Как стало известно «БИЗНЕС Online», сегодня КХЛ и крупнейший в Европе производитель программного обеспечения SAP объявят о подписании контракта Как стало известно «БИЗНЕС Online», сегодня КХЛ и крупнейший в Европе производитель программного обеспечения SAP объявят о подписании контракта Фото: Sean Gallup / Staff, gettyimages.com

МАКСИМУМ ИНФОРМАЦИИ О БОЛЕЛЬЩИКАХ

SAP разработает для КХЛ три уникальных программных решения: центр спортивной статистики, автоматизированную систему разработки календаря, но особый интерес представляет система по управлению и работе с болельщиками. Благодаря ей КХЛ станет первой в мире спортивной лигой, которая создаст единую CRM-систему и базу профилей всех хоккейных болельщиков (одно управляет другим). Система расскажет, сколько в среднем тратят зрители на хоккейных матчах, какие у них предпочтения, какие команды и мероприятия их интересуют больше всего. Таким образом, лига составит портрет зрителя, поймет, куда стоит вложиться, а где – сэкономить.

В НХЛ такого нет – там клубы работают отдельно от лиги, а это недешевое удовольствие. Год подписки на продукт стоит около 100 млн рублей. Такую цену SAP назвал несколько лет назад представителям питерского СКА, которые хотели заключить сотрудничество на индивидуальной основе. Нечто подобное использует другой питерский клуб — «Зенит». Футболисты за полтора года увеличили клиентскую базу с 130 тыс. до 1,5 млн человек. КХЛ даст платформу клубам в пользование бесплатно. Участие в проекте сугубо добровольное — по законодательству РФ, команды к этому принуждать нельзя.

Чтобы попасть в базу, пользователю достаточно хотя бы раз столкнуться с контентом КХЛ или клубов в интернете – например, перейти на сайт. Везде будут расставлены метки. Также у КХЛ есть возможность сопоставлять профили пользователей в соцсетях. Если человек пришел на сайт лиги, будучи активированным в какой-либо соцсети, информация из аккаунта попадет в базу профилей. Сразу оговоримся, что ничего незаконного в этом нет, а сервера SAP находятся в России.

Подписчики страниц лиги и клубов в соцсетях автоматически попадут в базу данных. Также в ней окажутся все, кто купил в интернете билеты и атрибутику. Дополнительно будет создан интерфейс загрузки данных, чтобы клубы могли хранить и передавать информацию о клиентах, которые взаимодействовали с клубом офлайн. Допустим, человек купил свитер в магазине у арены, а не в интернете, и оставил продавцам свой номер телефона или адрес почты — клуб может загрузить эту информацию в базу данных.

Сама КХЛ почти не зарабатывает на болельщиках, поэтому клубам не стоит волноваться, что КХЛ будет знать все об их зрителях. Лига совместно с SAP создает эту CRM-систему, так как она нужна для анализа ситуации. КХЛ закладывает мощный технологически навороченный фундамент для своих будущих проектов.

Информацию о болельщиках по всей стране будет видеть только КХЛ, клубы же могут узнать всю информацию только о своей фанатской базе Информацию о болельщиках по всей стране будет видеть только КХЛ, клубы же могут узнать всю информацию только о своей фанатской базе Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК С БАЗОЙ МОГУТ РАБОТАТЬ КЛУБЫ

Информацию о болельщиках по всей стране будет видеть только КХЛ, клубы же могут узнать всю информацию только о своей фанатской базе: сколько человек в нее входят, сколько зрителей следят за играми по ТВ, сколько болельщиков проживают в разных городах страны. Условно, можно узнать, сколько женщин в возрасте от 18 до 35 и достатком выше среднего интересуются вашим клубом. 

Разберем плюсы новой системы на примере «Ак Барса».

Казанцы могут узнать, сколько человек болеют за клуб в Ульяновске. Причем не только количество, но и их почту, номера телефонов и аккаунты в соцсетях. В Ульяновске – городе с населением 600 тыс. человек – нет ни одного спортивного клуба в высших дивизионах, а до Казани всего три часа езды на автомобиле. Получив данные, «Ак Барс» может начать рассылку приглашений на электронный адрес, через СМС-сообщения, включить контекстную рекламу. Ульяновские болельщики будут знать все о предстоящем матче и могут поддержать клуб в домашнем матче. Аналогично «Ак Барс» может узнать все о своих болельщиках в Казани.

Система отлично подходит для «маленьких» команд, чья фанбаза может проживать в соседних городах. К примеру, через SAP «Нефтехимик» окончательно узнает, насколько клуб популярен в Набережных Челнах (город находится в 40 км от Нижнекамска, в нем проживают в два раза больше человек) и есть ли ему смысл вкладывать деньги в продвижение своего бренда во всем Закамье. Или же руководство «Нефтехимика» вдруг узнает, что и в самом Нижнекамске клуб не столь популярен, как принято считать.

Платформа дает возможность подключать к ней другие базы данных. «Ак Барс» может добавить информацию заправочной сети «Татнефть», а ЦСКА в состоянии применять базу «Роснефти».

Еще раз отметим, что каждый клуб получит доступ только к базе своих болельщиков. «Нефтехимик» не сможет узнать, сколько жителей Нижнекамска болеют за «Ак Барс». Казанцы не сделают рассылку о матче против «Спартака» болельщикам московского клуба, проживающим в Казани. Но в идеальной схеме клубы могут создавать совместные проекты, либо подобные вещи может делать сама лига.

В чемпионате 2019/20, по нашим данным, платформу будут тестировать как минимум в ЦСКА, «Спартаке» и одном региональном клубе. Это нужно, чтобы решить несколько вопросов. Один из них: с какого момента считать человека болельщиком того или иного клуба? Например, зритель купил бейсболку «Спартака», но точно ли он болельщик московской команды? Быть может, он приобрел ее для родственника или ему просто понравилась кепка… Или зритель посмотрел трансляцию матча СКА — ЦСКА. Да, он попал в базу профилей, вот только как понять, за какой клуб он болеет? За СКА или ЦСКА? Словом, систему необходимо отладить и прописать уникальные для КХЛ программы.

Продвинутая статистика, разработанная на базе данных HANA, будет использоваться повсеместно — на сайте, в соцсетях, во время телетрансляций Продвинутая статистика, разработанная на базе данных HANA, будет использоваться повсеместно — на сайте, в соцсетях, во время телетрансляций Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЛЕНДАРЬ ЛИГИ БУДЕТ АВТОМАТИЗИРОВАН

Помимо CRM-технологии, немецкая компания предоставила КХЛ еще два продукта: сервис спортивной статистики и программное обеспечение для создания календаря.

Продвинутая статистика, разработанная на базе данных HANA, будет использоваться повсеместно — на сайте, в соцсетях, во время телетрансляций. Статистика станет более вариативной, данные будут выгружаться почти моментально. Возможно, это связано с тем, что в будущем у КХЛ появятся новые IT-спонсоры, которые будут использовать разработку SAP как часть более крупного проекта.

Такую же услугу SAP предоставляет НХЛ, так что можно сказать, в этом компоненте КХЛ догонит североамериканскую лигу. Ожидается, что КХЛ полностью перейдет на эту систему в сезон 2021/22. Календарь на сезон 2020/21 будет составлять компьютер, но теперь уже на мощностях SAP. При создании расписания игр в программу будут загружать всевозможные ограничения, статистические и географические параметры: посещаемость матчей, телерейтинги и их зависимость от времени и даты матчей, логистику перелетов, занятость арен, сезонность и так далее. На их основе машина будет прописывать наилучшие варианты.

Создать идеальный календарь невозможно — слишком много противоречивых и взаимоисключающих параметров. Однако итоговое расписание должно быть максимально оптимальным для всех команд лиги. Человеческий фактор будет минимизирован — программа выдаст множество разных вариантов, и из них выберут один, который максимально устроит все стороны. В американских лигах, где расписание также создается компьютерами, программы выдают более тысячи различных вариантов, и составители вручную перебирают их все.


ЧЕМ ИЗВЕСТНА SAP

Коротко расскажем о самой компании. Фирма была основана в 1972 году. Сейчас это крупнейшая IT-компания Европы с операционным оборотом в 20 млрд евро. Чистая прибыль SAP в 2018 году — 4,09 млрд евро. Всего же на компанию работают около 100 тыс. человек, что делает ее одним из крупнейших работодателей Европы. В Россию SAP пришла в 1992 году — тогда открылся офис в Санкт-Петербурге. За 27 лет появились представительства в Москве, Екатеринбурге и Ижевске, также есть офисы в Минске и столице Казахстана. В нашей стране в SAP работают около 1300 человек.

Спортивному болельщику SAP может быть известна как один из спонсоров петербургского «Зенита», а также партнер немецкого клуба «Хоффенхайм». Основатель компании миллиардер Дитмар Хопп в юности выступал за эту команду, а уже потом выкупил ее. За время «правления» SAP «Хоффенхайм» выходил в Лигу чемпионов, сейчас клуб называют самым технологически продвинутым в Германии.

Также SAP плотно работает с хоккеем. В немецкой хоккейной лиге выступает «Адлер Мангейм» — третий по посещаемости клуб Европы. SAP — главный спонсор команды, компания предоставляет ей все свои новые разработки. Также немцы давно сотрудничают с НХЛ, к примеру, они вместе с Apple разработали приложение для тренеров.

Программное обеспечение от SAP применяется почти во всех крупнейших компаниях России. Подписав контракт с КХЛ, немцы не только получили огромную рекламную площадку, но и возможность для неофициального контакта с нефтегазовыми компаниями и банковским сектором.

Фактически лига вступает в XXII век Фактически лига вступает в XXII век Фото: «БИЗНЕС Online»

ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КЛУБОВ

Подписание контракта с SAP — это новый этап эволюции лиги, своего рода подтверждение стратегии по увеличению финансовой стабильности и привлекательности клубов. Теперь у команд есть инструмент, который позволит больше зарабатывать и привлекать большую аудиторию. Главное — суметь правильно им воспользоваться.

Единственные затраты, которые понесут клубы от внедрения этой системы, — им придется ввести в штат должности программистов. К тому же, чтобы полностью капитализировать потенциал проекта, надо приглашать сильных маркетологов. Так что теперь у клубов на руках будет возможность почувствовать себя на месте энхаэловской франшизы, и всё будет зависеть только от их желания. Но даже в такой инновационной системе человеческий фактор ключевой. Неумелые, ленивые, мыслящие старыми стандартами работники клубов могут не понять все преимущества, которые им даст КХЛ.

Фактически лига вступает в XXII век. Когда зритель слышит о технологиях в спортивных лигах Северной Америки и Европы, ему кажется, что это про жизнь на Марсе, очень далеко от наших реалий. Но в КХЛ начинают «колонизировать соседние планеты», причем передовыми даже для американских лиг способами.