В Тукаевском районе накануне прошли публичные слушания по проекту очистки и изменения русла реки Шильны. Его сторонники боятся за сотни домов, которые находятся в нынешней зоне затопления. Противники убеждены, что изменение русла разрушит экологию, и предлагают не тратить на это миллионы рублей, ограничившись лишь минимальным вмешательством.
По словам Фаила Камаева, сейчас нужно обезопасить то, что есть, а в дальнейшем не выделять такие земли. Что касается трат на проект, то там деньги небольшие — 30–40 млн рублей для республики немного, убежден Камаев
«В ЗОНЕ ЗАТОПЛЕНИЯ ОКОЛО 160 ЖИЛЫХ ДОМОВ»
Публичные слушания по вопросу очистки реки Шильны и изменению ее русла в минувшее воскресенье собрали от силы около 70 человек. Впрочем, зал сельского клуба Большой Шильны, где проходила встреча, вряд ли мог бы вместить больше. По словам руководителя исполкома Тукаевского района Ленара Авзалова, который был модератором собрания, информация о слушаниях была еще 22 февраля опубликована на сайте района и в местной газете, так же как и обсуждаемый проект. Забегая вперед, стоит отметить, что активисты смогли найти его лишь накануне мероприятия и по большому счету не были готовы к слушаниям.
Основным докладчиком выступил разработчик проекта по очистке и изменению русла Шильны начальник сметно-организационного отдела ОАО «Татмелиорация» Роман Корольков. Начав с достижений компании, которая участвовала в очистке Лебяжьих озер в Казани, да и самой Казанки, он плавно перешел к прогнозам о том, что может случиться, если не сделать очистку и не изменить русло Шильны. В качестве примера Корольков привел половодье 2018 года, когда несколько дворов села оказались отрезаны от мира.
«Сопоставив предоставленные снимки половодья 2018 года с гидрологическими и гидравлическими расчетами, пришли к выводу, что они соответствуют 33 процентам обеспеченности расходов воды в период весеннего половодья, с расходом 76 куб. м/с и подъемом воды на 4 метра, что значительно ниже катастрофических уровней, — заявил Корольков. — Развитие событий тех, что случились в 2018 году, будет происходить раз в три-четыре года. По расчетам, сток весеннего половодья способен затоплять 180, 80 и 20 гектаров, причиняя ущерб имуществу жителям села Большая Шильна. В совокупности все факторы говорят о низкой пропускной способности русла, что может привести к затоплению поймы, в пределах которой находится около 160 жилых домов».
Роман Корольков: «По расчетам, сток весеннего половодья способен затоплять 180, 80 и 20 гектаров, причиняя ущерб имуществу жителям села Большая Шильна»
Согласно проекту, разработанному «Татмелиорацией», предполагается очистка реки от деревьев и кустарников, а также выпрямление русла в четырех местах. При этом Корольков подчеркнул, что трогать реликтовые сосны не станут, а выпрямление, как это ни парадоксально, не будет идти по прямой на всем 4-километровом отрезке. К каждому из четырех участков подойдут индивидуально. Берег предполагается укрепить камнем, но сверху его засыпят землей, так что «река не будет одета в каменные берега». В заключение начальник сметно-организационного отдела ОАО «Татмелиорация» добавил, что реки часто за свою многовековую историю меняют русло. Не исключено, что раньше Шильна как раз и протекала там, где ее хотят пустить.
«ТЫ С КАКОГО РАЁНА?» И ДРУГИЕ НАСУЩНЫЕ ВОПРОСЫ
Следующим слово дали общественным активистам, которые записались на выступление лишь утром. Представитель «Общероссийского народного фронта» Артем Леонов сообщил, что силами данной структуры ранее в русле Шильны был проведен рейд, во время которого были обнаружены три крупные свалки строительного мусора. По мнению Леонова, они и приводят к разливам во время половодья.
— Мы считаем, что ликвидации завалов и прочистки русла будет достаточно для того, чтобы таких весенних кошмарных паводков не было и вода могла в своем естественном русле дальше течь, — заявил Леонов. Но это не понравилось местным жителям. Один из них, Марат Садриев, с ходу задал вопрос.
— Вы в каком районе проживаете? — чисто по-челнински начал Садриев.
— Я в 65-м комплексе проживаю, — ответил Леонов.
— А какое вы имеете отношение к тому, что здесь? Попроживайте здесь хотя бы пару лет, потом будете говорить!
Вопрос об одной из свалок взялся также с ходу прокомментировать и Авзалов. По его словам, осенью у исполкома было предписание, после чего была произведена очистка.
«На этой неделе на имя руководителя пришло повторное предписание, — рассказал руководитель исполкома Тукаевского района. — Сейчас уже есть предписание, чтобы мы убрали мост».
Единодушие с властями проявили местные жители, по крайней мере те, кто пришел на встречу. Кто-то даже решил обвинить активиста в том, что он против уборки
Самострой в виде моста, судя по всему, и стал камнем преткновения между местными, исполкомом и активистами. Для жителей села это еще один путь, с точки зрения же законодательства постройка моста не соответствует природоохранным нормам. «Мне как руководителю установлен срок, чтобы до 19 мая был произведен демонтаж, — заявил Авзалов, при этом по-соломоновски добавил. — Но фактически не было чего-то мешающего и уменьшающего проток воды, когда вы делали обход, а также на основании ваших заявлений, ограничений. Уборка была. На тех местах, которые вы озвучили, не было подтоплений. Были там, где деревья, которые нам оставили друзья-бобры, и на поворотах».
Единодушие с властями проявили местные жители, по крайней мере те, кто пришел на встречу. Кто-то даже решил обвинить активиста в том, что он против уборки, на это ему пришлось ответить: он только за, но хочет, чтобы она нанесла минимальный ущерб экологии.
«Анонсирована вырубка 17 тысяч деревьев, ну это ни в какие…» — в свою очередь, возмутился активист Леонов. На это уже пришлось отвечать заместителю главного инженера ОАО «Татмелиорация» Дмитрию Осадчуку.
«Да, это большое количество, но вырубку надо сделать, — заявил Осадчук. — Эта вырубка деревьев и кустарников идет по руслу. Мы не заходим за пределы русла 30 метров. Санитарные нормы, которые установлены экологией, соблюдаем. Такие деревья, как американский клен, тополь, ухудшают русло. Они забирают воду, плюс ко всему создают преграду и мусор собирают. В результате получается обмеление реки и расползание реки».
Вопрос представителю ОНФ задал и глава Тукаевского района Фаил Камаев.
— Доводы Дмитрия Ивановича (Осадчука — прим. ред.) приведены — каковы ваши предложения? Что вы предлагаете?
— Мы предлагаем все-таки в-первую очередь с этими завалами поработать, — ответил Леонов. — А по проекту сейчас я ничего не буду комментировать. Я только сегодня его посмотрел.
— Без подготовки сюда приходить не надо, — завершая диалог, заключил Камаев.
Дмитрий Осадчук: «Эта вырубка деревьев и кустарников идет по руслу. Мы не заходим за пределы русла 30 метров. Санитарные нормы, которые установлены экологией, соблюдаем»
«ЧИНОВНИКИ ЛЮБЯТ МЕГАСТРОЙКИ»
Пожалуй, единственным безоговорочным противником проекта на встрече был еще один активист — председатель общественного движения «Народная инициатива» Роман Ваганов, житель поселка Белоус. В своем выступлении он также затронул проблему экологии, которая горячо обсуждалась неделей ранее на круглом столе с экологами, куда не пришел представитель тукаевской администрации. По словам Ваганова, пойменный участок Шильны чуть ли не последний сохранившийся в Тукаевском районе. Работы, проводимые там, безусловно, разрушат хрупкую экосистему, которая включает в себя в том числе и занесенные в Красную книгу виды птиц. Кроме того, по словам Ваганова, несмотря на заявление ранее выступавших представителей «Татмелиорации», в проекте четко сказано о том, что не исключена вырубка реликтовых сосен. Что касается подтоплений, то это вина администрации района и поселения, которая не смогла оперативно отреагировать на паводок.
«Чиновники у нас, как всегда, любят большие проекты, — продолжил речь Ваганов. — Мегастройки всевозможные. Если спортивный комплекс, то это должен быть мегакомплекс. Если аэродром, то супераэродром. Желание освоить большие средства... в данном случае оно преобладает над здравым смыслом. Решить проблему можно было бы значительно меньшими затратами. А так представьте себе — окопать новое русло, закапывать старое русло, рекультивировать землю потом, укреплять новое русло каменной насыпкой... Или взамен всего этого построить просто земляную дамбу, посадить на ней деревья, сэкономить миллионы рублей, которые можно было бы использовать на нужды поселения. Простой пример: обращаешься к администрации района: „Нам нужно сделать песочницу, спортивную площадку, тротуар положить“, — получаешь ответ: „Денег нет“. А на мегапроект, когда десятки миллионов рублей, почему-то средства находятся».
Председатель общественного движения «Народная инициатива» также заявил, что необходима экологическая экспертиза проекта. Часть присутствующих поддержали его аплодисментами, пока слово не взял один из местных жителей, Игорь Чистяков.
Согласно проекту, разработанному «Татмелиорацией», предполагается очистка реки от деревьев и кустарников, а также выпрямление русла в четырех местах. При этом Корольков подчеркнул, что трогать реликтовые сосны не будут
«Вы наших проблем не видите, — начал с обвинения Чистяков. — Они вам неинтересны. Вам интересны пойма реки, какие-то птички, какие-то бобры, которые все загадили. Один живет в 65-м комплексе, вы живете в Белоусе — вам неинтересно. Вы раньше боролись с прежней властью, сейчас вставляете палки в колеса нынешней власти, которая сейчас хотя бы чуть-чуть начала думать о людях. Мы не виноваты, власть не виновата, что мы там построились. Мы не захватывали землю, строимся сами. Вы о людях не думаете, вы только о птичках думаете!» Его речь также завершилась аплодисментами, кто-то даже крикнул «Браво!».
Глава района, судя по всему, тоже остался недоволен выступлением Ваганова. Он захотел узнать, что такое мегастройка для Тукаевского района.
«Вот большие деньги — я хочу зарабатывать, — по-своему интерпретировал слова активиста Камаев. — Вы меня в этот список не включайте! Мегастройка для Тукаевского района — это будет берегоукрепление Белоуса и обеспечение водой Белоуса. Если вы говорите „мегастройка“, мы отменим это. У нас есть другие, у нас 88 населенных пунктов». После этого глава перечислил ремонты дорог, которые сделаны и планируются в районе. Он также признал, что есть и проблемы, при этом не став перекладывать вину на предыдущее руководство
— За все отвечает та администрация, которая есть сейчас, — заявил глава района. — Я за все отвечаю, но в то же время не могу ответить. Но, к сожалению, вы ведь тоже были депутатом сельского поселения. На что вы смотрели? Помогли бы администрации решать эти вопросы. С моим приходом мы строили с вами дорогу в Белоус?
— Да, Фаил Мисбахович, — признал Ваганов.
Озвученные предложения и замечания рассмотрят на заседании комиссии в тукаевском исполкоме
— Да! Вот поэтому такой разговор вести в дальнейшем не надо! Я, если сюда приехал работать, что-то против населения не делаю. Буду делать что-то полезное со своей командой. И мы это станем делать — хотите вы этого или не хотите, будете участвовать или нет. Вот был субботник — организовал исполком. Учителей труда и физкультуры мы туда собрали расчистить Шильнинку, — откровенно заявил о работе бюджетников Камаев. — А кто пришел отсюда? Где вы, любящие пойму? Почему не вышли с топором?
По словам главы Тукаевского района, у администрации нет денег на то, чтобы компенсировать затраты на выкуп и снос домов, которые попадают в зону затопления. По его словам, сейчас нужно обезопасить то, что есть, а в дальнейшем не выделять такие земли. Что касается трат на проект, то там деньги небольшие — 30–40 млн рублей для республики немного, убежден Камаев.
Аплодисменты снова прозвучали в зале, после чего было принято решение закругляться. Озвученные предложения и замечания рассмотрят на заседании комиссии в тукаевском исполкоме. Закончив с общественными слушаниям по благоустройству русла реки, люди вышли улицу. На бездорожье, ступая в грязь и перепрыгивая лужи, местные жители и активисты побрели к своим машинам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.