Экономические полицейские провели обыски на кафедре автоматики КНИТУ-КАИ, изъяли много документации, а потом «прихватили» на допрос ряд сотрудников Экономические полицейские провели обыски на кафедре автоматики КНИТУ-КАИ, изъяли много документации, а потом «прихватили» на допрос ряд сотрудников Фото: «БИЗНЕС Online»

«МАСКИ-ШОУ» НА КАФЕДРЕ АВТОМАТИКИ

Вот уже несколько дней один из ведущих вузов Татарстана, КНИТУ-КАИ, испытывает сплошные отрицательные перегрузки. По информации источников «БИЗНЕС Online» в силовых структурах, на прошлой неделе силовики устроили там настоящее «маски-шоу». Рано утром 12 декабря на кафедру автоматики и управления в здании на улице Толстого пожаловали оперативники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ. Они провели обыск, изъяли много документации, а потом «прихватили» на допрос ряд сотрудников, в том числе одного из «мастодонтов» КАИ — проректора по научной и инновационной деятельности Сергея Михайлова.

По словам источников, речь идет о покушении на мошенничество. Расследованием занимается ГСУ МВД по РТ, где создана специальная следственная группа. Дело якобы связано с разработкой 9-местного самолета, которой занимается известное казанское ООО «Фирма „МВЕН“». Ее владельцы — известные местные авиастроители, авиаторы и парашютисты Виктор Ермоленко и Михаил Невельский (в названии фирмы — первые буквы их имен и фамилий). Для реализации проекта создан консорциум из четырех предприятий, в который вошел и КАИ.

Наша газета обратилась в ГСУ МВД по РТ, однако от каких-либо комментариев следователи отказались, лишь подтвердив факт наличия уголовного дела. Представители МВЕНа, с которыми удалось связаться нашей газете, пока от комментариев тоже отказываются.

Дело якобы связано с разработкой 9-местного самолета, которой занимается известное казанское ООО «Фирма «МВЕН» Дело якобы связано с разработкой 9-местного самолета, которой занимается известное казанское ООО «Фирма «МВЕН» Фото предоставлено компанией МВЕН

«ПОМОГУТ — ХОРОШО, НЕ ПОМОГУТ — БУДЕМ САМИ ВКЛАДЫВАТЬ»

Как подтвердил в беседе с «БИЗНЕС Online» завкафедрой автоматики и управления, экс-ректор КАИ Геннадий Дегтярев, речь идет о самолете под названием Expedition. Впервые о нем стало широко известно в 2012 году, когда министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил о планах поддержать выпуск самолетов размерностью до 19 посадочных мест, уточнив, что проект разрабатывает частная компания из Казани.

Тогда Ермоленко подтвердил нам, что его компания действительно обсуждает проект в минпромторге. Сам МВЕН запустил разработку еще в 2008 году, дойдя до стадии эскизного проекта и модели для продувок в аэродинамической трубе. «Мы будем заниматься этим независимо от того, будет помощь от кого-то или нет, — подчеркнул тогда один из создателей МВЕНа, — поскольку видим, что рынок в этом направлении будет развиваться. Помогут — хорошо, быстрее сделаем, не помогут — будем сами зарабатывать, вкладывать».

Как он рассказывал в тот момент, самолет предназначен для эксплуатации на местных авиалиниях. Вместимость базовой модели — 9–11 мест, но возможна конвертация до 16 пассажиров. Скорость — 350 км/ч, высота полета — до 7 тыс. метров. Машина двухдвигательная, предполагаются турбовинтовой и поршневой варианты. Потребность России в таких самолетах оценивалась Государственным НИИ гражданской авиации в несколько сотен. Главное конкурентное преимущество Expedition, по словам Ермоленко, заключалось в том, что это самолет короткого взлета и посадки, что важно для России, где разрушена инфраструктура. Кроме того, по замыслу, Expedition можно будет эксплуатировать круглый год (зимой его будут ставить на лыжи). Благодаря использованию композитов стоить новинка должна была в пределах $1–2 млн, что считается вполне доступной ценой.

Заметим, что у МВЕНа уже есть успешный опыт сотрудничества с государством. На МАКС-2017 был представлен плод совместной разработки казанцев с обнинской «Технологией» (входит в «Ростех») — самолет Т-500 для авиахимработ. Летательный аппарат, о поддержке прототипа которого тоже говорил Мантуров в 2012 году, уже пошел в серию.

Впервые о самолете под названием Expedition стало широко известно в 2012 году, когда Денис Мантуров заявил о планах поддержать выпуск самолетов размерностью до 19 посадочных мест Впервые о самолете под названием Expedition стало широко известно в 2012 году, когда Денис Мантуров заявил о планах поддержать выпуск самолетов размерностью до 19 посадочных мест Фото: «БИЗНЕС Online»

ЗАГАДОЧНЫЕ ПАРАШЮТОСТРОИТЕЛИ

Но вернемся к Expedition и уголовному делу. Одной из изюминок нового самолета должны стать интеллектуальная система управления и комплекс обеспечения безопасности. Работа велась в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» (на сайте МВЕН есть отчеты о выполнении работ). Стоимость проекта оценена в 375 млн рублей, из которых 125 — средства МВЕНа, а 250 — госфинансирование, которое поступает в КАИ из министерства образования РФ.

Здесь надо подчеркнуть, что по парашютным системам спасения, которые спасают самолет вместе с пассажирами и экипажем, МВЕНу нет равных не только в России, но и за рубежом. Собственно, с них и начинался бизнес двух выходцев из сборной СССР по парашютному спорту. Их изобретение (парашют на низкой высоте отстреливается с помощью пиропатрона) вытащило с того света уже десятки людей. Причем регулярно появляются системы для все более тяжелых машин. В данном же случае планировалось еще и ноу-хау — не обычный, а способный на гораздо большее роторный парашют. Систему начали разрабатывать в октябре прошлого года, опытный образец планировали выдать к 30 июня 2020-го.

Как говорят собеседники нашего издания, силовиков заинтересовала научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа (НИОКР) по созданию высокотехнологичных текстильных строп. Конкурс на их разработку вуз разместил в начале этого года. Его выиграло казанское ООО «Строй Авто Комплект», единственным учредителем которого значится Павел Сергеевич Носков. С разработкой, подготовкой технической документации и созданием опытного образца фирма затянула примерно на месяц. Но такое в авиапроме не редкость. В вузе ознакомились с работой и дали положительное заключение: свои подписи поставили завлабораторией №27 кафедры автоматики и управления Татьяна Филюнина и Михайлов. 7 декабря документы поступили в министерство образования РФ, оно согласовало выделение средств с федеральным казначейством, но до «Строй Авто Комплекта» они не дошли — в этот же день ГСУ МВД возбудило то самое уголовное дело о мошенничестве.

Оказалось, проект по созданию системы спасения находился под контролем экономической полиции, поскольку, по ее мнению, «Строй Авто Комплект» фактически не имеет возможности выполнить столь сложную техническую работу. «Конечно, их нельзя назвать обнальщиками, — говорит знакомый с ходом расследования собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но там работают только два человека, за все время у них было лишь два госконтракта, не связанных с авиапромышленностью». Проверив материалы компании, сотрудники УБЭП сделали вывод, что под видом нового изделия подрядчик показал давно разработанный прототип строп. Его сделало казанское ООО «Научно-производственное текстильное предприятие „Текстор“». Генеральный директор — Алексей Михайлович Шкитов. В числе учредителей — 6 человек, но, по оперативным данным, де-факто предприятие контролировали все те же Ермоленко и Невельский.

Как рассказал один из источников, «Текстор» запустил промышленное производство этих строп еще в 2014 году, стоимость одного комплекта — 3,2 млн рублей, а на разработку нового прототипа было выделено 15 миллионов.

Несмотря на столь незначительную сумму, Невельский на какое-то время оказался в наручниках, ему присвоили статус подозреваемого, но отпустили — под подписку о невыезде. Михайлов — в статусе свидетеля. В вузе подтвердили факт допроса последнего, но акцентировали: его допрашивали в качестве свидетеля. «В качестве курирующего проректора он отвечает за организацию научной работы всех подразделений университета, но непосредственного участия в реализации указанного проекта не принимал», — рассказали в КНИТУ-КАИ. Это же Михайлов отметил и в комментарии «БИЗНЕС Online», но подчеркнул: «Мое мнение — проект надо делать!» Он добавил, что вуз имеет письмо из министерства образования РФ: там, по его словам, указано, что проект выполняет «прорывную задачу».  

Впрочем, можно предположить, что история со стропами — это лишь пробный шар, в деле могут возникнуть другие эпизоды.

Проректор по научной и инновационной деятельности Сергей Михайлов получил статус свидетеля Проректор по научной и инновационной деятельности Сергей Михайлов получил статус свидетеля Фото: «БИЗНЕС Online»

«У МЕНЯ ДЕТИ!.. У МЕНЯ ЗДЕСЬ ВСЕ!»

Единственный фигурант, которому предъявлены обвинения, — Филюнина, которой месяц назад исполнилось 60 лет. В КНИТУ-КАИ корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили: на время следственных действий она отстранена от занимаемой должности, но не уволена. «Проект выполняется целевым консорциумом научных, предпринимательских и производственных организаций с проведением глубокой отраслевой экспертизы. Филюнина выполняла роль ответственного исполнителя и координатора проекта, руководителем проекта является заведующий кафедрой Дегтярев. В проекте на данной стадии участвуют около 40 сотрудников университета с распределенными функциями, но в зависимости от стадийности проекта состав может меняться», — отмечает пресс-служба вуза.

Филюнину задержали поздно вечером 12 декабря, до этого она провела несколько часов в кабинете следователя. 14 декабря заведующую лабораторией привезли в Вахитовский районный суд Казани. Увидев корреспондента «БИЗНЕС Online», который присутствовал на заседании, она стала закрывать лицо. Кроме конвоя с ней были дочери Анна и Екатерина, а также некий мужчина. Сама Филюнина явно была шокирована ситуацией и не переставала плакать.

Ходатайство следователя рассматривал дежурный судья Ильдар Салихов. Следователь ГСУ МВД Лилия Галимова назвала лишь статью, по которой задержана Филюнина (ч. 3 ст. 30 — ч. 4 ст. 159 УК РФ — «Покушение на мошенничество в особо крупном размере»), и уточнила, что речь идет о попытке хищения в рамках исполнения бюджетной программы. От каких-либо комментариев следователь отказалась. Она попросила отправить завлаба под стражу до 7 февраля. Прокурор Марс Ибятов поддержал ходатайство — он посчитал, что женщина, находясь на свободе, может воспрепятствовать следствию. К тому же, по словам прокурора, у нее нет противопоказаний по здоровью, поэтому она вполне сможет выдержать условия содержания под стражей.

Защищал интересы Филюниной бывший следователь СКР Игорь Гатауллин. Он заявил, что работы, проведенные подрядчиком по разработке строп, были реальными, соответственно, заключение, которое выдала Филюнина, законно. «Наша позиция: заключение было достоверное, и работы, которые выполнил „Строй Авто Комплект“, достоверны, соответствуют техническому заданию», — заявил адвокат. Кроме того, по словам Гатауллина, у Филюниной есть постоянное место работы, место жительства, двое детей, четверо внуков.

Когда слово предоставили самой задержанной, она с трудом произнесла: «У меня дети… У меня здесь все. Вы поймите, я два дня не могу ложку ко рту поднести… У меня просто сердечный приступ, были прецеденты, были вызовы скорой помощи еще до этого в течение года. Я боюсь, что у меня просто не выдержит сердце».

Затем Филюнина выступила после изучения материалов дела — и тут выяснилась любопытная вещь. Оказывается, первоначально она отказала компании «Строй Авто Комплект» в согласовании работ по разработке строп. После этого в вузе создали специальную комиссию, отвечавшую за согласование НИОКР. В нее вошли 6 человек, в том числе независимый эксперт из КФУ, а также директор «Текстора» Шкитов. «Отчет проверяли кандидаты и доктора физико-математических и технических наук, — сказала завлабораторией №27 кафедры автоматики и управления о подписанной ею бумаге. — Все они посмотрели и отчет приняли к реализации. Работы были безавансовыми. Абсолютно никаких денег не получили».

К слову, Дегтярев тоже был удивлен, что работа попала к фирме «Строй Авто Комплект», но отметил, что сделано все было на совесть, а уж ею или нет — никто об этом ему сказать не смог. «В выходные мы были в шоковом состоянии, а сейчас начали внутренний аудит, отправляем нашим коллегам бумаги на экспертизу…» — заметил завкафедрой.

Салихов после 40-минутного пребывания в совещательной комнате решил отправить задержанную в СИЗО. Дочери плакали, а Филюнина лишь попросила нашего корреспондента не писать о ней плохо. «Я пахала как лошадь…» — выдавила она из себя.

К слову, шеф Филюниной, Дегтярев, очень высоко о ней отзывается: «Исключительно моторная женщина. Во все тяжелые времена находила фирмы, для которых КАИ мог что-то сделать и получить деньги. Веселая, замечательно романсы поет под гитару, сама играет. Уникальная девушка!..»

Гатауллин заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что в обязательном порядке будет обжаловать решение суда.

«МЫ ТОЛЬКО ДОБИЛИСЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ!»

Теперь, когда в отношении создателей МВЕНа возбуждено дело, судьба проекта Expedition — в подвешенном состоянии.  

«Мы только добились финансирования, подписали все договорные документы. Ждали со дня на день открытия финансирования: 100 миллионов из бюджета и 50 миллионов от МВЕНа… И вот на тебе — работы приостановлены! — негодует Дегтярев. — А ведь конец года (добавим, что в 2017 году было выделено 62,5 млн, из которых 50 — бюджетные средства, 12,5 — внебюджетные,  прим. ред.)!» 

Он не исключает, что полицейских на МВЕН навели конкуренты — что бы ни говорили об упадке отечественного авиастроения, как раз в сегменте «самолетиков» претендентов на господдержку много.

«Для меня это полнейшая неожиданность — зачем приехали, по какому сигналу?! Конечно, недруги могут копать… И такое сплошь да рядом. Вон посмотрите на ОКБ имени Симонова: люди подобраны были, делали дело, но нет, тематику отдали в другую фирму, все уходят туда, все разбегаются, в том числе в Москву… Сейчас задача — восстановить авторитет данного проекта МВЕНа и КАИ, восстановить интерес к нему и завершить эту работу».

И интересную ремарку сделал в беседе с «БИЗНЕС Online» источник из авиапрома: «МВЕН просто сильно высунулся, а это не всем нравится. Слишком хорошо работать опасно…»