Госдума в первом чтении одобрила законопроект об обязательном страховании на 2 млн рублей жизни и здоровья пассажиров такси Госдума в первом чтении одобрила законопроект об обязательном страховании на 2 млн рублей жизни и здоровья пассажиров такси Фото: «БИЗНЕС Online»

«РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТАКСИ НЕСЕТ ВМЕСТЕ С УДОБСТВАМИ И РОСТ РИСКОВ»

Пассажиры такси смогут рассчитывать на компенсацию до 2 млн рублей в случае ДТП. Поправки, обязывающие таксомоторные компании страховать гражданскую ответственность, накануне приняты Госдумой в первом чтении.

С 2013 года в России действует обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) перед пассажирами за вред жизни, здоровью и имуществу. Оно распространяется на все виды транспорта. До сих пор исключением было только такси. Это значило, что если для пассажира автобуса или троллейбуса максимальная выплата в случае аварии чуть превышала 2 млн рублей, а за вред, причиненный багажу, можно было получить компенсацию до 23 тыс. рублей, то любой пассажир в машине с шашечками был защищен лишь в пределах сумм по полису ОСАГО — 500 тыс. рублей. Теперь эти выплаты предлагается увеличить в четыре раза.

По словам одного из авторов законодательной инициативы, депутата Сергея Жигарева, проблема становится тем актуальнее, чем популярнее среди населения услуги такси. Об этом, как утверждает он, свидетельствует рост рынка перевозок. «Так, количество граждан, занятых в отрасли такси в 2016 году, составило порядка 600 тысяч человек: относительно 2015 года рост по этому показателю — 25 процентов», — пояснил Жигарев. Также росту спроса способствовало снижение цен на поездки, особенно в крупных городах. Например, в Москве средняя стоимость поездки с 2014 года упала на 35%, подсчитал депутат. «Однако распространение услуг такси вместе с удобствами несет и рост сопутствующих рисков», — предупреждает он.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что таксомоторные компании неконтролируемо увеличивают парк легковых такси, нанимают непрофессиональных водителей, подвергая пассажиров рискам. «Не единичны случаи, когда водитель такси, превышая скоростной режим или допуская нарушение иных правил дорожного движения, не справляется с управлением транспортным средством и попадает в аварию, причиняя вред пассажиру или ставя его жизнь и здоровье под угрозу», — говорится в документе.

«Только вдумайтесь в эти ужасные цифры! Количество страховых случаев по ДТП с участием такси составляет 18,5 процента при среднероссийском уровне порядка 6 процентов. Говоря проще, таксисты попадают в аварии чаще в три раза, чем обычные автомобилисты. 30 процентов таксопарка разбивается на дорогах, — подчеркнул автор законопроекта. — Ситуация усугубляется тем, что рядовые таксисты, чтобы прокормить семью, вынуждены работать на износ: пьют энергетические напитки и буквально засыпают за рулем, что увеличивает риски ДТП». Зампредседателя комитета по финансовому рынку Юрий Олейников добавил: «В 2016 году — чуть больше 1,2 тысячи случаев, а в 2017-м — уже более 1,6 тысячи».

Поэтому Жигарев с коллегами считает, что, если обязать таксистов к ОСГОП, это защитит пассажиров, а заодно позволит снизить число ДТП с участием такси, так как «вырастет ответственность предпринимателей, занимающихся перевозкой пассажиров на легковых такси».

Сергей Жигарев: «Только вдумайтесь в эти ужасные цифры! Количество страховых случаев по ДТП с участием такси составляет 18,5% при среднероссийском уровне порядка 6%» Сергей Жигарев: «Только вдумайтесь в эти ужасные цифры! Количество страховых случаев по ДТП с участием такси составляет 18,5 процента при среднероссийском уровне порядка 6 процентов» Фото: duma.gov.ru

СТОИМОСТЬ ПОЕЗДКИ ВЫРАСТЕТ ОТ 50 КОПЕЕК ДО 1,5 РУБЛЯ

По словам депутата, законопроект «концептуально поддержан». Однако еще в начале года в минфине к этой инициативе относились скептически. Так, замминистра финансов РФ Алексей Моисеев заявлял, что в правительстве законопроект Жигарева не поддерживают, поскольку обязанность страховаться еще и по закону об ОСГОП будет вытеснять с рынка легальных перевозчиков. «По факту контролировать [возможно] только тех, кто работает через агрегаторы, по сути, находится в белой зоне и страдает от недобросовестной конкуренции [со стороны серых таксистов]. [Заставляя такси покупать обязательное страхование перевозчика], мы добьемся того, что они [легальные такси] станут неконкурентны и опять вернемся к бомбилам, которые заведомо никогда не купят никакую страховку, у них и ОСАГО-то сплошь и рядом нет», — пояснил замминистра ТАСС.

При этом Жигарев подчеркнул, что в первую очередь законопроект направлен на тех перевозчиков, которые пользуются агрегаторами, такими как «Яндекс» и Uber. «Существуют примеры и аварии, когда люди страдали и погибали, сегодня сумма ответственности для Москвы и Санкт-Петербурга смехотворна, она только на похороны», — отметил он. Кроме того, по словам депутата, некоторые компании уже пошли вперед, не дожидаясь принятия и вступления в силу законопроекта, и сами увеличили сумму страхования пассажиров.

Представитель пресс-службы «Яндекс.Такси» Наталья Рожкова подтвердила «БИЗНЕС Online», что их компания страхует пассажиров на 2 млн рублей. «„Яндекс.Такси“ и Uber уже давно в добровольном порядке страхуют жизнь и здоровье находящихся в салоне такси водителя и пассажиров на сумму до 2 миллионов рублей на все время поездки. Мы считаем, что такая система оправдывает себя», — пояснила она.

Кроме того, Жигарев подсчитал, что стоимость поездок в такси после вступления в силу законопроекта практически не увеличится. «От 50 копеек до 1,5 рубля гипотетически может добавиться», — считает он. Что касается стоимости такого полиса, то, по мнению депутата, страховые компании будут снижать или повышать тариф в зависимости от аварийности таксопарка.

Впрочем, это еще далеко не все нововведения, которые ждут таксистов ближайшее время. Также на рассмотрении депутатов находится законопроект, регулирующий работу всей отрасли, поскольку сейчас в законодательстве много разрозненных актов, касающихся перевозок такси. Один из авторов инициативы, депутат Вячеслав Лысаков, обещал, что появится «базовый закон для такси», прописывающий для всех участников рынка, в том числе сервисов-агрегаторов, одинаковые правила. Так, например, всех агрегаторов, включая иностранные компании, обяжут не только зарегистрироваться в налоговых органах, но и размещать свои серверы в России. Также будет запрещено передавать информацию о заказе такси лицам, не имеющим разрешения на эту деятельность, иначе агрегатору грозит штраф в 200 тыс. рублей, а бомбила раскошелится на 30 тыс. рублей.

Так что Лысаков утверждает, что без его законопроекта все остальные не имеют особого смысла. «Пока не будет принят федеральный закон о такси, который регулирует таксомоторные перевозки, все остальные законы, которые касаются такси, будут иметь вторую очередь», — заявил он «БИЗНЕС Online».

«Яндекс.Такси» и Uber уже давно в добровольном порядке страхует жизнь и здоровье находящихся в салоне такси водителя и пассажиров на сумму до 2 млн рублей «Яндекс.Такси» и Uber уже давно в добровольном порядке страхуют жизнь и здоровье находящихся в салоне такси водителя и пассажиров на сумму до 2 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«БОЛЬШИНСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭТОГО ДАЖЕ НЕ ЗАМЕТЯТ»

«БИЗНЕС Online» спросил экспертов, как скажется нововведение на рынке перевозок такси.

Альберт Хасанов — экс-директор такси «Премьер»:

— Думаю, изменения необходимы. Почему нет? Сейчас конкуренция такая, что навряд ли цены сильно поднимутся. На данном этапе, во всяком случае. До тех пор, пока определенные большие агрегаторы или компании такси не займут большую часть рынка и не начнут диктовать. Но это в ближайшей перспективе не рассматривается, я так понимаю.

Владимир Козлов — директор таксопарка «Хороший таксист», партнер «Яндекс.Такси»:

— Этот механизм уже реализован в «Яндекс.Такси». В «Яндексе» все поездки застрахованы, там возможно страховое возмещение не то 2, не то 5 миллионов рублей, причем с минимальным набором документов и с минимальной волокитой. Потому после принятия данного законопроекта в нашей работе абсолютно ничего не изменится. У других же компаний стоимость поездки из-за этого может повыситься на 1–2 процента, но большинство потребителей этого даже не заметят.

Никаких других трудностей перевозчикам такси это не создаст. У них, наоборот, станет меньше хлопот, если их водители попали в ДТП по своей вине и пассажиры захотят подать на них в суд. Тогда большая часть исков будет покрываться этой страховкой.

В скором времени могут запретить передавать информацию о заказе такси лицам, не имеющим разрешения на эту деятельность В скором времени могут запретить передавать информацию о заказе такси лицам, не имеющим разрешения на эту деятельность Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАДО ВЗАИМОСТРАХОВАНИЕМ ЗАНИМАТЬСЯ, ТО ЕСТЬ КОГДА САМИ КОМПАНИИ ПЕРЕВОЗЧИКОВ СОЗДАЮТ СОБСТВЕННУЮ СТРАХОВУЮ СТРУКТУРУ»

Павел Стенников — пресс-секретарь сервиса «Максим»:

— Законопроект предполагает изменение двух действующих законов. Один из них — федеральный закон от 14 июня 2012 года №67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном». В действующей редакции он не распространяется на перевозки легковым такси. Предлагается устранить это исключение. Таким образом, в случае принятия законопроекта таксомоторные перевозчики будут обязаны застраховать свою ответственность перед пассажирами.

Другой федеральный закон, который также может претерпеть изменения, — №69-ФЗ от 21 апреля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это так называемый закон о такси, которым установлена обязанность таксомоторного перевозчика получать разрешение на деятельность, а также урегулирована процедура получения такого разрешения.

Законопроект обязывает перевозчика предоставлять в уполномоченный орган, выдавший ему разрешение, договор страхования ответственности перед пассажиром, в противном случае разрешение аннулируется и перевозчик утратит право осуществлять деятельность такси. При этом перевозчик должен застраховать каждое транспортное средство, на которое получено разрешение.

Мы считаем, что введение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков легкового такси неоправданно и перечеркнет все усилия по легализации рынка.

Предложения распространить на такси ОСГОП звучат давно. Оно защищает ответственность транспортного предприятия за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. В такси этот страховой инструмент сложно применить. Таксомоторные перевозки на 90–95 процентов осуществляются микробизнесом. Эти люди работают сами на себя, без привлечения наемного труда, на личном автомобиле. Стоимость поездок не завышена, она на уровне рентабельности. И если крупное транспортное предприятие, которое занимается автобусными перевозками, способно покупать ОСГОП, то для таксистов это просто непосильно.

Есть ОСАГО. Его действие распространяется и на водителей, и на пассажиров. Непонятно, почему нельзя сделать так, чтобы в такси нормально работало ОСАГО, вместо того чтобы придумывать для таксистов еще один налог.

На рынке такси большая конкуренция. Маловероятно, что кто-то включит эти расходы в цены. Таксопарки могут увеличить комиссию или стоимость аренды авто для водителей. Индивидуальным перевозчикам переложить эти расходы не на кого. Положение всех перевозчиков ухудшится. Они будут сдавать полученные разрешения на деятельность такси, уйдут в тень. Это негативно отразится и на деятельности сервисов заказа такси, которые заинтересованы в сотрудничестве только с легальными перевозчиками.

Еще в 2017 году сервис заказа такси «Максим» в качестве альтернативы страхованию поездок учредил корпоративный благотворительный фонд «Гарант» и распространил на все города работы в РФ программу защиты пассажиров и водителей «Максим-гарантия». Она гарантирует материальную помощь в случае дорожно-транспортных и других происшествий во время выполнения заказов. На стоимости поездок и комиссии для водителей программа не отразилась.

Фонд позволяет пассажирам и водителям не переплачивать за свою безопасность страховой компании, а при необходимости обратиться за материальной помощью непосредственно в сервис, который организует выплаты.

Вячеслав Лысаков — первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству:

— Они (таксисты прим. ред.) и так страхуют автомобили, в том числе и с пассажирами. Правда, это происходит с большими трудностями из-за нежелания страховых компаний страховать такси, из-за некоего мифа, что такси чаще попадают в ДТП. Они не попадают чаще в дорожно-транспортные происшествия. ДТП надо считать в зависимости от пройденного километра, поэтому, если один автомобиль такси условно попал в течение года в два-три ДТП, но при этом проехал 200 тысяч километров, это не частое попадание, отнюдь.

Некоторые крупные компании и сами страхуют пассажиров. По большому счету надо взаимострахованием заниматься, то есть когда сами компании перевозчиков создают собственную страховую структуру, а не отдают это на откуп страховым компаниям нынешним. Было бы вполне правильно, если бы перевозчики, и не только таксисты, занимались бы таким видом деятельности, как взаимное страхование (внутреннее страхование), когда фирма принадлежит самим перевозчикам и работает в тесной связке с ними, а не отдает деньги чужому дяде, от которого потом получить эти средства довольно сложно.