Аскар Багаутдинов: «Мы находим баланс между интересами жителей и доходом в бюджет» Аскар Багаутдинов: «Мы находим баланс между интересами жителей и доходом в бюджет» Фото: Сергей Елагин

В КАЗАНИ ЛИКВИДИРОВАНО ЕЩЕ 400 РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

 Аскар Рифович, в Казани стало на порядок меньше рекламных щитов, и казанцы благодарят за это. Но все-таки щиты еще остались. Какие сегодня правила по наружной рекламе — где какие разрешены? Будут ли в ближайшее время менять правила? Об этом спрашивает наш читатель Маршида.

— Сегодня размещение рекламных конструкций на территории Казани регулируют несколько нормативных документов, которые можно разбить на три группы. Первая группа документов регулирует размещение рекламных конструкций в охранных зонах объектов культурного наследия, исторических территорий. Буквально весь центр города покрыт такими зонами и подпадает под серьезные ограничения по размещению рекламных конструкций. Благодаря этому весь центр Казани сегодня полностью освобожден от крупноформатной рекламы.

Вторая группа документов регулирует размещение рекламных конструкций с точки зрения безопасности дорожного движения, это профильный ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений». Этот ГОСТ был переработан и стал обязательным с 2016 года, а до этого он носил рекомендательный характер. Были смягчены требования, введены новые понятия, например, «коридор безопасности», поменялся весь принцип построения безопасности. Новую схему размещения рекламных конструкций мы разрабатывали с учетом этого ГОСТа, поэтому пришлось многие конструкции ликвидировать, какие-то просто передвинуть.

Третья группа документов — это муниципальные акты, определяющие требования к размещению рекламных конструкций с учетом необходимости сохранения архитектурного облика сложившейся застройки города. Эти требования действуют с 2009 года. В 2014 году документ был доработан в связи с введением новых норм и требований.

— В требованиях к архитектурному облику нет субъективизма? Кому-то нравится, кому-то не нравится…

— Этот документ с четкими правилами, мы его разрабатывали как раз для того, чтобы уйти от субъективизма, потому что было достаточно много претензий по поводу «нравится — не нравится». Нынешние требования исключают субъективные толкования. Это очень облегчило нам работу.

— Сколько рекламных конструкций ликвидировано после торгов в этом году?

— В общей сложности ликвидировано около 400 конструкций. В центральной части убрали порядка 20 конструкций, которые еще оставались на улицах Татарстан, Достоевского, Декабристов, площади Вахитова. Также полностью освобождены от щитов улицы Бондаренко, Гагарина, Клары Цеткин, Боевая, Азина. Для соответствия новому ГОСТу демонтировали порядка 100 конструкций по городу, примерно такое же число — в целях улучшения внешнего облика города. Старались максимально открыть визуальный доступ к знаковым объектам, зеленым ландшафтам.

— Как шел процесс разработки новой схемы размещения рекламы в городе? Бизнес-сообщество в этом принимало участие?   

— Эту работу мы начали в январе 2017 года, в рабочую группу входили представители районных администраций, управления архитектуры и комитета внешнего благоустройства, минкульта РТ и минстроя РТ. На заседания приглашались и представители рекламного сообщества. Учитывалось мнение рекламных компаний о привлекательности рекламных конструкций. Если рекламные поверхности не продавались, то сам опыт показывал, что их можно убирать. 

«На сегодня в схеме мы имеем 597 щитов размером 3 на 6 метра, а в начале года их было 992» «На сегодня в схеме мы имеем 597 щитов размером 3 на 6 метра, а в начале года их было 992» Фото: «БИЗНЕС Online»

«СОКРАЩЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ ЩИТОВ НЕ СКАЗАЛОСЬ НА ОТЧИСЛЕНИЯХ В БЮДЖЕТ»

— Сколько сегодня щитов в Казани?

— На сегодня в схеме мы имеем 597 щитов размером 3 на 6 метра, а в начале года их было 992.

— Минус 40 процентов! А до торгов 2012 года сколько их было?

— Порядка 1,8 тысячи. С 2006 года у нас идет поэтапное сокращение — с 2,2 тысячи. Думаю, по итогам следующих торгов еще сократим до 300 конструкций. Сами знаете, какой негатив вызывает у жителей реклама, поэтому наши действия горожане поддерживают. При этом мы должны понимать, что рекламные конструкции — это деньги, которые идут в бюджет города.

— Как вы оцениваете ход и итог торгов по наружной рекламе, который состоялся весной 2018 года? Были какие-то ошибки, срывы и непредвиденные ситуации или все прошло гладко? (Даниил Молокович)

— Я считаю, город выполнил поставленную задачу. Торги мы проводили перед чемпионатом мира по футболу, и нам нельзя было эту процедуру затягивать. В итоге торги были проведены в срок, достигнут и финансовый результат, и визуальный. Город на 40 процентов освободился от рекламы, при этом доходы бюджета увеличились на 25 процентов.

В среднем за последние пять лет годовой доход бюджета Казани от наружной рекламы составлял около 260 миллионов рублей. В этой сумме учтен и первоначальный разовый доход — 900 миллионов рублей — после торгов 2012 года. По итогам торгов 2018 года город будет зарабатывать порядка 320 миллионов рублей ежегодно. Первоначальный платеж идет за первый и последний годы аренды, и он поступил — 640 миллионов рублей уже в бюджете. Дальше платежи будут производиться ежеквартально.

— В этом году правила поменяли?

— Да, правила торгов поменяли. В 2012 году мы разыгрывали право: победитель сначала должен был оплатить это право, а потом ежемесячно оплачивал аренду по тарифу, который был утвержден Казанской городской думой. Сегодня правила немного другие.

— В чью пользу изменились правила торгов?

— Я думаю, в выигрыше обе стороны — и город, и бизнес. Понимаете, победитель торгов должен быть уверен в том, что с ним будет происходить на протяжении действия договора, а поскольку тариф определяется решением Казанской городской думы, то уверенности не было. А сегодня победители видят после аукциона свой контракт с конкретной суммой и точно знают, что никто эту сумму изменить не может. Для бизнеса контракты более предсказуемы сегодня, и все будет зависеть только от экономической ситуации в стране и на рекламном рынке.

В Казани есть еще около 70 крупноформатных конструкций, размещаемых на зданиях «В Казани есть еще около 70 крупноформатных конструкций, размещаемых на зданиях» Фото: kzn.ru

«ЦЕНА В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ВЫРОСЛА БЫ ПРИМЕРНО В ДВА РАЗА»

— Сколько сегодня собственников рекламных конструкций в Казани? Когда-то их было 40, потом 12, а сейчас? Понимаю, что с меньшим количеством игроков работать проще, но чем меньше игроков на рынке, тем больше расценки для бизнеса. (Прохоров)

— Город не стремится к сокращению количества игроков. Мы стремимся лишь к тому, чтобы это были профессиональные рекламные компании. Внешний вид рекламной конструкции оказывает большое влияние на эстетику городской среды. Владельцы конструкций должны иметь дежурные обслуживающие бригады для быстрого реагирования на обрывы, другие нарушения правил благоустройства. Кроме того, может возникнуть необходимость срочного временного демонтажа конструкции. Договором это предусмотрено. Очень сложно добиться всего этого на должном уровне от организации, для которой реклама не является профильным бизнесом.

Сегодня на рынке 6 игроков, если брать щиты 3 на 6. Все они профессиональные рекламные компании. По итогам последних торгов компания «Лариса Сити» выиграла 350 мест под рекламные конструкции, фирма «Билбордс» — 174, «Неон-Арт-М» и «Звезда» — по 20, фирмы «Вектор плюс» и «Цвет» — по 10 мест.

 Не смущает ли вас тот факт, что более чем 85 процентов наружной рекламы в настоящее время находится в одних руках? Победителями на бумаге стали якобы разные юридические лица, но по факту это «Лариса Сити» и ее сын Фомин. В настоящее время ввиду отсутствия конкуренции цены выросли в два раза! В любом рекламном агентстве вам дадут прайс в два раза дороже, чем в прошлом году! Кроме этого, ни для кого не секрет, что деньги для участия в торгах были кредитными. Не боитесь ли вы, что в будущем, в связи с финансовыми трудностями, победители торгов просто бросят конструкции, ведь уже сейчас, проезжая по городу, видно, в каком они состоянии ввиду отсутствия должного обслуживания. Не получилось ли так, что в погоне за рублем забыли о качестве и безопасности? (Алексей)

— Кто бы не выиграл торги, цена в любом случае выросла бы примерно в два раза, потому что на 40 процентов сократилось количество мест, разрешенных для установки рекламных конструкций. То же самое произошло по итогам торгов 2012 года. Рынок тогда принял повышение, и отрасль успешно функционировала до конца контрактов.

— Но монополия всегда ведет к диктату цен.

— В рекламе отношение спроса и предложения эластично, это не рынок соли или сахара. Установить монополию, владея только щитами 3 на 6 очень сложно. Монополизация рынка не может произойти, потому что рекламодателю всегда есть куда уйти, и все это прекрасно понимают, в расценках особо не разбежишься. Кроме щитов есть другие форматы наружки, например фасадная реклама, а есть вообще другие сегменты рынка рекламы — телевидение, радио, интернет, пресса. Спрос плавно перетечет туда, где ему будет комфортнее.

— Кто конкурирует по другим форматам?

— В Казани есть еще около 70 крупноформатных конструкций, размещаемых на зданиях. Это брандмауэры, медиафасады, крышные установки. Брандмауэр — это баннер, натянутый на каркас с внутренним подсветом, размещается на стене домов. Медиафасад тоже размещается на зданиях, но он имеет электронно-цифровую поверхность. В Казани установлен один из самых больших медиафасадов в Европе — на «Казань Арене». Сегодня происходит трансформация: брандмауеры заменяются на медиафасады.

— Эта трансформация дорого обходится рекламщикам?

— Есть разные производители — китайские, российские. Насколько я знаю, наши предприниматели находят возможность и в Японии покупать. Большой медиафасад стоит порядка 30 миллионов рублей, но он дает абсолютно новые возможности.

— По ним торги тоже бывают?

— Нет, торги проводятся только по объектам муниципальной собственности.

 

«В Казани установлен один из самых больших медиафасадов в Европе — на «Казань — Арене» «В Казани установлен один из самых больших медиафасадов в Европе — на «Казань Арене» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛАЮТ РЕКЛАМУ НЕНАВЯЗЧИВОЙ И ПОЛЕЗНОЙ

— Какие еще форматы наружки есть в Казани?

— Пилларсы — их количество по итогам последних торгов сократилось с 90 до 60 штук, пилоны, в том числе с остановками, порядка 150 штук. Пилоны, совмещенные с остановками, также идут с торгов, их мы разыграли в 2016 году и уже по новым правилам — с контрактом на 10 лет.  

— А электронные щиты есть в городе?

— Конечно! По итогам последних торгов в нашей схеме 55 мест с обязательным ЭЦП (электронная цифровая поверхность) и еще порядка 100 мест — с возможным ЭЦП, на усмотрение победителя.

— Как родилось это требование — 55 мест с обязательным ЭЦП?

— Мы считаем, что такие передовые технологии обязательно должны быть в Казани. ЭЦП дает широкие возможности как для владельца конструкции, так и для различных служб в целях мгновенного информирования населения. В настоящее время ведутся переговоры на предмет подключения этих конструкций к системе «Безопасный город».

— Какие сегодня тренды по внешнему виду рекламных конструкций в стране и мире, в какую сторону идет Казань? (Тимур К.)

— Мировые тренды движутся в сторону цифровизации, и мы фактически к ним пришли. Именно при цифровых технологиях есть скрытые возможности: контент можно поменять, не выходя из офиса, причем сделать это можно мгновенно по всему миру. Возможности электронной цифровой поверхности безграничны, например, можно сделать ее умной, поставив видеокамеру, чтобы пошел поиск целевой аудитории. И эти технологии уже реализуются в мире. Есть технология, когда камера оценивает прохожих: одежда, пол, возраст, вплоть до мимики — вся информация собирается и отправляется на облачный сервер, анализируется и тут же дается контент, необходимый для целевой аудитории. То есть реклама становится ненавязчивой, нужной, полезной.    

— В Казани есть лидер в применении новых технологий?

— Пока не завершен процесс установки ЭЦП, это разговор завтрашнего дня.

 

По итогам последних торгов компания «Лариса Сити» выиграла 350 мест под рекламные конструкции «По итогам последних торгов компания «Лариса Сити» выиграла 350 мест под рекламные конструкции» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЗАЛОЖИЛ ЧУТЬ ПОМЕНЬШЕ ПРИБЫЛЬ — ВЫИГРАЛ ТОРГИ»

— Как считаете, за счет чего компания «Лариса Сити» достигла такого успеха? Они уже заплатили?

— Да, конечно, иначе мы с ним не подписали бы договор.

— Наверное, кредит взяли?

— Нас не посвящают в такую информацию официально. Но я считаю, если это банковская кредитная линия, то почему бы и нет — люди должны использовать современные возможности. Это во-первых. Во-вторых, банк просто так, без соответствующей аналитики, кредиты в таких объемах не даст. Риски банком тоже просчитываются. Для такого серьезного решения — две головы всегда лучше.

— А отбить-то эти деньги на рекламном рынке в Казани можно?

— Конечно, отбить затраченные деньги можно! По сведениям экспертов, общий объем рынка наружки Казани — порядка 700 миллионов рублей, а ежегодный платеж рекламных компаний в бюджет города — около 320 миллионов.

— То есть 380 миллионов рублей остается у рекламщиков. А сколько стоит один щит?

— Если смотреть онлайн-продажи баинговых агентств, то щит стоит порядка 40–50 тысяч рублей. Но на самом деле узнать реальную стоимость продаж непросто. Эта информация у рекламщиков — тайна за семью печатями. Я могу только макропоказателями оперировать: знаю, какой объем рынка, сколько мы собрали в бюджет. Кроме того, нельзя забывать, что у рекламных компаний есть еще налоговые платежи и другие расходы — сейчас закупается дорогостоящий инвентарь, и все это тоже необходимо учитывать. Если сможем все это соотнести, то сможем понять, сколько остается у рекламщиков.

— Слышал, что один из участников торгов по наружке подал жалобу в УФАС на управление наружной рекламы исполкома Казани. Какие претензии и чем кончилось? (Марат)

— Да, был один жалобщик — корпорация «Руан», у них был целый ряд претензий. По итогам торгов 2012 года у них в Казани было порядка 80 конструкций. Но срок договора закончился, возникла необходимость демонтажа конструкций, и вот здесь у них возникли проблемы. Они жаловались и в федеральный ФАС, и в местный УФАС, а когда антимонопольная служба отклонила все их доводы, они подали в суд. Правда, один довод ФАС признал, но он никак не влиял на ход торгов. Суд первой инстанции мы тоже выиграли. Но пока процесс идет — будет апелляция с их стороны.

— Компания «Русс Аутдор» не жаловалась? Она ведь в прошлый раз выиграла много щитов.

— Нет, они не жаловались. В этот раз данная компания также участвовала в торгах на крупноформатные конструкции, но у них был, видимо, свой порог, выше которого они не рискнули пойти. На самом деле, «Русс Аутдор» не ушел с рынка Казани, как могло показаться, а полностью захватил малый формат — около 150 пилонов в городе принадлежат этой компании. Это достаточно популярный у рекламодателей формат — у них загрузка 100 процентов.

— На сколько «Лариса» дала больше денег, чем они?

— Ненамного, они тоже хорошо торговались. Но «Лариса» дала больше.

— В чем все-таки феномен Ларисы Фоминой? Ее компания не только выжила, но и развивается, побеждает на торгах. И прежних лоббистов у нее сегодня нет…

— Сегодня на рынке наружной рекламы Казани лоббистские связи роли не играют, теперь предприниматели реализуют свои права и возможности исключительно в конкурентных процедурах — на торгах. Я думаю, у Ларисы прописан определенный бизнес-план, которому она следует. Возможно, там заложена другая норма прибыли, возможно, что-то еще, что позволяет ей двигаться чуть дальше, чем другим.

— Сначала на рынке лидировала компания «Неон-Арт», потом лидерство москвичи перехватили рынок, а сегодня «Лариса Сити» господствует…

— Нельзя искать черную кошку в черной комнате, просто идет честная конкурентная борьба и расчет: заложил чуть поменьше прибыль — выиграл торги. Ведь конкурент дышит в затылок — остановился практически на этом же шаге, просто дальше не пошел, решил не рисковать.

«Незаконные конструкции демонтируются за счет средств бюджета города с последующим возмещением расходов на демонтаж, хранение и утилизацию» «Незаконные конструкции демонтируются за счет средств бюджета города с последующим возмещением расходов на демонтаж, хранение и утилизацию» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У НАС ОДНО ПОЖЕЛАНИЕ: ЧТОБЫ ВЫИГРАЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИГРОКИ РЫНКА»

— Почему в торгах не победили федеральные игроки: не пустили или местные стали богатыми? (Хайруллин)

— Потому что победила конкуренция! Мы не разделяем участников наших торгов на федералов и местных.

— Не было пожелания сверху, чтобы выиграли местные?

— У нас одно пожелание: чтобы выиграли профессиональные игроки рынка наружной рекламы, а остальное не имеет решающего значения. Например, до торгов 2012 года каждый желающий мог поставить щит, и было очень сложно потом вести контроль за их эстетическим видом, за исполнением финансовых обязательств.

— Сколько в Казани «бесхозных» и «левых» рекламных щитов? Кто и за чей счет их сносит? (Оксана)

— Мы бесхозные конструкции демонтировали уже в 2012 году, по итогам предыдущих торгов. Незаконные конструкции демонтируются за счет средств бюджета города с последующим возмещением расходов на демонтаж, хранение и утилизацию.

— Может быть, кто-то поставил без торгов, где-нибудь на задворках?

— Такого нет. Возможны единичные случаи, но если город показал свою волю — да, он может демонтировать, то никто уже шалить не будет. Да и рынок сам себя контролирует: если участники рынка увидят самовольную конструкцию, они обязательно будут реагировать.

— Есть какие-то требования к владельцам рекламных конструкций по их эстетическому виду, когда у тех нет заказчиков? Видел, правда, на трассе: стоит щит с лохмотьями бумаги… (Кирьянов)

— Требования к внешнему виду рекламных конструкций прописаны муниципальными нормативными актами, и они продублированы в договоре с владельцами этих конструкций. Нога конструкции должна быть окрашена, фундамент должен быть заглублен, подводка электропитания не должна быть воздушным способом, на поле щита обязательно должно быть рекламное сообщение. Если коммерческой рекламы нет, то они размещают социальную рекламу или саморекламу. По содержанию конструкций жалоб немного. Обрывы на щитах мы давно победили, но все бывает: прошел дождь — отклеился баннер! Здесь важно время реакции. Любой может нам позвонить, в том числе неравнодушный житель, и через два — три часа ситуация исправится. 

— Я видела такую картину: большой белый щит, а в центре — небольшое красное пятнышко саморекламы — «Лариса Сити». Тоже не очень эстетично выглядит.

— Формально они выполнили наше требование, это уже информация. Куда хуже просто белое поле.

— Будете ужесточать требования?

— Надо подумать.

— На что идут деньги от наружной рекламы, есть ли какое-то целевое их использование, например, на благоустройство? (Валиева Н.)

— Целевого использования этих средств нет, они полностью идут в бюджет. Мы их даже не видим, как администраторы дохода просто фиксируем их попадание в бюджет.

«У нас есть свой коэффициент на афишные конструкции, который понижает стартовую цену в четыре раза»Фото: «БИЗНЕС Online»

СТАРТОВАЯ ЦЕНА НА АФИШНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ЧЕТЫРЕ РАЗА МЕНЬШЕ

— Кто и каким образом рассчитывает стоимость аренды муниципальной земли под конструкцией наружной рекламы? (Ильин)

— Тариф рассчитывается по формуле, а формула утверждается постановлением исполнительного комитета Казани. В формулу мы заложили принцип рыночной цены. Для этого запрашиваем экспертные организации, которые ведут мониторинг рынка рекламы всех городов России, в том числе и Казани. Исходя из этой информации, формируем стартовую цену торгов. В разных городах проводилось исследование на тему, сколько должен платить владелец рекламной компании в бюджет города из своего дохода. Получалось, что порядка 30 процентов.

— То есть вы велосипед не изобретали?

— Да, взяли общепризнанные расчеты и поставили свои коэффициенты. Рекламщики их приняли. Более того, на торгах цены поднимаются еще выше.

— Какие коэффициенты вы приняли?

— Коэффициенты для стартовых цен применяются в зависимости от типов рекламных конструкций. Если конструкция технически сложная, то мы понижаем стартовую цену. Если у конструкции имеется социальная направленность, то коэффициент еще ниже. Например, стартовая цена для пилона в составе остановочного павильона в два раза ниже обычного пилона. Мы понимаем, что устанавливается не просто рекламная конструкция, а целая остановка, которая нужна городу и его жителям. Кстати, в конце года мы планируем провести еще торги на остановочные павильоны.

— Желающих много?

— Желающих немного, потому что это достаточно дорогостоящий инвентарь. Но, думаю, участники торгов все-таки будут.

— К тому же, остановочные конструкции вандалы не щадят…

— К сожалению, да. А восстанавливать их обязаны рекламщики своими силами.      

— Недавно руководитель театра имени Качалова Славутский пожаловался, что реклама, в том числе наружная, для него дорогая. Почему нет скидок для культуры? (Лилия)

— Вопрос к игрокам рынка, но поясню нашу позицию: у нас есть свой коэффициент на афишные конструкции, который понижает стартовую цену в четыре раза. Это делается из тех соображений, что на афишных конструкциях должны иметь возможность размещаться все — и детские театры, и популярные артисты.

— На афишные конструкции отдельные торги проводятся?

— Да, этот вид конструкции мы отторговали в 2016 году и тоже на 10 лет. Заявились три фирмы. Какой-то специализации здесь нет, тот же «Неон-Арт» принимал участие в этих торгах.

«65 ПРОЦЕНТОВ ЗАГРУЗКИ — ЭТО ВСЕ-ТАКИ СПАД, ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ»

— На многих щитах надпись: «Здесь могла бы быть ваша реклама». Каков процент пустующих рекламных конструкций, не востребованных рекламодателями? (Николай)

— Сейчас не востребовано рекламодателями порядка 35 процентов конструкций, но они не пустуют — на них, как я говорил, размещается либо социальная реклама, либо какая-то самореклама. 

— А в начале года какая ситуация была по востребованности рекламных конструкций?

— Загрузка была порядка 70–80 процентов. Это нормальный показатель загрузки для наружной рекламы. Даже для Москвы это нормально.  

— Спада не чувствуется на этом рынке?

— 65 процентов загрузки — это все-таки спад, должно быть больше. Думаю, это связано и с общей экономической ситуацией в стране, еще и с тем, что торги у нас проходили в начале 2018 года, в результате цены были подняты, а к этому времени многие рекламодатели уже сверстали свои рекламные бюджеты и были вынуждены частично перераспределить их в другие сегменты.

— А когда мы видим социальную рекламу, это что значит? Ее кто размещает?

— Заказчиком социальной рекламы может быть кто угодно, в том числе и исполком Казани.

— Город за размещение социальной рекламы платит?

— Нет, здесь полная лояльность со стороны рекламщиков. Под социальную рекламу нам предоставляются те поверхности, которые у них не проданы. Размещаем праздничные программы — Новый год, 9 Мая, Сабантуй, День города, различные муниципальные и государственные программы.

Кстати, у компании «Русс Аутдор» есть целое подразделение, которое разрабатывает собственную социальную рекламу. «Подбрось до урны», «Выехал на забитый перекресток — зачем?» — это как раз их реклама. Если у них нет заказчика на коммерческую рекламу, они размещают свою социалку.

— Это ваша была реклама в виде выдержек из Корана и Библии?

— Да, это размещение организовал исполком города. Отзывы на эту социальную рекламу были достаточно позитивными. Идея заключалась в том, что на русском языке были фразы из Корана, а на татарском — фразы из Библии. Это было очень объединяюще…


— Какие региональные рынки рекламы в России сегодня крупнейшие (кроме Москвы и Питера)? На каком месте находится Казань?
(Ильшат Тагиров)

— Среди городов-миллионников Казань по итогам торгов 2012 года вышла на третье место и занимает его по сей день. Нас опережают Новосибирск и Екатеринбург. Они нас опережают и по количеству рекламных конструкций: если у нас сегодня 600 еврощитов, то в Новосибирске и Екатеринбурге — по 1,8 тысячи.

— Если бы Казань осознанно не отказалась от большого количества щитов, то, может быть, и первое место занимала?

— Такой цели нет. Мы находим баланс между интересами жителей и доходом в бюджет. Я смотрел Google-панорамы Новосибирска — ужасно выглядит, когда с одной точки можно увидеть пять-шесть суперсайтов.  

 Какие рекламодатели больше размещают рекламу на наружных конструкциях — местные или федеральные? (Ильсияр)

— Соотношение примерно такое: 40 процентов — федеральная реклама, 60 — местная и региональная.

 Вы были в Финляндии? Как вам формат вывесок и то, как их вписывают в архитектуру? Можем ли мы найти возможность применять и согласовывать похожий формат? Мне кажется, это одновременно win-win и для предпринимателей, и для администрации, и в чем-то даже улучшает архитектурный фон. (Bulat Kurmashov)

— То, что удалось изучить, на мой взгляд, очень близко по духу к тому, что мы сейчас видим в Казани. Технологии и подходы очень схожи, разве что финны больше используют природные материалы. С конкретными предложениями лучше обратиться в управление архитектуры и градостроительства.

 Мы представляем профессиональный рынок агентов по продаже коммерческой недвижимости. Необходимостью в деятельности является размещение вывесок о том, что объект сдается в аренду либо продается. Предлагаем определить формат (размер, цвет, тип и т. д.) временной вывески не рекламного характера для установки непосредственно на объектах коммерческой недвижимости. (Вячеслав, A-Development)

— Я вспоминаю, с каким трудом мы от этого уходили! И чтобы опять к этому вернуться? Ну, давайте заново эту дискуссию поднимать, но только с участием управления архитектуры, все-таки данный вид объявлений носит не рекламный характер, а информационный.

«БИЗНЕС ONLINE» ЧИТАЮ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ»

— Чтобы читатели понимали, уточните, за что отвечает ваше управление. А то вам задают вопросы и по вывескам магазинов, и по информационным объявлениям.

— Мы отвечаем за размещение рекламных конструкций. В Казани существуют несколько типов и видов рекламных конструкций. Первый вид — отдельно стоящие конструкции, ее крупноформатные типы: суперсайт площадью 5 на 15 метров, суперборд 4 на 12, еврощит 3 на 6; малоформатные типы конструкций: ситиборд, пилларс, пилон, афишная конструкция, коммуникационный указатель. Это все типы конструкций, которые разрешены к размещению в Казани, иные не допускаются. Определена схема их размещения. Второй вид конструкций — это реклама, размещаемая на зданиях, строениях, сооружениях. Сюда относятся медиафасад, видеоэкран, брандмауэр, крышная конструкция, проекционная установка. Как правило, они размещаются не на муниципальной собственности, поэтому мы на них торги не проводим, а просто выдаем разрешение. Конечно, есть определенные требования к их установке, как ко всем рекламным конструкциям.

— «БИЗНЕС Online» читаете?

— Конечно! Как деловой человек, я интересуюсь новостями и «БИЗНЕС Online» читаю в первую очередь. Достаточно полно освещаете и федеральную, и региональную повестку, а новости подаете под таким углом, чтобы было интересно именно для нашего читателя, казанского, татарстанского. Есть и обратная связь, чего порой не хватает на других ресурсах.

— Вы имеете в виду возможность комментировать прочитанное?

— Да, комментарии.

— После интервью с вами тоже будут комментарии. Волнуетесь за их содержание?

— Волнуюсь. Больше всего ранят некомпетентные комментарии и субъективизм.

— А польза от комментариев бывает?

— Обязательно! Иной раз читаешь комментарий и понимаешь, какой, оказывается, бывает угол зрения на проблему, а ты сидишь внутри нее и не видишь этого.  

— Аскар Рифович, спасибо за обстоятельный разговор.