Альбир Крганов: «Я не могу согласиться с высказываниями ряда людей, которые спекулируют на языковой проблеме и вносят раскол в общество» Альбир Крганов: «Я не могу согласиться с высказываниями ряда людей, которые спекулируют на языковой проблеме и вносят раскол в общество» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ НАДЕЕМСЯ, ЧТО ОБСУЖДЕНИЕ ЗАКОНА НЕ БУДЕТ РАСКАЛЫВАТЬ ОБЩЕСТВО»

Во-первых, хотел бы сердечно поздравить всех своих единоверцев с благословенными месяцем Рамадан. Во-вторых, Пророк (Мир ему) учил нас тому, что если происходит спор в Рамадан, то ответьте: Слава Аллаху, я в посту. Меня лично или других экспертов можно сколько угодно ругать, оскорблять, но разве этим решить такой важный вопрос?! Лично я понимаю эмоции моих соплеменников, поэтому не обижаюсь, всех прощаю, прошу непредвзято относиться и к нашей позиции. Сейчас всемерно нужно объединять усилия экспертов и найти правильное решение.

Касаясь сути дела. Суть заключается в том, что «языковой вопрос» очень чувствительный для нашей страны, потому что мы живем во многонациональном, поликонфессиональном государстве, и политизировать его нельзя. По подсчетам ученых, на территории России проживают носители 193 языков, существует целый комплекс вопросов, связанных с их сохранением, преподаванием и использованием. Всем нам надо помнить, что межнациональное согласие и мир – это историческая цивилизационная особенность нашего развития, и этим Россия всегда отличалась от многих государств. И, конечно же, обсуждением этих вопросов должны заниматься прежде всего профессионально подготовленные и ответственные люди. Поверхностные суждения, стремление сделать себе имя на языковых проблемах могут принести лишь вред.

Вот сейчас обсуждается проблема преподавания родного языка и соответствующая законодательная инициатива группы депутатов. Я бы посоветовал всем заинтересованным лицам ознакомиться и прочитать проект №438863-7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации» (внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания РФ — прим. ред.). Суть и смысл предлагаемых поправок в ст. 14, 44 федерального закона «Об образовании в РФ» сводятся к тому, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации, а также устанавливается порядок реализации этого права. Важно обратить внимание на то, что добровольность предусматривает только свободный выбор языка для изучения. Выбранный язык немедленно становится обязательным предметом, а не факультативным, как многие утверждают. Ведь как только этот выбор родителями сделан, уроки по этому родному языку входят в учебный план для ребенка и являются для него обязательными, а не факультативными. Обратите внимание на то, что учебный план школы состоит из обязательной части и части, формируемой с участием родителей и учеников. И с момента его утверждения все включенные в него предметы становятся обязательными для преподавания и изучения. Например, если был выбран чувашский язык, то он будет преподаваться как обязательный предмет. 

Надо читать текст закона и обсуждать, оценивать его содержание. Проект закона поступил  в Общественную палату РФ, мы готовимся в ближайшее время к его обсуждению. Мы, члены Общественной палаты, как общественные деятели находимся в непосредственном контакте и с депутатами Государственной Думы, в том числе и из Республики Татарстан. И, как большинство граждан, надеемся, что обсуждение закона не будет раскалывать общество, а, напротив, объединит нас в понимании решения проблемы.

«Надо читать текст закона и обсуждать, оценивать его содержание. Проект закона поступил  в Общественную палату РФ, мы готовимся в ближайшее время к его обсуждению» «Надо читать текст закона и обсуждать, оценивать его содержание. Проект закона поступил в Общественную палату РФ, мы готовимся в ближайшее время к его обсуждению» Фото: duma.gov.ru

«Я ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЛ НА СЕССИИ ГОССОВЕТА МУДРОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНТИМЕРА ШАЙМИЕВА»

Мы все понимаем, что родной язык свят для каждого человека, для представителя любой национальности — это дар божий, и, безусловно, гражданину нашей страны любой национальности должно быть дано право на его изучение, и это право есть в законе, чтобы он по выбору мог изучать, в том числе и свой родной язык. Объединяющих всех нас государственным языком России является русский язык. Он является таковым для всех 85 субъектов Федерации. Мы это признаем  и уважаем русский язык. Преподавание регионального государственного языка не должно осуществляться за счет русского языка, это утверждают и российские регионы.

Есть еще одна крупная проблема. Нельзя забывать и про другие языки в нашей стране. Я уже отметил, что их насчитывается 193. Эксперты говорят, что из них только 73 преподаются в какой-то мере в образовательных учреждениях и только 13 из них имеют образовательные программы, а одобренные на федеральном уровне учебники есть только по 7 языкам. Ведь они тоже требуют внимания общества и государства, их надо сохранить, преподавать и создавать гарантии для их развития. Мы должны обсуждать не только принцип добровольности изучения родного языка, но и весь комплекс сложившихся языковых проблем малых этносов: подготовка кадров, учебно-методическое обеспечение, развитие национальной литературы, поддержка национальной интеллигенции и многое другое.

Все это требует профессионального и общественно  заинтересованного конструктивного обсуждения. Я не могу согласиться с высказываниями ряда людей, которые считаются политиками, общественными деятелями, которые спекулируют на языковой проблеме, раскачивают ситуацию и вносят раскол в общество. В проекте закона нет запрета на изучение родного языка, нет перевода его в разряд факультативных предметов и многого другого, что приписывают этому проекту закона.

Я очень внимательно слушал на последней сессии Госсовета Республики Татарстан взвешенное мудрое выступление Минтимера Шариповича Шаймиева, который сказал, что есть вопросы к федеральному центру, есть вопросы и к нам (региону) и нужно их решать, договариваясь между собой, как мы делали и ранее. Необходимо конструктивное сотрудничество без навешивания ярлыков между центром и регионами, между экспертами, общественными деятелями, чего мы и добиваемся сегодня. И мы, я думаю, не позволим разного рода политиканам ловить в мутной воде рыбку и усугублять ситуацию. Это непозволительная роскошь сегодня, потому что межнациональное согласие и сплоченность общества — это большая ценность многонационального народа России, которую мы сохраняли на протяжении многих веков, мы ею дорожим. Конечно, мы обязательно здесь найдем решение больших и малых языковых проблем. Всем нам надо слышать и понимать друг друга.


«А С КЕМ ОНИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ МЫ СОТРУДНИЧАЛИ? С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ЧУЖИХ СТРАН?»

В наш адрес, религиозных исламских организаций, иногда раздаются голоса, критикуют сам факт наличия централизованных религиозных организаций, критикуют за прошлое, когда существовал институт указных мулл, которые служили русскому государю.

Скажу кратко следующее. Во-первых, Коран учит подчиняться Всевышнему, его Пророку (Мир ему) и власть предержащим среди нас. Мы уважаем власть и вместе работаем, мы одно целое и живем в одном государстве. Во-вторых, именно эти указные муллы в самые тяжелые годы, трагические годы для наших народов смогли сохранить культуру, традицию, религию. Именно на их плечах, их усилиями были сохранены наши религиозные традиции.

В  современных условиях централизованные религиозные организации выполняют управленческие и иные функции, создают гарантии для прав верующих, способствуют сохранению своей идентичности. Часто нас упрекают в том, что мы стремимся выстроить систему отношений с органами власти,  хотят поставить в укор, что религиозные организации сотрудничают с органами власти. Это даже смешно, так и хочется задать вопрос: а с кем они хотят, чтобы мы сотрудничали? С органами власти чужих стран? Какая-то вообще непонятная логика у этих людей, которые пытаются будоражить других. В этой связи я хочу обратиться к читателям, успокоить всех, сказать, что мы стоим на позициях  конструктивного диалога и сотрудничества с властями, в ходе которых будем искать ответы на все актуальные вопросы.

Отмечу еще раз, что в России почти две сотни разных этносов, нуждающихся во внимании к ним и гарантиях своего развития. Надо помнить, что есть закон об образовании и есть закон о языках. Их не надо путать и противопоставлять друг другу. У нас как получается – на базе закона о поправках в закон об образовании возникла дискуссия, но ее повернули в рамки дискуссии о языках вообще, об их использовании, применении и т. д.

Напомню, что на днях в Общественной палате РФ как раз профильная комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений и профильная комиссия по образованию будут совместно проводить заседание с привлечением заинтересованных депутатов всех уровней, экспертов, представителей общественности. Будем обсуждать все эти вопросы и закон о поправках в федеральный закон об образовании. При всем разбросе мнений и подходов мы надеемся найти компромиссный выход и успокоить общественность и родителей, найти подходы к решению других языковых проблем в спокойной деловой атмосфере. Общественная палата РФ всегда открыта для сотрудничества. Мы будем рады услышать там мнение уважаемого руководителя ВКТ Василя эфенде Шайхразиева, а также нового министра образования Татарстана Рафиса Бурганова.

Альбир Крганов