Сергей Иванов Сергей Иванов отметил, что 20–25% от общих расходов туриста приходится на еду, поэтому в Казани нужен хороший уровень общественного питания

ЧАК-ЧАК — В КОСМОСЕ

Не иначе как попасть в космос — такую задачу для шеф-поваров из регионов России ставят организаторы третьей международной профессиональной выставки для ресторанного и гостиничного бизнеса Horeca by Kazan 2018. Конкурс проводится совместно с музеем космонавтики Москвы и организацией «КосмоПит». Он позволит частникам отрасли ознакомиться с секретами разработки космического питания. По словам продюсера выставки Юлии Булейко, у региональных поваров, в том числе и у татарстанских мастеров, появится возможность попасть со своей продукцией в меню, которое будет использоваться в центре подготовки космонавтов и на МКС. Понятно, это должно привлечь внимание к самому мероприятию. Председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов уверяет, что космическая еда давно вышла за рамки скучного представления супа в тюбике. Технологии шагнули куда дальше — и теперь по праздникам космонавты могут попотчевать себя чем-нибудь эдаким. Так что, кто знает, может быть, и чак-чак удастся запихнуть в тюбик и отправить в космос.

По мнению Иванова, Horeca by Kazan — это прежде всего образовательный форум для участников отрасли: «Такая площадка позволяет татарстанским участникам познакомиться со всеми тенденциями и быть в курсе трендов. Татарстан все активнее берет направление халяль, мы говорим не только о продуктах, но и об образе жизни. Поэтому на выставке также будет большой блок, посвященный этому направлению». По мнению участников рынка, халяль-питание сегодня является трендом не только для РТ, но и для всей России, и Татарстан планирует поделиться опытом того, как могут зарабатывать заведения общественного питания и объекты размещения, трудясь без алкоголя, с правильно подобранными поставщиками, с соблюдением всех технологий.

Технологии шагнули куда дальше — и теперь космонавты могут попотчевать себя чем-нибудь эдаким. Кто знает, может быть, и чак-чак удастся запихнуть в тюбик и отправить в космос

Еще одной актуальной темой станет выведение на чистую воду мамочек в смысле легализации. В республике общественность просто взбудоражила дискуссия, начатая владелицей сети супермаркетов «Бехетле» Муслимой Латыповой, о том, что работающие на дому кондитеры: 1) трудятся в несертифицированных условиях и могут не соблюдать ГОСТы; 2) не платят никаких налогов, находясь в серой зоне; 3) определенным образом ломают рынок мучных сладостей. Поэтому совместно с ассоциацией частных кондитеров было принято решение организовать в рамках выставки образовательный форум «Патока & плюшки». «Это форум о наболевшем, — говорит Булейко. — Его цель — поэтапный выход из тени для частных кондитеров. Если сейчас какая-то дамочка сидит на дому и изготавливает кондитерские изделия, мы подскажем ей, как с минимальным бюджетом выйти на легальный бизнес; покажем, какие есть дальнейшие пути развития такого бизнеса; расскажем, как с минимальными затратами самостоятельно собрать все документы, провести сертификацию. Это не все так страшно — нужно только разобраться в этом вопросе, потому что уже есть готовый список необходимых бумаг». По словам Булейко, главное — показать молодым мамочкам, как можно окупить свои вложения, в том числе через коллаборацию с другими кондитерами, налаживание каналов сбыта на предприятиях общественного питания. Причем легализация частных кондитеров актуальна не только для Татарстана, но и для всей России.

«Человек сопоставляет расходы и приходит к выводу, что питаться в кафе или ресторане — это не просто вкусно или роскошно, это уже образ жизни»

«В МОСКВЕ ЕСТЬ ЗАВЕДЕНИЯ, ГДЕ ЛЮДИ ЕДЯТ В ПОЛНОЙ ТЕМНОТЕ»

Есть много любопытного и для публики, не имеющей отношения к отрасли. 19–21 октября в рамках выставки на территории Дворца земледельцев пройдет фестиваль «Вкусная Казань». По сути, для многих это уникальная возможность попасть внутрь необычного здания. 22–25 октября столицу РТ ожидает серия гастрономических ужинов с известными шеф-поварами со всей России. В акции участвует 12 ресторанов. Ну и по барам в это время также можно будет пройтись, поскольку там шоу и мастер-классы проведут лучшие барные команды со всей страны. Помимо этого, ожидается огромное количество именитых докладчиков: сооснователь сети ресторанов Black Star Burger Юрий Левитас, ведущий шоу «На ножах. Отели» на телеканале «Пятница» Дмитрий Макаров и многие другие.

На вопрос о том, для чего Казани подобная масштабная выставка, Иванов ответил, что 20–25% от общих расходов туриста приходится на еду, поэтому, если Татарстан желает стать действительно туристическим центром, в Казани должен быть хороший уровень общественного питания. Необходим широкий спектр кафе и ресторанов, чтобы рестораторы не боялись открывать новые форматы. «В Москве есть заведения, где люди едят в полной темноте. Это эксперимент, но туристы готовы к нему, — говорит Иванов. — 10 лет назад скажи кому, что у нас будут открываться кафе с вьетнамской кухней или в ресторанах будут готовить пекинскую утку, рестораторы у виска бы покрутили: зачем, когда можно крутить роллы?! А сейчас предприниматели берут бельгийскую вафлю, по-другому ее жарят, добавляют начинку — и уже новое заведение готово».

Иванов утверждает, что сегодня, вне зависимости от экономической ситуации, формат проведения самого населения немножко меняется, особенно это заметно по молодежи: «Люди перестают питаться дома. По большому счету в развитых странах стоимость питания дома дороже, чем в кафе или ресторанах на улице. Ты оцениваешь альтернативные издержки на свое собственное затраченное на приготовление еды время, продукты стоят тоже недешево, плюс нужно добраться до супермаркета... Человек сопоставляет расходы и приходит к выводу, что питаться в кафе или ресторане — это не просто вкусно или роскошно, это уже образ жизни. Так что не только спрос со стороны туристов заставляет двигаться индустрию вверх, а в этой отрасли конкуренция огромная. Те, кто не следит за бизнесом, уходят с рынка. Потребитель голосует рублем».

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, чего же не хватает сегодня отрасли общественного питания в Казани, чиновник признался, что хорошего сервиса. «У нас история сервиса и школа сервиса в кафе и ресторанах относительно молодая — 15–20 лет», — пояснил он. Вторая проблема — нехватка англоязычного персонала, но с ним большие трудности по всей России.