. Обсудив итоги по турпотоку, тысячи съеденных хот-догов и 100 тыс. л выпитого пива, в исполкоме вернулись к текущим темам — мусору и нестационарной торговле
Фото: kzn.ru

ИТОГИ ЧМ-2018: ТОННЫ СЪЕДЕННОЙ ЕДЫ, 100 ТЫС. Л ВЫПИТОГО ПИВА, МАТЕРИАЛЬНЫЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ДИВИДЕНДЫ

Сегодня на деловом понедельнике в исполкоме Казани подвели окончательные итоги ЧМ-2018 для города. 

«Дни чемпионата скоро станут легендой, и в обозримом будущем вряд ли мы увидим что-то такое же масштабное, — сказал ведущий совещания глава исполкома Казани Денис Калинкин (мэр города Ильсур Метшин находится в плановом отпуске). — Хочу поблагодарить всех за проделанную работу, попотеть пришлось всем».

Начальник отдела реализации спортивных проектов Роман Ивачев рассказал, что посетители площадки фестиваля болельщиков ЧМ-2018 за время его работы съели 70–80 т еды и выпили около 100 тыс. л пива. Всего в фан-зоне работало 67 точек продаж еды и напитков. Наибольшей популярностью пользовались хот-доги (реализовано 30 тыс. штук), картофель фри (20 тыс. порций) и тортилья томатная с курицей и сыром (8 тыс. порций). Из напитков гости фан-зоны предпочитали пиво: продано 195 тыс. банок (около 100 тыс. л), на втором месте — вода: раскупили 33 тыс. бутылок. Коммерческий эффект Ивачев назвать затруднился: все, что связано с продажами, курирует ФИФА, это коммерческая тайна. Впрочем, ее завесу на минувшей неделе приоткрыл госкомитет РТ по туризму: расходы туристов на территории Татарстана в период чемпионата мира по футболу составили 11,2 млрд рублей.


Всего в казанской фан-зоне ежедневно обслуживались в среднем свыше 30 тыс. гостей, 500 представителей оргкомитета и 220 волонтеров. Безопасность площадки обеспечивали 600 сотрудников МВД и иных ведомств, 250 сотрудников ЧОПов, на территории фан-феста дежурило пять карет скорой помощи, две пожарные машины, две машины МВД предварительного заключения.

Отдельно в исполкоме сказали спасибо за терпение жителям домов «последней мили». Им мундиаль послал немало испытаний: во время матчей дороги перекрывали на 8 часов. В среднем загруженность дорог во время матчей в Казани составляла около 3 баллов.

По словам Калинкина, Казань из всех городов-организаторов получила самое небольшое финансирование. Город располагал практически всей инфраструктурой. Под ЧМ удалось благоустроить территорию вокруг «Казана», завершить один из этапов набережной озера Кабан, провести озеленение, ремонт дорог.

«Помимо материального наследия, есть и нематериальные дивиденды. Это и организаторский опыт, и, что еще важнее, впечатления от города. Это не показуха, как считают отдельные люди, — отметил глава исполкома. — Это очень непростая работа над репутацией города, требующая огромных усилий».

Всего в казанской фан-зоне ежедневно обслуживались в среднем свыше 30 тыс. гостей Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОПУЛЯРНЫЕ МАТРЕШКИ И ТЮБЕТЕЙКИ, ЩЕДРЫЕ АВСТРАЛИЙЦЫ И МНОГОЧИСЛЕННЫЕ КОЛУМБИЙЦЫ

Тему продолжила глава комитета по туризму Казани Дарья Санникова. Она напомнила, что за время проведения матчей чемпионата мира по футболу в Казани с 14 июня по 6 июля столицу РТ посетили 300 тыс. туристов и экскурсантов. На футбольных матчах на стадионе «Казань Арена» побывали 254,4 тыс. человек. Загрузка «Казань Арены» на матчах ЧМ составляла от 96,3% до 100%. Самыми популярными местами для посещения туристов в городе стали улица Баумана и Казанский кремль, который за дни ЧМ посетили 297,2 тыс. человек.

По данным о продаже билетов на матчи, из 300 тыс. туристов 65% были иностранцами. Больше всего болельщиков приехало из Южной Америки (лидер здесь Колумбия — 11,6 тыс. человек) и Австралии (6 тыс. человек). Больше всего денег в ресторанах, кафе тратили австралийцы — 4–5 тыс. рублей (в среднем иностранцы потратили в Казани 35–37 тыс. рублей с учетом проживания), а колумбийцы также побили рекорд по количеству дней пребывания. В общей сложности они прожили в столице РТ больше недели. Лидерами по размещению автокемпингов на территории ВЦ «Казанская ярмарка» также стали колумбийцы — в 9 автодомах проживали 37 человек. Всего во время чемпионата в Казани было размещено 16 автокемпингов (один — граждан Швейцарии, два автодома болельщиков из Германии, четыре — граждан России). Средняя загрузка хостелов во время чемпионата составила 81%, в дни матчей — 91,5%. Пик бронирования (99%) пришелся на 6 июня — последний в Казани матч между сборными Бразилии и Бельгии. 


Аэропорт Казани во время ЧМ обслужил 322,5 тыс. пассажиров (за аналогичный период 2017 года — 233,3 тыс. пассажиров). Спортсмены, болельщики, делегации в составе организованных групп составили 16% (50,8 тыс. человек) от общего пассажиропотока. Пассажиропоток на водном транспорте с 14 июня по 6 июля вырос на 26,5%.

Во время ЧМ в Казани подскочил интерес к экскурсиям на двухэтажных автобусах. В этот период на них прокатились 8,1 тыс. человек, из которых 46% — иностранцы. Наиболее популярным сувениром в Казани у иностранцев была матрешка, далее идут магниты с символикой чемпионата, а из национальной продукции чаще всего туристы покупали тюбетейки и обувь. Спросом пользовались также куклы ручной работы, одетые в национальные костюмы, керамика и музыкальные инструменты.

Сославшись на местных рестораторов, Санникова сказал, что рост спроса на блюда татарской кухни за период чемпионата увеличился в среднем на 20–30%.


«ПОКА ДЕЛИМ ТОЛЬКО НА СУХИЕ И ВЛАЖНЫЕ ОТХОДЫ»: ДУАЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА В КАЗАНИ НАЧНУТ 1 АВГУСТА С АВИАСТРОЯ

Вслед за праздником наступили будни. На повестке дня — новая схема обращения с отходами, которая должна начать действовать с 2019 года. Конкурс по выбору регионального оператора в восточной зоне республики уже объявлен, а в западной, куда входит Казанская агломерация, все еще нет, но город уже начал готовиться. 

«От нас это потребует перехода на раздельный сбор мусора и подготовки всей инфраструктуры», — сказал Калинкин. По словам замруководителя исполкома Искандера Гиниятуллина, вся деятельность по сбору, сортировке, переработке отходов должна быть организована к 2022 году. К этому времени на утилизацию должны отправляться только несортируемые фракции отходов.

В Казани пилотный проект по внедрению раздельного сбора коммунальных отходов стартует 1 августа в многоквартирных домах, управляемых ООО «УК Авиастроительного района». На 109 контейнерных площадках будет установлено 428 контейнеров с наклейками желтого и серого цвета для раздельного сбора мусора.

«Раздельный сбор реально и можно реализовать в тех домах, где нет мусоропровода, в домах, наиболее полно оснащенных контейнерными площадками, — объяснил выбор района Гиниятуллин. — В Авиастроительном районе у нас практически нет в эксплуатации мусоропроводов, поэтому было принято решение начать учиться именно здесь».

По словам замруководителя исполкома, все расходы на себя берет управляющая компания. Исполком выделяет средства на приобретение через конкурс более 80 экобоксов для сбора опасных отходов трех батареек, ртутных, люминесцентных энергосберегающих ламп, градусников. 10 из них позднее будет установлено также в Авиастроительном районе в местах наибольшего трафика жителей.

Контейнеры с желтой наклейкой предназначены для сортируемых сухих чистых отходов, пригодных для промышленной переработки. К ним относятся газеты, тетради, писчая бумага, картон, стеклянные банки, бутылки, битое стекло, пластиковые бутылки от молока и молочных продуктов, воды, пива, соков и других жидкостей, канистры, ведра, тазы, полиэтиленовые пакеты и пленка, металлические банки из-под напитков и консервов, крышки, аэрозольные баллончики и другое железо. Контейнеры с серой наклейкой — для несортируемых влажных и прочих отходов. К этой категории относятся пищевые отходы, а также журналы, рекламные буклеты, листовки, плакаты из глянцевой бумаги, пенопластовые лотки от готовых продуктов, стаканчики от кофе на вынос, упаковки тетрапак от молока, кефира, соков, пакеты от чипсов, хрустящие прозрачные коробки от тортов, пирожных, салатов, одежда, текстиль, обувь, мокрые тряпки, ветошь, замоченный картон и бумага. В общем, влажные или мокрые отходы.

«В дальнейшем будем расширять номенклатуру, выделять контейнеры под отдельные фракции. Пока делим только на сухие и влажные отходы», — подчеркнул Гиниятуллин.

В Казани пилотный проект по внедрению раздельного сбора коммунальных отходов стартует 1 августа в многоквартирных домах, управляемых ООО «УК Авиастроительного района» Фото: kzn.ru

Официально же раздельный сбор отходов должен начаться повсеместно с 1 января 2019 года. «У нас есть несколько месяцев на то, чтобы эту ситуацию обкатать. Если все пойдет успешно, без сбоев, то до конца года зайдем куда-то еще», — сказал замруководителя исполкома о том, когда раздельный сбор введут в других районах.

Перерабатываемые отходы будут направляться на сортировочные станции для разделения на фракции и дальнейшей отправки их на переработку. Содержимое контейнеров с серыми наклейками будет направляться на полигон ТБО для захоронения. Опасные отходы, собранные в экобоксы, будут вывозиться на переработку в специализированные предприятия.

«Это уже не просто отдельный объект, где устанавливается пара контейнеров, а масштабный „пилот“, — сказал Калинкин. — Ключевой фактор на сегодня — информирование жителей. Особенно на первых порах. От того, как мы объясним людям, как и куда какой мусор складывать, будет зависеть результат. Всегда найдутся те, кто ни сном ни духом... Да и тем, кто в курсе, трудно будет переучиваться, но начинать надо. Пока на территории одного района и одной управляющей компании, а дальше будем расширяться».

Для облегчения на контейнерах будут размещены информационные наклейки с символическим изображением складируемых отходов и надписями на русском и татарском языках. Возле контейнерных площадок, на информационных стендах в подъездах домов будет вывешена информация о порядке сбора отходов. Помимо этого, будет организовано информирование населения путем раздачи листовок, размещения объявлений, плакатов и баннеров.

По словам Гиниятуллина, за 6 месяцев текущего года коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями собрано 8,7 тыс. т вторсырья. Это в два раза больше, чем за весь прошлый год. Собранное в прошлом году вторсырье в Казани составило менее 1% всех собранных отходов.


ИСПОЛКОМ ДАЕТ РЫНКУ 740 МЕСТ ПОД «НЕСТАЦИОНАРКУ», РАССЧИТЫВАЯ НА 50 МЛН РУБЛЕЙ ДОХОДА

Осталась с прошлого заседания, на котором побывал лично президент ФИФА Джанни Инфантино, тема начала приема заявок на размещение нестационарных торговых объектов. Всего в окончательном варианте — схемы размещения 740 мест. Прием заявок стартует сегодня.

По словам председателя комитета потребительского рынка Руслана Фазылянова, около 600 мест реализуют без проведения торгов — преимущественное право получат предприниматели, имевшие на 1 марта 2015 года действующий договор аренды земельного участка и надлежащим образом исполнявшие свои обязательства. Предпринимателям, чьи торговые точки убрали из схемы размещения, предложат альтернативные варианты на выбор. Есть ряд мест, по которым аукционы пройдут впервые.

Стартовая цена на каждое место определена независимой рыночной оценкой, которую провела специализированная организация, и варьируется от 307 рублей до 362 рублей за квадратный метр в месяц в зависимости от месторасположения. Всего от размещения нестационарных объектов в городе планируют выручить 50 млн рублей. Для сравнения: место площадью 50 кв. м в 2011 году можно было арендовать за 105 тыс. рублей в год. Сейчас такое же место обойдется в 200 тыс. рублей в год.

Следить будут не то только за внешним видом павильонов, но и за соблюдением границ выделенного под объект участка и за профилем работы павильонов Фото: kzn.ru

«Рост — в два раза, однако проведенный нами анализ коммерческой недвижимости показал, что цена вполне приемлемая», — сказал Фазылянов, подчеркнув, что внешний вид объектов утвержден в управлении архитектуры. Чтобы сделать павильон по типовому проекту, предпринимателю нужно вложить 300–400 тыс. рублей. Павильоны, сделанные по индивидуальным проектам, также необходимо будет согласовать перед установкой.

Следить будут не то только за внешним видом, но и за соблюдением границ выделенного под объект участка и за профилем работы павильонов. Грубо говоря, там, где должны торговать цветами, обязаны продавать цветы, а не пиво и т. д. Продолжится борьба с незаконными павильонами: за прошлый год в Казани демонтировали 224 незаконные торговые точки.

«Бороться с ними будем беспощадно, точно не будет лояльностей. 740 точек — это много, но контролировать договорные обязательства прошу по каждой», — подвел черту обсуждению Калинкин.