... Уже этим летом Банк России расширит тарифный коридор для ОСАГО на 20% вверх и вниз. Сегодня полис стоит в базовом варианте 3,4–4,1 тыс. рублей, но скоро для одних его цена будет начинаться от 2,7 тыс., для других вырастет до 4,9 тыс. рублей
Фото: ©Артем Житенев, РИА «Новости»

ОСАГО «РАСШИРЯТ» ВВЕРХ И ВНИЗ НА 20%

Страховщики могут праздновать победу, хоть и не полную. Уже этим летом Банк России расширит тарифный коридор для ОСАГО на 20% вверх и вниз, сообщил в мае зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Сегодня полис для владельца легкового автомобиля стоит в базовом варианте 3,4–4,1 тыс. рублей, но скоро (конкретные сроки регулятор не называет) для одних его цена будет начинаться от 2,7 тыс., для других вырастет до 4,9 тыс. рублей. О других изменениях в правилах автогражданки речь пойдет ниже, пока же скажем: чтобы купить полис по минимальной цене, автовладельцу нужно иметь маломощный автомобиль, жить в регионе с низким территориальным коэффициентом ОСАГО, обладать минимальным «бонус-малусом» и быть старше 23 лет.

Предполагается, что все тарифные ограничения регулятор может снять только в середине 2020 года, оставив за собой лишь право регулировать верхнюю планку. Автостраховщики надеялись на это уже сегодня, однако регулятор спешить с полной либерализацией рынка ОСАГО не стал. При этом участники рынка не устают повторять: автогражданка в большинстве субъектов РФ приносит лишь убытки, и выживать им удается только за счет других видов страхования, включая тот же КАСКО.

По данным ЦБ, в 2017 году компании получили приблизительно 15 млрд убытка на рынке автострахования. Первая причина — действия классических мошенников. Вторая причина связана с самими страховщиками, которым необходимо оптимизировать расходы (введение электронных полисов позволяет снизить затраты на агентов, аренду офисов, бумагу и т. д.). Пока же в электронном виде оформляются лишь 5% полисов ОСАГО. Третья причина — недостаточная юридическая работа тех же страховщиков.

Прошлый год принес долгожданное оживление на татарстанский авторынок. Регистрации новых легковых авто в РТ выросли на 18% до 70,4 тыс. единиц, при этом в республике было заключено 1,189 млн договоров ОСАГО — на 4,1% больше, чем годом ранее. Татарстан показал куда лучшую динамику, чем Россия в целом: по всей стране продажи новых легковушек выросли на 12%, а количество заключенных договоров автогражданки — на чисто символические 0,06%. Казалось бы, это должно было позитивно сказаться и на сегменте ОСАГО, но все получилось с точностью до наоборот.

ПРОДАЛИ БОЛЬШЕ — ЗАРАБОТАЛИ МЕНЬШЕ

Несмотря на растущие продажи авто и число договоров, объемы страховых сборов ОСАГО в Татарстане, по информации ЦБ, в прошлом году (на момент написания текста это были самые свежие данные) упали на 3% до 7,5 млрд рублей. Причем это первое падение за всю историю наблюдений с момента появления автогражданки в 2003 году. В целом по России снижение сборов составило 5% до 222,1 млрд рублей по итогам 2017 года.

Падение реальных доходов населения постепенно меняет привычки. По данным Росстата, этот показатель за 2017 год снизился на 1,7% (правда, в первом квартале текущего года снова вырос на 3%). Эксперты указывают на снижение средней стоимости полиса, связывая это с тем, что люди пересели на более скромные марки машин и стали аккуратнее водить. Снижение средней мощности двигателей по всему автопарку косвенно подтверждается сравнительно слабым ростом спроса в люксовом сегменте в 2017 году.

Управляющий директор национального рейтингового агентства Павел Самиев указывает и на другой фактор: на среднюю стоимость полиса оказало влияние применение коэффициентов «бонус-малус». Автовладельцы стали аккуратнее водить, что обеспечило им более низкие цены на автостраховки. Но конкретно для Татарстана это выглядит маловероятным. По словам экс-главы ГИБДД РТ, директора ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Минниханова, «количество нарушений как было порядка 6 миллионов, так и осталось».

С другой стороны, надо делать поправку на различные не совсем законные  уловки, позволяющие уменьшить цену ОСАГО для автовладельцев. Скажем, стоимость полиса может быть занижена брокером при оформлении с внесением в документ ложных сведений о мощности, а то и вовсе всех данных транспортного средства. Однако при наступлении страхового случая это, безусловно, приведет к проблемам с возмещением.

ПЯТЫЙ ПО ГОЛОВНОЙ БОЛИ

Как не раз отмечал «БИЗНЕС Online», Татарстан уверенно держит звание токсичного «клиента». В российском союзе автостраховщиков нашему изданию сообщили, что республика числится в рейтинге РСА среди проблемных регионов с точки зрения накладных расходов страховщиков. Это означает, что компаниям приходится тратить существенные суммы на цели, не связанные с выплатами, например на ведение судебных дел.

«Татарстан занимает пятое место в нашем рейтинге трудных регионов. Здесь ситуация, конечно, не такая, как, например, в Краснодарском крае, где накладные расходы превышают 13 процентов, но все же 3,4 процента по региону тоже много», — пояснил «БИЗНЕС Online» вице-президент РСА Евгений Уфимцев. Для сравнения: в Волгоградской области доля накладных расходов чуть меньше 9%, в Ростовской — около 7%, в Нижегородской ненамного превышает уровень Татарстана.

По словам Уфимцева, изменить ситуацию может лишь «работа с судебными и правоохранительными органами». Как правило, среди причин повышенной убыточности ОСАГО в республике страховщики называют сравнительно новый и дорогой автопарк, низкую культуру вождения, высокую активность автоюристов и широкое применение многочисленных мошеннических схем, среди которых — поддельные доверенности, фальсификация экспертизы, «липовые» повреждения, получение решений судов на выплату возмещения по поддельным бланкам полисов, завышение стоимости экспертизы и услуг самих автоюристов и т. д.

... Среди компаний, работающих в РТ, наибольшее сокращение сборов по ОСАГО зафиксировано у «Армейца»: минус 534 млн, или 41%, до 784 млн рублей по итогам прошлого года
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

РАССТАНОВКА СИЛ

Среди компаний, работающих в республике, у 9 из 15 сборы по ОСАГО упали. Наибольшее абсолютное сокращение зафиксировано у местного «Армейца»: минус 534 млн, или 41%, до 784 млн рублей по итогам прошлого года. А ведь годом ранее эта компания лидировала по сборам в Татарстане.

Второй по абсолютному снижению темпа сборов — «Росгосстрах», у него поступления от татарстанских клиентов упали на 252 млн, или 22%, до 887 млн рублей. Но для РГС это не новость — годом ранее его местный портфель похудел на треть. Компания уверенно держала курс на сокращение своего присутствия в проблемном секторе и в первую очередь — в самых тяжелых регионах. В целом же по России сборы ОСАГО у «Росгосстраха» за прошлый год сократились на 24,1 млрд, или 43,7%, до 31 млрд рублей.

Напомним, «Росгосстрах» является активом банка «ФК Открытие», который сейчас проходит процедуру санации. Чистый убыток страховщика в 2017 году составил 55,6 млрд рублей по РСБУ, и в заявлениях  его менеджеров постоянно присутствовало ОСАГО как одна из главных причин финансовых потерь. Может ли один из главных игроков вообще сойти с дистанции, ведь такие слухи в последнее время ходят среди экспертов? «ОСАГО считается в страховании одним из самых сложных видов. И хотя ранее убыточность по автогражданке в компании порой зашкаливала за 180 процентов, сегодня она не превышает 100 процентов. Этому, в частности, способствовало введение „натурального“ возмещения ущерба (ремонт на СТОА), ряд других факторов. Нам еще предстоит крепко поработать. Но я не вижу причин отказываться от этого направления бизнеса», — заявил на днях «Российской газете» генеральный директор компании Николаус Фрай. Но, по его же словам, некоторые «точки» в регионах «Росгосстраху» просто невыгодно держать. Поэтому они будут закрываться с параллельным развитием IT-инфраструктуры.

Продолжим перечень тех¸ кто недосчитался премий. «Ресо-Гарантия» сократила сборы в республике сразу на 121 млн — до 210 млн рублей. По России компания, напротив, добрала 2,3% до 36,2 млрд рублей.

Однако некоторые компании, вопреки главному тренду, все же нарастили портфели в Татарстане. Среди них номер один — «Альфастрахование», увеличившая свой на 488 млн рублей, или в 3,2 раза, до 703 млн рублей. Следом идет группа «Ренессанс страхование», у которой сборы по сравнению с предыдущим годом выросли на 440, или в 7,9 (!) раза, до 504 млн рублей. Объем премий увеличился и компании «Согласие».

Отметим, что игроки, плывшие против течения, увеличили свои портфели скорее за счет сжатия рыночной доли других страховщиков. Специально за сегмент ОСАГО компании не борются.

«Мы ориентируемся на тот спрос, который формирует сам клиент. Мы не рекламируем ОСАГО, поскольку пока рынок остается малоинтересным для страховщиков», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» официальный представитель «Альфастрахования» Юрий Нехайчук.

По его словам, несколько улучшить ситуацию должна либерализация рынка автогражданки. «Это не поможет бороться с мошенниками, но зато даст возможность более гибко подходить к тарифам: продавать хорошим водителям дешевые полисы, а плохим — дорогие», — сказал Нехайчук.

... На 155 млн, или 29%, до 375 млн сократила выплаты компания «АСКО». В марте компания объявила о банкротстве
Фото: «БИЗНЕС Online»

ТАТАРСТАНСКАЯ ДИНАМИКА ВЫПЛАТ ВПИСЫВАЕТСЯ В ОБЩУЮ КАРТИНУ

Ситуация с выплатами в целом должна обнадеживать страховщиков, она складывалась не в пользу автолюбителей, попавших в ДТП. Объем возмещений по ОСАГО в Татарстане сократился на 2% до 6,64 млрд рублей по итогам 2017 года. Это соответствует среднероссийскому уровню: общая сумма выплат в стране составила 175,5 млрд рублей — также на 2% меньше, чем годом ранее.

Республиканским лидером по абсолютному снижению выплат стал «Росгосстрах», у которого «аварийные» возмещения уменьшились на четверть, или 490 млн, до 1,5 млрд рублей. Аналогичная картина у НАСКО: ее выплаты автовладельцам упали на 19% до 757 млн рублей.

На 155 млн, или 29%, до 375 млн сократила выплаты компания «АСКО», ранее входившая в сферу влияния генерального директора Сетевой компании Ильшата Фардиева и председателя правления Акибанка Ильдара Галяутдинова. В марте компания объявила о банкротстве. Разница между премиями и выплатами по ОСАГО у этой компании составляла всего 10 млн рублей, то есть этот бизнес, с учетом накладных расходов, был глубоко убыточным.

Но не всем страховщикам удалось сэкономить на компенсациях по ОСАГО. Лидер по абсолютным темпам роста выплат стал «Ингосстрах», у которого они взлетели на 233 млн, или в 1,9 раза, до 498 млн рублей.     

Далее. На 178 млн рублей до 268 млн рублей выросли выплаты по ОСАГО у «Альфастрахования» — с учетом темпов роста сборов, это пока еще цветочки, ягодки будем ждать во второй половине 2018 года. Тогда и можно будет оценить, как одна из самых устойчивых компаний совладала со своенравным татарстанским ОСАГО.

Наконец, на 152 млн до 1,14 млрд рублей подросли выплаты у «Армейца».

ТОП-10 ПО ВОЗМЕЩЕНИЯМ: ТОЛЬКО ТРИ ИГРОКА УЛУЧШИЛИ САЛЬДО

Если оценивать баланс «плюс/минус», хуже всего дела в республике у «Росгосстраха»: минус 613 млн рублей — на 252 млн хуже, чем годом ранее. На федеральном уровне картина выглядела ничуть не лучше: отрицательное сальдо РГС выросло на 10 млрд до 25,7 млрд рублей. И если бы не поддержка такого донора, как ФК «Открытие», дело могло бы закончиться полным крахом компании.

В списке тех, у кого сальдо ухудшилось сильнее всего, за «Росгосстрахом» следует «Армеец». Его выплаты превысили сборы на 355 млн рублей, хотя годом ранее компания осталась в плюсе на 180 миллионов.

Третье место занимает «Ингосстрах»: минус 97 млн рублей, при том что в 2016 году объем собранных премий лишь незначительно уступал сумме компенсаций по ОСАГО.

А вот не раз упомянутая «Альфастрахование», благодаря стремительному росту портфеля ОСАГО, закончила год с положительным сальдо 435 млн, улучшив результат 2016 года на 488 млн рублей. Пока страховщик не прогадал, а что будет дальше — посмотрим. НАСКО хоть и отминусовала 71 млн, тем не менее оказалась в плюсе на 400 млн рублей. Но в целом, если посмотреть топ-10 компаний РТ по выплатам, только у трех сборы увеличились сильнее, чем компенсации. Кроме «Альфы» в этом коротком списке окажутся «Талисман» (+13,5 млн) и «Чулпан», у остальных выплаты набрали бóльшую скорость, и сальдо ухудшилось.

Пожалуй, самой стабильной выглядит именно «Чулпан», улучшившая свой неизменно хороший результат еще на 25 млн до 352 млн рублей. Конечно, у нее есть преимущество перед другими игроками, поскольку «Чулпан» страхует в основном автопарк группы «Татнефть» и связанных с ней компаний. Однако не будем забывать, что ряд других страховщиков, также аффилированных с крупными бизнес-структурами РТ, покинули отрасль.

... Прошлогодняя «революция», призванная заменить денежные компенсации ремонтом пострадавших в ДТП авто, благополучно провалилась
Фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

ПОМОГУТ ЛИ ПОЛУМЕРЫ? «ВОЗРАСТ-СТАЖ» И «БОНУС-МАЛУС» СКОРРЕКТИРУЮТ ЭТИМ ЛЕТОМ

Итак, можно констатировать, что ситуация в секторе ОСАГО по-прежнему сложная, а Татарстан является токсичным регионом, где ряд компаний терпит убытки. Формально, если посмотреть на топ-15 компаний по сборам и выплатам в республике в 2017 году, сальдо остается положительным — плюс 880 млн рублей. Но, во-первых, это на 100 млн меньше, чем годом ранее, а, во-вторых, такой результат обеспечен прежде всего стремительным набором портфеля. Расплачиваться за это придется через год-другой, когда созреет урожай выплат (яркий тому пример — «Армеец»).

Далее. Прошлогодняя «революция», призванная заменить денежные компенсации ремонтом пострадавших в ДТП авто, благополучно провалилась. Текущим положением дел недовольны все стороны: страхователи — заниженной оценкой реального ущерба и низким качеством ремонта, страховщики — несоответствием тарифа и реальных издержек из-за подорожавших автомобилей и ремонта. А на рынке, где есть массовое недовольство потребителя, найдется и соответствующее «суррогатное» предложение. «БИЗНЕС Online» не раз писал об использовании мошенниками украденных полисов и их подделке, а также прочих махинациях при оформлении договора.  

Расширение тарифного коридора ОСАГО — лишь полумера. Что еще ждет автовладельцев? Тот же Чистюхин 29 мая провел прямой эфир о будущем ОСАГО, в ходе которого ответил пользователям «Фейсбука» на ряд вопросов, касающихся «справедливого ценообразования». «Мы хотим, чтобы каждый потребитель в рамках приобретения полиса ОСАГО получал именно ту стоимость, цену, которую он заслуживает в зависимости от своего опыта, аварийности, автомобиля», — сказал Чистюхин, подчеркнув, что 58% жалоб автовладельцев касаются неудовлетворенности коэффициентом «бонус-малус», 25% жалуются на отказы страховщиков в продаже полисов. Около 4% жалуются на навязываемые услуги и столько же на несоблюдение сроков ремонта при наступлении страхового случая. Уже этим летом ЦБ намерен изменить подход к набившему оскомину коэффициенту «бонус-малус» — водитель будет получать только одно значение КБМ раз в год. Сейчас коэффициент может меняться в течение года несколько раз, у одного и того же автовладельца может быть несколько КБМ (если он владеет несколькими машинами), и они не отслеживаются.

Иначе будут применять и соотношение «возраст/стаж»: вместо существующих пяти значений введут 50 градаций. При этом максимальное и минимальное значение повышения коэффициента уложится в 5%. По словам Чистюхина, молодые водители (до 23 лет), имеющие до двух лет стажа, водят в среднем опаснее, а водители более старшего возраста с большим стажем водят аккуратнее.

На следующем этапе реформы, который может стартовать осенью 2018 года, ОСАГО продолжит «индивидуализацию». По словам Чистюхина, есть предложения учитывать данные о манере вождения (по количеству штрафов), экологическом классе авто и так далее. В планах у ЦБ также ввод калькулятора на сайтах страховщиков, чтобы потребитель видел, как складывается тариф в зависимости от его риск-профиля. Но даже все перечисленные меры, по словам Чистюхина, не выведут страховщиков в прибыль, а только приблизят к этому.

Прокомментировал Чистюхин и недавнее предложение по повышению штрафов за езду без полиса ОСАГО, которое ЦБ не поддержало. «Чтобы требовать неукоснительного исполнения обязанностей по приобретению полисов, гражданам должна быть обеспечена нормальная возможность их приобретения. В ряде регионов, эта возможность осложняется, — объяснил Чистюхин. — Чтобы повышать стоимость штрафов, вначале нужно проанализировать охват тех, кто ездит без них или по поддельным полисам».

По словам зампреда ЦБ, система видеокамер «Поток» МВД вот-вот начнет сверять свои данные с базой страховщиков. Автовладельцев без полисов ОСАГО будут фиксировать камеры, и «письма счастья» к ним будут поступать намного чаще, если вообще не каждый день.

От себя добавим: не факт, что Центробанк на самом деле сможет отложить полную либерализацию автогражданки до 2020 года: страховщики выступают сплоченным строем, надеясь продавить решение раньше. И пока вообще непонятно, чего можно ждать от перетасованного правительства, которое в этой истории выступает своеобразным арбитром, но решает собственные задачи. Подождем итогов ближайших месяцев, которые покажут, как последние изменения повлияли на доходы компаний — именно это может стать решающим аргументом в дискуссии.

==table2004==

==table2005==

==table2006==

Виктор Османов, Иван Скрябин, Григорий Коган, Ольга Самофалова