... По программе гости должны были сначала осмотреть выставленный прямо перед зданием КАИ на всеобщее обозрение самолет Ту-144. Но погода внесла свои коррективы
Фото: president.tatar.ru

10 ЛЕТ ВМЕСТЕ С SIEMENS

«Видишь за углом припаркованный микроавтобус? Это фээсбэшники стоят, час назад приехали и дежурят», — встретил сегодня утром корреспондента «БИЗНЕС Online» один из сотрудников Германо-российского института новых технологий КНИТУ-КАИ у порога alma mater на Четаева. Сегодня там ждали высоких гостей с рабочим визитом. На повестке дня стоял вопрос открытия специализированного центра компетенций Siemens PLM Software (лаборатория PLM). По этой причине ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов стоял у входа в университетское здание, готовясь встретить президента Татарстана Рустама Минниханова, без которого, пожалуй, подобные мероприятия никогда не проходят, а также президента «Сименс» в России Дитриха Меллера.

Компанию Гильмутдинову составили ряд министров и «постоянные друзья» университета в лице руководителей и представителей ведущих республиканских предприятий. Первым в институт пожаловал министр образования и науки РТ Рафис Бурганов, а следом за ним подтянулись и министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, министр экономики РТ Фарид Абдулганиев, министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов и другие. Всем им было в эту минуту не до разговоров с журналистами – немного нервничая, они терпеливо ждали своего начальства.

По программе гости должны были сначала осмотреть выставленный прямо перед зданием КАИ на всеобщее обозрение самолет Ту-144. Но погода внесла свои коррективы в программу посещения вуза. Прямо в тот момент, как подъехал президентский кортеж, начался проливной дождь. Часть встречающих сразу же достала заготовленные зонты, а другая часть все-таки намочила свои синие пиджачки, и делегация поспешила в здание. Пройти через учебные катакомбы института корреспонденту «БИЗНЕС Online» возможности не дали, сославшись на узкие проходы и маленькие помещения, которые должны были посетить гости. В целом по пути президент РТ осмотрел две другие лаборатории КАИ – лабораторию лазерных технологий и лабораторию фотоники и квантовых технологий. Они никак до этого не были связаны с Siemens. Логичнее было бы продемонстрировать давнее 10-летнее сотрудничество КАИ и немецкой компании на примере двух других совместных лабораториях по направлениям «Автоматизация» и «Релейная защита и автоматика». Но остановились на лазерах и квантовой технологии, так как по задумке новый открывающийся центр компетенций Siemens PLM Software должен стать по технологической цепочке продолжением двух других лабораторий.

.... Альберт Гильмутдинов рассказал, что новое ПО будут внедрять на всех уровнях образования – от бакалавриата до аспирантуры
Фото: president.tatar.ru

«СПАСИБО И ДИТРИХУ, И МАРТИНУ, НАШЕМУ АНГЕЛУ-ХРАНИТЕЛЮ...»

Новый центр компетенций расположился на самом верху — на пятом этаже Германо-российского института КНИТУ-КАИ. Проход к нему перекрывал один из охранников президента, который не хотел впускать журналистов: «У нас мероприятие не для прессы, а для гостей». Впрочем, позже корреспондентов республиканских изданий запустили в лабораторию. И тут сразу стало понятно, по какой причине не хотели наполнять помещение «лишними» людьми – лаборатория представляет собой небольшую комнатку площадью всего 48 кв. м с несколькими компьютерами. Для демонстрации возможностей посередине установили столик, на который установили в разобранном виде дрон – беспилотный аппарат, разрабатываемый на базе КАИ. Примерно через 20 минут после приезда Минниханова (прогулка по институту, судя по всему, была непродолжительной), все гости добрались уже к новой лаборатории, где их ожидали журналисты, а Гильмутдинов на правах хозяина начал презентовать открываемый объект. «Директора пусть проходят», — командовал Рустам Нургалиевич смущенным руководителям татарстанских предприятий, постеснявшимся заходить в небольшую комнатку.

«Здесь, в этой рабочей комнате, создано 10 рабочих мест с самым современным мощным компьютерным «железом». Siemens передал нам 500 академических лицензий для студентов и 25 профессиональных лицензий коммерческих для серьезных исследований», — докладывал ректор КАИ президенту РТ. Он напомнил, что сотрудничество вуза и Siemens началось еще в 2015 году, когда открывали две другие лаборатории.

Новый центр Siemens в КАИ позволит полностью организовать в Казани цифровое проектирование и проводить цифровые испытания тех или иных разработок. Все это благодаря тем программам и софту, которую сегодня поставил Siemens, причем, как заверили корреспондента «БИЗНЕС Online», бесплатно.

Гильмутдинов в своей презентации рассказал, что новое ПО будут внедрять на всех уровнях образования – от бакалавриата до аспирантуры. По словам ректора КАИ, софт задействуют в 154 модулях 30 образовательных программ, еще 10 планируют добавить. Кроме того, на новом софте Siemens будут проводить курсы повышения квалификации и, конечно, реализовывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для всех предприятий республики. Любопытно то, что Siemens, передавая лицензии к своему софту для лаборатории, разрешил делиться им с любой другой кафедрой КАИ, но не с самими предприятиями.

В качестве примеров, Гильмутдинов наглядно на слайдах продемонстрировал разобранную 3D-модель бензонасоса, который собирается в одной из программ Siemens. В другом приложении этот бензонасос уже тестируют на прочность, подвергая виртуальному нагреванию. В режиме онлайн на экране компьютера инженер сможет еще до стадии производства учесть все эти тонкости. «Сначала идет проектирование заготовки в „цифре“, потом проектирование самого изделия на основе заготовки, следом — проектирование оснастки для изготовления изделия. Все это передается станку, который по этой программе изделие вытачивает», — объяснял Гильмутдинов схему работы нового немецкого ПО. По его словам, с помощью программ Siemens уже изготовили композитный интерцептор крыла для Sukhoi Superjet 100, обтекатели авиадвигателей, а для «КАМАЗа» с помощью программы Siemens FiberSim разработали композитную крышу. Сейчас с помощью этой же программы создается дрон, реальную копию которого и выставили сегодня в лаборатории. В целом программные решения Siemens послужат через лаборатории КАИ во благо более 50 предприятиям республики: «КАМАЗу», «Позису», КМПО, КАПО, КВЗ и другим.

«Если говорить о цифровом проектировании, то все нормально. У нас есть все пакеты благодаря поддержке нашего друга доктора Меллера. Он нам очень помогает. Спасибо и Дитриху, и Мартину, нашему ангелу-хранителю. Но если мы идем дальше в цифровой цех, то вот эти модули Tecnomatrix PlanSimulation и Tecnomatrix Process Simulate. Вот этих модулей у нас нет. Поэтому мы просим, коллеги, дооснастить центр, чтобы вся линейка была», — заявил о новых аппетитах Гильмутдинов. Он также попросил дать доступ к модулю планирования операций Simatic IT.

В завершение своей презентации возможностей лаборатории ректор КАИ обратился к Минниханову с несколькими предложениями, главное из которых – сделать новый центр Siemens оператором программ цифровой трансформации предприятий Татарстана. Также он во второй раз попросил дооснастить новый инжиниринговый центр необходимым оборудованием. «Изначально собирались все ставить, но потом из-за политических моментов нам сократили. Но ничего, мы подождем», — отметил Гильмутдинов.


«ОНИ РЕАЛЬНО РЕАЛИЗУЮТ СВОИ РАЗРАБОТКИ, А ТЫ СКАЗКИ РАССКАЗЫВАЕШЬ...»

«Каковы перспективы дооснащения?» — мигом после презентации поинтересовался Минниханов у немецкого гостя Меллера. «Мы найдем решение этого», — рапортовал президент «Сименс» в России. В ответном слове он напомнил президенту РТ о встрече с ним в Мюнхене в конце прошлого года и о том, как важно для его компании поддерживать развитие цифровой экономики в стране через Казань. Также он напомнил, что Siemens уже давно работает с КАМАЗом, и весьма успешно. «Думаю, будущее тут действительно хорошее. Думаю, что это не последний шаг к нашему сотрудничеству», — заверил в конце Меллер на вопрос Минниханова. Тот в ответ пожал немецким партнерам руки.

«Давай, Альберт, от разговоров переходим к делу, — заявил следом Минниханов, обращаясь к ректору КАИ. — Отношения должны быть партнерские. Друг — это когда вместе водку пьешь в бане. Партнерские отношения — это уже серьезнее. Все наши машиностроительные комплексы — начиная с КАМАЗа, Серго, наших энергетиков, завода Горького, вертолетный...  Да все! Все равно мы какой-то другой путь должны найти или с вами (с Siemens прим.ред.) пожениться. Начало есть, наполовину нельзя. Поэтому мы с вами еще [побеседуем]».

И президент РТ было повернулся уже к выходу, чтобы сопроводить гостей в чайную на закрытые от прессы деловые переговоры, но вдруг остановился, поинтересовавшись у директоров татарстанских предприятий, не осталось ли у них вопросов. Таковых, что можно было бы обсудить публично, не оказалось.

— Хочу поблагодарить наших руководителей, — продолжил Минниханов. – Думаю, что вы должны быть жестче с ректором – ставьте задачи прикладные. Они должны нам учить тех людей, которые уже пригодны для производства, а не просто по тому, что они уже умеют делать. Одно дело – ты красиво рассказываешь, другое дело – как это...

— Красиво сделано, — оборвал президента РТ Гильмутдинов.

— Воплощено! — продолжил Минниханов. — Красиво не надо! Сделай как положено! Когда красота — это понты! А вообще все очень хорошо. Вы молодцы, что это дело начали. Но это должно быть серьезно. Тем более по квантовым и аддитивным технологиям. Вся проблема в чем? Вот ты говоришь, что мы не хуже политеха Петра Первого (санкт-петербургский политехприм. ред.). Но они реально реализуют свои разработки же, а ты сказки рассказываешь.

— У нас же на КАМАЗе [реализуется], — вторили президенту РТ.

— У нас КАМАЗ есть, а у них нет. Ты должен на два шага впереди быть! Ты знаешь, что они оттуда к себе людей привозят? – продолжал Минниханов беседу с Гильмутдиновым.

— Они молодцы, — сказал кто-то из окружившей толпы.

— Молодцы! Они более прикладные. Я же видел, как они на китайцев работают, на BMW. BMW не будет брать, если ты не можешь конкурентный продукт дать. А мы пока что шоурум!