Иван Грачев предлагает пути восстановление российской промышленности, разгромленной в 90-е годы Иван Грачев предлагает пути восстановления российской промышленности, разгромленной в 90-е годы

В ОСНОВНОМ РАЗГРОМ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЫЛ ЗАВЕРШЕН В 90-Е ГОДЫ

Одна моя хорошая знакомая нашла не питерский, а еще ленинградский телефонный справочник, в котором были большие предприятия, и проследила их судьбу. Из 120 крупнейших НПО осталось два! Предприятий численностью более тысячи человек на сегодня 20 штук из примерно тысячи. Думаю, картинка по Москве и Казани аналогичная. В этом смысле утверждение о том, что в результате бездарно выполненных реформ учинен разгром российской промышленности, верно.

В основном этот разгром был завершен в 90-е годы — экономика стала на 75% тэковской, имеющей отношение к топливно-энергетическому комплексу. Процесс в затухающем режиме продолжается до сего дня, несмотря на многочисленные разговоры про диверсификацию, цифровизацию и пр.

Есть и позитивные примеры, которые я лично наблюдал, когда был председателем комитета по энергетике Госдумы России. Про атомную промышленность я уже рассказывал

Группа «Интер РАО» и другие, сами и вместе с компанией Siemens, восстанавливают производство всей линейки необходимых стране турбин. Огромное впечатление на меня произвел завод и Академгородок доктора технических наук экс-губернатора Севастополя Алексея Чалого в этом городе. В части современных методов и оборудования управления энергопотоками и этот завод, и этот Академгородок уверенно конкурируют с Siemens и другими известными компаниями по всему миру. Из смежных отраслей произвел хорошее впечатление зеленоградский завод по производству электронных компонентов, из совсем далеких от специальности примеров — прекрасные крупные сельхозпредприятия в Иркутской области и их хозяева. Не все потеряно...

Из 120 крупнейших ленинградских НПО осталось два! А предприятий численностью более тысячи человек на сегодня 20 штук – из примерно тысячи. «Из 120 крупнейших ленинградских НПО осталось два! А предприятий численностью более тысячи человек на сегодня 20 штук из примерно тысячи» Фото: Владимир Зотов

ЕСЛИ ПОТРЕБУЮТСЯ НОВЫЕ ЗАВОДЫ, ИХ НАДО ПОСТРОИТЬ

Но надо разобраться, что предприниматели сделают сами, а что в смысле диверсифицированного роста должно сделать государство. Как всегда при поиске долгосрочных решений для экономики, в частности при определении промышленной политики, мы упремся в понимание прогресса. Простой рост ВВП, который можно обеспечить форсированной распродажей ресурсов, большинство моих читателей вряд ли сочтут прогрессивным. Не буду углубляться в эту тему, заслуживающую специального обсуждения, просто зафиксирую, что я в качестве меры прогресса цивилизации, а следовательно, большой страны использую вероятность ее выживания, которая зависит от ее энерговооруженности, информационной вооруженности, доступных для экономики природных ресурсов, количества и качества людей и еще пары параметров. Второй аксиомой для меня является оптимальность смешанных экономик, в которых у госсобственности и частной собственности разные функции, связанные с мерой порядка и хаоса, обеспечивающие стабильность и несмещенность траектории развития. И, наконец, третье утверждение, которое, вероятно, вызовет наибольшие споры: никакого однополярного мира быть не может. Человечество прогрессирует быстрее при наличии жесточайшей конкуренции альтернативных проектов развития.

А теперь посмотрим, какая промышленная политика обеспечит прогресс в указанном смысле страны — цивилизации России. Государству пора прекратить бюджетно-оптимизационные эксперименты по образованию, здоровью и пенсиям, ведущие к деградации народа. Государство приступило к восстановлению оборонного комплекса до уровня выживания в любом конфликте. Оно обязано вложиться в инфраструктуру, включая ремонт жилфонда и сетей.

Отдельно про деньги. Самым характерным примером, что их у России много, было уже упомянутое решение кинуть банкам — без всяких обсуждений! — сумму, равнозначную стоимости пяти крымских и сахалинских мостов. У меня нет сомнений, что заводы типа зеленоградского — при достаточном финансировании — обеспечат импортозамещение большинства критических электронных компонентов. Если потребуются новые заводы, их надо построить.

Частному бизнесу нужны низкие простые налоги, дешевые кредиты, хотя бы в ОЭЗ, и разумный курс рубля Частному бизнесу нужны низкие простые налоги, дешевые кредиты, хотя бы в ОЭЗ, и разумный курс рубля

САМИ ИНВЕСТОРЫ СЮДА НЕ ПРИДУТ — ЭТО ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА

Эти и другие необходимые шаги государства могут привести к смещению траектории развития. Для того чтобы оно не стало фатальным, как в СССР, нам необходимо сбалансированное развитие независимого предпринимательства, и здесь огромное значение могут иметь особые экономические зоны (ОЭЗ). При правильном их использовании это лаборатории, где пробуются для дальнейшего применения, уже в масштабах республики, области или всей страны, особые налоговые и административные режимы. То есть разнообразие частных инвестиций, включая иностранные, здесь плюс.

Частный бизнес в ОЭЗ, где отрабатываются налоговые и административные льготы, нужен любой. Для страны в первую очередь нужны крупные иностранные компании, форсирующие развитие локомотивных отраслей — это энергетика, аэрокосмос, экологически чистое сельское хозяйство...

Приведу пример. Так как рынок автомобилей в России все равно будет крупнейшим в Европе, то такие концерны мирового масштаба, как Volkswagen, Toyota и другие, неизбежно приходят и будут приходить в нашу страну со своими сборочными производствами. Государству просто надо таможней в динамике отрегулировать уровень локализации до почти 100%, как это сделал Китай.

Совсем иная ситуация в локомотивной отрасли — энергетике. Из-за огромной малонаселенной территории мы обязательно будем поставлять чистую энергию — не только газ, но и электричество — Китаю и Европе. Но тогда желательно и всю генерацию, и управление потоками делать на своем оборудовании. Но части турбин из линейки нет в заделе, они сами сюда не придут, родной частный бизнес это не потянет. Поэтому здесь для Siemens и других иностранных компаний можно пойти почти на любые льготы.

Второй пример из энергетики. В освоение северного шельфа мир вложится, несмотря ни на какие санкции, а мост на Сахалин оправдан, только если по нему пойдут грузы из Японии. Это, в свою очередь, определится ценой электроэнергии для железной дороги на востоке России. Отсюда возрождение проекта азиатского суперкольца с использованием гидро- и приливных ресурсов Пенжинской губы в Охотском море. Сами инвесторы сюда не придут — это задача государства.

Про возможности РФ в аэрокосмической отрасли я уже говорил. В части генерирования и обработки информации налоговые льготы могли бы для начала тоже опробовать в зонах типа Иннополиса.

И еще раз про деньги — у России нет недостатка в ресурсах. Остаток на бюджетной кассе, утечки и вывод в резервы порядка $100 млрд в год в среднем.

Резюме. Частному бизнесу нужны низкие простые налоги, дешевые кредиты, хотя бы в ОЭЗ, и разумный курс рубля. Российскому государству надо вкладывать миллиарды не в стабфонд, а в людей, в инфраструктуру, в заводы, гарантирующие выживаемость страны и ее граждан и обеспечивающие локомотивные отрасли.

Иван Грачев

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции