Символичное событие произошло накануне на заводе им. Горького – там заложили последний из запланированных малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» Символичное событие произошло накануне на заводе им. Горького – там заложили последний из запланированных малых ракетных кораблей проекта 21631 «Буян-М» Фото: ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького»

НАСТОЯЩИЕ «БУЯНЫ»

Вчерашнюю закладку вполне можно назвать вехой: «Ставрополь» станет 12-м (символичная цифра) и последним кораблем проекта 21631 «Буян-М» (автор – Зеленодольское проектно-конструкторское бюро). Именно этот проект, по сути, вдохнул вторую жизнь в завод им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс»). 15 лет назад предприятие определили головным исполнителем работ по перевооружению Каспийской флотилии, а начиная с мая 2010 года оно подписало с министерством обороны три контракта на строительство 12 МРК «Буян-М». Эти корабли стали воистину супервостребованными, причем сразу на четырех морях.

Основные ТТХ проекта 21631 «Буян-М». Экипаж — 32–36 человек; длина — 74,1 м; ширина — 11 м; осадка — 2,6 м; водоизмещение — 949 т; скорость — 25 узлов, дальность хода — не менее 1500 миль, автономность — не менее 10 суток. Вооружение: установка вертикального пуска комплекса «Калибр-НК» на 8 ракет; 100-мм артиллерийская установка АК-190-01/А-190М; 30-мм установка АК-630М-2 «Дуэт»; две 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки; два ЗРК «Гибка»; три 7,62-мм пулемета; противодиверсионный гранатомет.

6 «Буянов-М» уже несут службу. «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг» в 2014 году, как и планировалось, были введены в состав Каспийской флотилии. Свои ударные возможности они показали 7 октября 2015-го, когда выпустили по объектам ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) в Сирии крылатые ракеты комплекса «Калибр-НК». Давно российский флот не проводил столь эффектных «показательных» стрельб – эти кадры облетели весь мир. 20 ноября того же года последовал новый залп.

«Зеленый Дол» и «Серпухов», против ожиданий, отправились не на Каспий – политическая обстановка потребовала их присутствия на Черноморском флоте (ЧФ). Однако там они долго не задержались: пройдя испытание службой у берегов Сирии, в октябре 2016 года они отправились на Балтийский флот – их переход тогда наделал немало шума в Европе. На днях – новые волнения, особенно на Украине. В середине июня «Град Свияжск» и «Великий Устюг» совершили переход по внутренним водным путям с Каспийского на Черное море. Впрочем, там корабли надолго не задержались, и 17 июня, пройдя черноморские проливы, они направились на боевую службу в Средиземное море. Куда они вернутся для дальнейшей службы, пока неясно. Сегодня заместитель министра обороны Алексей Криворучко уклонился от ответа на этот вопрос «БИЗНЕС Online».

Нынешняя закладка стала первым публичным выходом в РТ нового замминистра обороны Алексея Криворучко Нынешняя закладка стала первым публичным выходом в РТ нового замминистра обороны Алексея Криворучко Фото: ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького»

«БУДЕМ ЗАГРУЖАТЬ ВАС РАБОТОЙ»

Отметим, что это первый для нового замминистра (назначен 13 июня) визит в Татарстан. Напомним, на этом посту он сменил Юрия Борисова, который стал (вместо Дмитрия Рогозина) вице-премьером по оборонно-промышленному комплексу. На фоне грозного Борисова, который мог круто поговорить с оборонщиками словами из «народной анатомии», 43-летний Криворучко пока производит впечатление штатского интеллигента, одетого в военную форму. В общем-то, его биография предполагает именно такой образ. Юрист по образованию, он последовательно занимал средне- и топменеджерские должности на Ростовском заводе гражданской авиации, в «Аэрофлоте», Рособоронэкспорте, «Аэроэкспрессе», на АвтоВАЗе, а в 2014 году его назначили генеральным директором концерна «Калашников».

«Уверен,  что вы справитесь с работой, — обратился он вчера к заводчанам. — Все будет качественно. Это подтвердил и ваш предыдущий опыт. Все корабли, которые вами сданы, находятся на службе, в том числе у берегов Сирии».

Алексей Криворучко: «Все корабли, которые вами сданы, находятся на службе, в том числе, у берегов Сирии» Алексей Криворучко: «Все корабли, которые вами сданы, находятся на службе, в том числе у берегов Сирии» Фото: ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького»

В том числе сдан флоту «Вышний Волочек» — 1 июня он был принят в состав ЧФ. Отметим, что его передача носит знаковый характер. Напомним, 5 первых «Буянов-М» оснащены немецкими дизелями MTU, но после введения санкций немцы отказались продолжать поставки. Эти неприятности ударили по «Вышнему Волочку». Он был заложен еще в августе 2013 года, но в 2015-м его строительство приостановили. Далее военные приняли решение устанавливать на МРК этого проекта китайские двигатели. Замена главной энергетической установки затянула строительство. Вчера корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у Криворучко, как показывают себя китайские движки, но он опять-таки уклонился от ответа на вопрос.

Добавим, что на стапелях завода им. Горького еще 5 «Буянов-М»: «Орехово-Зуево» (предположительно, спущен на воду в 2017 году и до конца этого года будет передан ВМФ), «Ингушетия» (спущен на воду этой весной), «Грайворон», «Град» и «Наро-Фоминск».

«Мы будем загружать вас работой, завод точно будет жить», — пообещал заводчанам Криворучко. Интересно, что заложенный накануне корабль получил наименование «Ставрополь», а Криворучко – уроженец именно этого города. Совпадение?..

Данияр Набиуллин