У одного из старейших туроператоров — «Натали Турс» — начались серьезные проблемы: компания не оплатила часть отелей для своих туристов в ЕвропеФото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Савостьянов

«ТОЛЬКО ОБЪЕДИНИВ УСИЛИЯ, МЫ СМОЖЕМ НЕ ПОДВЕСТИ КЛИЕНТОВ ЕЩЕ БОЛЬШЕ»

О том, что «Натали Турс» испытывает значительные трудности, стало известно несколько дней назад, когда юрлицо компании «Панорама Тур» отменило чартеры в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталью и Ираклион из-за низких финансовых показателей. Туристам тогда предложили вернуть деньги. Но масштаб происходящего стал понятен, когда гендиректор компании Владимир Воробьев в своем «Фейсбуке» признался, что испанская компания W2Meet по финансовым причинам прекратила сотрудничество с ними и аннулировала бронь отелей.

Примечательно, что в посте Воробьева речь идет не о способах улучшения ситуации, но о том, как бы не сделать еще хуже. «Для того, чтобы не создавать дополнительных проблем, были приняты решения остановить чартерные программы в Испанию и отказаться от мест по ряду направлений. Соответствующая информация была оперативно доведена до рынка, что позволило избежать серьезных осложнений в аэропортах вылета, прилета и на курортах. Рейсы улетели с односторонней загрузкой, все туристы были вывезены домой. В течении недели будут вывезены туристы, остающиеся на курортах. <...> Только объединив усилия сотрудников агентств, Натали турс, парнеров на курортах мы сможем не подвести еще больше наших с Вами клиентов и компенсировать им возникшие потери», — пишет гендиректор туроператора (орфография и пунктуация сохранены — прим. ред.).

При этом, по оценкам источников «Коммерсанта», на сегодняшний день «Натали Турс» задолжал контрагентам в общей сложности $1 млн, а клиенты туроператора не могут заселиться в отели в Испании, Турции и Таиланде. Президент союза туристических агентств Сергей Голов рассказал газете о десятках звонков от клиентов «Натали Турс», столкнувшихся с проблемами при заселении в отели в Испании, Турции и Таиланде. «Это те, кто прилетел на отдых регулярными рейсами, но их проживание не было оплачено», — пояснил он. Собеседники издания ожидают, что со дня на день могут наступить штрафные санкции и по другим задолженностям, и тогда контрагенты точно так же начнут снимать брони. Они оказались правы: накануне принимающий партнер «Натали Турс» в Турции компания Peninsula Tours сообщила о проблемах с оплатой размещения в отелях клиентов компании и просьбе российского туроператора брать депозиты с туристов. Об этом рассказала порталу «Интерфакс-Туризм» во вторник пресс-секретарь российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

На ситуацию в характерной манере уже отреагировал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «России нужен только один национальный туроператор. Расплодили частные фирмы, а они банкротятся. Страдают тысячи наших граждан, которые застревают сутками в аэропортах или не могут заселиться в отели. Это никуда не годится. Нельзя рыночную экономику за счет спокойствия людей строить», — цитирует Жириновского «Интерфакс».

«Натали Турс» существует с 1992 года, основными собственниками бизнеса считаются Наталья и Владимир Воробьевы. В прошлом году туроператор отправил на отдых за рубеж более 20 тыс. туристов.

У «Натали Турс» есть офис и в Казани, где говорят, что о проблемах знают, но работу туроператор продолжаетФото: Регина Шафиева

В КАЗАНИ ВСЕ СПОКОЙНО?

У компании есть офис и в Казани, где говорят, что о проблемах знают, но работу туроператор продолжает. Впрочем, помещение офиса, в который явилась корреспондент «БИЗНЕС Online», пустовало – то ли будний день, то ли действительно у казанского филиала компании нет проблем с путевками или просто еще не все клиенты в курсе событий.

На вопрос корреспондента о том, знают ли они о сложностях с путевками, одна из сотрудниц компании ответила утвердительно. Тут сразу же вмешалась ее «напарница», сидящая рядом: «Мы ничего не можем сказать, за всеми комментариями звоните в Москву, к сожалению...» Первая собеседница все же решилась сказать пару слов о ситуации в Казани. «У нас все хорошо, у нас есть туристы, мы работаем. Но конкретику вам никто не скажет», — сказала девушка. В офисе отказались также назвать количество клиентов на сегодняшний день, но заверили, что их меньше не стало.

«У нас есть пакетные туры, продукты, вот, пожалуйста, мы продаем», — турагент показала корреспонденту рабочий сайт Natalie Tours с предложениями и расценками по турам. В этот момент второй туроператор пыталась препятствовать информационной «щедрости» своей коллеги, которая, видимо, считала, что та рассказывала и показывала слишком много. «Вот, мы продаем — все, что я могу сказать. Наши клиенты к нам обращаются, звонят, то есть все нормально, мы работаем, как работали», — заключила она.

Руководитель пресс-службы государственного комитета по туризму Оксана Аганина также заверила «БИЗНЕС Online», что к ним жалоб от недовольных клиентов «Натали Турс» не поступало. Впрочем, некоторые игроки оценивают риски татарстанцев в ситуации с «Натали Турс очень высоко. Так, по оценкам директора  турагентства «ИнтурЛайн“ Зульфии Назмиевой, с проблемами столкнулись около ста татарстанцев. «У меня заказов по „Натали Турс“ больше нет, вчера мой клиент прилетел из Испании, и у меня с „Натали“ нет будущих туров. Я думаю, больше сотни татарстанцев остались без туров в направлении Куба – Доминикана — Мексика. Но я думаю, что все это временные трудности и „Натали Турс“ выплывет. Ну не закрыли вовремя какие-то блоки, не закрыли [платежи], так получилось. Но, думаю, все нормально будет», — пояснила она.

На вопрос корреспондента о том, знают ли они о сложностях с путевками, одна из сотрудниц компании ответили утвердительно «Ситуация с «Натали Турс» станет лакмусовой бумажкой. Большинство игроков рынка, которые не имеют соответствующей лицензии, очень сильно пострадают» Фото: Регина Шафиева

НА ТУРРЫНКЕ ОЖИДАЕТСЯ НОВЫЙ КРИЗИС?

Интересно, что вслед за  «Натали Турс» о приостановке летних полетных чартерных программ в Болгарию и Черногорию накануне объявил и петербургский туроператор «Аврора БГ», у которого, по оценке «Вестника АТОР», за рубежом находятся около 400 туристов. Ранее, 23 июня, тоже питерская «Матрешка-Тур» объявила о прекращении деятельности из-за невозможности исполнения обязательств. СМИ культурной столицы уже назвали складывающуюся ситуацию кризисом на рынке выездного туризма.  

И за 2018 год, сезон которого в самом разгаре, это еще не все потери. Туроператор Polar Tour заявил о приостановке своей деятельности с 15 июня — это при том, что наладились отношения с Турцией, возобновилось авиасообщение с Египтом, приостановленное после крушения самолета А321 компании «Когалымавиа» над Синаем. Также можно вспомнить крах «ВИМ Авиа», после которого премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил создать компенсационный фонд для вывоза пассажиров проблемных авиакомпаний, допустивших остановку деятельности.

В августе 2017 интересная история произошла с туроператором Ted Travel, который объявил о прекращении деятельности, аргументировав это падением спроса на отдых в Турции. Правда, потом выяснилось, что директор компании Четин Бозаджы Джафер скрывается за границей и не выходит на связь.

Зимой 2017 года также стало известно, что туроператоры почти отказались от продажи горящих туров — причиной этому стал кризис на рынке. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя компании «ОнлайнТур» Игоря Блинова и исполнительного директора ассоциации туроператоров России Майю Ломидзе, объемы таких предложений за два года значительно сократились с 15−20% до 3−5%. А несколькими днями ранее Ростуризм исключил из реестра туроператоров 29 компаний, в том числе и «Пегас Казань».

Кстати, грядущей зимой нужно ждать других сюрпризов — рост цен на топливо в России обернется для жителей страны подорожанием турпутевок в зимний сезон как минимум на 10%. Это пообещал советник руководителя федерального агентства по туризму Дмитрий Горин.

Интересно, что вслед за  «Натали Турс» о приостановке летних полетных чартерных программ в Болгарию и Черногорию объявил и петербургский туроператор «Аврора БГ», ранее, 23 июня, – питерская «Матрешка-Тур»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТУРИСТАМ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ ВЫЛЕТЕТЬ В РОССИЮ ПРИ ПЕРВОЙ ВОЗМОЖНОСТИ»

Ситуацию с «Натали Турс» оценили и эксперты «БИЗНЕС Online»:

Сергей Пасечник  генеральный директор «Магазина путешествий  Companion SP»:

— Такие ситуации, к сожалению, уже бывали за последние 10 лет. Господин Воробьев обещает вернуть деньги клиентам и агентствам, но сейчас у всех разные ситуации. В одном случае агентство должно решить проблему клиента и в дальнейшем разбираться с туроператором. У «Натали Турс» появились другие туроператоры, которые готовы помочь турагентствам и предлагают разные варианты переселений, каких-то постепенных возвратов денег. Все понимают, каково клиенту два раза платить за одну и ту же программу.

Вообще в туристическом бизнесе предусмотрена так называемая турпомощь, за которую туроператоры ежегодно перечисляют определенные немаленькие деньги как раз на подобные ситуации. Так что у турфирм есть такая подушка безопасности, есть такая страховка клиентов, как турпомощь. И компания «Натали Турс» тоже платила определенные объемы денег на эту турпомощь, чтобы в таких ситуациях иметь финансовую поддержку. Я пока не могу на все 100 процентов быть уверенным, что эта ситуация подпадает или не подпадает под оказание этой турпомощи, какой будет вариант банкротства, будет оно или не будет. Или этот туроператор, как он заявляет, просто временно сократил программы, чтобы не иметь больше минусов. Я вполне допускаю, что господин Воробьев рассчитается со всеми отелями и закроет вопрос по всем туристам.

Другое дело, что на это уйдет немало времени и возникнут проблемы у тех туристов, которые либо обращались в какие-то случайные, не зафиксированные в реестрах и по большому счету не самые благонадежные агентства, либо платили за путевки через терминалы, банкоматы. В этом случае будет сложнее доказать оплату туров.

У «Натали Турс» большая сеть агентств. Есть агентства, которые зафиксированы в реестрах, а есть «домашние», случайные, мелкие, которые надеялись на авось, надеялись, что пронесет и поэтому не всегда платили белой или безналичной оплатой. Я допускаю, что есть какие-то карманные агентства, с которыми будет сложно добиться возврата денег.

Камиль Тарзиманов  руководитель бюро туристических услуг «Салават»:

— Ситуация, конечно, очень плохая и, к сожалению, уже очередная. Такое уже было за последние 5−6 лет. «Ланта-тур Вояж» неожиданно объявила о плохой ситуации, еще несколько операторов. К сожалению, российские туроператоры часто попадают в такие ситуации. Дай бог этот случай будет последним, потому что «Натали Турс» была одной из последних, кто оперировал как российская фирма на этом рынке. Хотя она была и надежной, и аккуратной, и осторожной, но обстоятельства, видимо, перебороли.

Что касается туристов, то это вопрос тоже непростой. Для тех, кто уехал и не может вылететь обратно, сейчас есть довольно мощная система страхования туристов с точки зрения различных туристических фондов. И мы туда платим, и операторы платят. Есть фонды, которые должны вывозить туристов, и они берут соответствующие взносы. Я думаю, что туристы за рубежом не останутся. Только за чей счет их вернут — это пока вопрос. Был у нас и негативный опыт с «ВИМ-Авиа», которая десятки туристов оставила за рубежом, мы всем миром их вывозили. В любом случае те, кто вылетает через операторов, должен иметь с собой какие-то дополнительные резервные деньги, хотя бы несколько сот долларов на человека, чтобы в случае чего можно было в отеле разместиться, покушать. Но наши туристы, к сожалению, сейчас прилетают со скромными суммами, 50−60 долларов. Этого, к сожалению, мало.

А то, что произошло с «Натали Турс», в какой-то степени было ожидаемо. Это уже второй случай, когда у этого туроператора возникают проблемы. Первый раз  было несколько лет назад, и тогда это удалось урегулировать. Это мегаоператор, фирма, которая оперирует миллионами долларов, и мы не знаем всей финансовой ситуации, в которой она находится. Другим операторам, которые с ними работают, трудно что-то предугадать, а туристам надо терпеть и ждать помощи.

Конечно, все это очень негативно влияет на наш туристический рынок. Туристы рассчитывают на агентства, на операторов, и сейчас они в меньшей степени уверены в их надежности. Конечно, летать не будут меньше, будут стараться бронировать сами через интернет, но это тоже не панацея, потому что и с авиакомпанией такое может случиться, и с каким-то отелем, а разбираться будет некому. А нормальные туристические агентства, по крайней мере, пытаются как-то этим туристам помочь.

В случае же с туристами «Натали Турс» им надо быть готовыми вылетать обратно в нашу страну при первой возможности, а если их разместят в какие-то отели, то плодотворно отдыхать. Хотя в Казани сейчас не холоднее, чем в Испании.

Элина Шибаева — заместитель директора ООО «Скайлэнд»:

 — Понятно, что давать советы клиентам, которые уже приобрели туры, поздно. Но не зря сейчас туристические агентства обязывают получать лицензию туроператора, которая стоит немалых денег и которая подразумевает под собой финансовые гарантии перед туристами. Чтобы клиенты в такой ситуации могли получить помощь от туроператора. А чтобы быть застрахованным от такой ситуации и иметь возможность и в отель спокойно заселиться и вылететь из пункта назначения рейсом на родину за счет этой гарантии, нужно покупать туры не где-то в ларечках, а у лицензированных поставщиков.

Раньше никто не проверял наличие лицензии у подобных агентств и все продавали туры направо и налево, не соблюдая этих требований. Но я уверена, что эта ситуация всколыхнет рынок. У нас ведь, как обычно, проверки начинаются только после каких-то чрезвычайных происшествий. Так что эта ситуация с «Натали Турс» станет лакмусовой бумажкой. Большинство игроков рынка, которые не имеют соответствующей лицензии, очень сильно пострадают.

Туристам же сейчас нужно связываться с агентствами, где они приобретали туры, чтобы они решали их проблемы за счет своих денежных средств или застрахованной суммы. Если они хотят быть заселенными, разговаривать с отелями бесполезно, потому что придется это все повторно оплачивать. Либо все-таки оплачивать отели, а потом судиться за возврат денег с туроператором.