. В этом году условных звезд в Казани было как никогда мало. Да и те, что были, далеко не всегда имели отношение к актуальному кинопроцессу
Фото: Ирина Ерохина

«ЧТО В ГОЛОВЕ У ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ОТПРАВЛЯЕТ ЭТОТ ФИЛЬМ НА ФЕСТИВАЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО?»

Рабочие никак не могли справиться с металлической стойкой, на которой в ряду других развевался флаг Норвегии, тут же разворачивали красную дорожку, а участник «Квартета И» и заслуженный артист Татарстана Камиль Ларин где-то обзавелся «кофе на вынос» и делился секретами актерского мастерства с двумя симпатичными барышнями — такую картину обнаружил корреспондент «БИЗНЕС Online» за несколько часов до церемонии закрытия казанского фестиваля мусульманского кино (КМФМК) в районе между отелем «Ривьера» и одноименным развлекательным комплексом. На этом пятачке, собственно, и происходили все события форума — участники жили в тамошней гостинице, а кинопоказы шли в залах здешнего мультиплекса.

Пожалуй, в этом году условных звезд в Казани было как никогда мало. Да и те, что были, далеко не всегда имели отношение к актуальному кинопроцессу. При всем уважении к Эммануилу Виторгану, сейчас он больше интересен как человек, ставший отцом в 77 лет, а также свекр Ксении Собчак. Но это скорее относится к телепрограммам Елены Малышевой или Андрея Малахова. Почему бы вместо этого не пригласить в Казань, например, самого знаменитого турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, устроив ретроспективу его картин, получивших кучу призов в Каннах? Этот вопрос мы адресовали многолетнему руководителю отборочной комиссии, а теперь и программному директору фестиваля Сергею Лаврентьеву. Известный киновед сказал, что Джейлан, «вероятно, не знает о существовании казанского фестиваля», а появление на нем фигур такого масштаба — это вопрос выстраивания личных отношений, которое занимает годы и годы.

Сергей Лаврентьев Сергей Лаврентьев обратил внимание на важную проблему при формировании программы КМФМК Фото: Ирина Ерохина

Кстати, Лаврентьев обратил наше внимание на важную проблему при формировании программы КМФМК. Дело в том, что на большинстве солидных кинофорумов это выглядит следующим образом: отборщики ездят по миру и выбирают картины для своего фестиваля. Причем, по словам нашего собеседника, в случае с мусульманским кино речь идет буквально о нескольких точках: Тегеран, Каир, Стамбул...  В Казани же «принимают заявки». И программный директор самокритично сообщил, что особо хвалиться широко растиражированными цифрами про 967 заявок из 56 стран в 2018 году не стоит. Речь идет о том, что есть специальные конторы, которые за небольшие деньги берут работы кинографоманов со всего мира и рассылают их на все фестивали, работающие по такой схеме. «Вот в этом году был замечательный пример — на отбор был подан фильм под названием „Яма. Наши дни“, — вспоминает Лаврентьев. — Это экранизация купринской „Ямы“, действие которой происходило в публичном доме на рубеже XIX–XX веков и перенесено в наши дни. Я это видел еще перед „Кинотавром“, куда мы, разумеется, это, с позволения сказать, произведение не взяли. Вот что в голове у человека, который отправляет этот фильм на фестиваль мусульманского кино? Ответ: ничего, потому что это не человек отправляет, а фирма, у которой есть пакет: там 58 или 138 картин. Вот она весь этот пакет берет и засылает в Казань, Рязань, Юзань и Музань. Вот и все объяснение».

При этом наш корреспондент напомнил, что самая статусная конкурсная картина КМФМК-2018 — казахстанский фильм «Ласковое безразличие мира» — была в этом году во второй по престижности программе Канн  «Особый взгляд», значит, и казанский фестиваль имеет какое-то отношение к актуальному кинопроцессу. «Казахстан — это близко все-таки. Такие вещи есть. А вот картинам, которые произведены далеко, сложнее сюда попадать», — ответил программный директор феста.

Миляуша Айтуганова Миляуше Айтугановой на вечере достались самые бурные аплодисменты Фото: Ирина Ерохина

«МИЛЯУША ЛЯБИБОВНА ПРИГЛАСИЛА ПИТЬ ЧАЙ, ЧТО-ТО ПОДСЫПАЛА — И Я ПРОСНУЛСЯ УЖЕ НА СЪЕМКАХ В АЛЬМЕТЬЕВСКЕ»

Зато Лаврентьев похвалил развитие татарстанского кинематографа, обнаружив зачатки своей киноиндустрии. По его словам, в этом году даже пришлось производить реальный отсев и отбор фильмов на специальный национальный конкурс фестиваля, куда попало в итоге 15 картин.

И действительно, «татарский акцент» в этом году на КМФМК чувствовался как никогда. Правда, документальный фильм о громком музыкальном фестивале «Үзгәреш җиле» почему-то сняли на русском языке. Живой и динамичный «Ветер перемен», в котором музыкальные номера перемежаются с интервью и рассказом о закулисье феста, — это еще один кинопродукт команды Алексея Барыкина, в которую входят выпускники и студенты Института культуры. Запомнился и пассаж из пресс-релиза к картине: «Если у кого-то и были сомнения, зачем создается фестиваль „Үзгәреш җиле“, то после просмотра этого фильма их не осталось». Ну слава богу, одним проклятым вопросом на планете стало меньше.

Камиль Ларин Шутки Камиля Ларина, одного из ведущих церемонии, сильно ситуацию не спасали Фото: Ирина Ерохина

Вообще, на фестивале был целый блок татарстанских премьер, где презентовали несколько проектов, находящихся на разных стадиях готовности. Корреспондент «БИЗНЕС Online» зашел в зал на последних кадрах короткометражки «Остазбикэ»: режиссер Ренат Каримов перенес действие повести Гаяза Исхаки в наши дни, а главную роль сыграла замечательная актриса Альметьевского татарского театра Мадина Гайнуллина. «Я так и не поняла: она родила или нет?» — одна из зрительниц расспрашивала соседей о судьбе героини, пока шли титры. Кстати, кино сняли всего за три съемочных дня, а продюсер фильма — директор КМФМК Миляуша Айтуганова.

Но всех заткнул за пояс накануне другой продюсерский проект Айтугановой. Кажется, в недалеком будущем в Татарстане реально может появиться кино, которое «порвет» мультиплексы в торговых центрах. Мюзикл-комедия «Апипа» не прошла еще и половины съемочных дней, но уже обещает стать хитом. Это картина о том, как женская вокальная поп-группа «Апипа» колесит по деревенским ДК республики. В фильме снимаются Алина Шарипжанова, Диля Нигматуллина, участницы дуэта «Фарида-Алсу», в роли водителя раздолбанного автобуса группы — Фирдус Тямаев, засветился в картине и Элвин Грей.

Зрителям показали феерически смешной тизер, где присутствовали как сцены из фильма, так и моменты репетиций (начинался он с вопроса героини Шарипжановой администратору ДК «Где здесь туалет?»), а все участники картины «Апипа», пришедшие на встречу с публикой, были так непосредственны и самоироничны, что, кажется, все это просто обречено на успех. Режиссер Ильшат Рахимбай, например, так объяснил свое появление в проекте: «Миляуша Лябибовна [Айтуганова] пригласила пить чай, что-то подсыпала — и я проснулся уже на съемках в Альметьевске в компании 8 безумных женщин». Даже сама Айтуганова, обычно предельно серьезно относящаяся к тому, что делает, подхватила ироничный тон и рассказала о том, как уговаривала мэра Альметьевска Айрата Хайруллина помочь со съемками. Тот сначала насчитал 750 тыс. рублей расходов и сказал, что это слишком много, но потом сошлись на 450 тысячах. В итоге 10 съемочных дней прошло в нефтяной столице республики. Кстати, денег на завершение татарского варианта «8 женщин» о приключениях артистов на гастролях у продюсера пока нет, она даже раздумывает о краудфандинге.

Кроме того, здесь же презентовали и амбициозную картину вышеупомянутого режиссера и продюсера Барыкина — детский фильм «Водяная», с которым его авторы рассчитывают попасть в широкий прокат. Зрителям показали отлично сделанный по всем канонам жанра «фильм о фильме».

Ильшат Рахимбай выступил режиссером картины «Апипа» / Фото: «БИЗНЕС Online»

НЕ ЦЕРЕМОНИЯ ЗАКРЫТИЯ КИНОФЕСТИВАЛЯ, А «ГАРМУННАР УЙНЫЙ»

Что же до самой церемонии закрытия, то ковровая дорожка получилась на этот раз откровенно скучной — ни креатива в нарядах, ни больших чиновников, ни широко известных артистов. В общем, пришедшие люди мерзли зря. У корреспондента «БИЗНЕС Online» только один раз екнуло сердце, когда он увидел возле ковровой дорожки человека, очень похожего на выдающегося австрийского режиссера Михаэля Ханеке. Но тревога была ложной — это был его коллега по цеху, седобородый член жюри Октай Миркасым из Азербайджана, кстати, победитель первого казанского фестиваля в 2005 году, о чем позже напомнила Зиля Валеева, которая тогда была председателем оргкомитета.

Короткое препати на красной дорожке — управились минут за 50 — внушало надежду, что и церемония закрытия будет быстрой и лаконичной, тем более что никто из первых лиц республики на ней так и не появился. Кроме того, по плану в 20:00 в одном из залов кинотеатра в «Ривьере» должны были показывать фильм — обладатель Гран-при, а было уже 18:15. Надежды рухнули примерно в начале второго часа церемонии, во время очередного концертного номера в духе «гармуннар уйный». В итоге пришлось провести очередные три часа, слушая длинные речи отдельных ораторов и выступления часто не самых известных артистов, некоторые из которых откровенно не гнушались работать под плюсовую фонограмму. Кто-то из организаторов может обидеться на эти слова, но церемонии открытия и закрытия КМФМК просто требуют переформатирования! Хотя бы спустя 14 лет после появления фестиваля стоит понять, что это не концертная площадка Сабантуя в Апастовском районе.

Шутки артиста Ларина, одного из ведущих церемонии, сильно ситуацию не спасали. В итоге ее самыми яркими моментами стали косяки вроде упавшего микрофона или сбежавшего со сцены награждающего, в результате чего объявлять победителя в одной из номинаций пришлось самим ведущим.

. Приз зрительских симпатий достался татарстанской картине «Сироты», автором сценария которой выступила владелица пиццерии на «Черном озере» и кафе «Кукан» Равиля Шайдуллина Фото: Ирина Ерохина

Интересно, что приз зрительских симпатий (правда, не совсем понятно, по какой технологии определялся победитель) достался татарстанской картине «Сироты», автором сценария которой выступила владелица пиццерии на «Черном озере» и кафе «Кукан» Равиля Шайдуллина. О своем творении она рассказывала в интервью «БИЗНЕС Online»: «Режиссер Нурания Замали сняла нравственно-поучительный фильм. Он о том, как 6-летняя девочка осталась без матери, а ее отец женился на женщине с двумя дочерьми. Мачеха сильно обижала сироту. Мне рассказывали, что этот случай имел место в Буинске лет 20 назад. Эта девочка умирает в собачьей будке. Но я посчитала, что героиню нельзя убивать. Она выживет. Фильм получился трогательным, берущим за душу. Мне показалось, что когда люди его смотрят, то даже не дышат. Мы уже четыре раза показали его в Москве: в доме Асадуллаевых (татарский культурный центр — прим. ред.), а потом в центре татарской молодежи на Патриарших прудах. Я думала, молодые люди останутся равнодушными. Но сижу на последнем ряду, смотрю: плачут. Затем были города Пушкин и Щелково. Нас даже домой не отпускали. А тут мы поехали в Аксубаево, в Тюлячи и дальше: везде бесплатно демонстрируем этот фильм. Мне муж в шутку говорит: „Ты что, уже стала киномехаником?“ Нас очень ждут еще и американские татары. Готовы оплатить дорогу, лишь бы мы приехали». 

Что запомнилось еще? Конечно, настоящий бенефис Айтугановой. Даже показалось, то вокруг директора на КМФМК образовался небольшой «культ личности». Понятно, что Миляуша Лябибовна имеет непосредственное отношение к едва ли не всем современным кинопроектам в Татарстане, но все-таки накануне отмечали не ее день рождения, фестиваль республика делает уже долгое время, а сама Айтуганова вошла в проект только пару лет назад. Тем не менее вчера ей достались и самые бурные аплодисменты, и награда от ДУМ РФ, и книжка стихов от Ларина. А Миркасым даже «попросил разрешения у Миляуши» называть себя татарином. Кстати, «азербайджанский Ханеке» запомнился еще одним пассажем, назвав Казань северным дозором ислама. В общем, Айтугановой было очень много, хотя культ руководителя — это, наверное, логично для фестиваля, жюри которого возглавляет артистка из Туркменистана.

Когда Майя-Гозель Аймедова вышла награждать победителя в номинации «Лучший полнометражный игровой фильм», предварительно перепутав Татарстан с Казахстаном, закрывался фестиваль уже без малого три часа, было почти полдесятого. Татарстанский «Мулла», одним из продюсеров которого была Айтуганова, к этому времени благополучно разделил награду за режиссуру с иранским фильмом «Гольнеза», тактично обойдя неловкую ситуацию, когда главный приз выигрывает кино, к которому имеет самое непосредственное отношение директор.


В результате победил тот самый казахстанский фильм «Ласковое безразличие мира» режиссера Адильхана Ержанова: картина была в Каннах, в Казани ее показывали в 10 утра в будний день. А еще это кино имеет связь с Татарстаном — оператором-постановщиком на проекте выступил наш молодой земляк Айдар Шарипов, хотя и выглядело странным, что за призом оказалось некому выйти, кроме... мамы Шарипова. Дальше оставался только анонсированный ведущими банкет, «северный дозор ислама» простился с мусульманским кино еще на год.