Ленар Сальманов: «Решение вопроса — в строительстве многоуровневых паркингов. Есть желающие включиться в эту работу»Фото: Олег Спиридонов

НЕХВАТКА ПОРЯДКА 87 ТЫС. МАШИНО-МЕСТ

Владельцам гаражей в Челнах предлагают надстроить над своими домами для машин дополнительные этажи для расположения там большего числа автомобилей. Таким образом власти автограда хотят решить давно назревшую проблему нехватки парковочных мест. На прошлой неделе на публичных слушаниях по проектам планировки новых жилых застроек в 14-м и 37-м комплексах автограда о такой инициативе исполкома сообщил руководитель службы градостроительного развития Ленар Сальманов.

«Решение вопроса — в строительстве многоуровневых паркингов, — пояснил Сальманов. — Это реально, нужно разговаривать с собственниками. Я беседовал, например, с хозяином паркинга на пересечении улицы Раскольникова и проспекта Дружбы Народов. Он согласен надстраивать. И, более того, заказал проект для решения этого вопроса. Пока с учетом своих финансовых возможностей он готов надстроить один уровень. Мы предлагаем три. Есть желающие включиться в эту работу».

На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, за чей счет будет производиться надстройка гаражей, в исполкоме ответили, что финансироваться, скорее всего, это мероприятие будет за счет желающих горожан. Но в любом случае данная идея может иметь воплощение только при обоюдном согласии правообладателей гаражей и инвесторов. А кроме того, дополнительная надстройка потребует проектирования, расчет конструктивов. Заезд к верхним уровням парковок будет определяться проектом, который не должен затрагивать интересы существующих гаражей, — скорее всего, сбоку, по свободной территории.

Как упомянул Сальманов, СГР сейчас совместно со специалистами исполкома разрабатывает карту парковочного пространства города (см. карту), на которую наносят существующие парковки и варианты для создания дополнительных мест. Карта предварительная и неполная и представляет собой скорее рабочий вариант. Этот процесс очень трудоемкий и кропотливый, уверяют в исполкоме, так как необходимо учитывать наличие инженерных сетей, зеленых насаждений, игровых площадок. Коричневым цветом на ней обозначены существующие гаражи и платные стоянки, синим — парковки общего пользования (гостевые парковки у торговых центров и магазинов и расширения внутриквартальных проездов). Кроме того, в исполкоме считают необходимым изучить внутридомовые территории на предмет размещения дополнительных парковочных мест, что тоже требует индивидуального подхода.

Фото предоставлено челнинским исполкомом (чтобы открыть, нажмите)

По предварительным данным, парковочное пространство Челнов на сегодня составляет 102039 машино-мест. Сюда входят парковки придомовых территорий, перед торговыми центрами, расширительные полосы на местных проездах, имеющиеся плоскостные стоянки, существующие гаражи. Потребность же исполком пока не подсчитал. В данном случае можно лишь опереться на статистику АТИ. Так, в апреле начальник управления административно-технической инспекции города Айрат Насыбуллин сообщал о том, что в Челнах количество зарегистрированного автотранспорта достигло 189 тыс. единиц. Получается, что нехватка составляет порядка 87 тыс. машино-мест.

Тему парковок неоднократно поднимали в различных обсуждениях спикеры газеты Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭТО ПРОБЛЕМА, КОТОРУЮ ЗАСТРОЙЩИК САМ НЕ РЕШИТ»

Тему парковок неоднократно поднимали в различных обсуждениях спикеры «БИЗНЕС Online». Так, на недавнем круглом столе, посвященном проблемам отрасли строительства, коммерческий директор холдинга «Домкор» Юрий Мочалин высказался о бессмысленности их возведения, потому что не востребована ни продажа, ни аренда машино-мест. «У нас на арендуемом паркинге стоит машин 15. В Замелекесье мы забетонировали площадку, на которой машины вообще можно оставлять бесплатно, но ментальность населения без административного нажима привела к тому, что люди готовы в подъезд загнать машину, лишь бы не ставить ее на отведенное место. Это реальная проблема, которую застройщик сам не решит. Если еще раз вернуться к 214-му закону, то мы теперь вообще не имеем права строить парковки на деньги дольщиков. Только за счет своей прибыли — а когда она вернется, если парковки пустуют?» — обрисовал ситуацию Мочалин.

Строители видят несколько вариантов выхода из этой ситуации. Мочалин предложил уже известный путь — карательный. «Нужны штрафные санкции для любителей парковки в неположенных местах. Лет 10 назад кто уступал дорогу пешеходу? А сейчас привыкли и даже нравится. Такова ментальность людей». А исполнительный директор ЖСК «Комфортное жилье» Рамиль Зиннуров посоветовал муниципалитету освобождать строителей от арендной платы за землю, давать преференции тем, кто строит паркинги. Его поддержал и глава ТПП Челнов Фарид Башаров, согласившийся с тем, что в данном случае нужны решения на уровне горсовета. «По парковкам от застройщиков мы считали: если строить по машино-месту на квартиру, нужно отдавать под парковку больше трети земельного участка, а места при этом не покупаются. Отношение нужно менять кардинально — с помощью, может быть, платных парковок на основных магистралях, где зимой уборка снега становится большой проблемой. Мне кажется, сейчас чересчур лояльное отношение к таким нарушениям», — посетовал глава ТПП.

Ринат Сафиуллин Ринат Сафиуллин: «Как только вы убираете стены, не надо здание отапливать, не нужна вентиляция, средства пожаротушения… Надо разработать подобные проекты» Фото: «БИЗНЕС Online»

На интернет-конференции с читателями издания глава челнинского союза архитекторов Ринат Сафиуллин привел в качестве показательного примера компанию Михаила Золотухина «Комфортное жилье», которая рядом со своими домами в 63-м микрорайоне строит многоуровневый паркинг. «Хотел бы напомнить, что по эскизному проекту генплана застройки 64–65-го микрорайонов около «Эссена» должны были стоять многоуровневые гаражи. Где они? Почему их там нет до сих пор? — возмущался архитектор. — При Алтынбаеве (Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов — прим. ред.) всем владельцам автостоянок земля выделялась с назначением «под строительство многоуровневых паркингов». Я помню, он собрал всех «стояночников» и объявил: «С завтрашнего дня начинайте работу по строительству многоуровневых паркингов, заказывайте проекты». И все собственники и арендаторы земли побежали заказывать проекты автостоянок. Я лично три многоуровневых паркинга начинал проектировать тогда.

При этом, как уверяет Сафиуллин, есть разные способы строительства паркингов. Например, архитектор Вячеслав Нилов, по его словам, создал отличный проект паркинга в Альметьевске для нефтяников — без стен. «Как только вы убираете стены, не надо здание отапливать, не нужна вентиляция, средства пожаротушения… Сегодня есть заводы, которые выпускают сборно-монолитный каркас. Таким образом стоимость можно уменьшить как минимум в два раза. Надо разработать подобные проекты. Ведь за последние 10 лет количество машин в городе увеличилось в десятки раз, а проблему с парковками никто не решает», — справедливо заметил Сафиуллин.

Башаров, изучая парковочную проблематику, узнал, что в Санкт-Петербурге есть разработчик, который предлагает на глухих торцах домов ставить парковочные моносоты, которые можно наращивать и сокращать. Это очень прочная конструкция, в бокс машина поднимается автоматически, без водителя. Тестовый экземпляр уже работает. И сейчас разработчик готовит презентацию для челнинского исполкома. Никаких мощных фундаментов не требуется, по сути, речь идет о готовом к использованию продукте.

По предварительным данным, парковочное пространство Челнов на сегодня составляет 102039 машино-мест. Сюда входят парковки придомовых территорий, перед ТЦ, расширительные полосы на местных проездах и существующие гаражи Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО ВСЕ ГАРАЖИ ВЫСОКИЕ И ПЛИТЫ ПЕРЕКРЫТИЯ НЕ ВЫДЕРЖАТ»

От инициативы председатели гаражных кооперативов пока остались не в восторге и считают, что подобные проектные решения не подходят ни для надземных, ни для подземных стоянок.

Николай Романов  председатель ГСК «Чайка»:

— Если что-то надстраивать, то должно быть некое архитектурное решение. Это раньше можно было второй этаж построить, а сейчас — только с разрешением на строительство. Да и то второй этаж хотят видеть только как бытовку или кладовку, а не как гараж. Для этого должны быть прочные плиты перекрытия, и монолитные желательно, подъемники какие-то. Разве в нашем городе это возможно? Проблема в том, что в Челнах подавляющее количество гаражных мест надземные, все они высокие и плиты перекрытия не выдержат. Да еще и снег сверху зимой будет давить. Чтобы нам такую стоянку делать у себя, надо заранее было такой проект предусмотреть. И где они найдут инвестора? А машину туда краном будут ставить? А у нас все плиты перекрытия такие, что грузоподъемность машины они не выдержат. Это серьезный вопрос. В исполкоме задумались об этом — в каком виде это будет делаться? Лучше с нуля построить, чем что-то перестраивать.

Я много парковок видел и за рубежом, и в России, поэтому считаю, что выход из проблемы — в подземных гаражах. Может быть, их можно как-то расширить. Я сам живу в центре города. У нас одноподъездный дом на 175 квартир, а парковки во дворе хватает на 15 машин. Раньше из-за воровства машины на стоянках оставляли, а сейчас это людям невыгодно стало. У нас есть стоянка во дворе, которая организована самими жильцами — надо платить 1,5 тысячи в месяц, а возле подъезда машина бесплатно стоит.

Валентина Кудрявцева  председатель ГПК «Чулман»:

— У нас подземные гаражи, и в нашем случае никак не надстроишь дополнительные места: 242 машино-места — и все заняты. Я считаю, во дворах надо расширять площадки вдоль тротуаров. Зимой машины и так многие ставят перпендикулярно проезду. У нас во дворе летом в два ряда машины не умещаются, а зимой можно через бордюр машину ставить перпендикулярно проезду — тогда все умещаются. Можно же как-то расширить проезжую часть во дворах. Я понимаю, что это не у всех так получится, но хотя бы где-то можно.