Для властей не слишком мудро акцентировать внимание на законе об НДС в дополнение к пенсионному недовольству — особенно сейчас, когда «футбольный допинг» рассеялся. В своем материале для «БИЗНЕС Online» известный экономист Александр Виноградов также пишет о затее правительства обложить налогом самозанятых граждан и о «налоговом маневре» в нефтяной отрасли, из-за которого налоговый гнет стал таким, что для получения хоть какой-то прибыли цены на бензин пришлось резко повышать.
На следующий год мы засеем 100 гектаров –
и нехай хомяк подавится!
Фольклорное
Львиную долю инфопотока последних дней забил вопрос пенсионной реформы
«ВСЕ КОПИЛКИ ГОСУДАРСТВА ПОПОЛНЯЮТСЯ ЗА СЧЕТ ДЕНЕГ, ПРИНУДИТЕЛЬНО ИЗЪЯТЫХ У НАСЕЛЕНИЯ»
Последние дни инфопоток стал полностью предсказуемым – львиную долю его забил вопрос пенсионной реформы. Да, мы воспользуемся этим термином, что вдвойне забавно, поскольку, согласно всяким там непроверенным вредным слухам, по основным СМИ были разосланы темники, в которых указывалась нежелательность его употребления – мол, вызывает негативные коннотации и ассоциируется с «теми самыми» 90-ми годами прошлого века.
Пенсии действительно забили все, меня отдельно умилило составление некоторыми товарищами поименных списков тех депутатов Госдумы, кто проголосовал в четверг за, приняв в первом чтении данный закон, равно как и поиск скрытого смысла в протестном голосовании Натальи Поклонской и неучастии в голосовании 8 других депутатов «Единой России» – словно эти списки могут иметь какое-либо значение. Мне, однако, более интересна параллельная история, которая оказалась в тени всей этой пенсионной истории. Речь пойдет о разнообразных налоговых и квазиналоговых новациях, которые входят в нашу жизнь.
Для начала надо напомнить, что у государства (стационарного бандита, силового каркаса социума, оператора локальной инфраструктуры – кому какое определение ближе) своих финансовых ресурсов, как правило, нет. Все, что у него есть и чем оно может оперировать, – разнообразные бюджеты всех уровней, всякие государственные фонды и прочие копилки пополняются за счет денег, принудительно изъятых у населения, обитающего на данной территории. Не стоит забывать также о том, что это изъятие подразумевает наличие аппарата применения легитимного насилия: за милой девушкой в полупрозрачной блузке, сидящей в местном отделении ФНС, маячит тень могучего бойца в бронежилете, оснащенного всем арсеналом спецсредств для обеспечения кооперации. Это, очевидно, не исключительно российская ситуация – она является таковой практически везде, за исключением в некоторой степени Исландии и Швейцарии. Из этого простого соображения следует вывод, что государство при отсутствии компенсаторных механизмов в социуме (важнейшими из которых, на мой взгляд, стоит признать реально работающую демократию и ее оборотную сторону – вооруженность социума), постоянно стремится выдоить как можно больше денег из граждан, дабы потратить их на «нечто важное». И чем выше уверенность государства (власти) в своих силах, тем более активно оно действует в этом направлении. При этом я не даю этических (и тем более экономических) оценок самому этому явлению – ситуация такая, какая она есть.
«ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ НАЛОГОВЫЙ ГНЕТ СТАЛ ТАКИМ, ЧТО ЦЕНЫ НА БЕНЗИН ПРИШЛОСЬ РЕЗКО ПОВЫШАТЬ»
Кое-какая демократия в РФ все же присутствует, что довольно странно, ведь по опросам двухлетней давности подавляющее большинство россиян – 66% – полагают, что стране «необходима твердая рука, которая наведет порядок», а 69% видят необходимость в дальнейшем усилении роли государства во всех сферах жизни. Маловероятно, что эти цифры за истекшее время сильно изменились. Итоги известны: конституционное большинство ЕР в Госдуме и более чем уверенная победа Владимира Путина на недавних президентских выборах. Государство таким образом получило карт-бланш на широкий спектр мер, каковые и начали реализовываться – та самая «твердая рука» (милое понятие, отдает чем-то из сферы БДСМ – впрочем, исследование предпочтительных сексуальных практик граждан РФ стоит все же оставить за кадром) активизировала свою деятельность.
Во-первых, это повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% уже с начала 2019 года. Закон об этом повышении на истекшей неделе прошел уже второе чтение, первое было двумя неделями ранее, а третье намечено на 24 июля. При этом никаких особых поправок в законопроект внесено не было, и движется он, по сути, тихо, незаметно, но весьма быстро. Резон понятен: на кону примерно 600–620 млрд рублей, которые будут извлечены из карманов граждан и поступят в бюджет. Опять же для властей не слишком мудро акцентировать на этом внимание в дополнение к пенсионному недовольству – особенно сейчас, когда «футбольный допинг» наконец-то рассеялся. При этом против этой инициативы выступил экс-министр финансов, ныне глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин – по его мнению, для пополнения бюджета в тех же размерах было бы достаточно изменить цену отсечения по нефти в бюджетном правиле с $40 до $45 за баррель. Но эти доводы не были приняты парламентом.
Во-вторых, отдельного упоминания заслуживает вся эта сложная история с «налоговым маневром» в нефтяной отрасли и смежный с этим вопрос акцизов на бензин. Налоговый маневр – повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и сопутствующее снижение экспортных пошлин – был начат в 2015 году. Реформа должна была завершиться в 2017 году, когда пошлины опустились бы до 30%, но в 2016 году минфин предложил обнулить их полностью, соразмерно повысив НДПИ. Реформа эта, однако, застопорилась – фактически произошел мощный конфликт интересов правительства, нефтяников, переработчиков, лоббистов и так далее. При этом НДПИ повышался, соразмерного снижения пошлин не происходило, параллельно росли акцизы на бензин (для справки: в РФ доля акциза в стоимости бензина 63–65%, в США – около 22–24%), и это при практически одинаковой стоимости литра топлива на заправке. Сыграла свою роль и разница в пошлинах на экспорт сырой нефти и продуктов переработки. Ситуация в итоге оказалась весьма запутанной, но совершенно однозначной для нефтяников: налоговый гнет стал таким, что для получения хоть какой-то прибыли цены на бензин пришлось резко повышать, причем чуть ли не в 10 раз быстрее официальной инфляции.
При этом траты на бензин весьма схожи с расходами на уплату НДС – оба этих вида расходов немедленно отражаются на цене товаров для конечного потребителя. Люди взвыли, пошли народные выступления – и правительство, вероятно, не желая портить картинку перед футболом, приняло решение не проводить с 1 июля плановое повышение акцизов и даже несколько снизить их. В обмен на это с нефтяных компаний было взято обещание удерживать какое-то время цены на бензин – и вроде бы пока это удается. Сам же маневр, судя по всему, наконец-то будет завершен: законопроект об этом прошел второе чтение, и итогом этого будет пополнение бюджета на 1,1–1,6 трлн. рублей за ближайшие 6 лет.
Государство четко и однозначно задалось целью выдоить побольше денег из населения
«ГОСУДАРСТВО ДАСТ ГРАЖДАНАМ МЕНЬШЕ ДЕНЕГ, СТАРАТЕЛЬНО ИМ ДОКАЗЫВАЯ, КАК ЭТО ДЛЯ НИХ ХОРОШО, ПОЛЕЗНО И ПРАВИЛЬНО»
Третья история является весьма странной – и тем внимательнее стоит к ней отнестись. Из регионов сообщают, что местные отделения ФНС стали массово рассылать гражданам налоговые квитанции на отсутствующие у них по документам земельные участки, требуя, что характерно, уплаты земельного налога. На естественный вопрос «Какого, собственно?» из ФНС обычно следует ответ: «Такие данные у нас от Росреестра». Переписка с этой структурой на тему «и где это я вступил во владение» также ни к чему не приводит – и отказаться от такого «подарка» со стороны государства юридически оказывается крайне сложно. При этом надо понимать, что речь идет не о «золотой миле», не о ценном активе вида «земля в курортной зоне», и даже не о хрестоматийном метре государственной границе – обычно это никому не нужные земли, которые, однако, подпадают под налог. Складывается впечатление, что подобного рода эксцессы есть тихая политика местных (не федеральных) властей, поскольку земельный налог поступает в бюджет региона, а он сейчас массово дефицитен.
В-четвертых, никуда не делась и затея обложить налогом самозанятых граждан. Концепция этого налога была доработана минфином. Ведомство предлагает установить налог на уровне 2,5% с выручки для тех, кто оказывает услуги гражданам и при работе на основании патента, и 4,5% для предоставляющих услуги организациям и для сдающих имущество в аренду. При этом о самом размере ставок пока еще идет дискуссия, они не установлены окончательно. Цель все та же: государство получит свою долю от доходов, которые имеют люди в рамках эксполярной (гаражной) экономики.
В общем-то, и всю историю с пенсионной реформой можно рассматривать в этом же ключе. По сути, ее можно свести к одному действию – государство даст гражданам меньше денег (т. е. больше оставит себе), при этом старательно доказывая гражданам, как это для них хорошо, полезно и правильно. Правда, иногда случается мило и забавно – так, Ян Лузин, депутат законодательного собрания Псковской области, в своем выступлении сравнил граждан с непонятливыми детьми, а противников пенсионной реформы – с «врагами народа». «Сильная рука», столь любимая россиянами, – как она есть.
«КАРТИНА СТАНОВИТСЯ ЕЩЕ БОЛЕЕ НЕПРИГЛЯДНОЙ...»
Подведем итоги. Получается, что государство четко и однозначно задалось целью выдоить побольше денег из населения. Цель этого старательного запрятывания денег в защечные мешки, подобно известному пушистому зверьку, также просматривается – с наибольшей вероятностью это очередной «майский указ» Владимира Путина, на реализацию которого не хватает, по текущим данным, 8 трлн рублей. Смысла в этом, на мой взгляд, немного: историю реализации российских программ и планов я рассматривал полтора месяца назад, и, если кратко, успехами здесь особыми не похвастаешься. Соответственно, нет никаких резонов ожидать успеха и от этой программы, но процесс изъятия денег, который уже начался, остановить весьма сложно. Собственно говоря, остановка эта маловероятна в эволюционном формате – на ум приходит нечто, семантически связанное с понятиями «экстремизм», «майдан», «кровавые шекели госдепа» и тому подобными хтоническими ужасами, от которых добропорядочным и благонравным россиянам надо держаться подальше. Кстати говоря, недавно по этому пути пошли на Гаити: рост цен на бензин привел к массовым протестам населения и уходу правительства в отставку. Впрочем, это их дело.
Надо также понимать, что повышение налогов всегда, сразу и резко негативно отражается на ВВП страны – просто потому, что изъятие денег ведет к падению совокупного спроса граждан. Даже если бы этот спрос весь ушел на импортные товары, это все равно привело бы к росту: оптовая и розничная торговля вкупе с логистикой взяли бы свою долю. При этом совершенно не факт, что эти деньги, будучи использованы изъявшим их государством, принесут такую же пользу экономике – это запросто может оказаться неэффективная бессмысленная инвестиция. Иначе говоря, Россию в обозримом будущем, помимо усиления налогообложения, ждет еще и замедление экономического роста либо даже переход его в отрицательную область. Все это – на фоне уже идущего замедления: по данным минэкономразвития, рост ВВП с 2,2% в апреле и мае сократился до 1,1% в июне, что почти вдвое ниже планки, которую правительство поставило в качестве цели на текущий год (1,9%). При этом МЭР уже были вынуждены скорректировать свой прогноз в полтора раза – с 2,2% тремя месяцами ранее они ожидают годовой рост всего лишь на уровне 1,4%. Картина становится еще более неприглядной, если вспомнить про вполне комфортные уровни цен на нефть и профицитный бюджет, что опять же не стыкуется с идеей повышения налогов.
Но опять же граждане сами дали государству право на проведение в жизнь всех этих мер, так что удивляться и печалиться тут особо нечему. Правда, картина может несколько измениться после 9 сентября – единого дня голосования. Там и посмотрим.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.