Игорь Юргенс Игорь Юргенс: «На всех уровнях есть понимание и заверение в том, что расширение коридора ОСАГО и индивидуализация тарифа ОСАГО не подвергаются никакому сомнению»

«РАСШИРЕНИЕ КОРИДОРА ОСАГО И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТАРИФА ОСАГО НЕ ПОДВЕРГАЮТСЯ НИКАКОМУ СОМНЕНИЮ»

Пенсионная реформа серьезно спутала карты страховщикам, которые за лето планировали провернуть очередную модернизацию ОСАГО. «Повышение тарифов на ОСАГО, страхование жилья по правилам, которые переложили бы сейчас в соответствии с потребителем, — все это правильное, сложное, которое надо продавить в оставшиеся полтора года, тормозится для того, чтобы сейчас прошла основная вот эта реформа, которая называется пенсионная», — заявил журналистам во вторник, 7 августа, глава всероссийского союза страховщиков (ВСС) и российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Спустя день ту же песню затянули другие участники страхового рынка, но уже прося не называть имен. Так, они снова указывали, что именно грядущие выборы тормозят, например, уже обещанное правительством расширение коридора ОСАГО. «Я считаю, что частично это происходит потому, что 9 сентября массово пройдут выборы. Государству хватило пенсионной реформы, чтобы это разгребать, а тут мы еще со своим ОСАГО», — заявил один из представителей ВСС.

Напомним, что еще в мае в Центробанке говорили, что предлагали расширить коридор базовых тарифов «автогражданки» на 20% вверх и вниз. Значит, базовые значения для автомобилей категории В составят 2 746 - 4 942 рублей для физлиц и 2 058 - 2 911 рублей — для юрлиц. И это, несмотря на заверения страховщиков, неминуемо повысит стоимость полиса для среднестатистического водителя с 5,8 тыс. до 7,8 тыс. рублей. В ЦБ указывали, что реформа коэффициентов пройдет летом. Но в конце июля регулятор включил заднюю: глава департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния заявил, что изменения тарифов ОСАГО перенесены на осень. Причина была выбрана весьма странная: якобы Банк России по техническим причинам не успел зарегистрировать нормативный акт в минюсте.

Между тем в ВСС уверены, что, несмотря на это, либерализация тарифов ОСАГО неминуемо случится. И пусть не летом, так непременно осенью. «На всех уровнях есть понимание и заверение в том, что расширение коридора ОСАГО и индивидуализация тарифа ОСАГО не подвергаются никакому сомнению. Это будет фактом жизни этой осенью. Скорее всего, в сентябре, чем в октябре», — заявил журналистам Юргенс.

Евгений Уфимцев: «Б/у машины продают, никаких проблем нет. Почему нельзя продать такой же, снятый с автомобиля, неповрежденный б/у бампер, непонятно»

«ПОКА НЕ ОПРЕДЕЛИЛИСЬ, ПО КАКОЙ СТАТЬЕ И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ВЫСТАВЛЯТЬ ШТРАФЫ»

Тем временем выборная кампания затормозила сроки еще одного нововведения — проверка полиса ОСАГО с помощью камер фото- и видеофиксации. Об этом страховщики тоже говорят в кулуарах. А официально называют совсем другую причину. «Пока не определились, по какой статье и в каком количестве выставлять штрафы. Это одна из проблем, которая является в данный момент тормозом», — признался исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Иными словами, в течение одного дня автомобиль может многократно проехать под камерами, проверяющими наличие полиса. «Пока сколько раз проехал, столько и должен быть оштрафован. Вопрос казуистический», — отметил представитель РСА. К слову, сами страховщики утверждают, что по российским дорогам колесят около 6 млн машин без ОСАГО, а еще у одного миллиона полис поддельный.

Первоначально планировали, что тех, кто ездит без полиса, камеры будут ловить с начала 2016 года, затем срок сдвинули еще на год — до января 2017-го. Летом этого года сам Уфимцев утверждал, что новация может заработать в Москве уже с 1 сентября. Но сроки вновь отложили.

Между тем в самом союзе утверждают, что с их стороны готовы запустить систему хоть сейчас. «Мы подготовили описание бизнес-процесса, подготовлены наши технические возможности. Мы к этому процессу готовы. Мячик на стороне московских властей, их задача — запустить и отработать данный проект», — заявил Уфимцев. В будущем, естественно, проект будет масштабирован на другие города страны.

Сергей Ефремов: «Изменения техосмотра направлены на то, чтобы уменьшить количество мошеннических действий»

«БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОСРЕДНИКОВ ПРОДАЮТ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КАРТЫ»

Наконец, опять же осенью минэкономразвития может внести в Госдуму поправки к закону о техосмотре, предусматривающие уголовное наказание за фиктивный техосмотр и штрафы для водителей за его отсутствие. «Изменения техосмотра направлены на то, чтобы уменьшить количество мошеннических действий. Сегодня количество мошенничеств при техосмотре выросло до такой степени, что дальше оно не может продолжаться в том виде и состоянии, в котором происходит. Сегодня существует достаточно большое количество посредников, которые пользуются ситуацией, когда продают диагностические карты», — пояснил вице-президент ВСС и РСА Сергей Ефремов. По его словам, многим операторам техосмотра до сих пор было попросту невыгодно заниматься этой работой, поэтому они продавали свои пароли к единой системе техосмотра (ЕАИСТО) сторонним посредникам. «Наши граждане хотели бы таким образом получать техосмотр: не надо никуда ехать — подошел к посреднику. А часто бывают агенты страховых компаний, которые предлагают такую услугу, и техосмотр поручают посреднику», — отметил он.

На первом этапе законопроект предусматривает введение фотофиксации, а затем уже и запись на видео техосмотра каждого автомобиля. Эти данные будут загружаться в ЕАИСТО. «Если возникает спорный момент, когда автомобиль попал в ДТП по технической неисправности и надо проверить, то видеофиксация будет храниться в базе, можно будет всегда поднять и посмотреть, как это было реально, был ли автомобиль исправен, какие элементы проверялись», — считает Ефремов. При этом операторам техосмотра будет грозить даже уголовная ответственность за работу без аккредитации и внесение в систему сфальсифицированной информации.

Кроме того, для пунктов техосмотра пропишут специальные требования, касающиеся, например, пропускной способности. «Сегодня такого требования нет, и нам сложно контролировать, когда нам приносят информацию, что в течение дня через пункт проехали 60 транспортных средств, а сам пункт такой маленький, что технически и физически невозможно сделать», — заявил вице-президент РСА. Более того, пунктам техосмотра каждые два года придется подтверждать свое фактическое состояние и квалификацию сотрудников.

При этом даже сама диагностическая карта с введением новых правил будет исключительно в электронном варианте, чтобы исключить подделки бумажных. Наконец, для автолюбителей, которые пренебрегают техосмотром, предусмотрены штрафы. По словам Ефремова, пока рассматривалась сумма в 2 тыс. рублей, но возможны изменения.

В целом стоимость техосмотра также неминуемо вырастет. «Наверное, она все-таки должна подняться исходя из того, что на операторов будет возложено новшество — фото- и видеофиксация. Значит, надо оборудование дополнительное. Наверное, небольшое поднятие произойдет. На сколько — не знаю», — признался Ефремов. Нынешняя цена техосмотра, по его мнению, сильно занижена и не позволяет компаниям эффективно работать, а отсюда и возникает практика продажи диагностических карт.

Страховщики утверждают, что по российским дорогам колесят около 6 млн машин без ОСАГО, а еще у одного миллиона полис поддельный

«ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ ТАКОЙ ЖЕ, СНЯТЫЙ С АВТОМОБИЛЯ, НЕПОВРЕЖДЕННЫЙ Б/У БАМПЕР, НЕПОНЯТНО»

А вот итоги прошлогодней реформы по приоритету «натурального» возмещения по ОСАГО страховщики должны подвести буквально на днях. Как писал «БИЗНЕС Online», эту тему страховые компании долго продавливали, оправдывая своей борьбой с автоюристами. В итоге получился компромиссный вариант, который, естественно, породил для страховщиков массу неприятных моментов. Например, до сих пор они не могут смириться с тем, что по закону СТО, ремонтирующие автомобили после аварии, обязаны ставить исключительно новые запчасти. В РСА не раз указывали, что даже в Европе допускаются б/у детали. «Базовая вещь — допуск для ремонта не только новых, но и б/у запчастей. Считаем это существенно сдерживающим фактором. Любой международный опыт показывает, что они должны быть сертифицированы, должны появиться механизмы проверки, чтобы человеку не поставили запчасть, которая не соответствует требованиям безопасности. Б/у машины продают, никаких проблем нет. Почему нельзя продать такой же, снятый с автомобиля, неповрежденный б/у бампер, непонятно», — пожал плечами Уфимцев, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».

Так что вместе с аналитическим отчетом РСА планирует направить в ЦБ также свои предложения по совершенствованию механизма натурального возмещения. И первым пунктом в них будут значиться запчасти б/у. «Страховщики в Краснодаре, в Ростове, пытаясь активно внедрять натуральную форму, столкнулись с тем, что парк очень старый. Найти новые запчасти — либо самой станции невыгодно, либо страховщику невыгодно. Возникает стопор с двух сторон, получается, что станции берут на ремонт только более-менее новые машины», — отметил исполнительный директор РСА. Он добавил, что сложившаяся ситуация заставляет СТО, даже имеющие договоры со страховщиком, искать лазейки, а отсюда поток жалоб от клиентов. «Часты жалобы от потребителя, что станция уговаривает или втихаря пытается поставить ему старую запчасть, потому что либо ее найти невозможно, либо она дешевле с учетом износа», — заявил Уфимцев.

Тем не менее даже несмотря на это, по его словам, реформа по приоритету натурального возмещения в нынешнем виде тоже дала положительный эффект. Так что наибольший процент ее внедрения прошел именно в «токсичных» регионах.

 «КОМПАНИИ ОБЯЗАНЫ ПО МОБИЛЬНОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ РСА ПРОВОДИТЬ УРЕГУЛИРОВАНИЕ УБЫТКОВ»

Пожалуй, жизнь автовладельцев может хоть как-то облегчить только цифровизация. Страховщики стараются не отставать от веяний времени, предлагая сообщать об авариях онлайн. Недавнее нововведение — возможность регистрировать ДТП через мобильное приложение. Поправки в закон об ОСАГО вступили в силу еще с 1 июня, но требования к приложениям ЦБ утвердил только к 1 августа. В итоге оказалось, что пока ни одно из существующих мобильных приложений (они есть у РСА и у ряда страховых компаний) им не соответствует. Так что пока страховщики совершенствуют свои разработки, можно пользоваться ныне существующим — «ДТП.Европротокол». По сути, любой владелец смартфона может его установить и зафиксировать в нем данные по аварии. В программе есть три главные функции: проверка действительности полиса ОСАГО, фотографирование повреждений автомобилей с фиксацией координат и передача этих данных в АИС ОСАГО. Далее информация поступит в ту страховую компанию, куда потерпевший обратится за возмещением. При этом компания ни в коем случае не может отказать. «Компании обязаны по этому мобильному приложению РСА проводить урегулирование убытков. Если страховщик откажется, будут штрафные санкции», — заверил Уфимцев.

Вообще такой возможностью фиксации аварии можно воспользоваться во всех случаях, если обстоятельства соответствуют требованиям европротокола. По словам Юргенса, уже сейчас его заполняют в 39% случаев аварий. Так что в РСА не сомневаются в том, что приложение тоже будет пользоваться популярностью, тем более, как заверил Уфимцев, число скачиваний «неуклонно растет», а вместе с ним и число обращений. «Уже 45 страховых случаев через него прошли», — рассказал исполнительный директор РСА. В целом потенциал нового мобильного приложения оценивается союзом страховщиков в 1,4 млн убытков в год.

«ОКОЛО 3 МИЛЛИАРДОВ РУБЛЕЙ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ РЫНОК ПО СТРАХОВАНИЮ ЖИЛЬЯ»

Если отойти от автомобильной темы, то нельзя не вспомнить, что на днях президент Владимир Путин подписал закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций. Идея страхования жилья родилась после масштабных наводнений на Дальнем Востоке и сводилась к тому, чтобы снять чрезмерную нагрузку с федерального бюджета, который до сих пор возмещал гражданам потери в результате катаклизмов. Несмотря на это, многострадальный документ пылился в Госдуме с 2015 года, именно тогда он был принят в первом чтении и пополнил ряды приоритетных на весеннюю сессию Госдумы. Но дальнейшее рассмотрение затянулось, так как минфин представил новую концепцию законопроекта, которая не понравилась страховщикам. С этого момента и до лета 2018 года поправки обсуждались, пока все не пришли к компромиссу. Впрочем, закон вступает в силу только спустя год.

Тем не менее принуждать никого к страхованию жилья не будут, это останется добровольной опцией. Но если все-таки гражданин решит застраховать дом или квартиру, то в случае чрезвычайной ситуации получит компенсацию как от государства, так и от страховщика. Пока предполагается, что будут разработаны и утверждены региональные программы страхования жилья по аналогии с той, что действует в Москве, где плата по договору включается отдельной строкой в квитанции за ЖКУ.

Согласно законодательству, выплаты по страхованию жилья будут складываться из обязательных выплат из федерального бюджета при полном уничтожении жилья в результате ЧС федерального масштаба. Пока что рассматривается минимальная страховая сумма в 300 тыс. рублей, а предполагаемый тариф по этой части выплаты — 350 рублей, из которых 50 рублей пойдут страховщикам за администрирование. Еще одной выплатой может стать некая сумма из регионального бюджета, но при условии, если в субъекте действует программа страхования жилья. Наконец, в законе также допускается выплата по рискам, отличным от ЧС, например пожар, затопление и прочие ситуации по договоренности со страховой компанией.

Уфимцев обратил внимание, что основной груз ответственности принятый закон возлагает на региональные программы страхования жилья, которые еще только предстоит разработать. Но сделать это без участия страховых компаний будет сложно. «Если сделать ее без страховщиков, то они рискуют сделать такую, на которую никто не заявится из страховщиков», — пояснил он. А чтобы регионы не спустили на тормоза разработку региональных программ, в отношении них будут действовать специальные критерии оценки, которые будет утверждать сам президент. При этом закон возлагает на всероссийский союз страховщиков (ВСС) создание «Автоматизированной информационной системы» (АИС) страхования жилья по всей стране. Она, по словам Уфимцева, должна быть готова уже в сентябре 2018 года.

В целом разброс в оценках потенциального рынка страхования жилья довольно велик. Как пояснил Уфимцев, если бы все 56 млн владельцев застраховали свое жилье, то ежегодный объем премий составлял бы 20–25 млрд рублей. Даже если бы на это решилась половина — уже 7–10 миллиардов. Но сами страховщики склоняются к пессимистичному прогнозу. «Кроме Москвы и ряда еще регионов — 15–20, которые региональные программы сделают в ближайшее время и которые запустят, тогда с учетом московского рынка будет около 3 миллиардов рублей потенциальный рынок по страхованию жилья», — предполагает представитель союза страховщиков.