Олег Григорьев и Татьяна Прокофьева в преддверии публичных слушаний рассказали о новом генплане Казани
фото: Сергей Елагин

«КАЗАНЬ ГАРМОНИЧНАЯ»: ТРИ ГОДА РАБОТЫ, РАСЧЕТ ДВИЖЕНИЯ КАЖДОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СИМКИ И ПОЛИЦЕНТРИЧНОСТЬ РАДИ КОМФОРТА ГОРОЖАН

«Сбалансированный город с устойчивым развитием» — именно такой вектор направления движения получит Казань вместе с новым генпланом, разработанным специалистами Института генплана Москвы и рассчитанным вплоть до 2035 года. Публичные слушания с участием жителей, напомним, стартуют с 29 мая и продлятся в течение двух недель, а пока документ доступен для ознакомления на сайте управления архитектуры.

«БИЗНЕС Online» ранее уже анализировал документ: через 17 лет население может достигнуть 1,43 млн человек. Причем для расчета социальной и транспортной инфраструктуры использовалась цифра 1,52 млн жителей, то есть с небольшим запасом. Площадь жилья вырастет в 1,6 раза, прибавив 17 млн кв. м уже к 2025 году. Город сохранит свои границы, застраивая пустые «проплешины», бывшие промзоны и свободные территории, — при повышении качества существующей застройки. Понятие земель сельхозназначения уйдет в прошлое (сейчас лендлорды «держат» более 10 тыс га, где в основном предполагается развитие ИЖС). Но главное — развитие должно быть равномерным, гармоничным. Жилые зоны должны включать всю необходимую социальную инфраструктуру и места приложения труда. 

«Сегодня районы города очень неравномерны и разнородны. Мы хотели бы, чтобы жители Казани в любой точке территории обладали совершенно одинаковой качественной инфраструктурой — социальной, рекреационной. В любой точке, где бы ты ни жил, ты не должен чувствовать, что живешь на окраине. Место твоей жизни — центр твоего мира, и он так же прекрасен и удобен, как и любой другой», — описала философию генплана в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Полицентричность, создание центров притяжения за пределами исторического ядра позволяет людям жить с комфортом, работать, гулять, отдыхать рядом с домом и выбираться за пределы своего мира не по необходимости, а по собственному желанию. К этому устремлен весь дух документа.

Напомним, что действующий генплан, рассчитанный до 2025 года, был утвержден в 2007 году, хотя работа над ним началась аж в начале 2000-х. За эти годы Казань совершила такой рывок в развитии, что принятый всего 11 лет назад документ стремительно стал устаревать. «Постепенно накапливалось понимание, что действующие документы уже не соответствуют задачам, которые сейчас стоят перед городом. Генплан из помощника в решении градостроительных вопросов превратился в тормоз», — призналась главный архитектор Казани. 


На создание документа ушло около трех лет, только в самом институте над ним работали более 100 человек. «Мы сразу закладывали высокую технологическую составляющую. Мы хотели, чтобы это был документ будущего, с использованием самых современных технологий и программ, чтобы все составляющие генерального плана, в том числе транспортная модель, были на высшем уровне. При обсуждении требований к будущему разработчику мы поняли, что, к сожалению, должны выйти за пределы Казани, и начали смотреть на самые выдающиеся институты в России, которые занимаются разработкой генеральных планов крупных городов-миллионников», — обосновала Прокофьева решение привлечь к работе над казанским генпланом столичных специалистов. Вместе с генпланом москвичи взялись за разработку еще двух сопутствующих документов — «Правил землепользования и застройки», а также «Местных норм градостроительного проектирования».

Как обратил внимание первый заместитель директора ГАУ Института генплана Москвы Олег Григорьев, к работе привлекались и казанские специалисты. К примеру, казанская компания «Эколидер» являлась субподрядчиком по ряду экологических разделов. Право голоса получили казанские архитекторы. Независимо друг от друга четыре группы (две из них казанские — под руководством Александра Дембича и Эрика Терегулова, две — московские) разработали и представили на суд разработчиков четыре концепции развития Казани. Подробнее о двух концепциях, получивших название «Компактный город» и «Расширяющийся город», «БИЗНЕС Online» рассказывал в январе 2016 года. Все концепции «прогнали» через компьютеры. Для этого было создано несколько математических моделей, учитывающих потоки движения людей, логику мысли человека за рулем, связность рабочих мест с местами проживания и т. д. Технологии big data позволили обработать огромный массив данных. Фактически разработчики проанализировали, где «ночует» и «работает» каждая телефонная симка в городе, как этот вполне конкретный человек (естественно, без имени-фамилии, без персональных данных) передвигается из дома на работу, где он бывает, где отдыхает. Все это сложилось в людское «броуновское движение», выходящее далеко за границы Казани. Пульс города, его движение, его жизнь просчитали математическими методами, а потом прогнали эти данные через все предложенные четыре концепции, аккумулируя лучшее в каждой.

«В итоге главной идеей стало обеспечение сбалансированного развития города, каждого его района. О каком компактном городе может идти речь, когда у нас уже есть „Салават Купере“, есть Лаишевский узел?» — объяснил Григорьев итоговый концепт «Казань гармоничная». 


 ТОЧКИ РОСТА КАЗАНИ: ОТ РЕЧНОГО ПОРТА ДО «САЛАВАТ КУПЕРЕ» И «ВОСТОЧНОЙ ДУГИ»

Новый генплан предполагает определенные точки роста и развития города. В первую очередь это район речного порта — будущий Казанский финансовый район, где застройщики уже показали свои 10-этажные намерения. Кроме того, это развитие «Восточной дуги» (от Вознесения до трассы М7) и развитие территорий в районе Мамадышского тракта (выше мусульманского кладбища), где разработчики предусмотрели развитие промышленных зон и новых рабочих мест. Разумеется, это и Адмиралтейская слобода. 

«Конечно, мы считаем, что будет частично развиваться и западная часть Казани. Здесь мы с осторожностью рассматриваем развитие территории пороховых складов. Пороховой, конечно, не останется без внимания, но развитие жилья там не предусматривается», — обратила внимание главный архитектор. Причина тут не в том, что сотню лет здесь делали порох, — нет, проблема в обеспечении транспортной связности района в случае масштабного жилого строительства. Так что на месте Порохового завода предусмотрена промышленно-общественная зона, не исключающая появления общественных учреждений — от офисов до технопарков.

По словам Григорьева, достаточно сильное развитие получает и так называемая срединная зона — вокруг улиц Аделя Кутуя и Родины, где застраиваются земли бывшего мясокомбината. Из нее сейчас активно уходят предприятия, которые замещаются жильем, торговыми и социальными объектами.

«Вообще, если по карте города мы посмотрим, вся она в неких точках развития. Другое дело, что они не одновременно стартуют. „Восточная дуга“ — чуть попозже, зона речпорта — чуть попозже, потому что масса вопросов с выводом предприятий, которые сегодня там существуют», — констатировал эксперт. Причем вывод предприятий не стоит понимать как насильственный переезд. Нет, уже сейчас некоторые промзоны «вымирают» сами по себе, трансформируются либо их производства уходят на другие территории. 

Среди точек развития прозвучало и название жилого района «Салават Купере». И, как обратила внимание главный архитектор, перспективы у этой территории очень большие. Это не просто спальный район. «Мы видим его как полноценный центр развития, который не только станет комфортным для проживающих там людей, но и будет узлом притяжения для всех поселков, расположенных вокруг», — отметила Прокофьева. Здесь помимо жилья должны появиться и бизнесы, которые кроме функции непосредственного обслуживания района станут и местами приложения труда. 

Есть также перспективная застройка территории между «Мегой» и агропромпарком, планы по освоению которой озвучивает подконтрольная Госжилфонду компания «Ак Барс Девелопмент». Прирастет жилой массив и примерно 30 гектарами земель по улице Гаврилова. 

Нажмите, чтобы увеличить

 УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ: ЧЕТЫРЕ МОСТА ЧЕРЕЗ КАЗАНКУ И ДОРОГА ВДОЛЬ ВСМ

Термин «точки роста» применим не только к жилью. По плану разработчиков, серьезный рывок совершит наземная транспортная система (подробный материал на эту тему «БИЗНЕС Online» публиковал ранее). Главный архитектор лишь заострила внимание на том, что от метро отказываться не будут. В новый документ заложены все необходимые коридоры. Было бы финансирование!

Жизненно необходима трасса к «Салават Купере», продолжится развитие улично-дорожной сети вокруг Салмачей, в части Вознесенского тракта. Нужен транспортный коридор в Лаишевском узле — здесь бурное жилищное строительство в ближайшие годы грозит закупорить существующую трассу пробками. Запланировано расширение дорог рядом с существующей Кировской дамбой. К 2025 году просматривается строительство дороги вдоль ВСМ и, что любопытно, тоже на эстакаде, как и сама ВСМ.

Кроме того, к 2035 году запроектировано строительство четырех дополнительных мостов через Казанку. Один — с улицы Чистопольской в район Советской площади, второй — в районе существующего ж/д моста через Казанку — там, где сейчас находится поселок Торфяной, и два небольших моста в районе Дербышек и ниже их. Строительство мостов через Волгу, которые также были упомянуты на пресс-конференции накануне, в расчетный срок не входит. Это дело будущего: к 2050 году заложены мосты из Аракчино в сторону Верхнего Услона, а также из поселка Победилово к Нижнему Услону. На территории района мосты соединятся дорожной сетью. Это одна из «антипробочных пилюль» на середину XXI века, если, конечно, тогда еще сохранится транзитное движение большегрузов...

Основной упор сделан на развитие общественного транспорта. Сегодня общественный транспорт обеспечивает 60% поездок, а личный — 40%. Через 17 лет автобусы, трамваи и метро «откусят» у автомобилей еще 6%. Как? Главное — комфортный общественный транспорт, подчеркивает Григорьев. Ради этого — новые трамвайные линии, новая маршрутная сеть. Ну и конечно, «демотиваторы» автомобилистов. Платный паркинг шагнет из центра в нынешние спальные районы — и это неизбежный процесс, иначе город задохнется в пробках — не пройдет и 10 лет. Опыт Москвы, сокращающей полосы автомобильного движения ради пешего и велосипедного трафика, тоже стоит принять на вооружение, считает разработчик генплана. 

Нажмите, чтобы увеличить

СНОС ДОМОВ НЕИЗБЕЖЕН, НО НЕ ВЕЗДЕ: КАК СПАСАЛИ НОВУЮ СОСНОВКУ

Важнейший момент: будущие вылеты трасс уже сейчас спотыкаются о дома людей. Под асфальтоукладчик могут лечь сотни домовладений. Но это не новшество генплана-2018. Данные дороги заложены и ранее существовавшими документами. «Если сравнивать существующий и новый генплан, на самом деле в части дорог на застроенных территориях между ними не такая большая разница. Сохраняется большинство дорог, которые к нам пришли из старых генеральных планов. Новые дороги появились лишь на ранее не застроенных территориях, где полностью отсутствует дорожная инфраструктура, либо в качестве оптимизации планируемой сети», — обратила внимание Прокофьева. 

Например, тот же Вознесенский тракт был обозначен полсотни лет назад — дорога есть в генплане 1969 года. Точно так же в прошлом генплане под дорожную сеть был расчерчен участок в Больших Клыках и в районе Карьера. Необходимость строительства магистрали городского значения в Салмачах по улице Центральной также обоснована еще в генеральном плане 2007 года.

Большая часть казанцев, живущих в так называемых красных линиях, прекрасно об этом осведомлены — они не раз и не два уже сходили на прием в управление архитектуры. Тем не менее разработчики, по словам Григорьева, постарались учесть пожелания жителей и минимизировать все сносы в тех же Салмачах, снизив классность дорог. Но есть еще проблема газопровода — и его охранная зона, которую теперь жестко блюдет «Газпром». «Дорога, которая идет вдоль зоны минимально допустимых расстояний (МДР) не затрагивает тех домов, которые расположены вне зоны газопровода. Кстати, в соответствии с законодательством, для жителей, попавших в зону МДР, ситуация разная. Если они попадают под снос в случае размещения дороги, то получают компенсацию. А если их сносят в связи с тем, что они попали в зону МДР, компенсации не будет», — обратил внимание разработчик. 

Нажмите, чтобы увеличить

В Новой Сосновке предполагаемую дорогу, прошедшую по поселку, удалось сдвинуть в сторону: разработчики смогли убедить представителей КАПО им. Горбунова проработать перенос дороги в зону аварийной посадки самолетов. Однако, как отмечают собеседники, на вопрос читателей о том, что теперь будет с зоной посадки самолетов, ответить сложно. Границы ее определяются не в Казани. Это полномочия федерального центра. Причем зона посадки самолетов, где они могут в случае чего сбросить лишнее топливо, попытаться приземлиться или на худой конец просто упасть, существует здесь тоже полсотни лет. Но, как водится, в советские годы это был секрет. А теперь тайна раскрыта в генплане — и люди столкнулись с реальностью. 

Сколько всего домов может пойти под снос в результате строительства дорог? Около двух сотен, признаются разработчики. Но следует понимать: дороги будут не сегодня, на них нужны деньги — это раз. Никто никого не выгоняет. А в будущем в случае строительства трасс имущество будет выкуплено государством по рыночной стоимости. Такова реальность: интересы миллионного города берут свое. И это не ноу-хау Казани, это общемировая практика. Появление новых дорожных артерий диктует развитие города. И их тромбоз невозможен: есть интересы большинства.

Нажмите, чтобы увеличить

МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ: ВМЕСТО НЫНЕШНИХ 20 МЛРД РУБЛЕЙ БЮДЖЕТ ЕЖЕГОДНО ДОЛЖЕН ВКЛАДЫВАТЬ В РАЗВИТИЕ ВДВОЕ БОЛЬШЕ

Новый генплан предполагает увеличение рекреационных территорий — общая площадь зеленых территорий увеличится на 12% и достигнет 27% всей территории города, то есть вырастет с 9,8 до 17,1 тыс. гектаров. Отдельным подарком для казанцев должно стать появление особо охраняемого природного парка на севере Авиастроительного района. Эту территорию экологи называют долиной древних рек. Генпланом здесь предусмотрена рекреационная зона с минимальной прокладкой новых дорог — лишь для обеспечения доступности территории, а также благоустройство с минимальным вмешательством в окружающую среду. 

Главный вопрос: насколько фантастичны такие планы? Разработчики подсчитали суммы, необходимые на этот «город-сад». Реализация только первой очереди генплана до 2025 года требует 762 млрд рублей. Полная стоимость до 2035 года —  почти 1,6 триллиона (в современных ценах). Получается, что в ближайшие 7 лет Казань должна закатать в дороги и мосты, поднять в виде домов, садиков, школ, новых зеленых зон по 100 млрд ежегодно!

Нажмите, чтобы увеличить

Реально ли все это? В данную стоимость включены не только социальные, но и инвестиционные проекты — цена инвестиционного жилья, объектов соцкультбыта. Таким образом, доля бюджетных вливаний — приблизительно 42,5 млрд рублей. Ровно столько надо закладывать на то самое «светлое будущее», в котором каждый житель Казани не будет испытывать необходимости ехать из спального района в центр, а найдет все необходимое у себя под боком.

Но сейчас объем бюджетных вливаний — примерно 20 млрд рублей. Знают ли в казанском Кремле, что инвестиции надо удваивать? Да, знают, дали понять разработчики. Но удастся ли это сделать — вопрос уже не к генплану...

Встреча продолжалась более 2,5 часов. Разработчики рассказали, почему в генплане нет мусоросжигательного завода, сколько часов отводят на публичные слушания, что надо для развития казанского метро, появится ли 3-миллионная Казанская агломерация, будут ли велодорожки и веломаршруты, а также прошлись по каждому конкретному вопросу от читателей газеты. Стенограмму интернет-конференции «БИЗНЕС Online» опубликует накануне публичных слушаний, которые стартуют 29 мая.