Первое место по-прежнему с большим отрывом удерживает КАМАЗ — за 2017 год компания увеличила выручку на 17% до 156 млрд рублей и смогла нарастить прибыль в 5,2 раза до 3,5 млрд рублей Первое место по-прежнему с большим отрывом удерживает КАМАЗ — за 2017 год автогигант увеличил выручку на 17% до 156 млрд рублей и смог нарастить прибыль в 5,2 раза до 3,5 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМСКИЕ ГРУЗОВИКИ, ЧЕЛНИНСКАЯ БУМАГА И КИТАЙСКАЯ БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

В прошлом году мы опубликовали обзор топ-50 крупнейших компаний Набережных Челнов. Однако часть работающих в тесной связке с автоградом фирм, прописанных в Тукаевском районе, осталась за кадром. В этом материале речь пойдет о сотне крупнейших компаний, расположенных в Набережных Челнах и Тукаевском районе.

Мы ориентировались на консолидированную отчетность финансово-промышленных групп или их расчетные данные, поэтому в рейтинг не вошли многие дочерние компании того же КАМАЗа — в частности КИП «Мастер» или аэропорт Бегишево. Отметим, что в рейтинге отсутствует «ЕвроГрупп» Алексея Миронова — фирма не раскрывает отчетности, хотя ввиду своего масштаба оказывает заметное влияние на экономику города.

Добавим также, что наш рейтинг основан на данных по итогам 2017 года, поскольку данные за 2018-й компаниями еще не публиковались. 

Лицо челнинской экономики за год, прошедший с момента публикации нашего предыдущего рейтинга, заметно изменилось, хотя первое место по-прежнему с большим отрывом удерживает КАМАЗ — за 2017 год автогигант увеличил выручку на 17% до 156 млрд рублей и смог нарастить прибыль в 5,2 раза до 3,5 млрд рублей.

За КАМАЗом вплотную следуют компании тоже из автомобильной отрасли. Вторым идет крупнейший в РФ региональный продавец легковых автомобилей — «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева: фирма имеет выручку всего лишь в два раза меньше, чем главный в стране производитель грузовиков. Впрочем, не надо забывать, что добавленная стоимость в производстве и ретейле совершенно разная…

Вторым идет Транстехсервис Вячеслава Зубарева, который имеет выручку всего лишь в два раза меньше, чем КАМАЗ Вторым идет «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева: компания имеет выручку всего лишь в два раза меньше, чем КАМАЗ Фото: «БИЗНЕС Online»

На третьем месте — Ford-Sollers. Но, сколько еще предприятие продержится в списке, неясно: в конце прошлого года появились новости о том, что американская компания рассматривает планы оптимизации бизнеса в России, подразумевающие возможное закрытие завода в Челнах (к слову, в свое время он был основан на базе завода микролитражных автомобилей, принадлежавшего КАМАЗу). Власти Татарстана заявляли, что ведут переговоры о сохранении предприятия. Но если завод закроют, то, безусловно, это будет чувствительный удар по статусу Челнов как одного из ключевых центров российского автопрома.

В пятерке ожидаемо находится «Даймлер КАМАЗ Рус» — совместный проект КАМАЗа с «Даймлером».

Наконец, сенсация: на пятом месте, сразу за компаниями автопрома, оказалось ООО «ХАР» — предприятие китайского промышленного концерна Haier, производящего бытовую технику. Компания увеличила выручку в 2,3 раза до 12 млрд рублей по итогам 2017 года. Прибыли пока не видно: чистый убыток вырос на 10 млн до 136 млн рублей, но важен сам факт присутствия фирмы в лидерах по выручке. Здесь следует объяснить некоторые важные нюансы. ООО «ХАР» уже не является резидентом челнинского ТОСЭРа, в декабре 2018 года компания приняла решение о смене прописки с Челнов на Москву. Но в рамках ТОСЭРа работает учрежденное ХАРом подразделение, сконцентрированное на производстве холодильного оборудования, — «Хайер Фридж Рус» (№35). Оно увеличило выручку в 2,1 раза до 2,9 млрд, прибыль — на 25 млн до 27 млн рублей за 2017 год. Партнеры из Китая настроены и далее наращивать инвестиции в Челнах. Корпус заложенного в мае завода стиральных машин — «Хайер Лаундри Машин Рус» — в декабре уже был готов на 80% и летом 2019 года должен приступить к выпуску продукции. Поэтому стоит ожидать, что в будущем мы увидим в топ-100 уже не ООО «ХАР», а эти компании, причем с серьезными показателями по выручке.

Сенсация: на пятом месте, сразу за компаниями автопрома, оказалось предприятие китайского промышленного концерна Haier, производящего бытовую технику Сенсация: на пятом месте, сразу за компаниями автопрома, оказалось предприятие китайского промышленного концерна Haier, производящего бытовую технику Фото: «БИЗНЕС Online»

Эти перемены говорят о важных сдвигах в структуре местной экономики. Челны делают определенные успехи на пути ухода от статуса моногорода. Важную роль в этом играет ТОСЭР, куда за три года пришли 44 резидента с суммарными инвестициями в 16,3 млрд рублей. Это главный проект команды мэра Челнов Наиля Магдеева, пытающегося решить давнюю проблему диверсификации экономики города, о которой говорят уже как минимум четверть века.

ИГРА НА ВЫБЫВАНИЕ: ПРОЩАние с «Камгэсэнергостроем»

Теперь о других важных переменах на вершине рейтинга. Долгие годы считалось, что основные столпы экономики Набережных Челнов — КАМАЗ, «КамГЭСэнергострой» и КБК. Однако в нашем рейтинге отчетливо видно, что картина стала иной. Картонно-бумажный комбинат продолжает наращивать выручку, но снизил темп: он занимает уже не 5-е, а 8-е место по выручке.

Картонно-бумажный комбинат продолжает наращивать выручку, но снизил темп Картонно-бумажный комбинат продолжает наращивать выручку, но снизил темп Фото: «БИЗНЕС Online»

«КамГЭСэнергострой», контролируемый «Ак Барс Холдингом», фактически перестал играть значимую роль в экономике города. Его выручка за год обвалилась на 34%, в нашем рейтинге он переместился с 7-го на 20-е место. И самое главное — не факт, что компания будет присутствовать в следующем топ-100, так как она сменила прописку на Казань. По сути, ее уход — это буквально тектонический сдвиг для экономики Челнов. Для понимания былого масштаба предприятия достаточно сказать, что на пике в «КамГЭСэнергострое» работали 120 тыс. человек, основная часть города и сам КАМАЗ были построены многочисленными структурами этой компании.

Отметим также, что из первой десятки выбыл ТД «Челны-Хлеб» (№15), контролируемый Рафаэлем и Эдуардом Юнусовыми. Причина очевидна: в Челнах, как и во многих городах России, идет массированная экспансия федеральных сетей — в первую очередь «Пятерочки» и «Магнита». Как рассказывал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ТД «Челны-Хлеб» Эдуард Юнусов, в компании считают, что сейчас идет период ускоренного перераспределения рынка продуктового ретейла и ситуация для региональных игроков будет усложняться.

Кстати, этот тезис ярко иллюстрирует и история с челнинской продуктовой сетью «Камилла», которую контролировали елабужские предприниматели Леонид Барышев и Вадим Махеев. Если в предыдущем нашем рейтинге она занимала 21-ю строку, то сейчас, уменьшив выручку на 16%, находится уже на 41-м месте, а в 2018 году и вовсе ушла с рынка, уступив свои торговые точки федеральным гигантам.

Не можем не отметить и еще одного заметного участника нашего прошлого рейтинга, который ушел с рынка ввиду своего физического исчезновения. Речь идет о страховой группе «АСКО»: она находилась на 23-й строке рейтинга, но уже в конце 2017 года после скандальной смены собственника лишилась лицензии и позже вошла в процедуру банкротства.

«Камгэсэнергострой»фактически перестал играть значимую роль в экономике города. Его выручка за год обвалилась на 34% «КамГЭСэнергострой» фактически перестал играть значимую роль в экономике города. Его выручка за год обвалилась на 34% Фото: «БИЗНЕС Online»

В ОРБИТЕ КАМАЗА

Из 100 участников нашего рейтинга 34 напрямую связаны с автомобильной сферой. В Челнах исторически сложился крупный кластер автопрома, который сам по себе является значительной частью городской экономики даже без учета КАМАЗа.

Но все же крупнейшие из этих компаний находятся в сфере прямого влияния КАМАЗа и созданы при его участии. Помимо «Даймлер КАМАЗ Рус», автогигант, например, участвует (долей 49%) в СП с известным производителем трансмиссий ZF ООО «ЦФ Кама» (№18). Далее идут совместное предприятие с производителем двигателей «Камминз Кама» (№ 31); производитель тормозных систем Knorr-Bremse «Кнорр-Бремзе Кама» (№33); производитель запчастей Federal Mogul «Федерал-Могул Набережные Челны» (№58).

По сути, эти СП являются поставщиками автогиганта, однако существует целый «куст» компаний, дорабатывающих или просто реализующих продукцию КАМАЗа. Формально не связанный с ним «Ремдизель» (№9) нарастил выручку на 56% до 8,9 миллиарда. Компанию контролирует экс-ведущая «Вестей КАМАЗа» Людмила Трейстман. ОАО «РИАТ» (№13) Владимира Пономарева прибавило чуть больше четверти до 5,7 миллиарда. Из любопытных заказов РИАТа за 2018 год можно отметить поставку запчастей для вакуумного погрузчика «Ураган» и целую серию поставок расходных материалов для коммунальных хозяйств: в частности теплоизолирующей скорлупы для труб тепловым сетям; поставку запчастей к вакуумным установкам казанского «Водоканала».

Одна из самых заметных компаний отрасли — группа «Кориб» Олега Коробченко, традиционный партнер КАМАЗа. Ее торговый дом «Кориб» (№16) нарастил выручку за год в 1,9 раза до 5,4 млрд рублей. Отметим, что Коробченко реализует амбициозный проект в ОЭЗ «Алабуга» — завод по производству автомобильных аккумуляторов (в конце прошлого года он сменил название с «Барс Технолоджи» на ЕАЗ — Елабужский аккумуляторный завод). Также у Коробченко совместно с Евгением Бушуевым есть два актива в сфере агропрома, занятых разведением крупного рогатого скота и производством молока и прописанных в Вятскополянском районе Кировской области: ООО «Родина-2» (выручка — 173 млн, прибыль — 21 млн) и ООО «АПК „Союз“» (выручка — 156 млн, прибыль — 20 миллионов).

Группа «Кориб» Олега Коробченко — традиционный партнер КАМАЗа Группа «Кориб» Олега Коробченко — традиционный партнер КАМАЗа Фото: «БИЗНЕС Online»

Неоднозначно шли дела компаний из группы «РариТЭК» — партнера КАМАЗа по производству модификаций грузовиков на газовом топливе. С самой большой выручкой в группе оказался «Ремонтно-механический завод РариТЭК» (№62), хотя его оборот и просел на 16% до 1,45 миллиарда. Куда заметнее спад у ООО «РариТЭК» (№83) — 85%, или 6,14 млрд, до 1,04 млрд рублей. В то же время выше отмеченная компания «РариТЭК Авто Групп», прописанная в городе Нерюнгри Республики Саха (Якутия), показала рост выручки с 97 млн до 3,4 млрд и рост прибыли с 2,6 до 51 млн рублей. Иными словами, деньги на спецтехнике фирма зарабатывает, но не в Челнах и Татарстане. Все дело в том, что это подразделение работало на подрядах «дочек» «Газпрома». По состоянию на август 2016 года по 30% АО «РариТЭК Холдинг» контролировали Алина Шарифева и Гульнара Исламова. Еще 25% принадлежало директору Рафаэлю Батыршину, 15% — Хание Сафиуллиной.

БОЕВЫЕ ЛАЗЕРЫ И ЗЕРНОВОЗЫ

Но есть и близкие к автопрому предприятия, которые заметно выделяются на общем фоне. Например, «Астейс» (№58), хотя и изготавливает многие изделия на камазовских шасси, сконцентрирован больше на продукции специального назначения, в первую очередь для силовых ведомств.

По словам бывшего генерального директора Александра Пухненкова (сегодня «Астейсом» руководит Дмитрий Максимов), доля спецпродукции в объеме производства компании достигает 70–80%. В ассортимент предприятия, в частности, входят артиллерийский тягач на базе «КАМАЗ-6350», автомобиль М501 с бронекабиной и бронированным кузовом-фургоном, а также «Штормы» — бронированные «КАМАЗы», на которые устанавливаются водометы.

«Астейс» хотя и изготавливает многие изделия на «камазовских» шасси, сконцентрировано больше на продукции специального назначения для силовых ведомств «Астейс», хотя и изготавливает многие изделия на камазовских шасси, сконцентрирован больше на продукции специального назначения для силовых ведомств Фото: «БИЗНЕС Online»

Отметим, что у новичка рейтинга топ-300 ООО «Автодор-Моторс» (№101) изначально учредителем компании в декабре 2010 года с долей 30% выступала Юлия Шафикова, еще 70% было оформлено на «Астейс». Но в июне 2012-го доля «Астейса» выросла до 99%, оставшийся 1% переоформили на Галину Самаренкину (невольно вспоминается председатель совета директоров Казанского жирового комбината Дмитрий Самаренкин). С 26 декабря 2017 года Самаренкиной отошли все 100% капитала компании, юридически «Автодор-Моторс» теперь отношения к «Астейсу» не имеет.

Напомним, что в 2017 году «Астейс» поставил несколько модификаций спецавтомобилей «Патруль» для испытаний в подразделениях Росгвардии, а в текущем году один из вариантов «Патруля» был принят в серию.

Минувшим летом в СМИ просочилась информация о работе «Астейса» по теме боевого лазерного комплекса «Пересвет». В марте прошлого года президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию рассказал о новейших российских системах вооружений, в число которых вошли и эти боевые лазеры.

Супероружие из Российского федерального ядерного центра в Сарове монтируется на челнинской базе: на демонстрационном ролике министерства обороны видно, как камазовские тягачи транспортируют внушительного размера прицепы. В одном из них, под сдвигающейся крышей, и смонтирована лазерная установка. При этом еще осенью 2017 года Пухненков говорил о некоем «существенном заказе федерального ядерного центра».

ООО «Автомастер» (№91) как изготавливает прицепную технику, так и делает надстройки на шасси различных производителей, в частности КАМАЗа, MAN, Isuzu. Особое внимание уделяется зерновозам. За компанией закреплена торговая марка Amkar. Напомним, что как раз в 2017 году Россия собрала рекордный урожай зерновых на уровне 135 млн тонн. Если РФ, невзирая на санкции по другим отраслям, и далее будет укреплять статус мирового лидера по производству пшеницы, то у «Автомастера» работы точно не убавится. Без малого 50% капитала компании контролирует Марат Нуруллин — в недавнем прошлом председатель комиссии по экономике горсовета Набережных Челнов, а еще в 90-е один из ключевых чиновников экономического блока в администрации Рафгата Алтынбаева, по 25% владеют Рамиль Нуруллин и Диляра Шакирзянова.

Суммарно компании из орбиты влияния Ильшата Фардиева выручили 35,4 млрд. Сумма не может не впечатлять Суммарно компании из орбиты влияния Ильшата Фардиева выручили 35,4 миллиарда. Сумма не может не впечатлять Фото: «БИЗНЕС Online»

АГРОИМПЕРИЯ ИЛЬШАТА ФАРДИЕВА

В Закамье традиционно сильны позиции генерального директора Сетевой компании Ильшата Фардиева: предприятия, входящие в его орбиту влияния, широко представлены в нашем топ-100. Крупнейший игрок, ООО «Челны-Бройлер» (№7), сократил выручку на 4% до 9,9 млрд, прибыль — в 2,5 раза до 428 млн рублей. До недавнего времени ключевым бенефициаром производителя курятины через ЗАО «МЭКТ» (66,2%) числилась только супруга Фардиева — Диляра Гизатуллина. Теперь 2,9% оформлено на дочь Ильшата Шаеховича — Алсу. Также в капитале «Челны-Бройлера» с долей 24,9% присутствует ООО «Мегаполис», с которым и произошла главная трансформация. Ранее учредителем фирмы являлась некая Аниса Хайруллина, но с ноября 2017 года капитал «Мегаполиса» Фардиев оформил на себя. 

В зону влияния заслуженного энергетика также входят ОАО «Набережночелнинский элеватор» (№12), «Агросила-коммерция» (№26) — до мая 2017 года именовалась «Птицекомплекс „Чулман“». Далее идут «Челны Холод» (№37), а также «Школьное питание» (№70), оформленное на Дамиру Фатыхову, которое из 3430 гостендеров не выиграло только 3, собрав кассу на 6 млрд, из них 991 млн рублей за 2018 год. Также «Агросиле» подконтрольны «Набережночелнинский инкубатор» (№69), «Тукаевский племрепродуктор» (№79), АФ «Кама» (№84)

«Челны-Бройлер» — одна из самых высокоприбыльных компаний Татарстана «Челны-Бройлер» — одна из самых высокоприбыльных компаний Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

Нельзя не упомянуть и компанию «Камский Бекон» (№19), близкую к Ильдару Галяутдинову, которого считают бизнес-партнером Фардиева. Производитель свинины улучшил прежний результат на 30% до 1 млрд рублей. Что касается капитала, то ранее все было просто: 90% фирмы было оформлено на номинального Сергея Федотова, еще 10% — на Галяутдинова, однако 7 сентября по 49,95% оказалось во владении у кирпских компаний «Топпигс Лимитед» и «Фабагро Трейдинг ЛТД», а 0,1% — в руках Эльзы Галяутдиновой. Через «Топпигс Лимитед» контролируется и АПК «Камский» (№81).

Из-под крыла ОАО «Татэнерго» в свое время вышло и АО «Челныхлебопродукт» (№60), которое в октябре – ноябре 2016 года, перед приходом Рустама Тахавеева, возглавлял Александр Самойлов, являвшийся директором в «Агроинвесте». На сегодня 87,9% «Челныхлебопродукта» оформлено на Рамиля Шакирзянова.

Суммарно компании из орбиты влияния Фардиева выручили 35,4 млрд, что на 2,9 млрд рублей больше, чем в 2016 году. Сумма не может не впечатлять.

Марселя Мингалимова эксперты отрасли считают сейчас наиболее влиятельным представителем строительной сферы в автограде Марселя Мингалимова эксперты отрасли считают сейчас наиболее влиятельным представителем строительной сферы в автограде Фото: chelny-biz.ru

НОВЫЕ ВРЕМЕНА — НОВЫЕ СТРОИТЕЛИ 

Уже упомянутый уход «КамГЭСэнергостроя» из Челнов стал вехой, которая психологически только сейчас отделила прошлое челнинской строительной сферы с ее во многом еще советскими традициями от новой эпохи. В наш топ-100 ввиду своей информационной закрытости не попали многочисленные компании группы «Профит» Марселя Мингалимова, которого эксперты данной сферы считают сейчас наиболее влиятельным представителем отрасли в автограде. «Профит» берется за очень смелые проекты, причем и в тех случаях, когда они сопряжены с высоким риском репутационных потерь. Достаточно вспомнить громкую историю со стартом строительства высоток в 14-м комплексе Челнов, против которого выступали местные жители. Мингалимову удалось тогда эффективно продемонстрировать свой мощный лоббистский потенциал — он сумел не только получить лакомый кусок земли в центре города, но и не уступить требованиям горожан.     

Другой строитель, влияние которого трудно переоценить, — Ильнар Гайсин: его «Евростиль» нарастил обороты в 2,4 раза до 4,4 млрд рублей. Наиболее известные его проекты связаны со строительством крупных социальных объектов Челнов — школ, детских садов и т. д. В 2018 году фортуна также улыбалась «Евростилю» в сфере госзаказа. За первый квартал компания получила госзаказов на 609 млн, за второй — 2,94 млрд, за третий — 542 млн, за октябрь – декабрь — еще 1,13 млрд, итого 5,22 млрд рублей. К слову, и текущий год начался в мажорных тонах: с получения заказа на 770 млн по строительству аэровокзала международных воздушных линий в аэропорту Бегишево.

***

Подводя итог, можно сказать, что наш нынешний, расширенный, рейтинг позволяет сделать выводы о том, что экономика второго города республики — это очень живой организм, в котором идут бурные процессы, меняются лидеры. Конечно, Челны были и в обозримом будущем по-прежнему будут автоградом. Но нынешний период в экономической жизни города особый — в нем появляются не просто новые компании, но и целые новые отрасли и кластеры. И масштаб этих событий в очередной раз подтверждает статус Закамья и его столицы как крупнейшей «мастерской» Татарстана.  

==table2199==