В советском прошлом крупнейший и фактический единственный в Набережных Челнах продавец автомобилей ВАЗ ОАО «Челны- Лада» попрощалось с автомобильным бизнесом В советском прошлом крупнейший и фактически единственный в Набережных Челнах продавец автомобилей «ВАЗ» ОАО «Челны-Лада» попрощался с автомобильным бизнесом

«В ШОУ-РУМЕ ТЕПЕРЬ БУДЕТ МАГАЗИН ПО ПРОДАЖЕ ОБОЕВ»

В советском прошлом крупнейший и фактически единственный в Набережных Челнах продавец автомобилей «ВАЗ», ОАО «Челны-Лада», попрощался с автомобильным бизнесом. Информация о прекращении дилерских отношения с АвтоВАЗом и появившимися в связи с этим планами заняться сдачей в аренду свободных площадей на днях была опубликована в годовом отчете компании за прошлый год. «В связи с прекращением деятельности ОАО „Челны-Лада“ в рамках дилерского договора с ОАО „АвтоВАЗ“ основным направлением для получения доходов будет сдача в аренду свободных площадей. Для достижения поставленных целей ставятся следующие задачи: увеличение площадей производственного корпуса и АБК, сданных в аренду, а также оптимизация расходов, в том числе затрат на заработную плату и энергоносителей», — говорится в отчете. Интересно, что отчет не содержит данных о выручке, в нем говорится лишь о прибыли в 7 млн рублей и расходах в 63 млн рублей.  

Впервые информация о том, что «Челны-Лада» больше не будет иметь статуса официального дилера АвтоВАЗа, появилась в январе этого года. Тогда сообщалось, что дилерство прекращено по обоюдному согласию «Челны-Лады» и АвтоВАЗа. Теперь компания заявила об этом официально, поставив таким образом точку в истории «Челны-Лады» как автомобильной компании. Как убедился сегодня корреспондент «БИЗНЕС Online», в настоящее время в бывшем шоу-руме вазовского дилера на улице Беляева новый арендатор заканчивает ремонт, чтобы открыть магазин по продаже обоев.

В настоящее время в бывшем шоу-руме вазовского дилера, на улице Беляева, новый арендатор заканчивает ремонт, чтобы открыть здесь магазин по продаже обоев В настоящее время в бывшем шоу-руме вазовского дилера на улице Беляева новый арендатор заканчивает ремонт, чтобы открыть здесь магазин по продаже обоев

В настоящее время, судя по информации на официальном сайте АвтоВАЗа, в Набережных Челнах остается всего два официальных дилера — это компании «Авто-1» известных предпринимателей Айдара Шамсетдинова и Захида Афзалова и «ТрансТехСервис» Вячеслава Зубарева. К слову, примерно в то же самое время, в январе, дилерский договор потерял еще один челнинский дилер тольяттинского автозавода — компания «ЦРОА АвтоЛайн» известного бизнесмена Николая Алексеева, работавшая на авторынке «Кама».

Формально соглашение с «Челны-Ладой» АвтоВАЗ не стал продлевать из-за того, что помещения фирмы не соответствовали корпоративным требованиям производителя, хотя наверняка у автопроизводителя нашлись и другие, более веские причины для прекращения работы компании в качестве своего дилера. Именно тогда в руководстве АвтоВАЗа, по словам участников рынка, в отдел развития дилерской сети пришли новые люди, и первые кардинальные решения, как говорится, не заставили себя долго ждать. «Новое руководство стало жестко вести себя по отношению к компаниям, которые не соблюдали стандарты. Если раньше эти вопросы как-то можно было решать, оттягивать, передоговариваться, сроки переносить, то с их приходом стало все просто. Либо ты выполняешь условия, либо уходишь. По всей видимости, „Челны-Лада“ либо не перестроилась, либо решила, что сможет передоговориться. Но в итоге этот вариант не прошел. У них ничего не получилось», — говорит «БИЗНЕС Online» один из участников рынка.

Ясно одно: «Челны-Лада», если сравнивать ее показатели продаж с другими игроками на рынке автомобилей «Лада», была не самым сильным игроком. В годовом отчете говорится, что компания занимает 22% на рынке Набережных Челнов по машинам этой марки. К слову, маркетологи «Челны-Лады», судя по данным в годовом отчете, считают, что ТТС занимает на рынке автомобилей LADA долю в 33%, «Авто-1» — в 36%, а закрывшийся «Автолайн» — всего 9%. 

«Челны-Лада», если сравнивать ее показатели продаж с другими игроками на рынке автомобилей Лада была не самым сильным игроком «Челны-Лада», если сравнивать ее показатели продаж с другими игроками на рынке автомобилей «Лада», была не самым сильным игроком

Фактически «Челны-Лада» с 2009 года находится под контролем топ-менеджмента Камского коммерческого банка. В совет директоров «Челны-Лады», согласно годовому отчету, на последнем собрании акционеров было выбрано пять членов: Розалия Габдуллина — председатель правления Камкомбанка, Эльвира Хабибуллина  — зампредправления Камкомбанка, Зульфия Габдрахманова — зампредправления Камкомбанка, Вита Корабельникова — директор ООО «Татлизинг» и буквально до недавнего времени гендиректор ОАО «Челны-Лады», Ильдар Хабибуллин — индивидуальный предприниматель, основной вид деятельности которого — розничная торговля автомобильными узлами и деталями. 

С 2009 года в «Челны-Ладе» сменились шесть генеральных директоров. В настоящее время обязанности и. о. гендиректора возложены на Наталью Троицкую, которая в июне сменила упоминавшуюся уже выше Корабельникову. Дозвониться до Троицкой «БИЗНЕС Online», к сожалению, не удалось.

Еще в начале нулевых собственником автоцентра стал пул из екатеринбургских и самарских бизнесменов, которые, не особо вкладываясь в развитие компании, пытались конкурировать с сильнейшими на тот момент игроками челнинского рынка автомобилей — «ТТС» и «Сапсаном», но без особого успеха. В итоге собственником компании стал Камкомбанк. Бизнесмены взяли кредит на развитие, но не смогли вовремя рассчитаться.

По информации от участников челнинского авторынка известно, что «Камкомбанк» на протяжении последних лет вел переговоры с игроками рынка о продаже актива вместе с еще действующим на тот момент и дилерским соглашением Камкомбанк на протяжении последних лет вел переговоры с игроками рынка о продаже актива вместе с еще действующим на тот момент и дилерским соглашением

КАМКОМБАНК У РУЛЯ

По информации от участников челнинского авторынка, известно, что Камкомбанк на протяжении последних лет вел переговоры с игроками рынка о продаже актива вместе с еще действующим на тот момент и дилерским соглашением. Называлась даже цена: за сервисную зону и шоу-рум общей площадью около 2,5 тыс. кв. м банкиры якобы просили около 80 млн рублей. Когда дилерский договор с АвтоВАЗом продлен не был, потенциальные покупатели потеряли интерес к сделке. Впрочем, участники рынка отмечают, что Камкомбанк, которому бизнес достался вынужденно, фактически за долги, внакладе все равно не остался, успев отбить вложенные в компанию средства.

По данным годового отчета, в 2016 году выручка «Челны-Лады» составила 530 млн рублей, причем 515 млн из них поступило от сбыта автомобилей, запчастей и ремонта. Было продано 1453 машины, в том числе 980 новых, остальные — по трейд-ин.

Эксперты авторынка, с которыми пообщался «БИЗНЕС Online», высказали сомнения в том, что площади, которые теперь будет сдавать в аренду «Челны-Лада», могут заинтересовать автомобильный бизнес. «Конечно, есть автомобильные компании, которые пытаются развиваться на арендованных площадях, но в Татарстане практика такова, что все стараются расти на собственных площадях. Это более правильный с точки зрения ситуации на автомобильном рынке вариант развития», — считает наш эксперт, добавляя, что серьезных игроков, которые бы работали на арендованных площадях, сейчас нет.

Эксперты авторынка, с которыми пообщался «БИЗНЕС Online» высказали сомнения в том, что площади которые теперь будет пытаться сдавать в аренду «Челны-Лада», могут быть интересны автомобильному бизнесу Эксперты авторынка, с которыми пообщался «БИЗНЕС Online», высказали сомнения в том, что площади, которые теперь будет сдавать в аренду «Челны-Лада», могут заинтересовать автомобильный бизнес

Согласно данным, которые были предоставлены «БИЗНЕС Online» аналитическим агентством «Автостат», максимальное количество регистраций новых автомобилей «Лада» в Набережных Челнах и Тукаевском районе было зафиксировано в 2011 году — 7243 машины. Начиная с этого времени, динамика продаж «ВАЗов» постоянно снижалась. Серьезное, практически полуторакратное падение продаж новых автомобилей LADA зарегистрировали в 2015 году. Если в 2014 году на учет в Челнах и Тукаевском районе было поставлено почти 4,5 тыс. новых «ВАЗов» , то в 2015 — только 2671. В 2017 году ситуация начала понемногу выправляться, на учет в общей сложности поставили уже чуть более 3 тыс. автомобилей, а за 6 месяцев этого года обладателями новеньких машин LADA стали почти 1,6 тыс. человек.

Что же касается того, как теперь распределятся доли между оставшимися игроками и есть ли на рынке место для третьего, участники отмечают, что «на рынке место есть всегда, потому что сильный вытолкнет слабого». Но дистрибьютор, как правило, защищает интересы даже слабых игроков, потому что ими сделаны определенные инвестиции в развитие бизнеса. Кроме того, если на территории работает успешный игрок, который, условно говоря, держит на рынке автомобилей LADA долю в 40% (а это достаточно хороший показатель), то дистрибьютор и в этом случае не будет предпринимать усилий, чтобы запустить туда еще кого-нибудь, потому что и так все в порядке.