В этом году на «Мирасе» решили представить в рамках одного вечера несколько поколений композиторов

«ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ МОЛОДЫЕ КОМПОЗИТОРЫ ЗВУЧАЛИ В ОДНОЙ ПРОГРАММЕ С КЛАССИКАМИ»

Каждый концерт Государственного симфонического оркестра РТ становится событием в культурной жизни Казани, а очередной, уже IV фестиваль татарской музыки «Мирас», названный в честь великого Назиба Жиганова, — событие вдвойне. Татарская музыка в оформленном орнаментами и наполненном национальной атмосферой зале ГБКЗ им. Сайдашева звучит особенно удивительно и, позволим себе сказать, «сочно», потому что это слово, за долгие годы злоупотреблений хоть и превратившееся в журналистский штамп, как нельзя точнее подходит к интерпретации ГСО РТ.

Фестиваль был основан худруком оркестра и его главным дирижером Александром Сладковским в 2015 году. В этом году на «Мирасе» решили представить в рамках одного вечера несколько поколений композиторов. «Мы посчитали, что очень важно, чтобы композиторы, которые находятся в начале творческого пути либо в расцвете своих творческих сил, звучали в одной программе с классиками, — отметил в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ арт-директор фестиваля, музыковед Вадим Дулат-Алеев. — Чтобы они показали, что наше наследие („мирас“ в переводе с татарского — „наследие“ — прим. ред.) — это не только прошлое, не только, что было 60, 50 лет назад, но и то, что создается сейчас. Они уже написали эту музыку, и она теперь наследие, попала в фонды татарской музыкальной литературы».

Несколько композиторов — Ильдар Камалов, Эльмир Низамов, Ильгам Байтиряк — написали произведения специально для «Мираса». Откликнулась на предложение и уже зрелый композитор Резеда Ахиярова — для фестиваля она создала симфоническую сюиту «Вспоминая легенды», объединившую отрывки из ее опер «Сююмбике», «Любовь поэта» и «Золотая Орда». «Когда такие произведения выходят на концертную сцену в исполнении большого симфонического оркестра, здесь музыка встает в полный рост, раскрывается как-то по новому, и мы получаем чисто симфоническое произведение на историческую тему», — добавил Дулат-Алеев.

Портрет Ильгама Шакирова в траурной рамке стоял на сцене на протяжении всего вечера

СНЫ СЮЮМБИКЕ И ТУКАЙ В ПЕТЕРБУРГЕ

Первый концерт фестиваля был посвящен памяти другого музыканта, оставившего после себя богатое наследие, — певца Ильгама Шакирова, его портрет в траурной рамке стоял на сцене на протяжении всего вечера. «Только вчера мы простились с Шакировым. Великий татарский певец уже при жизни стал легендой татарской музыки и останется легендой навсегда. Маэстро Сладковский и оркестр посвящают сегодняшний концерт памяти великого Ильгама Шакирова», — этими словами открылся вечер, после чего публике предложили почтить память певца минутой молчания. Зал был привычно заполнен, но, как и в прошлом году, в этот раз ложи в ГБКЗ пустовали — левую занимала только депутат Казгордумы Ляля Гарифуллина. И после пышных в плане общественного резонанса похорон, несомненно, великого Шакирова фестиваль, прославляющий живых музыкантов, выглядел чуть сиротливо, хоть и был горячо поддержан обычной публикой и композиторами — в зале находились Ахиярова, Байтиряк, Анатолий ЛупповРашид Калимуллин и семья Шамиля Шарифуллина. Открывала концерт увертюра к сказочной опере Жиганова «Тюляк и Су-Слу», отчего-то не самой популярной у исполнителей. Тем ценнее, что Сладковский и Дулат-Алеев решили открыть фестиваль именно этим произведением. Музыкальная ткань увертюры словно готовит нас к захватывающим событиям оперы, и оркестр исполняет ее легко, как будто едва касаясь партитуры, но при этом насыщенно и с высоким мастерством. 

Первое отделение концерта оказалось целиком посвящено исторической теме, поэтому следом были исполнены симфонические картины Шамиля Тимербулатова по роману Рабита Батуллы «Сююмбике — царица казанская». У Сладковского эти картины приобретают размах эпико-героических полотен: точными и яркими мазками, используя вместо кисти дирижерскую палочку, он изображает то наполненный тревогами сон Сююмбике, то разудалые, лихие забавы Утямыша, то веселый и красочный астраханский танец. Музыка — искусство временное, и на исполнение оркестра Сладковского мы не можем любоваться сколь угодно долго, но оно точно остается в сердцах слушателей, что подтверждали крики «Браво!» из зрительного зала.

В симфонической сюите «Вспоминая легенды», которая была в программе следующей, композитор Ахиярова объединила знаковые номера из своих опер: «Интермеццо» из «Сююмбике», «Ноктюрн» из «Любви поэта», а также «Джигиты», «Танец старейшин» и «Бой» из «Золотой Орды». «Инициатором такой сюиты явился Вадим Робертович Дулат-Алеев, — рассказала Ахиярова „БИЗНЕС Online“. — Он предложил идею и сказал, что она будет очень востребована. Что ж, время покажет. Сюита состоит из пяти частей и посвящена глубинным историческим моментам. Вообще, я обращаюсь к истории очень часто. Данная тема меня интересует, потому что история постоянно перекликается с современностью, всегда можно нити провести. Люди имеют множество характеров, но эти характеры, исторические типажи всегда повторяются. Поэтому, я считаю, все актуально и сейчас. Кроме того, я стремлюсь найти образные характеристики для той эпохи. Всегда очень интересно обращение к старинным интонациям, которые я никогда не заимствую из фольклора, а которые сама создаю в стиле того времени. Я улавливаю интонационную сферу, которая могла бы быть в то время».

Сюита Ахияровой напоминает костюм с элементами стиля татарской национальной одежды — с орнаментом, вышивкой и драгоценными камнями, красочный, хорошо и правильно сшитый, но при этом оригинальный и своеобразный. Его хочется рассматривать бесконечно, находить все новые детали и скрытые, на первый взгляд, особенности. Эту музыку, пропитанную глубоким пониманием культуры и души своего народа, Сладковский интерпретирует как можно деликатнее, чтобы не потерять ни одной драгоценной нити богато украшенной ткани, причем тщательно прорабатывая музыкальный материал, добиваясь исполнения столь же красочного и яркого. Не потерял оркестр яркости и при исполнении симфонической сюиты Калимуллина «Петербургские новеллы. Посвящение Г. Тукаю», которая была написана в прошлом году и тоже исполнена впервые. Новеллы — плод размышлений Калимуллина о том, какой была поездка Габдуллы Тукая в Петербург в 1912 году. В музыке отражено и восхищение поэта городом, и тоска по дому, и задумчивое осмысление души города.

Музыка — искусство временное, и на исполнение оркестра Сладковского мы не можем любоваться сколь угодно долго, но оно точно остается в сердцах слушателей, что подтверждали крики «Браво!» из зрительного зала

«МЫ СТАРАЕМСЯ БРАТЬ РАЗНЫЕ РАКУРСЫ, ЧТОБЫ РАССМОТРЕТЬ ТАТАРСКУЮ МУЗЫКУ КАК БРИЛЛИАНТ»

Второе отделение оказалось выстроено по принципу преемственности: следом за «Татарским каприччио» Луппова были исполнены «Татарские буколики» его ученика Шарифуллина, а затем прозвучала симфоническая поэма «В ожидании утра» ученика уже Шарифуллина Байтиряка. «Отделение выстроилось из одной композиторской педагогической линии. Мы вообще стараемся все время брать разные ракурсы, чтобы можно было с разных сторон посмотреть на наследие татарской музыки как на бриллиант, чтобы увидеть внутренние связи и новые искры», — отмечает Дулат-Алеев. «Татарское каприччио» Луппова было написано в 1970 году. В нем он решил посмотреть на популярные татарские мелодии через призму джазового стиля, и оказалось, что две культуры отлично сочетаются. Сладковский в 2013 году включил это каприччио в «Антологию татарской музыки», три диска которой вышли в преддверии Универсиады в Казани и стали отменной визитной карточкой татарстанских композиторов. Наполненное солнцем и радостью, произведение Луппова в исполнении ГСО РТ звучит особенно оптимистично и жизнерадостно, вызывая улыбки как на лицах музыкантов, так и зрителей.

«Татарские буколики» — первое крупное симфоническое описание жизни татарской деревни. Шарифуллин исследует быт и обычаи ее жителей: как они собираются на работу, обсуждают насущные проблемы, утоляют жажду у родника, укачивают детей и хлопочут по дому. Сладковский вслед за ним погружается в буколическую идиллию, вместе с композитором любуясь самобытностью деревенской жизни и погружая зрителей в ее атмосферу. И вот стены ГБКЗ растворяются — и зритель оказывается в гуще сельской жизни, вдыхает ароматы лугов и полей, исследует интерьер деревенского дома. Оркестр рисует настолько осязаемую картину, что из нее трудно вернуться в реальность.

Ученик Шарифуллина Байтиряк написал симфоническую поэму «В ожидании утра» в декабре 2016 года. Как рассказал сам композитор, в основу произведения легла детская пьеса «Неугомонная собачка»: «Отдыхая у себя на даче, я проснулся от странного размеренного стука, который никак не прекращался. Вышел во двор и понял, что это не стук, а лай собаки. Словно заведенная игрушка, она ровно и монотонно лаяла, сидя на цепи у одного из соседских домов. Я вернулся домой и попытался уснуть, но через сон все равно слышал эту неугомонную собачку. Мне тогда даже снились такие сказочные сны, что я не удержался и решил масштабнее отразить это в музыке». Действительно, сочинение Байтиряка — не дежурная пьеса настроения с пением птиц, а самостоятельная симфоническая поэма с массой интонаций и разнообразной звуковой палитрой, богато отображенной оркестром Сладковского. Мастерски рисуют предрассветный пейзаж духовые, перевоплощается в звуки природы партия струнных — в этом произведении Сладковский доказывает, что ГСО РТ способен справиться не только с драматической музыкой, наполненной человеческими чувствами и эмоциями, но и музыкой природы, которая звучит у него столько же убедительно и естественно. Завершил вечер динамичный и празднично-жизнерадостный отрывок «Уфа — Челябинск» из «Сюиты на татарские темы» Жиганова.

Вадим Дулат-Алеев Вадим Дулат-Алеев: «Подготовка репертуара — очень сложный вопрос, и на него уходит большая часть времени. Мы что-то откладываем на потом именно по таким причинам» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗАДАЧА ФЕСТИВАЛЯ — ОХВАТИТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ИМЕН»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорила с арт-директором «Мираса» Дулат-Алеевым о настоящем и будущем единственного фестиваля симфонической татарской музыки.

— Что нового услышит публика «Мираса» в этом году?

— Наши слушатели, как всегда, придя на фестиваль, услышат много интересной и красивой татарской музыки. Какие-то из этих произведений не звучали очень давно, какие-то исполнялись, может, лет 10 назад, что-то звучало лет 20 назад, но это тоже попадает под определение «давно». Будет звучать новая музыка в исполнении нашего замечательного оркестра.

— Почему в этом году в программе нет авторских концертов?

— Программа монографического концерта — очень серьезная вещь, она должна иметь какое-то обоснование, например значительную юбилейную дату. В прошлом году был юбилей Рашида Калимуллина — это заслуживающая внимания дата. Когда юбилей всех трех Яруллиных — мы тоже делаем концерт их музыкальной династии. Дальше предстоят еще крупные даты, там мы, может быть, будем возвращаться к формату монографического концерта. А сейчас задача фестиваля — охватить как можно больше имен, жанров, стилей, направлений, чтобы был широкий диапазон наследия татарской симфонической музыки. Все-таки мы единственный симфонический фестиваль татарской музыки, поэтому должны тщательно продумывать, чтобы была широкая гамма произведений.

— Что вам еще не удалось реализовать в рамках фестиваля?

— Многие вещи связаны с состоянием нотного фонда. Хотим взять произведение, начинаем искать, а можем ли мы поставить на пульты партии каждому музыканту, есть ли партитуры, совпадают ли они? Потому что для музыки, которая давно не игралась, это актуальные вещи. Иногда мы не можем найти нескольких партий или в партитуре отсутствуют страницы. Вот такие вещи выступают препятствием. Подготовка репертуара — очень сложный вопрос, и на него уходит большая часть времени. Мы что-то откладываем на потом именно по таким причинам.

— Есть ли идеи по поводу следующего «Мираса»?

— Мы находимся в процессе размышления. Фестиваль в следующем году тоже должен стать каким-то необычным, потому что будет 100-летие ТАССР. К этой дате мы планируем выбирать специальный поход и по произведениям, по структуре концерта, но еще все обсуждается.

А пока организаторы готовят необычный следующий фестиваль, можно в полной мере насладиться текущим  — на это есть еще два дня. 23 января прозвучат «Адажио» из балета «Нжери» (переложение для виолончели с оркестром Луппова) Жиганова, симфоническая поэма «Памяти Г. Тукая» Мансура Музафарова, «Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву» Алмаза Монасыпова, «Музыкальный букет Сары Садыковой» Леонида Любовского, а также концерт для виолончели с оркестром Ильяса Камала. Виолончелист Камал выступит и солистом, также к оркестру присоединится пианист Зульфат Фахразиев. За дирижерский пульт встанет народный артист Татарстана Рустем Абязов.

Завершит фестиваль 26 января музыка классиков и современников разных жанров: «Восточный балет» (из музыкальной драмы «Тагир и Зухра») Салиха Сайдашева, танцевальный дивертисмент из музыкальной комедии «Башмачки» Джаудата Файзи, «Ышанам» («Верю») Рустема Яхина, а также концерт для фортепиано с оркестром (II и III части) Эльмиры Галимовой и премьерное исполнение симфонической поэмы «Җан» («Душа») Камалова и картины «Солнце всходит над Казанью» Низамова. Солистами на закрытии фестиваля будут восходящая оперная звезда Илюса Хузина и пианист Тагир Камальтдинов, дирижером выступит Ринат Халитов.