О ловле виртуальных и реальных браконьеров отчитались сегодня природоохранные прокуроры, выслушав, как покушения на земли Волжско-Камского заповедника маскируют под строительство пасеки или животноводческих ферм. Побывавший на совещании корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал, что в Татарстане расплодились лоси и косули, выяснил, где можно полюбоваться на маралов и как прокуроры намерены бороться с ДТП на дорогах с участием животных.
Вениамин Селифанов попенял руководству неназванных регионов Поволжья, где чиновники оспаривают дела по искам «зеленых» прокуроров вплоть до Верховного суда РФ, затягивая процедуру на 1,5 года
СЕЛИФАНОВ ЗАСТУПИЛСЯ ЗА СОСНОВУЮ РОЩУ В ЗЕЛЕНОДОЛЬСКЕ
Самые громкие экологические преступления сегодня были озвучены на совещании в прокуратуре РТ, посвященном исполнению законодательства об особо охраняемых территориях, сохранении и использовании объектов животного мира. Пока все ждали главных гостей — волжского межрегионального природоохранного прокурора Вениамина Селифанова, прокурора РТ Илдуса Нафикова и министра МВД РТ Артема Хохорина, — приглашенных настойчиво просили пересесть поближе к сцене. Армия защитников природы в погонах, видимо, оказалась не столь велика, чтобы заполнить зал заседаний целиком, а пустые кресла в первых рядах могли бы испортить настроение генералов, разместившихся в президиуме.
Первым слово взял Селифанов, и его обращение к властям Татарстана оказалось весьма комплиментарным. Он попенял руководству неназванных регионов Поволжья, где чиновники оспаривают дела по искам «зеленых» прокуроров вплоть до Верховного суда РФ, затягивая процедуру на 1,5 года. «Не могу понять, чем руководствуются органы власти, оспаривая очевидные вещи?» — недоумевал Селифанов и добавил, что в Татарстане такого безобразия нет и работается здесь вполне комфортно. Особенно похвалил прокурор опыт республики по наведению порядка на волжских просторах. «Когда была воля субъекта, как мы отработали по охране водных ресурсов в республике! Когда все правоохранительные и контролирующие органы сработали единым кулаком, была убрана почти 1 тысяча незаконных объектов!» — восхищался он.
От комплиментов Селифанов перешел к пожеланиям, рекомендовав внимательнее отнестись к жалобе жителей Зеленодольска по поводу застройки Сосновой рощи (предположительно, речь идет о роще микрорайона Мирный). «Я будут просить Илдуса Саидовича внимательно к этому отнестись, там большая группа граждан — свыше тысячи человек, это серьезная заявка, чтобы органы власти подошли более внимательно. Может быть, не стоит застраивать там, где уже присутствует красивая сосновая роща?» — обратился он к сидящему на соседнем стуле прокурору РТ. Правда, незамедлительного ответа на вопрос не последовало.
Альберт Хабиров сообщил, что с начала 2018 года было зарегистрировано 140 преступлений, связанных с использованием объектов животного мира, ущерб составил 5,5 млн рублей
После этого участники перешли к докладам. Казанский межрайонный природоохранный прокурор Альберт Хабиров сообщил о нарушениях, зафиксированных на территории 181 особо охраняемой природной территории республики. Всего с начала 2018 года там было зарегистрировано 140 преступлений, связанных с использованием объектов животного мира, ущерб составил 5,5 млн рублей. Больше всего преступлений было выявлено в Зеленодольском, Тукаевском, Мамадышском, Спасском и Елабужском районах. По словам Хабирова, различные нарушения были выявлены в работе Волжско-Камского природного заповедника, природного парка «Нижняя Кама» и даже во вновь образованном госкомитете РТ по биологическим ресурсам — сотрудники ведомства сквозь пальцы смотрели на то, что охотхозяйства не платили годовые сборы за пользование объектами животного мира. В итоге бюджет не получил 5,1 млн рублей. Заставить охотников платить помогли только меры прокурорского реагирования. Позже Селифанов попросил проконтролировать этот вопрос еще раз в будущем году.
«ПРОДАМ ЛЕОПАРДА. НЕДОРОГО»
Природоохранные прокуроры научились работать не только в лесах и полях, но и в интернете. Так, по решению суда, по иску прокуратуры была заблокирована интернет-страница, на которой пытались продать леопарда. Продавцы не доказали, что редкий вид животного, занесенного в красную книгу России, продается законно, пояснил Хабиров. Сотрудники госкомитета по биологическим ресурсам пристально следят за торговлей краснокнижными животными в республике, и это не такая уж редкость — всего к административной ответственности уже привлечены пять человек.
Природоохранные прокуроры провели серию проверок организаций, содержащих животных в неволе: зоопарков, в том числе «трогательных», цирков, дельфинариев и уголков животных
Природоохранные прокуроры провели серию проверок организаций, содержащих животных в неволе: зоопарков, в том числе «трогательных», цирков, дельфинариев и уголков животных. Выявленные нарушения ветеринарно-санитарных правил позже были устранены, — заверили представители надзорных органов.
Не забыта и антикоррупционная деятельность. В госкомитете РТ по биологическим ресурсам один из сотрудников не объяснил природу своих расходов в декларации. «Было выявлено превышение расходов государственного служащего его доходов за предшествующие три года», — заметил Хабиров. Но в беседе с «БИЗНЕС Online» он отказался назвать фамилию или должность нарушителя, мол, данные могли быть предоставлены по ошибке или из-за безалаберности нарушителя. «В случае, если факты будут подтверждены, примем соответствующие меры», — пообещал он и напомнил для острастки, что ранее подобные случаи уже были: у сотрудника татарстанского Росприроднадзора изъяли в доход государства автомобиль Nissan стоимостью 800 тыс. рублей.
СЕТИ ПРОПАЛИ — ДЕЛО РАЗВАЛИЛОСЬ
Прокурор Камско-Устьинского района Фанис Шайхаттаров рассказал о том, как борются с расхитителями природы. «Берега великой реки привлекают не только туристов, но и криминальных личностей, занимающихся незаконной охотой и добычей биологических ресурсов», — сетовал он. По словам Шайхаттарова, помогают бороться с браконьерами совместные рейды с сотрудниками МВД, ГИМСа и госкомитета РТ по биологическим ресурсам, которые освобождают реки от сотен браконьерских сетей. Ресурсы для очищения водных артерий от недобросовестных ловцов есть — правоохранителей обеспечили моторными лодками, снегоходами и квадрокоптером. «Например, когда в 2011 году случилась трагедия с теплоходом „Булгария“, во время ликвидации ее последствий в районе не было ни одного плавательного средства, закрепленного за госучреждениями», — с сожалением вспоминал Шайхаттаров.
«Берега великой реки привлекают не только туристов, но и криминальных личностей, занимающихся незаконной охотой и добычей биологических ресурсов»
Но не обходится и без досадных казусов в работе. В мае 2018 года на Каме были задержаны два браконьера с добычей. Оперативники получили признательные объяснения и «успокоились», рассказывает прокурор. Но наутро сетей на берегу реки не оказалось, а браконьеры резко изменили свои показания, мол, рыбу они не выловили, а купили. В итоге уголовное дело развалилось. Не всегда удается конфисковать суда браконьеров в пользу государства. «Причина — недоработка во время дознания, отсутствие оперативного сопровождения. Признательные показания подозреваемых затуманивают разум дознавателей и следователей, заставляя забыть об орудиях преступления и вещественных доказательствах», — продолжил критиковать коллег Шайхаттаров.
Селифанов же предложил активнее изымать орудия лова. Если поставить «на прикол» 50 судов браконьеров, то и проблема отпадает сама собой, заметил прокурор. У браконьеров просто нет такой выручки, чтобы ради своего занятия постоянно покупать новые дорогостоящие плавсредства, один мотор для которых порой стоит по 1,5 млн рублей. Также он рекомендовал привлекать к работе по выявлению браконьеров волонтеров (в Татарстане их 6 тыс.) и добровольных помощников — охотников, рыболовов, которые готовы безвозмездно предоставить свой транспорт. «Без них навести порядок невозможно», — считает волжский прокурор, рисуя, видимо, обычную картинку, когда «один снегоход и бензина ноль».
Федор Батков сообщил, что госкомитетом уже разработана концепция сохранения ООПТ, которая в дальнейшем должна лечь в основу госпрограммы сроком на 10–15 лет с соответствующим финансированием
«ЗА ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ БЫЛИ УВОЛЕНЫ ВСЕ СОТРУДНИКИ ЗАКАЗНИКА «СВИЯЖСКИЙ»
Глава созданного около года назад госкомитета по природным ресурсам Федор Батков подвел своего рода итоги первого года работы в новом статусе. Поскольку в ведении госкомитета были переданы все 181 ООПТ республики, начали они с того, что изучили свое хозяйство. Площадь природного заповедного фонда РТ составляет всего 5,5% от размеров республики, а необходимо увеличить их до 13%. За год госкомитетом было создано два новых ООПТ общей площадью 13,6 тыс. га — в устье реки Меши и в месте нерестилища стерляди. В планах создать еще три заказника (на 18,5 тыс. га), сейчас проходит согласование документов. «До конца года мы работу по созданию новых ООПТ завершим», — объявил Батков.
Заодно была проведена ревизия кадров. «Сменили двух директоров заказников, штатный состав охранной зоны Волжско-Камского заповедника, и за отсутствие результатов работы были уволены все сотрудники заказника „Свияжский“ — в полном составе вся дирекция», — объявил Батков. Для контроля за порядком на территории ООПТ были созданы две специнспекции, которые «вооружены до зубов» — машинами, лодками и квадрокоптером. Еще 16 автомобилей будет закуплено для нужд самих особых территорий — президент РТ дал добро.
Госкомитет также получил контроль за строительством на территории ООПТ. «Существуют проблемы отсутствия действенного механизма согласования документов по строительству и проведения массовых мероприятий на ОППТ, что в результате может привести к уничтожению природных комплексов», — считает руководитель. Он привел в пример то, как недавно в Тюлячинском районе был выявлен факт разработки песчаного карьера компанией «Татавтодор». Штраф составил 300 тыс. рублей. Селифанова размер штрафа возмутил. «300 тысяч с карьера — это вообще ни о чем, это 50 „КАМАЗов“ с песком!» — вспыхнул он. Однако сотрудники, знакомые с деталями дела, говорят, что такое мягкое наказание получилось потому, что нарушитель был пойман в самом начале нечестного занятия, и не успел вывезти много песка.
Первые успехи работы специнспекций уже есть: выявлен 61 браконьерский стан, 28 уже снесено, изъято более 6 тыс. сетей. «Это как расстояние от Казани до Москвы!» — объяснял Батков масштаб работы. Есть у госкомитета и более мирные занятия. В 2018 году в республике произошло 35 ДТП с участием диких животных. В этой связи ведомство инициировало установку знаков «Осторожно, дикое животное». За последние три года установлено 155 таких знаков и 5 км ограждений.
Батков отмечает, что благодаря ряду предпринятых мер численность косуль и лосей в Татарстане растет. «До 2016 года численность косуль не превышала 2–4 тысяч, в этом году поголовье 4,3 тысячи, численность лося подорвана промысловой охотой 90-х годов, но в последние годы нам удается держать поголовье на высокой отметке в 8 тысяч голов», — радуется глава госкомитета.
Кроме того, для успешного воспроизводства в природную среду в этом году было выпущено 50 маралов в Рыбно-Слободском, Мамадышском, Аксубаевском районах и 50 тыс. уток в Алексеевском районе. Сейчас они расселяются по соседним районам. Завершая доклад, Батков сообщил, что госкомитетом уже разработана концепция сохранения ООПТ, которая в дальнейшем должна лечь в основу госпрограммы сроком на 10–15 лет с соответствующим финансированием.
Илдус Нафиков поинтересовался судьбой орланов-белохвостов. Оказывается, что если раньше за ними наблюдали с помощью видеокамер, то сейчас — с помощью радиопередатчиков
«НАПАДКИ НА ЗАПОВЕДНИК: ОТ КАЗАНИ БЛИЗКО, ЧТО БЫ ЗДЕСЬ НЕ ПОСТРОИТЬ ДАЧУ?»
Наконец, слово дали директору Волжско-Камского заповедника Юрию Горшкову. Он рассказал, что на буферную зону вокруг заповедника совершаются постоянные набеги желающими отхватить себе лакомый кусочек земли. «Здесь запрещено изъятие и предоставление земельных участков для всех видов деятельности — промышленности, жилищного строительства, гаражного, садово-огородного и прочего, — пояснил Горшков и добавил. — Но это же лакомые кусочки: логистика прекрасная, от Казани близко, что бы здесь не построить дачу?»
По словам Горшкова, покушений на участки заповедника было множество — от строительства коттеджей до фармацевтического завода. Но пока их удается отбивать. Находчивые граждане придумывают все новые способы: кто-то хочет построить дом под видом пасеки, кто-то — животноводческие фермы. «20 кроликов — это что, фермерское хозяйства?» — возмущался Горшков.
Нафиков, внимательно выслушал доклад и поинтересовался судьбой орланов-белохвостов, обитающих на территории заповедника. «Там, на Саралинском участке, знаменитый орлан-белохвост. Сколько их осталось?» — спросил с любопытством прокурор. «Их численность растет, в летний период порядка 50 особей, 10 гнездящихся пар», — ответил Горшков. Он рассказал, что если раньше орнитологи наблюдали за этими прекрасными птицами с помощью видеокамеры, установленной прямо в гнезде, то сегодня технологии шагнули еще дальше — на лапки были установлены радиопередатчики, так что вскоре ученые получат уникальную информацию о том, куда улетают птицы на зиму.
«Нам всем по плечу справиться с самой сложной и организованной группой лиц, которая хочет уничтожить будущее наших детей и следующих поколений», — завершил совещание на позитивной ноте Селифанов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.