Одновременно два директора культурных учреждений Челнов покинули свои посты. Из детской школы театрального искусства (ДШТИ) ушел ее руководитель Олег Емалтынов, а театр танца «Булгары» покинула Рушания Кулакова. Однако причины ухода разные. Во втором случае экс-директор попросилась на пенсию, в первом же дело пахнет жареным.
Прокуратура Челнов с 12 декабря ведет проверку по фактам, выявленным Контрольно-счетной палатой автограда в отношении деятельности муниципального автономного учреждения — ДШТИ
ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
Прокуратура Челнов с 12 декабря ведет проверку по фактам, выявленным Контрольно-счетной палатой автограда в отношении деятельности муниципального автономного учреждения — ДШТИ. Как показал аудит, объем обнаруженных нарушений составил 11,5 млн рублей. В частности, было выявлено несоблюдение порядка обеспечения открытости и доступности сведений, содержащихся в документах; расходование бюджетных средств без достижения требуемого результата; нарушение требований по оформлению фактов хозяйственной деятельности; неоприходование наличных денежных средств; несоблюдение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций; нарушение порядка оформления кадровых документов; несоблюдение требований, предъявляемых к проведению инвентаризации активов и обязательств; нарушение порядка закрепления муниципального имущества; несоблюдение общих требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности; нарушение порядка начисления и оплаты труда. В адрес директора учреждения было внесено представление, а материалы аудиторы направили в прокуратуру.
Собственно, после этого руководитель ДШТИ Олег Емалтынов и уволился из школы. «Да, 29 ноября я написал заявление, — подтвердил он «БИЗНЕС Online». — Но я ни о чем не могу рассказать, потому что еще ничего не закончилось. Прокуратура сейчас проводит проверку, и она еще не вынесла свое решение. Проверка будет идти до 10 января. Так что рано о чем-то говорить».
Начальник управления культуры Эльвира Ногманова коротко прокомментировала уход Емалтынова. «Олег Ракипович написал заявление по собственному желанию. Он же музыкант, педагог, я думаю, в будущем он себя реализует», — сообщила Ногманова и пояснила, что на его место пока нет кандидатуры.
Источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что во всей этой истории есть и заявление о возбуждении уголовного дела от исполкома города. После чего Емалтынова пригласили в прокуратуру на беседу. Как сообщает собеседник издания, в надзорном ведомстве музыканта успокоили и сообщили, что нарушений не нашли и максимум, что возможно в данном случае, — это административное наказание.
Из аудиторского доклада, опубликованного на официальном сайте города, сложно понять, в каких прегрешениях обвиняют Емалтынова
Из аудиторского доклада, опубликованного на официальном сайте города, сложно понять, в каких прегрешениях обвиняют Емалтынова. Однако наши источники, знакомые с ситуацией, говорят, что она действительно имеет оттенок скандала. Дело в том, что школа берет детей на обучение, однако кого-то оформляют официально, а кого-то — нет. К слову, обучение стоит всего 500 рублей в месяц. «Люди просто приносят деньги без кассы, и непонятно, что дальше происходит с этими средствами, — утверждает источник. — Либо они все уходят на нужды театра, а может, какая-то часть присваивается. Тут без детальной проверки не разобраться. Во всяком случае чеков на все отсутствующие деньги в школе не предоставили. Нарушение достаточно серьезное».
Как утверждает собеседник издания, у всех культурных учреждений есть одно проклятье, которое называется 44-ФЗ о госзакупках. Дело в том, что по этому закону очень сложно проводить закупки учреждениям с театральной спецификой. «По официальной процедуре они будут покупать месяц-другой. А может, им срочно понадобилась данная вещь или услуга. У театров это постоянное. Порвался реквизит, сломалось осветительное оборудование, а через неделю спектакль. И что? Какой закон? Какие закупки? Если они бы даже предоставили все чеки, наказание бы все равно последовало, но хотя бы можно было понять, для чего они так делают. Например, они 100 рублей не донесли, а эти же деньги потратили или на цветочные горшки, или на материалы, или на ткани для спектакля», — поясняет наш источник.
«КТО ХОЧЕТ ЗАРАБАТЫВАТЬ, НАШИМ ДЕЛОМ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ»
Ситуацию «БИЗНЕС Online» прокомментировал руководитель челнинского ансамбля «Наигрыш» Николай Федоров. Емалтынов по совместительству является участником музыкального коллектива. «Мы с ним [Емалтыновым] с 1994 года вместе играем. В 1996-м я создал ансамбль „Наигрыш“, он с самого начала был там баянистом. Ансамбль известен и в городе, и в республике, и в России его знают. Успешностью коллектив во многом обязан и Олегу Ракиповичу», — рассказал Федоров. Он добавил черт к портрету коллеги, вспомнив следующий случай. «Проверка уже шла месяца три. Она совпала с пятым фестивалем исполнителей на народных инструментах „Родники России“, у нас был очередной концерт, а он на нервной почве приболел, но, невзирая на болезнь, пришел и великолепно отыграл. Хотя у него была уважительная причина. Но при этом из управления культуры позвонили и потребовали объяснительную с указанием причины, почему, будучи на больничном, он выступал на концерте. Человек пожертвовал собой, чтобы проект, к которому готовились полгода столько людей, состоялся. Емалтынов так в объяснительной и написал, что мог бы пропустить выступление на концерте такого уровня только по причине смерти», — поделился музыкант.
Сам Емалтынов долгое время работал завучем в музыкальной школе №1, а руководить школой театрального искусства он пошел по предложению управления культуры. «Его попросили туда пойти, там была плачевная ситуация, конфликт на конфликте, директора менялись. Начальник управления попросил его возглавить этот коллектив, чтобы утихомирить страсти, которые бушевали в театральной школе. С тех пор там никаких скандалов», — сообщил Федоров.
Что касается ситуации с деньгами, то коллега музыканта уверен, что с такими проблемами сталкиваются многие директора учреждений культуры. «Культура финансируется по остаточному принципу, факт общеизвестный. Например, по моему фестивалю [фестиваль исполнителей на народных инструментах „Родники России“] было два случая. Фестиваль учрежден исполкомом города, курирует управление культуры. Деньги выделяются на то, чтобы провести фестиваль. Финансируют процентов на 20–30, остальное — на самоокупаемости. Два раза такое было, что, пока эти деньги реально дошли, фестиваль уже закончился давно. Приходилось вкладывать свои деньги, в том числе и Олег Ракипович давал», — объясняет Федоров.
По его мнению, существует большая проблема в отсутствии финансирования или несвоевременного выделения денег на культурные мероприятия. Стабильно финансируются только затраты на зарплату и определенная часть оплаты коммунальных услуг.
«В его [Емалтынова] случае они проводили ряд фестивалей и конкурсов. Когда их проводишь, всегда сталкиваешься с проблемами, потому что такие вещи практически не финансируют. Проводятся они, как правило, за счет внебюджетных средств. Разные ситуации бывают. С такой проблемой сталкиваются все. Об этих вещах знают директора школ. Кто-то предпочитает ничего не делать, раз не финансируют, а кто-то всегда рискует либо своими средствами, либо как в этой ситуации, — прокомментировал коллега Емалтынова. — Кто хочет зарабатывать и иметь деньги, нашим делом не занимается».
Организаторами открытия Детской школы театрального искусства в апреле 1991 года стали Михаил Шмойлов, Вера Мищенко и Николай Мищенко
АУДИТ ПОЧУВСТВОВАЛИ И ДЕТИ С РОДИТЕЛЯМИ
Организаторами открытия Детской школы театрального искусства в апреле 1991 года стали доцент Ленинградского института театра музыки и кино Михаил Шмойлов, заведующая отделом культуры Автозаводского райисполкома Вера Мищенко и руководитель объединения «Лицедеи» Николай Мищенко. Осенью 1991 года совместно с Ленинградским институтом культуры была набрана первая группа для подготовки кадров театральной школы, а в 1995-м — второй набор для открытия учебного театра на базе учреждения.
Первым директором стал Николай Мищенко, школа состояла из четырех преподавателей и 60 учащихся. В разные годы театральной школой руководили Рашат Файзрахманов, ныне возглавляющий татарский драматический театр в Челнах, и Надежда Люкманова. С 2006-го у руля школы встал Емалтынов.
Сегодня в ДШТИ занимаются более 500 учащихся на пяти отделениях: русском театральном, татарском театральном, хореографическом, музыкальном и в театре моды «Арт-Каприз». На сайте учреждения отмечается, что «это уникальный педагогический коллектив, где собрались режиссеры и актеры, музыканты, художники, дизайнеры и поэты — люди, преданные своей профессии, творчеству, детям», а выпускники ДШТИ продолжают свое образование в творческих вузах и ссузах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Набережных Челнов, Елабуги. Силами этого учреждения каждый год проводятся городской конкурс «Маленькая Мисс Набережные Челны» и открытый городской театральный фестиваль «Если бы…».
ДШТИ имеет хорошо развитую материально-техническую базу
ДШТИ имеет хорошо развитую материально-техническую базу, располагается в здании бывшего детсада, где имеются более 30 оборудованных кабинетов, три хореографических зала, зрительный на 80 мест, костюмерная, швейная и столярная мастерские, студия звукозаписи, библиотека и читальный зал.
ДШТИ является победителем всероссийского конкурса «Детские школы искусств — достояние Российского государства» в Москве. А недавно спектакль театра им. Камала «И это жизнь?» в постановке выпускника татарского театрального отделения ДШТИ Айдара Заббарова выдвинут на «Золотую маску» в 6 номинациях.
Уровень школы сами родители оценивают как высокий, а обстановку в учреждении — очень уютной. Правда, если сравнивать со школой «Подмастерье», которая существует при «Мастеровых», ДШТИ, по словам одной из родительниц, не участвует в конкурсах и с театральными постановками не выезжает.
Тем не менее нервозную обстановку, вызванную аудитом, почувствовали и дети с родителями. По словам одной из мам, чей сын посещает школу несколько лет, дети полгода готовились к новогоднему спектаклю, который планировалось показать в других учреждениях, а его отменили. Скорее всего, постановку покажут только в самой школе. Якобы руководство не успело подготовить необходимые документы, хотя для выступления все же шьются костюмы.
«НАДО ВОВРЕМЯ УХОДИТЬ»
Еще одна отставка по собственному желанию случилась сегодня в театре танца «Булгары». Его покинула руководитель Рушания Кулакова, которая возглавляла коллектив последние три с половиной года, перейдя сюда из кресла начальника управления культуры. «Я себе к Новому году сделала подарок. У меня данное решение было принято давно, — прокомментировала изданию Кулакова. — Это добровольное мое решение уйти на отдых. Мне уже 62, я в культуре более 40 лет. Так что пришла пора подумать о себе и жить для себя. Профессиональный коллектив — это сложный, живой организм. Там нужно быть и творческим человеком, и менеджером. Я думаю, что у управления культуры какая-то кандидатура уже есть, но я предположить сегодня не могу. Надеюсь, достойную кандидатуру найдут. Я думаю, что „Булгары“ пойдут только вперед».
По словам Кулаковой, задачи, которые она ставила перед собой три года назад, выполнены. Первым делом улучшилась материально-техническая база, а коллектив расширил границы выступлений. Как утверждает экс-руководитель, за три года доход от концертной деятельности у театра танца вырос в пять раз — с 500 тыс. рублей до почти 2 млн рублей.
Напомним, что татарский хореографический ансамбль «Булгары» был создан в 1990 году, а в 2007-м переименован в театр танца «Булгары». Сегодня это коллектив со своим неповторимым творческим обликом и богатыми традициями, достойно представляющий национальную культуру и создающий позитивный имидж Набережных Челнов, Татарстана в России и за рубежом. Театр танца «Булгары» ведет активную гастрольную деятельность по городам: Казань, Ижевск, Уфа, Оренбург, Астрахань, Екатеринбург, Киров, Пермь, Ульяновск, Самара, Нижний Новгород, Сыктывкар, Санкт Петербург, Москва и др.
Кулакова в разговоре с «БИЗНЕС Online» попросила не искать параллелей с историей в ДШТИ. «У меня никакой проверки не было, ко мне никаких претензий нет, — предупредила экс-директор. — Когда я уходила из управления культуры, тоже планировала уйти насовсем. Но Наиль Гамбарович предложил еще поработать. Три с половиной года — это много. Надо вовремя уходить».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.