгресса татар Ринат Закиров: «Во время визита президента Татарстана в Китай татары, проживающие в этой стране, организовали грандиозную встречу. Нас поразило то, что абсолютно все женщины пришли в одежде своих мам и бабушек — калфаках, камзолах. Возвращаясь домой, я много думал: а не пришло ли время возродить женское движение среди татар, создать организацию? Так появилась „Ак калфак“, возглавляемая Кадрией Идрисовой».

Вот и второй после векового перерыва съезд был организован именно Идрисовой, которая пять лет назад и возглавила организацию татарских женщин «Ак калфак».

Василь Шайхразиев: «Мы – татары – рассеяны по всему миру, в России проживают 5 миллионов 300 тысяч человек, а в мире около 10 миллионов. Мероприятия, подобные этому, мы стараемся проводить регулярно»

«СОСТАВ ПОДОБНОГО РОДА МЕРОПРИЯТИЙ ОМОЛАЖИВАЕТСЯ С КАЖДЫМ ДНЕМ»

Начался съезд с приходом в филармонию вице-премьера РТ, председателя «Милли шура» Василя Шайхразиева. Он деловито осмотрел выставку-ярмарку, после чего прошел в президиум, где был единственным мужчиной среди семи женщин, облаченных в калфаки. Шайхразиев выделялся среди них и тем, что сам был без традиционной татарской тюбетейки. Место слева от него заняла заместитель председателя Госсовета РТ Римма Ратникова, справа  Идрисова, последняя и была председательствующей на курултае. 

«В работе нашего съезда принимают участие 540 человек, самая многочисленная делегация из Башкортостана — 50. Радостно то, что в нашем курултае участвуют не только татарские женщины, но и представительницы женских организаций Башкортостана, Казахстана, Киргизии. Нам, представительницам тюркских народов, нужно быть вместе. Что касается возраста делегатов съезда, то самой молодой 16 лет, пожилой 74 года. Средний возраст — 42 года, это говорит о том, что состав подобного рода мероприятий омолаживается с каждым днем. Это хорошее явление», — сказала Идрисова.

Шайхразиев зачитал приветствие съезду от Рустама Минниханова, после чего уже сам обратился к прекрасным дамам: «Мы — татары — рассеяны по всему миру, в России проживают 5 миллионов 300 тысяч человек, а в мире — около 10 миллионов. Мероприятия, подобные этому, мы стараемся проводить регулярно, наш президент, куда бы он ни ездил, первым делом встречается с местными татарами. Не должны мы обделять вниманием наших женщин, которые также регулярно собираются на всевозможные форумы, конференции».

Когда Идрисова благодарила Шайхразиева за то, что он проникся интересом к чаяниям дам и пришел на съезд, вице-премьер попросил делегатов поприветствовать представителя исполкома ВКТ Закирова. Зал разразился бурными и продолжительными аплодисментами. Правда, сам Закиров так ничего и не сказал.

В 1917-м татарские женщины требовали равноправия и запрета на многоженство, а теперь они занимаются бизнесом и размышляют о том, какой должна быть национальная стратегия

«КОГДА В РЕСПУБЛИКАХ БЫВШЕГО СССР НАЧИНАЮТ УЩЕМЛЯТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК, ПОДНИМАЕТСЯ ВСЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ»

То, как трудится за сохранение своей татарскости прекрасный пол, было показано в коротком фильме, после чего об историческом съезде-курултае 1917 года рассказала историк Таэмина Биктимирова. Она говорила о главных требованиях татарок той поры: «Равные права с мужчинами, запрет многоженства, обязательное обучение девочек, достигших 8-летнего возраста, открытие для них средних и высших учебных заведений, разрешение женщинам показывать лица, открытие детсадов». Все это было реализовано, а сейчас у нас стоят другие проблемы: «Насильственное отрывание наших детей от получения знаний на родном языке, не свойственная татарам такая трагедия, как пьянство, увеличение смешанных браков…» Биктимирова высказалась за необходимость установки в Казани памятника царице Сююмбике и композитору Саре Садыковой. 


Кстати, в качестве противника смешанных браков выступил и имам мечети «Туган авылым» Ильнар Зиннатуллин, который торопился на пятничный намаз и посетовавший в начале своего спича на то, что дамы в зале сидят не в платках: «Роль женщины очень велика, она должна воспитывать детей в духе уважения к отцу, даже никудышному. Вообще матери очень влияют на детей, на их выбор спутника жизни в дальнейшем. Моя мама, например, в детстве говорила, чтобы я никогда не женился на русской или блондинке. Когда вырос, стал стороной обходить девушек не моей национальности. А вот почему она была против блондинок, этого я не понял до сих пор».

Бойко продававшая оренбургские пуховые платки Абсалямова рассказала о том, как в татарских деревнях дети обучаются плетению шали, проводят конкурсы. Представитель татарской диаспоры Австралии рассказала о татарской общине Зеленого континента, где проживают порядка 500 соплеменников, презентовала сайт, на котором размещена вся информация о татарах Австралии. Интересно, что часть материалов на сайте была на русском языке, которого большинство австралийских татар не понимают.

Звучала на съезде и русская речь: жена экс-президента Киргизии Алмазбека Атамбаева, татарка по национальности, Раиса Атамбаева, произнеся несколько фраз на родном языке, перешла на госязык РФ. А известный писатель и литературный критик Талгат Галиуллин призвал татарок, живущих за пределами Татарстана, быть активнее в поддержке родного языка: «Когда в республиках бывшего СССР начинают ущемлять русский язык, поднимается вся общественность, направляют письма в Брюссель. В Татарстане же закрылись десятки, сотни татарских школ — и ничего. Помните: татарскому народу никто не поможет, кроме него самого, мы должны понять это, не ждать помощи со стороны. Пишите письма, выступайте у себя».