«Пусть ворвется ветер песней на рассвете», — пели накануне на встрече активистов в комитете ЖКХ казанского исполкома. Второй раунд баталий по вопросу строительства мусоросжигательного завода собрал накануне сторонников и противников. Как организовать референдум по вопросу МСЗ, когда Татарстан перейдет на раздельный сбор мусора и чем грозит появление единого регионального «мусорного» оператора, выяснял корреспондент «БИЗНЕС Online».
Накануне в комитете ЖКХ исполкома Казани прошла вторая встреча рабочей группы по вопросам мусоросжигательного завода
«ПУСТЬ ВОРВЕТСЯ ВЕТЕР ПЕСНЕЙ НА РАССВЕТЕ И РАССКАЖЕТ, ЧТО ВЕСНА ПРИШЛА...»
Накануне в комитете ЖКХ исполкома Казани прошла вторая встреча рабочей группы по вопросам мусоросжигательного завода (МСЗ). В основном присутствовали активисты со стажем, которых ранее можно было увидеть на митингах и против засыпки Волги, и в поддержку вкладчиков ТФБ, и даже дольщиков. Складывалось ощущение, что для некоторых участие в подобных мероприятиях является если не профессией, то хобби. И сколько угодно можно обижаться потом в комментариях, но воспитанности активистам явно не хватает. Даже эту скромную встречу в небольшом зале комитета ЖКХ они порой превращали в балаган, постоянно перебивая спикеров, а конструктивные предложения, которые исходили от некоторых активистов, тонули в общем гуле.
Но вернемся к самому заседанию, которое начиналось мирно и необычно. Один из активистов для того, чтобы настроиться на миролюбивый лад, предложил спеть песенку. И даже гитара оказалась не в кустах.
«Я могу спеть „Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались“», — анонсировал он. Однако спел: «Пусть ворвется ветер песней на рассвете и расскажет, что весна пришла». Неудивительно, что при таком использовании времени встреча продолжалась более трех часов за счет лишних выступлений. Но, видимо, таким образом народ выпускает пар...
«Все те вопросы, которые получаю от вас через чат в месенджере и по электронной почте, мы передавали, что называется, из рук в руки для рассмотрения и подготовки ответов и инвестору, и в министерство природы, и в минстрой РТ, — начал встречу председатель комитетат ЖКХ Искандер Гиниятуллин. — Я направил запрос в Институт имени Арбузова о проведении экологического мониторинга вокруг существующих объектов захоронения отходов и поселка Осиново, и ЖК „Салават Купере“. Подготовил обращение по мониторингу состояния окружающего воздуха в Росприроднадзор. В дальнейшем нам нужно будет найти экологов, чтобы они по результатам этих количественных измерений сделали свои выводы».
Гиниятуллин предложил проект решения — для обсуждения и последующего направления в соответствующие инстанции. Надо куда-то двигаться, а в предложениях рабочей группы как раз написано, что для выработки решений необходимо время для изучения вопросов с участием специалистов. Результатом работы должно стать предложение по внесению изменений в схему обращения с отходами. На внесение рабочих предложений много времени не надо — как только они появятся, их отправят экспертам, заверил докладчик.
Один из активистов для того, чтобы настроиться на миролюбивый лад, предложил спеть песенку. И даже гитара оказалась не в кустах
«ПОЧЕМУ МЫ НЕ ХОТИМ ПЕРЕЙТИ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ЧИСТОТЫ И КУЛЬТУРЫ?»
Первым оратором оказался профессор КФУ Юсуф Азимов. Он рассказал, что имеются патент и разработки, когда так называемые грязные полимерные отходы, сжигание которых так будоражит общественность, подвергаются обработке и превращаются в топливо.
«У нас в вузе есть технология пиролиза. Эти отходы можно использовать для модификации битума, рубероида. Есть возможность их переработки и в жидкое топливо. Надо дать шанс науке и общественности это обсудить, — предлагал профессор. — Имеется и высокотемпературный пиролиз, когда все эти отходы превращаются в газ, который можно легко сжигать без влияния на загрязнение атмосферы».
Благословенный пиролиз бальзамом пролился на уши слушающих. Однако стоило только Азимову заметить, что он в целом нейтрально относится к перспективе появления мусоросжигательного завода, и добавить, что завод даст новые рабочие места, публика выказала недовольство.
«Какие еще рабочие места?! Там все будет работать автоматически», — раздался голос из зала.
«Мы будем использовать вторичные ресурсы, будем делать дорожные вещества, какие-то изделия, на эти цели понадобятся работники, — нервно продолжил профессор. — Такая система работает и в Германии, и в Италии. И почему мы не хотим перейти на новый уровень чистоты и культуры?»
Однако чистота и культура на фоне МСЗ не нашла поддержки у аудитории. Роза Фардеева, представившаяся юристом, 15 лет на международном уровне занимающимся экологией, предложила организовать референдум.
«Я много раз была в Японии, в Америке, в европейских странах. Там технология сжигания мусора другая. У них идет в первую очередь переработка. Давайте мы вернемся в наши реалии. Чиновники нам „толкают“ мусоросжигательный завод, а народ против. Давайте проведем референдум, в Крыму же его прекрасно провели и ушли от Украины...» — отметила она.
Далее срывающимся то ли от волнения, то ли от революционности голосом женщина призвала не строить в Республике Татарстан Кемерово. Его строили, оказывается, тоже москвичи. Зачем им подчиняться? Она вспомнила, что Татарстан является единственным регионом, где принята «Хартия земли», что, видимо, как-то связано с идеей референдума. После этого аудитория какое-то время решала, в какой форме и кто должен организовать подачу данной инициативы для властей Татарстана, устроили даже голосование — за или против. В общем, народ хочет референдум. Это главное.
К слову, идея всенародного волеизъявления в последнее время в Татарстане всплывает все чаще — и по вопросу выборности мэров, и по изучению языков в школе. Напомним, что для запуска процедуры на региональном уровне необходима лишь инициативная группа из двух десятков человек. Но для того, чтобы довести ее до конца, потребуется собрать подписи 2% избирателей, а это порядка 50 тыс. человек по Татарстану. Впрочем, референдум теоретически можно провести также в отдельной взятой Казани, Зеленодольске или Осиновском поселении — подписей потребуется гораздо меньше.
Стоило только Юсуфу Азимову заметить, что он в целом нейтрально относится к перспективе появления мусоросжигательного завода, и добавить, что завод даст новые рабочие места, публика выказала недовольство
«МЫ МОЖЕМ МНОГО ГОВОРИТЬ ПРО КРУТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. НО, КОГДА НАЧИНАЕШЬ СЧИТАТЬ, В КАКИЕ СУММЫ ЭТО ВЫЛИВАЕТСЯ, ПЛАКАТЬ ХОЧЕТСЯ»
Конструктивные предложения были высказаны от организатора ближайшей акции протеста против мусоросжигательного завода, которая состоится 22 апреля в парке «Крылья Советов», Антона Голубкова.
«В СМИ нас постоянно упрекают, говорят, что мы требуем запретить строительство и ничего взамен не предлагаем», — отметил он, в сотый раз повторив идею организации раздельного сбора отходов. Татарстан должен быть пилотным регионом в этом направлении. А так как надо с чего-то начинать, Голубков предложил попробовать с Кировского района. Он выдвинул идею на специальных площадках установить контейнеры для крупногабаритных, пищевых отходов, для вторсырья и оставить немного баков для несортированного мусора. У каждой контейнерной площадки должен быть номер, наглядная агитация. Дескать, тех, кто не будет сортировать, будут штрафовать; если же граждане проявят свою сознательность, то их ждет скидка по оплате коммунальных услуг. Это он также предложил закрепить на законодательном уровне.
«Мусоровоз должен забирать только одну фракцию. Это увеличит стоимость вывоза. Никто не будет против, если мы, получая такую систему, немного переплатим в своих счетах-фактурах. Но если кто-то будет против, пускай митинги устраивает, имеет право», — отметил Голубков.
«По поводу завода давайте порассуждаем», — призвали его из зала.
«А тут нечего обсуждать. Его не будет, если мы тут решаем проблему с отходами», — уверенно заявил активист. Он призвал подключать мусоровозы к системе «Платон» (ее оператор, к слову, тот же «РТ-Инвест») и сделать информацию по передвижению грузовиков открытой, чтобы мусоровозы ездили на мусороперерабатывающую станцию, а не на свалку. Для этого понадобится больше сортировочных станций и завод по комплексной сортировке на 600 тыс. тонн.
Эти требования, как оказалось, лежат в русле разрабатываемых властями путей работы с мусором. И отследить пути мусора, в общем, несложно.
«В рамках совбеза РТ не так давно состоялось совещание по проблеме создания автоматизированной системы учета и движения ТБО на территории республики, — взял слово Рустем Богданов, начальник отдела обращения с отходами минстроя РТ. — Проведены переговоры с компанией „Большая тройка“, которая выпускает интеллектуальную начинку. Это специальные краны, которыми оборудуется мусоровозный транспорт. Техника будет считывать каждую радиоидентификационную метку, которая устанавливается на контейнер. Это удорожает его стоимость на 100 рублей. Учитывая, что современный евроконтейнер стоит 13 тысяч, эта наценка несущественна. Данную систему организовать несложно. Я разработал технические требования к ней. Cистема позволит вести автоматический учет всех контейнеров. Информация будет выгружаться для всеобщего использования».
По словам Богданова, такая система уже частично работает в некоторых регионах страны, но сразу стопроцентную сортировку мусора реализовать в республике нереально, нужны мусоросортировочные станции. А для этого нужно знать, какова будет тарифная политика на вывоз ТБО.
«Мы многое чего интересного можем говорить. Мы знаем, что такое плазменное обезвреживание отходов, все это крутые технологии, — говорит чиновник. — Но, когда начинаешь считать, в какие суммы это выливается, плакать хочется...»
Активистка Гузель Халилова заметила, что малому бизнесу зачастую просто невыгодно заниматься переработкой. Гиниятуллин напомнил, что Казань тут делает что может. И в рамках городской программы льготного кредитования сбор, обработка, переработка, утилизация отходов — как ПЭТ, так и стекла — особо приоритетное направление. Казна готова поддержать льготным процентом такие желания — были бы они!
По словам Рустема Богданова, сразу стопроцентную сортировку мусора реализовать в республике нереально, нужны мусоросортировочные станции. А для этого нужно знать, какова будет тарифная политика на вывоз ТБО
«НА ЗАПАДЕ НА ТО, ЧТОБЫ ПРИУЧИТЬ НАСЕЛЕНИЕ К РАЗДЕЛЬНОМУ СБОРУ ОТХОДОВ, УШЛИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ»
По словам Богданова, стопроцентная сортировка мусора будет реализована в Татарстане к 2022 году, если, конечно, ничего не помешает. Раздельный сбор будет нарастать. И многое, о чем говорил в своем выступлении Голубков, уже предусмотрено. Просто Россия во всем своем неповоротливом масштабе разворачивается в этом направлении медленно.
«В Татарстане утвержден порядок сбора твердых коммунальных отходов. Мы его приняли более года назад. Сейчас его шлифуем, дорабатываем и приводим к законодательству. Постоянно выходят федеральные нормативные правовые акты, мы, в соответствии с ними, разрабатываем региональные. Не успеваем их принять, как выходят новые...» — отметил начальник отдела обращения с отходами минстроя РТ.
Но есть проблема. Сейчас в многоквартирных домах обязанности по сохранению контейнерных площадок и их обслуживанию возложены на управляющие компании. По словам Богданова, в ближайшее время эти функции передадут единому региональному оператору, а он новые площадки для раздельного сбора мусора, учитывая существующие тарифы, устанавливать не сможет. Гиниятуллин подтвердил, что с Нового года в Татарстане начнет работу такой оператор. Однако пока конкурс проведен не был, соответственно, кто им станет, неизвестно.
«Сам по себе мусоросжигательный завод необходим, — уверен начальник отдела обращения с отходами. — Во многих странах к их строительству пришли не от хорошей жизни. Там проблемы с твердыми коммунальными отходами назрели так быстро, что им нужно было решать их здесь и сейчас. Учитывая, что у них высокий уровень экологической культуры, даже там на то, чтобы приучить население к раздельному сбору отходов, ушли десятилетия. А во многих странах эта ситуация неустойчивая до сих пор. И европейские страны не отказываются от мусоросжигательных заводов. Они продолжают их эксплуатировать».
И тут Голубков выступил с новой инициативой: унифицировать стеклотару. Бутылка должна быть одинаковой — тогда ее проще утилизировать. Протесты со стороны производителей и маркетологов он предложил жестко «обкорнать» — на уровне закона. Ограничить свободу надо и ресторанам быстрого питания, причем неразлагающийся в природе пластик необходимо заменить бумагой. Один из активистов припомнил, что в Набережных Челнах уже есть производство одноразовой посуды из крахмала — и, по сути, стаканчик после использования можно даже съесть. Но вот беда: бизнес не спешит приобретать инновационную посуду, поскольку она как минимум в два раза дороже пластика...
Многие из данных предложений инициативная группа признала перспективными, однако на практике, скорее всего, осуществить это будет крайне сложно. Слишком большие затраты понесет бизнес, большую работу придется провести на законодательном уровне, причем не только на республиканском, и времени на это уйдет, как говорится, вагон и маленькая тележка.
Идею привлекать к решению вопроса с отходами производителей и продавцов озвучила Халилова. В качестве примера она привела автомобильные аккумуляторы — автомобилисты могут сдать их и получить либо деньги, либо скидку при покупке нового. Активистка также обратила внимание на то, что зачастую бизнесменам невыгодно заниматься переработкой. В свою очередь, Гиниятуллин вновь напомнил о реализуемой в Казани программе льготного кредитования, где сбор, обработка, переработка и утилизация отходов, ПЭТ-бутылок и полимеров, а также отходов стеклянной тары и иных изделий из стекла является особо приоритетным направлением.
Фото: Марат Мугинов, kzn.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 262
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.