«Я ВЧЕРА И СЕГОДНЯ ВСТРЕЧАЛ ЧЛЕНОВ ДЕЛЕГАЦИИ ТАТАРСТАНА. НАСТРОЕНИЕ У НИХ БЫЛО НЕВЕСЕЛОЕ»

«Я вчера и сегодня встречал членов делегации Татарстана. Настроение у них было невеселое. „Что такие грустные?“ — говорю. „Шеф недоволен“, — сказали они, ожидая, видимо, какие-то выяснения отношений», — рассказал президент московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов, приглашая сиявшего улыбкой президента РТ Рустама Минниханова прокомментировать только что объявленные результаты национального рейтинга состояния инвестклимата в регионах.

«Никакого такого ощущения нет. Очень достойные лидеры, не стыдно сидеть рядом с ними. Я их поздравляю», — Рустам Нургалиевич махнул в сторону Владимира Якушева. Что и говорить, тюменский глава достойно покинул губернаторский пост, сменив его на министерское кресло, получив вместе с этим награду в виде признания именно этой области лидером рейтинга инвестпривлекательности в 2018 году. Татарстан, не один год удерживавший лидерство, пропустил вперед Тюменскую область и Москву, опустившись сразу на третье место.

Отметим, что национальный рейтинг составляют ведущие деловые объединения и агентство стратегических инициатив уже пятый год подряд. Если в 2014 году начинали с ранжирования 21 региона в качестве эксперимента, то к прошлому году уже охватили все субъекты, отметив при этом улучшение инвестклимата по всей стране. По словам гендиректора АСИ Светланы Чупшевой, в этом году выросли 78 регионов — это 92% от общего числа. «Мы видим, как ужесточилась конкуренция. Если раньше весь прирост приходился на лидеров, то и за пределами двадцатки сегодня происходят изменения», — пояснила она.

Меж тем главная новость этого года — все-таки смена постоянного лидера в виде Татарстана. «Лидерам всегда сложно. За ними гонятся, на них нацеливаются, их могут опережать. Но в данном случае стабильность — признак мастерства», — прокомментировал Шаронов. Заметив же, что Минниханов вовсе не настроен устраивать разбор полетов прямо сейчас, он выдохнул: «Члены вашей делегации могут расслабиться». Вместе с ним, видимо, с облегчением вздохнули сидящие тут же в зале глава АИР РТ Талия Минуллина и министр экономики РТ Фарид Абдулганиев.

. Заметив, что Минниханов вовсе не настроен устраивать разбор полетов прямо сейчас, сидящие в зале Фарид Абдулганиев и Талия Минуллина с облегчением вздохнули
Фото: president.tatarstan.ru

«Они могут как угодно принимать мои слова, но я сказал искренне, что эти регионы очень много делают. Мы обязательно будем учиться тем практикам, которые можно перенять и использовать», — согласно кивнул Минниханов. По итогам каждого рейтинга выпускаются сборники лучших практик регионов, по которым, как предполагается, субъекты должны не просто знакомиться с наработками коллег, но и внедрять подходящие варианты улучшения инвестклимата.

Татарстан, как настоящий отличник, всегда рад поучиться. Вот так и сегодня Шаронов хвалил республику за продвижение по показателю административного давления на бизнес, который был проблемой региона в последние несколько лет. Президент РТ с удовольствием рассказывал, как же удалось достичь этих успехов. Так, по его словам, была создана межведомственная группа, которая собиралась каждый квартал и обсуждала, как республика должна выполнять свои надзорные функции.

Также президент РТ похвастался, что в этом году запущен интернет-ресурс «Проверенный бизнес». «Его мы разрабатывали вместе с предпринимателями, в этой работе принимали участие более 5 тысяч предпринимателей, все 45 муниципалитетов были задействованы», — рассказал глава республики. По его словам, были взяты типовые 300 нарушений по 27 видам. «Дали рекомендации, как избегать этого, — добавил он. — На этом сайте есть вся необходимая предпринимателю информация по контрольно-надзорной функции и ведомству. Там есть все изменения, которые происходят». Кроме того, предпринимателям дали возможность задавать вопросы, и только с января поступило 22 тысячи обращений, две трети из которых пришли из-за пределов региона.

Далее Минниханов пообещал запустить электронный журнал, где будут фиксироваться все взаимоотношения проверяющих органов с предпринимателями. «Я считаю, что эта форма будет полезна и для других наших коллег», — прорекламировал он республиканскую находку.

Андрей Шаронов отметил «беспрецедентный отрыв» Тюменской области даже от Москвы, расположившейся на втором местеФото: president.tatarstan.ru

«КОГДА РЕГИОН ПРОВАЛИВАЕТСЯ С КАКОГО-ТО МЕСТА, ТО ЭТО НЕ ПОТОМУ, ЧТО ТАМ КЛИМАТ ХУЖЕ СТАЛ»

Что касается лидера рейтинга, Тюменской области, то Шаронов отметил «беспрецедентный отрыв» региона даже от Москвы, расположившейся на втором месте. «Региональный бизнес заметил улучшение по всем четырем направлениям оценки», — добавил он. Якушев отдельно с гордостью подчеркнул, что уже в ином статусе подводит итоги своей прежней деятельности. В чем же внезапный успех Тюмени, которая еще год назад располагалась на шестом месте, а теперь стала абсолютным лидером? «Нам пришлось эти инструменты шлифовать ежегодно», — пояснил вчерашний губернатор и рассказал, что регион устраивал контрольные закупки, более 10 лет субсидировал первый взнос по лизинговым платежам, развитие инфраструктуры.

За год всего на одну позицию подросла Москва, что позволило ей закрепиться на втором месте. Шаронов отметил, что столице России удалось улучшить показатели по инфраструктуре, качеству институтов и поддержке малого и среднего бизнеса. «Москва сделала наибольший рывок по сравнению с другими регионами по улучшению качества инфраструктуры», — добавил он. Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что в Москве бизнесу работать не так-то просто, но не из-за отношения власти, а из-за колоссальной конкуренции. При этом он отметил, что, помимо развития инфраструктуры, столица в строительной политике взяла курс на реорганизацию промтерриторий и развитие коммерческой недвижимости для создания рабочих мест. «Это „промка“, офисы, технопарки, многофункциональные центры. В Москве за последние годы построены 15 миллионов квадратных метров, — похвастался он. — Что это такое? Это столько рабочих мест, сколько сейчас находится в любом российском миллионном городе». Кроме того, Собянин рассказал, что в технопарки Москва даже не вкладывает деньги, а поддерживает их только налоговыми льготами, которые окупаются в течение 1,5–2 месяцев в году. «Все остальное — прямой доход в бюджет», — добавил мэр Москвы.

Алексей Дюмин и Сергей Собянин Алексей Дюмин хвастался тем, что 2017 год стал для Тульской области рекордным по объему инвестиций, а Сергей Собянин отметил, что в Москве бизнесу работать не так-то просто из-за колоссальной конкуренции Фото: forumspb.tassphoto.com

Впрочем, остальные регионы тоже стараются не отставать. Например, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сразу заявил, что город не устраивает его нынешнее четвертое место и он намерен бороться за лидерство в рейтинге. Тульский губернатор Алексей Дюмин хвастался тем, что 2017 год стал для региона рекордным по объему инвестиций. «Мы все делаем для того, чтобы инвесторы к нам шли», — уверенно объявил он о своих амбициях.

Андрей Никитин, который еще пару лет назад сам, будучи во главе АСИ, учил регионы улучшать инвестклимат, рассказывал, как теперь в Новгородской области на практике старался реализовать все рекомендации агентства. Но, по его словам, работы еще очень много. «Нам есть куда расти, мы даже не в двадцатке. Нам точно есть куда двигаться вперед», — признавался он. А губернатор Калининградской области Антон Алиханов даже за недолгий срок во главе региона уже добился успеха. «Когда я начинал работу в правительстве, мы были на 71-м месте. Мне казалось, что с этого дна не выбраться», — вспоминал он. Но уже в прошлом году область поднялась до 31-м места, а теперь уже на 15-м.

«Когда регион проваливается с какого-то места, то это не потому, что там климат хуже стал, а потому что соседи достигли больших успехов», — подвел итог сессии помощник президента Андрей Белоусов. Он уверен, что повсеместное улучшение инвестклимата произошло из-за того, что сработала целевая модель лучших практик. Тем не менее, по словам Белоусова, сейчас в стране нет специальной инфраструктуры, которая бы занималась внедрением таких практик. «Министерства, которое бы систематически отвечало за это, нет. Какую-то инфраструктуру надо создать, чтобы лучшие практики немедленно выявлялись и распространялись, обучались команды и т. д.», — считает помощник президента. Наконец, полагает Белоусов, со временем меняются и требования бизнеса. Так что, вполне возможно, вскоре появится обновленный национальный рейтинг 2.0.


КАК ГЕРМАН ГРЕФ СТАЛ НЭПМАНОМ

Началась сегодняшняя программа Петербургского международного экономического форума уже в 8:30 с делового завтрака Сбербанка. Здесь обсуждали новую экономическую повестку (НЭП), ведущим которого по традиции выступил сам глава Сбербанка Герман Греф.

В окружении сидящих за столами чиновников и бизнесменов Греф стоя обрисовал существующую макроэкономическую ситуацию в РФ — рекордно низкая инфляция (2,4%) за все время существования новой России, безработица менее 5%, дефицит бюджета (1,5% от ВВП), действует бюджетное правило, направляющее избыток нефтедолларов в резервные фонды, госдолг составляет 15% ВВП. И вроде бы все готово для выполнения экономического рывка по указам президента РФ Владимира Путина, но, по прогнозам аналитиков МВФ, рост ВВП РФ в ближайшие годы будет от 0,5 до 1,7%, по оптимистичным прогнозам — ну максимум 2,5%. А указы Путина подразумевают ежегодный рост ВВП на уровне 7–8%!

В качестве хорошего примера Греф привел Турцию: в минувшем году, несмотря на скромные прогнозы, ВВП Турции вырос на 7,4%. «Очевидно, что за годы было выдано огромное количество государственных гарантий», — сказал глава Сбербанка.

«Пример Турции здесь не самый хороший, — возразил зампредседателя правительства РФ Антон Силуанов. — В прошлом году рост — 7 процентов, а в этом году — резкий рост долга, девальвация лиры и резкое снижение темпов роста! Это быстрая накачка экономики с последующим спадом. Нам такой рост не нужен!»

https://forumspb.tassphoto.com/album/496 На деловом завтраке Сбербанка, ведущим которого по традиции выступил сам Герман Греф, обсуждали новую экономическую повестку Фото: forumspb.tassphoto.com

Руководитель экономической экспертной группы Евсей Гурвич сообщил, что теоретически поставленные президентом цели достижимы, но какие реформы правительство готово для этого проводить? «Это требует сверхусилий, радикальных реформ, гораздо более радикальных, которые мы видели в последнее время», — сказал Гурвич.

Силуанов сообщил, что все реформы будут направлены на новое качество экономики, стимулы. В бюджетном секторе грядет переструктурирование расходов бюджета для решения инвестиционных, инфраструктурных задач и применения долгового финансирования. Стоит большая задача реформирования социальной сферы. «Мы еще сохраняем советские меры поддержки — всем сестрам по серьгам. Ресурс здесь большой», — продолжил Силуанов, пообещав новые налоговые стимулы (льготы, вычеты) для привлечения инвестиций. В планах развитие специнвестконтрактов между государством и бизнесом, запуск программы индивидуального пенсионного капитала. «Нам нужды длинные деньги, с Центральным банком тема отработана, упростим концессионное финансирование», — перечислял Силуанов, анонсировав либерализацию валютного законодательства.


«У НИХ НЕТ ДЕНЕГ НА ВЫПОЛНЕНИЕ УКАЗОВ. ЭТИХ ДЕНЕГ У ПРАВИТЕЛЬСТВА ТОЖЕ НЕТ!»

Греф все же попросил подробнее рассказать о планах кабмина по налоговой нагрузке на бизнес в ближайшие 6 лет. «Мы уже дошлифовываем в правительстве наши предложения по налогам, будут изменения, которые зафиксируем на предстоящие 6 лет, — сказал Силуанов. — С одной стороны, будет снижение прямых налогов, с другой — будут изменения по другим частям».

Силуанов напомнил, что уже есть решение о завершении в РФ нефтегазового налогового маневра, с 1 июля будут снижены акцизы на нефтепродукты.

«Изменения налогов будут, мы не знаем повышение и понижение каких, но потом 6 лет они меняться не будут? Я правильно понял? Мы ждем, какие налоги изменятся? — переспросил глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. — Вот Герман Оскарович, простите, Антон Германович, Антон Германович вчера сказал...» Путать Силуанова с Грефом — фишка Кудрина на ПМЭФ-2018.

«Антон Германович, — решил разрядить обстановку Силуанов. — Именно так, Алексей Леонидович. Мы готовим настройки новой системы, потом эти настройки войдут в налоговую систему, которая не будет меняться 6 лет. Такая у нас задача».


Сам Кудрин назвал нынешнее правительство «тигром, который готовится к прыжку». В целом же в РФ сохраняется избыточная регуляторная практика, требуется снижение проверок бизнеса вдвое. «При создании цифровых платформ, такого кибергосударства, сократится и регуляторная нагрузка», — сказал Кудрин, возложив надежды на дистанционный мониторинг и назвав главной инвестицией — инвестиции в образование.

Правда, иное видение происходящего было у главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, который предложил обсудить второй закон термодинамики. «В замкнутой системе хаос возникает просто потому, что мы ничего не делаем, просто ничего не делаем! — сказал Макаров. — В чем сегодня главные проблемы? Мы обсуждаем указ президента. Вот сидят губернаторы, спросите у любого из них, будут ли они выполнять указ. Я посмотрю на того сумасшедшего, который встанет и скажет:„Нет, не буду, потому что у меня нет денег“. У них нет денег на выполнение указов. Этих денег у правительства тоже нет! Так откуда мы их получим? Мы все вопросы свели к тому, где взять эти 8 триллионов. У нас две главные беды: абсолютная неэффективность и абсолютная безответственность! В стране никто не отвечает за результат!»

Макаров в завершение своей речи на фоне жующих пончики и пьющих чай или кофе (все-таки деловой завтрак) сказал, что главная задача выполнения указов президента уже решена — Росстат передан министерству экономического развития. «Все будет нормально, поверьте!» — сказал Макаров.

. «Энергетическая панель» привлекла к себе внимание прежде всего участием в ней «великого и ужасного» главы «Роснефти» Игоря Сечина
Фото: forumspb.tassphoto.com

«ПРОИСХОДИТ ГРУБОЕ НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ВМЕШАТЕЛЬСТВО В РАБОТУ РЫНКА»

Еще одна из многочисленных площадок питерского форума сегодня в первой половине дня привлекла к себе внимание прежде всего участием в ней «великого и ужасного» главы «Роснефти» Игоря Сечина. Telegram-каналы уже заметили, что «энергетическая панель» оказалась единственной, где все места были заранее «зарезервированы» и закреплены за каждым конкретным участником, в том числе для приглашенных экспертов, среди которых оказалось преобладающее количество иностранных специалистов (Total, Vitol и т. д.). Модератором мероприятия выступил исполнительный директор международного экономического агентства Нобуо Танака, а роль основного докладчика взял на себя именно Сечин. Красной нитью через все его получасовое выступление пролегала мысль об «исключительно нерыночных условиях», в которых сегодня работает отрасль: в ходе своей речи он не раз посетовал на то, что использование санкций в целях создания конкурентного преимущества в реальных отраслях экономики становится «обычным явлением».

«Так, объявленное 8 мая решение США о выходе из многостороннего соглашения об иранской ядерной программе ставит под санкционный риск около 5 процентов мировой добычи и около 10 процентов мировых доказанных запасов нефти», — привел пример Сечин. Если к этому добавить подпадающую под санкции добычу в Венесуэле и реализованные секторальные санкции в отношении российских компаний, то общий объем углеводородов, подвергшихся односторонним ограничениям по освоению запасов, составляет около трети мировых запасов нефти, заметил он. «Вдумайтесь, пожалуйста. Это своеобразный негативный рекорд, такого до сих пор не было в истории. По сути, происходит грубое нарушение международного права и вмешательство в работу рынка», — обратился он к участникам форума.


«У нас уже есть факт выхода компании Total с существенными потерями из одного из крупнейших газовых проектов в мире — проекта South Pars 11 , в котором Total в беспрецедентном порядке получил контрольный пакет, а сейчас выводит с существенными потерями», — напомнил Сечин. И отметив, что выход  Total из этого проекта и его возможное замораживание освобождает место для более дорогого американского СПГ, способствуя загрузке заокеанских мощностей, которые с учетом новых проектов были бы загружены всего на 50%.

Аналитики справедливо говорят об ударных волнах, которые в результате санкционной политики обрушиваются на сырьевые рынки — будь-то металлы, энергоресурсы или продовольственные товары, продолжил глава «Роснефти». В апреле 2018 года произошел 30-процентный рост цен на алюминий, рост цен на никель — до $16 тыс. за тонну. «Политика санкций и ультиматумов в применении к рынкам углеводородов не может не привести к появлению перманентной „санкционной премии“ в цене. Через какое-то время, не исключаю, мы сможем говорить о санкционном сырьевом суперцикле и уже в близкой перспективе увидим новые ценовые рекорды», — спрогнозировал Сечин. По его словам, новый уровень цен будет достигнут не в результате работы ОПЕК+ или других соглашений, а «вследствие реализуемой односторонней политики».

При всем при этом Сечин признал: в прошлом году отрасли удалось преодолеть острый период нестабильности, и большую роль в достижении баланса на рынке внесло именно падение добычи нефти в Венесуэле. Стабилизация была обусловлена и уверенным ростом спроса на нефть (около 35% мирового прироста спроса пришлось на страны Азиатско-Тихоокеанского региона). «В результате действия всех этих факторов обозначилось постепенное сокращение избытка коммерческих запасов нефти и нефтепродуктов, что и стало определяющим в росте цен на нефть в 2017-м и начале 2018 года. Таким образом, со стороны спроса мы не видим реальных угроз для развития рынка нефти», — подытожил глава «Роснефти», не без удовлетворения отметив, что в ближайшем будущем газ и нефть останутся главными стержнями мировой экономики.