Основной строительный актив Зиганшина отыгрался за предыдущее «молчание», получив за июль-сентябрь в РТ госзаказов на 4,05 млрд рублей Основной строительный актив Зиганшина отыгрался за предыдущее «молчание», получив за июль – сентябрь в РТ госзаказов на 4,05 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

РАВИЛЬ ЗИГАНШИН ОБОШЕЛСЯ БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Сегодняшний рейтинг татарстанских королей госзаказа открывает организация, отсутствие которой в последних обзорах неизменно вызывало удивление читателей. Последний раз ПСО «Казань» входило в десятку лидеров почти два года назад, по итогам четвертого квартала 2016-го. В остальных случаях компания Равиля Зиганшина либо была на вторых, а то и вовсе эпизодических ролях, либо вообще оставалась за бортом нашего топа. Но понятно, что главной задачей Зиганшина было строительство двух стадионов к чемпионату мира по футболу, и если объект в Саранске удалось сдать относительно спокойно, то «Самара Арену» доделывали в пожарном порядке и еле успели к приезду спортсменов и болельщиков. А вот ряд менее принципиальных строек все же пришлось заморозить, из-за чего ПСО «попросили» с объектов ЖК «Салават Купере», отлучив от строительства двух домов со сроком сдачи в 2015 году.   

Теперь основной строительный актив Зиганшина отыгрался за предыдущее «молчание», получив за июль – сентябрь в РТ госзаказов на 4,05 млрд рублей. На первое место нашего рейтинга «Казань» вышла практически одним рывком, за счет огромного контракта на 4,046 млрд рублей от федерального «Волго-Вятскуправавтодора». Интересна не только сумма полученного заказа, но и его профиль: все-таки ПСО более известно своими «классическими» строительными заказами, тут же компания получила подряд на реконструкцию почти 10-километрового участка автомобильной дороги М7 «Волга» (км 761+500 – км 771+246). Срок исполнения – до 20 октября 2020 года. При этом у «Казани» не было соперников на электронном аукционе, поэтому обошлось даже без символической скидки в 0,5%, которую обычно для проформы делают большинство наших королей госзаказа.

Возможно, свое слово при размещении дорожного подряда сказали новые связи Зиганшина, появившиеся в процессе выполнения мундиального госзаказа, и в целом выросший на федеральном уровне авторитет. В конце концов, кому попало не раздают контракты на строительство второй очереди космодрома Восточный в Приамурье. «Казань» была определена его генеральным подрядчиком еще в декабре 2017 года, но подписание контракта несколько раз переносилось, порождая различные слухи. Но на прошлой неделе глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин первым сообщил в «Фейсбуке», что решение в пользу ПСО принято. По данным госкорпорации, объем капвложений составит 38,7 млрд рублей, которые будут перечислены двумя траншами: в 2019 году строители получат 6,4 млрд рублей, в 2021 году – 32,3 миллиарда. Стартовый комплекс, который придется построить Зиганшину, рассчитан на 10 пусков в год ракет «Ангара» тяжелого и легкого классов.

Однако 2019 год еще не наступил, а как обстоят дела с ликвидностью в империи Равиля Хабибулловича – большой вопрос. Открыто идут разговоры о том, что далеко не все его «субчики» получили полный расчет по окончании самарской стройки. А в сентябре следственное управление СКР по РТ возбудило уголовное дело по факту невыплаты зарплат строившим стадион рабочим из ООО «Смарт-Инжиниринг», конечным собственником которого выступает Светлана Зиганшина, жена татарстанского магната. А источники «БИЗНЕС Online» сообщают, что у СМИ, которые контролируются структурами, близкими к гендиректору ПСО «Казань» (как считают в медиакругах), появились серьезные финансовые проблемы. А уж недостроенный казанский зоопарк стал уже притчей во языцех: сроки его сдачи до сих пор не озвучены, хотя это должно было произойти еще прошлым летом.

В этих условиях крупный федеральный заказ пришелся ПСО как нельзя кстати, ведь «космических» денег еще надо дождаться: из 4 млрд по линии ФКУ «Волго-Вятскуправавтодора» уже в этом году Зиганшин получает 421 млн, в следующем – 1,9 млрд и в 2020 году – 1,7 млрд рублей. Впрочем, неизвестно, сколько из этих денег ПСО «Казань» сможет освоить самостоятельно, а сколько отдаст очередным субподрядчикам.

«Серебром» в результате пришлось довольствоваться лидеру второго квартала, АО «Татавтодор», возглавляемой Айратом Шаймиевым «Серебром» в результате пришлось довольствоваться лидеру второго квартала, АО «Татавтодор», возглавляемому Айратом Шаймиевым Фото: prav.tatarstan.ru

КОМУ «ТАТАВТОДОРА»: ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ БЕЗ ЭКОНОМИИ И СКИДКИ ДО 37%

«Серебром» в результате пришлось довольствоваться лидеру второго квартала, АО «Татавтодор». Причем тогда возглавляемая Айратом Шаймиевым компания набрала 6 млрд рублей, получив аналогичные 4 млрд от того же федерального заказчика, что и теперь, – ПСО «Казань». Только не одним «куском», а пакетом дорожных работ на участках все той же М7 «Волга», а также автодорог Р-239 и Р-241.

За той историей последовало неожиданное продолжение. На запрос «БИЗНЕС Online» в антимонопольную службу УФАС по РТ сообщило, что результаты 4-миллиардного аукциона «имени Айрата Шаймиева» опротестовали два участника, снятых с дистанции. В частности, УФАС отклонило жалобы некоего ООО «Контракт» по четырем пунктам (несогласие с ограничением сроков подачи заявок, с установлением неверных сроков дачи разъяснений документации и излишних требований к характеристикам товара, об отсутствии конкретных сроков приемки выполненных работ), но согласилось с пятым – «установлением заказчиком обстоятельств, продлевающих срок выполнения обязательств по контракту». Проще говоря, речь идет о заключении контрактов на 5 лет вперед, вместо ежегодного проведения аукционов. Из конкурсной документации и ответа УФАС невозможно было понять, какое именно из многочисленных ООО «Контракт» покусилось на добычу дорожников Шаймиева. Впрочем, пока что развития эта история не получила. Интересно, как это соотносится получением уже Зиганшиным 3-летнего подряда?

На сей раз «Татавтодору» подкинул работы республиканский «Главтатдортранс». Самым крупным заказом ГКУ стал ремонт дороги «Соболековская» в Нижнекамске, который был оценен  в 448 миллионов. Дороги Аксубаево – Емелькино и участок М7 в Актанышском районе принесли компании 288 млн и 175 млн соответственно, а договор по ремонту ряда автодорог в Буинском, Дрожжановском и Тетюшском районах – еще 198 млн рублей. Во всех случаях скидка составила классические 0,5% от начальной цены (далее это будет считаться по умолчанию, если не оговорено иного). В самом «дорогом» и самом «дешевом» из четырех аукционов спарринг-партнерами Шаймиева выступали ООО «Волгадострой» Олега Иванова и Айрата Миннуллина и ОАО «Алексеевскдорстрой» Фоата Валиева и Владимира Швецова. А вот за два других с «Татавтодором» соперничали «тезки» – ООО «СК «Казаньдорстрой» Олега Петрова (за заказ суммой 288 млн) и ООО «Казаньдорстрой» Айрата Исмагилова (198 млн) – та самая компания, которая без каких-либо разминок, имея 8 месяцев от роду, в начале текущего года взяла вес в 991 млн рублей.

«Татавтодору» подкинул работы республиканский «Главтатдортранс». Самым крупным заказом ГКУ стал ремонт  дороги «Соболековская» в Нижнекамске, который был оценен  в 448 млн. «Татавтодору» подкинул работы республиканский «Главтатдортранс». Самым крупным заказом ГКУ стал ремонт  дороги «Соболековская» в Нижнекамске, который был оценен  в 448 миллионов Фото: kzn.ru

По заведенной с недавних пор традиции посмотрим, кому доверял свои подряды «Татавтодор», во многом выполняющий функцию распределителя бюджетных денег. Сразу скажем, что на многие тендеры и аукционы компании поступали заявки от единственного претендента, после чего закупки формально получали статус несостоявшихся из-за отсутствия конкуренции. Однако по факту контракты затем получали статус «Исполнение», а несколько из них и вовсе были успешно закрыты в третьем квартале.

Повезло в третьем квартале челнинскому ООО «ПСК „Стройгруппсервис“» Ильдара Абдуллина, которое в 2015–2018 годах собрало заказов на 102 млн рублей, и все 14 подрядов были получены от «Татавтодора». При этом «субчик» ни разу не уступал даже 0,5%, а в случае с устройством искусственных сооружений на трассе М7 в Мензелинском районе даже поднял цену на 8,5% до 3,4 млн рублей. Но это не смущает «Татавтодор», который на этот раз поручил «Стройгруппсервису» провести ремонт дорог в Актанышском районе, а также участков на проспекте Вахитова и проспекте Автозаводском в Набережных Челнах.

Другой счастливчик, не утрудняющий себя скидками на подрядах «Татавтодора», – ООО «Стэм» Марата Сабирова. Фирма была учреждена 24 апреля 2018 года и с первых дней существования пополняет свой портфель заказами от Айрата Шаймиева. За три месяца Сабиров получил от него несколько подрядов на переустройство ЛЭП возле дорог, причем в случае с автодорогой Новая Чабья – Нижний Арбаш начальная цена была повышена на 18% до 2,54 миллиона.

Свои куски от этого пирога отщипнули ООО ПСО «Ремстрой» Азата Гарипова и ООО «Мостовик», принадлежащее Алексею Демидову и сыну известного строителя Фоата Валиева – Рустему. Уверенно собирает урожай ООО «МонолиТ» Хабира и Ильдара Кутдусовых, у которого 50 из 53 контрактов получены от «Татавтодора», и то все три исключения приходятся на бородатый 2013 год.  В третьем квартале компания неожиданно столкнулась с сопротивлением. «МонолиТу» пришлось бороться с ООО СК «Стройспецмонтаж» Марата Зайнуллина и ООО «Спецремстрой» Демида Шишкова за подряд на устройство бортовых камней и в итоге ужаться на 18% до 1,5 млн рублей.

Стабильно подряды получает ООО «Линда» Хамиса Махянова. К слову, тут тот самый случай, когда, заявившись в единственном числе, компания взяла 10 августа заказ на переустройство газопровода на дороге Ятмас Дусай – Шепшенар. Причем изначально появилось сообщение «Закупка признана несостоявшейся», но к завершению третьего квартала контракт уже имел образцовый статус «Исполнение завершено». Справедливости ради отметим, что, в отличие от ряда других компаний, «Линде» порой приходилось очень круто двигаться по цене: так, в случае с работами на автодороге Новая Чабья – Нижний Арбаш скидка составила 36% при итоговой сумме контракта 1,1 миллиона.

Потенциал экономии бюджетных средств продемонстрировало ООО «Комэнерго», которое в единственном числе участвовало в открытом запросе предложений по техобслуживанию газового оборудования, автоматики безопасности и управления и уступило 25% от начальной цены. Капитал компании равными долями контролируют Камиль Камалетдинов, Наил Сафин и Александр Степанов. Похоже, они не чураются историй, в которых надо умерить свои аппетиты. Например, в случае с контрактом по наладке водогрейных котлов в котельной КНИТУ-КАИ по адресу «Комэнерго» пошло на скидку в 95%! Хотя тут могут возникнуть вопросы уже к специалистам КНИТУ-КАИ: какую же наценку они заложили изначально?

За обслуживание автомобилей «ГАЗ» и «ПАЗ» в автопарке «Татавтодора» тоже развернулась нешуточная борьба, которую провели  «Ткц Акос Плюс» Эдуарда Мухтарова, «Надин» Геннадия Баранова и «Луидоргарантия-Казань»  Сергея Корнилова и Марии Тихоновой. Последний участник в итоге и подписал контракт с дорожниками, сделав скидку 23%.

Хороший пример подает и большая тройка операторов сотовой связи. В третьем квартале МТС, «МегаФон» и «Вымпелком» схлестнулись за возможность оказать услуги  «Татавтодору», и последнему претенденту удалось подписать контракт только за 3,8 млн, уступив 37% от стартовой цены.

Четвертое место с результатом 1,47 млрд рублей неожиданно заняло столичное ПАО «Мостотрест». Компания сообщила, что на 94,2% принадлежит Аркадию Ротенбергу, известному как друг Владимира Путина его и партнер по дзюдо Четвертое место с результатом 1,47 млрд рублей неожиданно заняло столичное ПАО «Мостотрест». Компания сообщила, что на 94,2% принадлежит Аркадию Ротенбергу, который известен как друг Владимира Путина и его партнер по дзюдо kremlin.ru

С КРЫМСКОГО МОСТА РОТЕНБЕРГ ПЕРЕЕХАЛ НА СУРУ

Почетное четвертое место с результатом 1,47 млрд рублей неожиданно заняло столичное ПАО «Мостотрест». Номинально основным его учредителем с долей 94,2%, согласно актуальным данным в базе «Контур.Фокус», на 31 марта 2018 года выступало АО «ТФК-Финанс». Однако сама компания 11 апреля сообщила, что на 94,2% принадлежит Аркадию Ротенбергу, который известен как друг Владимира Путина и его партнер по дзюдо. И сейчас «Мостотрест» находится под американскими и европейскими санкциями за то, что участвовал в строительстве Керченского моста в Крым.

Теперь со своей «заглавной» темой компания Ротенберга пришла и в Татарстан. В наш топ столичный подрядчик попал благодаря единственному заказу «Волго-Вятскуправавтодора», предполагающему строительство моста через реку Сура на трассе М7. В качестве конкурента столь именитому подрядчику на конкурс заявилось ООО «АльмакорГруп», капитал которого контролируют Сергей Вершинин (41,2%), Алексей Афонский (35,3%) и Михаил Лаврентьев (23,5%). В итоге сделанная победителей скидка если и поражает воображение, то не в лучшем смысле – 0,2%.

Ранее «дочка» «Мостотреста», ООО «Трансстроймеханизация», оказалась в центре скандала с участием одного из татарстанских королей госзаказа Ранее «дочка» «Мостотреста», ООО «Трансстроймеханизация», оказалась в центре скандала с участием одного из татарстанских королей госзаказа Фото: «БИЗНЕС Online»

Ранее «дочка» «Мостотреста», ООО «Трансстроймеханизация», оказалась в центре скандала с участием одного из татарстанских королей госзаказа. Картель, в который входил челнинский «Камдорстрой» и «Трансстроймеханизация», получил госконтракты на реконструкцию или строительство 6 крупных аэропортов России, включая Шереметьево, почти на 25 млрд рублей. Конкурсы проводились в 2015–2016 годах, практически во всех случаях (за исключением контракта на 1,6 млрд рублей за аэропорт Волгограда) победили москвичи, челнинцы же выполняли роль беспроблемных спарринг-партнеров, не пытающихся сбить цену. Причем по некоторым из них контракты не исполнены до сих пор либо исполнены частично, а по аэропорту «Новый» в Хабаровске срок исполнения истекает 1 января 2019 года. Интересно, что в перечень картельных тендеров не вошли госконтракты на ремонт аэропортового покрытия в Кольцово стоимостью 2,1 млрд и Бегишево на 811 млн рублей. При этом по последнему тендер в 2015 году проводили дважды. Первый раз «Камдорстрой» стал единственным участником, но ФАС не согласовала предоставление ему госконтракта предприятию. Тогда на повторном конкурсе появилась «Трансстроймеханизация», которая тогда предложила начальную стоимость заказчика — 798,4 млн рублей. Челнинцы дали на 100 тыс. меньше и получили желанный заказ. Напомним, ЗАО «Трест Камдорстрой» всегда считалось активом семьи Владимира Швецова, который возглавил трест еще до назначения на министерский пост в 2001 году. Однако, по некоторым данным, сейчас основным собственником является экс-гендиректор Евгений Шишканов, который когда-то считался правой рукой Швецова.

Вторым варягом в первой десятке нашего рейтинга стало чебоксарское ПАО «Дорисс». Компания Всеволода Рощина не первый раз появляется на наших радарах благодаря контрактам все с тем же ФКУ «Волго-Вятскуправавтодор», которое прописано в Казани. На сей раз «Дорисс» получит 959 млн рублей за капремонт участка дороги М7 на территории Чувашии. Других желающих отремонтировать его не нашлось, что вылилось в полное отсутствие скидок.

ООО «Татнефтедор» (8) из сферы влияния Шафагата Тахаутдинова собрало портфель на 919 млн рублей ООО «Татнефтедор» (8) из сферы влияния Шафагата Тахаутдинова собрало портфель на 919 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАХАУТДИНОВ, КОМАРОВЫ, ДВА «ВОЛГАДОРСТРОЯ»

Дорожная тема продолжится очередными известными в республике именами. ООО «Татнефтедор» (8) из сферы влияния Шафагата Тахаутдинова собрало портфель на 919 млн рублей в первую очередь благодаря нескольким контрактам от «Главтатдортранса» суммой 90–130 миллионов. В самом крупном аукционе ценой 132 млн рублей, на ремонт дорог в Азнакаевском, Лениногорском и Нурлатском районах, его напарником выступило ООО «Волгадорстрой». Фирма Иванова и Миннуллина вообще в третьем квартале как будто прикипела к торгам с участием «Татнефтедора», заявившись на 16 из 20. В остальных заказах «100 млн плюс-минус» пару ему составило ОАО «Алексеевскдорстрой» (21).

Впрочем, компания Фоата Валиева и Швецова не только ассистировала «Татнефтедору», но и сама получила за июль – сентябрь 501 млн рублей, выиграв их у тех же дорожников Тахаутдинова и дуэта Иванов – Миннуллин. Хотя, например, 70 млн от федералов на подъезд к аэропорту «Казань» на участке дороги Р-239 км достались «Алексеевскдорстрою» без конкурентов.

70 млн от федералов на подъезд к аэропорту «Казань» на участке дороги Р-239 км достались «Алексеевскдорстрою» без конкурентов 70 млн от федералов на подъезд к аэропорту «Казань» на участке дороги Р-239 км достались «Алексеевскдорстрою» без конкурентов Фото: «БИЗНЕС Online»

Не остались без призов и оба «Волгадорстроя», подконтрольные Иванову и Миннуллину (и вновь на этих аукционах то и дело фигурировал «Алексеевскдорстрой»). Казанская компания (28) собрала портфель на 316 млн, сформированный в основном десятками небольших заказов суммой до 10 млн рублей. Отметим контракт ценой 40 млн, которые компании выделили на строительство внутриквартальных проездов 5–6 жилых кварталов Иннополиса.

Второй «Волгадорстрой» (37) с пропиской в селе Большие Метески поживился 194 млн рублей, и большую часть этой суммы составили два договора на ремонт дорог и тротуаров в Тетюшском районе. А 37 млн компания получила на ремонт территории, прилегающей к Храму всех религий в Казани. Работы здесь должны быть выполнены к 22 ноября. Напомним, что в апреле 2017 года в этом частном храме, закрытом для свободного посещения, произошел пожар. После восстановления с ноября прошлого года объект сделали доступным для туристов.

«Бронза» рейтинга королей госзаказа по итогам третьего квартала уходит ООО «Ак таш»  Газинура Ахметова «Бронза» рейтинга королей госзаказа по итогам третьего квартала уходит ООО «Ак таш»  Газинура Ахметова Фото: metshin.ru

АХМЕТОВ ЗАНЯЛСЯ ШКОЛАМИ, «ТАТЛИЗИНГ» – ХРАМОМ И ПАРКАМИ

«Бронза» рейтинга королей госзаказа по итогам третьего квартала уходит ООО «Ак таш»  Газинура Ахметова. Компания собрала заказов на 1,73 млрд рублей, не размениваясь на мелочи. Для этого понадобилось всего три контракта на строительство школ в Казани – на 641 млн, 509 млн и 581 млн. Партнерами «Ак таша» по аукционам выступали «Евростройхолдинг +» Владимира Казилова и дважды «Татлизинг».

Сам государственный «Татлизинг» (5), также регулярно попадающий в список крупнейших подрядчиков РТ, пополнил портфель на 1,1 млрд рублей. В основном деньги выделялись на развитие общественных пространств:  бульвар по улице Фучика, парк у ЖК «Комсомолец», два объекта в Ново-Савиновском районе Казани – 79,6 млн, Горькинско-Ометьевский лесопарк, детский автогородок по ул. Юности в Нижнекамске, набережная Камы в поселке Красный Ключ, парки в пгт Камские Поляны и селе Большое Афанасово и т. д. Также на 199 млн рублей потянул договор на реконструкцию духовного центра православного Духосошественского храма в Казани и создание единого комплекса этого центра (здесь видимость конкуренции создавал «Ак таш»).

Государственный «Татлизинг» (5), также регулярно попадающий в список крупнейших подрядчиков РТ, пополнил портфель на 1,1 млрд рублей Государственный «Татлизинг» (5), также регулярно попадающий в список крупнейших подрядчиков РТ, пополнил портфель на 1,1 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Как мы уже рассказывали ранее, «Татлизинг» играет в строительстве примерно ту же роль, что и «Татавтодор» – в дорожных работах. В его контрактах прописан пункт 6.3.32, согласно которому он обязан передать не менее 40% объемов работ субъектам МСБ. Как это выглядит, мы подробно рассказали в своем прошлом обзоре. На этот раз мы столкнулись с неожиданным. Так, договор «51655106610180002710000» стоимостью 207,7 млн рублей на работы по развитию общественных пространств «Татлизинг» заключил, а с кем – не указано. Аналогичная ситуация с договорами «51655106610180002570000» на 278 млн, «51655106610180002580000» на 103,8 млн, «51655106610180002690000» на 92,3 млн и «51655106610180002700000» на 40,8 млн рублей. В одном случае предметом закупки являются транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, в другом – «выполнение работ, в том числе установка и монтаж оборудования по реализации мероприятий по развитию общественных пространств в Казани». Удачливых субподрядчиков мы не нашли ни в базе «Контур.Фокус», ни в базе «Спарк-Интерфакс».

Конечно, в январе премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановления, которые ограничивают объем раскрываемой российскими юрлицами информации. Речь идет о сделках, которые  связаны с военными контрактами, а также с лицами, против которых введены санкции. Трудно, конечно, представить, что развитием общественных пространств в Казани занимаются компании, угодившие под прессинг санкций США или ЕС (оборонзаказом это точно не является), но чем черт не шутит?

На десятой позиции ООО «СК Волга-Автодор» Ильназа Валиева, получившее 765 млн рублей одним контрактом, который должен обрадовать жителей «Салават Купере» На десятой позиции – ООО «СК Волга-Автодор» Ильназа Валиева, получившее 765 млн рублей одним контрактом, который должен обрадовать жителей «Салават Купере» Фото: «БИЗНЕС Online»

УКС ОСЧАСТЛИВИТ ДАЧНИКОВ, «ВОЛГА-АВТОДОР» – ЖИТЕЛЕЙ «САЛАВАТ КУПЕРЕ»

Очередной представитель государства, АО «Управление капитального строительства» (9), аккумулировал заказов на 872 млн рублей. Из них 146 млн принес договор с фондом газификации, энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ, который должен осчастливить дачников. Ведь более 80% этой суммы пойдет на ремонт систем водоснабжения 53 садоводческих и дачных объединений; оставшееся – на ремонт площадок по сбору твердых коммунальных отходов в 137 объединениях. Альтернативы УКС на конкурсе не оказалось. Зато в двух других случаях альтернативные претенденты на ремонт «водных артерий» – ООО «ГазКомплектСервис» Ильгиза и Дияза Хасбиуллиных и вездесущий «Татлизинг» – способствовали снижению цены на 1%.

Наконец, ГИСУ оплатило очередной этап работ по созданию промплощадки «Зеленодольск». УКС снова выиграло конкурс, но цену пришлось символически снизить на полпроцента – в торгах приняло участие ООО «Аркада Строй Универсал» Павла Карабанова

Как бы удивительно ни выглядело, но, в свою очередь, никаких подрядчиков, судя по открытым данным, УКС в третьем квартале не привлекало.

На десятой позиции ООО «СК Волга-Автодор» Ильназа Валиева, получившее 765 млн рублей одним контрактом, который должен обрадовать жителей «Салават Купере». ГИСУ выделило 566 млн на строительство межквартальных проездов в ЖК, еще 185 млн – на восстановление системы водоснабжения. Отметим, что в аукционе принял участие «Татлизинг», но стартовая цена не опустилась, а выросла на 1,9%, или 14 млн рублей. Сам контракт подписан 20 июля, а рост цены закреплен допсоглашением от 31 августа.

В копилку Ильнара Гайсина (слева) 299 млн принес очередной договор на благоустройство: площади Азатык в Набережных Челнах, парка парк отдыха в поселке ЗЯБ и (неожиданно) – в Ново-Савиновском районе Казани В копилку Ильнара Гайсина (слева) 299 млн принес очередной договор на благоустройство: площади Азатлык в Набережных Челнах, парка отдыха в поселке ЗЯБ и (неожиданно) в Ново-Савиновском районе Казани Фото: nabchelny.ru

Отметим, что, согласно пункту 5.1.41 договора, «Волга-Автодор» обязана привлечь представителей МСБ на 40% объема работ или, согласно пункту 12.22, выплатить штраф в размере 15 млн рублей (5% от требуемого объема). Может быть, штраф и был заложен в цену? Хотя с учетом того, как представители МСБ пару месяцев от роду получают договоры на десятки миллионов, формально выполнить это требование не так уж трудно.

Один из фаворитов татарстанского госзаказа, ООО «Евростиль» (18), по итогам третьего квартала в десятку не попал, но 542 млн рублей заработал. В копилку Ильнара Гайсина 299 млн принес очередной договор на благоустройство: площади Азатлык в Набережных Челнах, парка отдыха в поселке ЗЯБ и (неожиданно) в Ново-Савиновском районе Казани. Обычно фортуна благоволит компании Гайсина в Закамье, особенно на территории Тукаевского района, однако на сей раз его опыт потребовался в столице РТ.

Еще 240 млн «Евростилю» обеспечил капремонт объекта на «подшефной» территории – Набережно-челнинской инфекционной больницы.

В третьем квартале 600 млн было выделено «Татмелиоводстрою» на улучшение 34 пространств В третьем квартале 600 млн было выделено «Татмелиоводстрою» на улучшение 34 пространств Фото: «БИЗНЕС Online»

КАЗАНСКИМ ОЧИСТНЫМ СООРУЖЕНИЯМ КУПИЛИ ОБОРУДОВАНИЯ НА 750 МИЛЛИОНОВ

«Развитие общественных пространств» – вообще одна из самых популярных формулировок договоров с участниками текущего рейтинга. Так, 753 млн рублей оказалось в портфеле ООО «Татмелиоводстрой» (11), ключевыми бенефициарами которой, согласно «Контур.Фокусу», являются Ландыш Залакова, Евгений Садыков, Гузалия Сунгатуллина, Альфира Нигматуллина. Компания – нечастый гость наших обзоров, а последний раз появлялась на страницах «БИЗНЕС Online» по другому, так сказать, «смежному» поводу. В январе УФАС по РТ заподозрил ГИСУ и «Татмелиоводстрой» в сговоре при госзакупках. Сумма лотов в трех аукционах, попавших под подозрение ведомства, составила 626 млн рублей. Как заявляли антимонопольщики, «Татмелиоводстрой» выиграл три аукциона, проводимых ГКУ «Главинвестстрой РТ». При этом во всех трех случаях субподрядчики начинали работы до заключения контрактов, а один из них — ООО «ПМК-6» — выполнял работы на собственные средства.

В третьем квартале 600 млн было выделено «Татмелиоводстрою» на улучшение 34 пространств, вот тройка самых «денежных» объектов: 100 млн – на парк по ул Зифы Балакиной в Альметьевске;  42 млн – парк «Старый майдан» в Елабуге;  28 млн – парк «Спортивный» в Нурлате. Аналогичный конкурс на 133 млн отправил в корзину мелиораторов еще четыре рекреации – в Бугульме, Лениногорске, Азнакаево и селе Черемшан.

Оставшийся 21 млн компания использует на более серьезные вещи: станцию глубокой очистки воды и завершение строительства системы водоснабжения образовательного центра «Фэнсар» в Алексеевском районе и на очистку озера в жилом массиве Салмачи.

Немного не дотянул «круглых» 750 млн рублей один из наших новичков - АО «ГМС Нефтемаш».И вся эта сумма обеспечена заказом казанского водоканала на оборудование, необходимое  для реконструкции БОС канализации МУП «Водоканал» Немного недотянул «круглых» 750 млн рублей один из наших новичков – АО «ГМС Нефтемаш». И вся эта сумма обеспечена заказом казанского водоканала на оборудование, необходимое  для реконструкции БОС канализации МУП «Водоканал» Фото: kzn.ru

В столице РТ та же тема требует куда больше денег. Немного недотянул «круглых» 750 млн рублей один из наших новичков – АО «ГМС Нефтемаш» (12) (напомним, что его материнская группа ГМС контролирует «Казанькомпрессормаш»). И вся эта сумма обеспечена заказом казанского водоканала на оборудование, необходимое  для реконструкции биологических очистных сооружений (БОС) канализации МУП «Водоканал». Напомним, что в апреле в Казани презентовали «мегасушилку» для отходов канализации за 1,4 млрд рублей. Она должна спасти жителей прилегающих к БОС районов от зловония, распространяемого очистными сооружениями, а построена – осенью 2019-го. Вся программа реконструкции продлится до 2028 года и предполагает несколько направлений работы: закрытие источников канализационного запаха «колпаками» из нержавеющей стали, строительство цеха термоутилизации ила и рекультивацию иловых полей в Приволжском районе.

Добавим, что альтернативных желающих поставить редкое оборудование (несмотря на условие 30% предоплаты) не нашлось, а скидка составила 0,07%.

Другим дебютантом стало ПАО «Томскгазстрой» (13), подписавшее с казанским водоканалом контракт на 701 млн собственно на строительство БОС. Здесь также конкуренты не объявлялись, экономия составила 0,06%.

«Евростройхолдинг +» (22) Владимира Казилова немного не дотянул до полумиллиарда «Евростройхолдинг +» (22) Владимира Казилова немного недотянул до полумиллиарда Фото: shaimiev.tatarstan.ru

СТРОИТЕЛЬ ИПОТЕКИ ВОЗВЕДЕТ БАССЕЙН, РЕСТАВРАТОР ШАЙМИЕВА ОТПРАВИТСЯ В ОПЕРУ

Попали в наш рейтинг и другие строители «штучных» объектов. Одним махом 574 млн от ГИСУ получило ООО «Арслан» (16) Миннахтяма Галеева. Львиная доля денег выделена на строительство крытого плавательного бассейна в Альметьевске по ул. Шевченко. Причем этот лот на 556 млн рублей предусматривает весьма бодрый темп стройки (если, конечно, договор не был опять подписан задним числом, как это у нас водится): компания должна уложиться уже к 30 декабря текущего года.

По итогам 2016 года эксперты стройотрасли сочли нужным включить Галеева в топ-50 строителей Татарстана по версии «БИЗНЕС Online». Его «Арслан» на тот момент строил в городе нефтяников и на юго-востоке республики всю ипотеку, а Галеев, по выражению наших экспертов, держал под собой весь город. Правда, они отмечали, что в последнее время «Арслан» сдает свои позиции: мол, генподрядчик не имеет своей земли и в случае потери заказа от «Татнефти» будет иметь очень серьезные проблемы, да и госконтрактов у него по сравнению с грандами кот наплакал. Что ж, похоже, с госзаказами все наладилось.

«Евростройхолдинг +» (22) Владимира Казилова немного недотянул до полумиллиарда. Обойдя не сильно тому сопротивлявшийся «Татлизинг», он получил от ГИСУ 140 млн рублей на ремонтно-реставрационные работы объектов на территории Казанского кремля. Впрочем, здесь ему работать приходилось уже не раз, недаром же Казилова называют «любимым реставратором Шаймиева». Кроме Кремля, ему доверяли ремонт и реставрацию гостевого дома при управлении делами президента РТ, Государственного большого концертного зала им. Сайдашева, загородного комплекса «Боровое Матюшино», Казанского государственного цирка… да много чего.

Вот и в третьем квартале одним лишь Кремлем дело не ограничилось. Так, 137 млн «Евростройхолдингу» дали на реставрацию здания художественного училища архитектора Карла Мюфке, построенного в 1900–1904 годы. Чуть меньше выделено на реставрационные работы по зданию Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля.

Тему казанской недвижимости продолжает ООО «Группа 8К» (48), учрежденное главным бенефициаром Банка Казани Оскаром Прокопьевым в апреле 2015 года (с 29 августа единственным бенефициаром является Антон Морошек). Компания продает на 125 млн рублей в пользу МЗИО РТ здание по адресу Казань ул. Сафьян, 5.

Напомним, что новоиспеченный министр по делам молодежи РТ Дамир Фаттахов подтвердил «БИЗНЕС Online» тот факт, что для министерства приобретается это отдельное здание, расположенное в Старо-Татарской слободе. «Я так могу сформулировать: было принято оптимальное решение для того, чтобы не заходить в здание, которое требует какого-то отдельного ремонта, каких-то дополнительных вложений. Достаточно по рыночной стоимости... В общем, это прерогатива минземимущества РТ. Из всех предложенных на рынке зданий было выбрано вот это — относительно небольшое, уютное, комфортное, понятное нам здание в Старо-Татарской слободе, хорошем месте», — пояснил Фаттахов. 

Уточним, что в июле 2016 года здание попало в топ самых дорогих зданий под офисы и торговлю, выставленных на продажу в исторической части города. Особняк площадью 1,1 тыс. кв. м предлагали за 110 млн рублей.

Подконтрольная «большому» «КАМАЗу» лизинговая компания «Камаз» (14) собрала в третьем квартале в республике заявок на 637 млн рублей. Подконтрольная «большому» КАМАЗу лизинговая компания «КАМАЗ» (14) собрала в третьем квартале в республике заявок на 637 млн рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

БАШКИРСКИЕ АВТОБУСЫ ДЛЯ КАЗАНИ ПРОДАВАЛИ ИЗ ЗЕЛЕНОДОЛЬСКА

В заключение транспортная пятиминутка. Подконтрольная «большому» КАМАЗу лизинговая компания «КАМАЗ» (14) собрала в третьем квартале в республике заявок на 637 млн рублей. Почти 400 млн обеспечил договор на предоставление в лизинг казанскому ПАТП №4 37 низкопольных автобусов «НЕФАЗ», работающих на компримированном природном газе (10,8 млн за единицу). Собственно, и оставшиеся деньги принес аналогичный контракт, только с ПАТП №2 и на 20 автобусов. Что ж, всех, кто борется за чистоту воздуха, эта новость должна обрадовать.

В то же время мы обратили внимание, что, согласно договору, местом передачи имущества указан адрес: Республика Башкортостан, Нефтекамск, ул. Янаульская, 3 (территория завода-изготовителя». Однако при этом  продавцом техники выступает не сам завод, а прописанное в Зеленодольске ООО «Камавтоцентр», капитал которой равными долями контролируют Николай Сандаков, Александр Силантьев, Анатолий Виниш и Артур Кулов. Судя по всему, это очень одаренные и удачливые предприниматели, так как, зарегистрировав компанию в июне 2016 года, они уже в 2017 году показали внушительные 1,05 млрд выручки и валовой прибыли на 82 млн рублей. И это весомая заявка в наш регулярный топ «миллиардеров».

Кроме того, ООО «Авто Трейд» (47), входящее в империю «КАН Авто», победило в конкурсах на 145 млн рублей. Из них 98 млн компания получила за 101 автомобиль на базе LADA Largus для оказания ветеринарной помощи. Напомним, что ключи от новеньких Largus в сентябре специалистам вручил премьер-министр РТ Алесей Песошин.

Также отметим серию недавних директорских отставок в «Авто Трейде». Искандера Баязитова в мае сменила Софья Горошеня (которая и подписала в июле контракт на Largus), а уже 28 августа этот пост занял Алексей Гурняк.

Из следующего обзора вы узнаете, сумел ли Айрат Шаймиев сохранить лидерство «Татавтодора» в качестве главного получателя татарстанского госзаказа по итогам всего 2018 года, кто сумел навязать ему борьбу и смогли ли «частники» опередить государственные структуры в гонке за бюджетными деньгами.

==table2108==