«ПОКА ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ НЕ ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ: ИНДЕКС ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — 100,4 ПРОЦЕНТА»

Совещание главных финансистов и налоговиков республики по итогам первого квартала 2018 года сегодня появилось в расписании работы кабмина РТ неожиданно, так что большинство журналистов не успели подъехать к назначенному сроку — к 8:30 утра. Однако это не стало помехой для корреспондента «БИЗНЕС Online», которому все же стали известны все детали совещания, традиционно возглавляемого президентом РТ Рустамом Миннихановым, куда был приглашен директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования минфина РФ Владимир Цибанов. Как будто по заказу, к приезду московского чиновника, который привез вести о готовящейся реформе Бюджетного кодекса РФ, минфин республики вылил целый ушат негативных прогнозов на финансовое будущее Татарстана.

По традиции открыл встречу сам президент. Он отметил, что по итогам января – февраля ВРП Татарстана вырос на 1,5%. «Но пока первый квартал не очень красивый: индекс промышленного производства — 100,4 процента. Но понятно, что есть ограничение по нефтедобыче, это тоже отражается. Розничный товарооборот растет. Объемы строительства  несколько снизились — на 1 процент ниже, чем в прошлом году», — отметил Минниханов.

С территории республики за первый квартал было мобилизовано 230,5 млрд рублей доходов. Объем собственных доходов консолидированного бюджета РТ составил 57,7 млрд рублей, что также несколько ниже, чем в 2017 году, —  на 485 млн рублей. 70% всех  собранных на территории республики налогов были отправлены в Москву, и только 30% остались в Татарстане. 58% всех платежей дали нефтяники.

«Ситуация напряженная», — считает президент РТ. Во многом это происходит в связи с изменением федерального законодательства. Например, только из-за того, что урезали поступление в бюджеты регионов акцизов по средним дистиллятам, доходы бюджета РТ в этом году сократятся на 5 млрд рублей.

«Произошло снижение платежей по налогу на прибыль, но сумма незначительная — 126 миллионов рублей, и по имущественным налогам — 432 миллиона рублей», — сообщил президент РТ.

Немала и налоговая задолженность в бюджет РТ — 8,3 млрд рублей по данным на 1 апреля. В связи с этим Минниханов поручил активнее работать с резервами пополнения бюджета. Он дал задание минфину РТ, налоговым органам, минземимущества РТ, совместно с муниципальными властями провести пофакторный анализ по каждому из доходных источников и выработать комплекс мер по обеспечению роста доходов бюджета.

Марат Сафиуллин вынужден был констатировать: хотя объемы собираемых в Татарстане налогов возросли на 13%, в бюджет республики перепало на 6% меньше, чем в прошлом годуФото: «БИЗНЕС Online»

БОРЕЦ С «ПРЕДПРИЯТИЯМИ-МИГРАНТАМИ» И ТЕНЕВОЙ ЗАРПЛАТОЙ

Руководитель управления налоговой службы РФ по РТ Марат Сафиуллин вслед за президентом вынужден был констатировать: хотя объемы собираемых в Татарстане налогов возросли на 13%,  в бюджет республики перепало на 6% меньше, чем в прошлом году. 

Сафиуллин напомнил, что убытки предприятий Татарстана за 2017 год составили 111 млрд рублей, это на 69 млрд рублей больше, чем в 2016 году: «Мы прекрасно понимаем, что 74% связано с банковским сектором и приходится на наши банковские учреждения в связи с отзывом лицензий». Свежих данных за 2018 год он не сообщил, но отметил, что работу с убыточными предприятиями можно и нужно  продолжать, ведь нередко компании сознательно выходят в убытки, чтобы сэкономить на налоге на прибыль.

Налоговики продолжают борьбу с «теневой» зарплатой — только за первый квартал работа с предприятиями дала почти 1 млрд рублей в виде НДФЛ и страховых взносов. Не забывают налоговики применять дубинку в виде возбуждения уголовных дел — в первом квартале в СК РФ переданы материалы на 12 неплательщиков налогов, задолжавших бюджету 238 млн рублей.

Кроме того, ведется борьба по сокращению «миграции» организаций в другие регионы с целью ухода от налогов, а также с фирмами-однодневками. Фискалы практически расчистили ЕГРЮЛ от фирм с признаками фиктивности — таких в реестре осталось не более 3,5%. Подводя итог своей работе в первом квартале, Сафиуллин сообщил, что налоговиками урегулирована задолженность в бюджет РТ на 1,6 млрд рублей.


«НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ» И ТАИФ — В ЛИДЕРАХ ПАДЕНИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин в своем докладе сообщил, что Татарстан по-прежнему сохраняет пятую позицию среди субъектов РФ по объему доходов. Однако в первом квартале 2018 года темпы их получения отстали от среднероссийских.

Поступления по налогу на прибыль организаций, хотя и немного снизились, как уже сказал президент, все равно тем не менее составляют внушительные 42% от всех поступлений в бюджет РТ. Все предприятия вместе «скинулись» на благо республики на 24,2 млрд рублей. Среди основных бюджетообразующих предприятий 617 показали рост — на 5,4 млрд рублей, но 434 организации снизили платежи — на 5,5 млрд рублей. В итоге паритет — и никакого движения вперед.

На слайдах к докладу было видно, что самый большой минус бюджету принес «Нижнекамскнефтехим» — он снизил платежи по налогу на прибыль в первом квартале на 834 млн рублей. За ним следует «Средне-Волжский Транснефтепродукт» — минус 353 млн рублей, «Стелла-К» — минус 310 млн рублей, «ТАИФ-НК» — минус 249 млн рублей, КОМЗ — минус 237 млн рублей. Также в числе аутсайдеров можно найти «Связьинвестнефтехим», «Татэнерго», банк «Аверс» (на 151 млн рублей), ТАИФ (129 млн рублей), торговый дом «Перекресток», Сетевую компанию, КМПО, казанский филиал ВТБ24, «Тандер», филиал РЖД, «Татавтодор», «Заинский сахар», «Татэнергосбыт», Казанькомпрессормаш», «Транснефть» и «Нижнекамскшину». Глава налоговой службы по РТ Марат Сафиуллин сообщил, что причины снижения по налогу на прибыль сейчас исследуются налоговыми органами.

«Информация крупных компаний свидетельствует, что по ряду компаний ожидается снижение налога во втором квартале на 3 миллиарда рублей к аналогичному периоду прошлого года», — расстраивался Гайзатуллин. Из слайдов легко понять, кто станет причиной головной боли министра и президента во втором квартале — это снова «Нижнекамскнефтехим» и ТАИФ (в сумме почти 800 млн рублей), Сетевая компания, «Татэнерго» и «Татэнергосбыт», а также целый ряд малых нефтяников. Но все же самый крупный минус — почти 1,3 млрд рублей — принесет КГН «Газпром».

После совещания Гайзатуллин пояснил «БИЗНЕС Online», почему «Нижнекамскнефтехим», ТАИФ и ТАИФ-НК, принадлежащие Шаймиевым и Шигабутдиновым, в сумме нанесли самый большой удар по бюджету. «Нельзя говорить, что они снижают по необъективным причинам. Есть объективные причины, сейчас мы думаем, как можно исправить ситуацию. И во втором квартале „Нижнекамскнефтехим“ продолжит снижение по сравнению с прошлым годом. Это связано с ценовым фактором: выросла цена на сырье, а цена на их продукцию выросла меньшими темпами. И плюс еще есть амортизационная премия — на „Нижнекамскнефтехиме“ был ввод объекта, это позволяет снизить налогооблагаемую прибыль», — пояснил Гайзатуллин. 

Напротив, активно пополняли казну малые нефтяные компании (прирост 611 млн рублей), КАМАЗ (333 млн рублей), Казанский вертолетный завод (240 млн рублей) и Зеленодольский завод им. Горького (222 млн рублей), а также «Казаньоргсинтез», «ТНГ Групп», КГН «Газпром». «Элекон» добавил 128 млн рублей, «Татнефть» — 102 млн, Pozis — 87 млн рублей.

В НЕПЛАТЕЛЬЩИКАХ — БЮДЖЕТНИКИ И РАБОТНИКИ КРУПНЫХ КОМПАНИЙ

Если «юрики» добавляют бюджету проблем, то «физики» платят, как всегда, послушно. За первые три месяца налог на доходы физлиц принес бюджету 16,8 млрд рублей, увеличив прошлогодний показатель на 11%. Земельный налог дал 2 млрд рублей, налоги на совокупный доход — 2,1 млрд рублей.

Акцизы подкачали — 6,6 млрд рублей против 7,7 год назад. В подробности министр вдаваться не стал, но Минниханов уже пояснил, что причиной стало снижение акцизов на нефтепродукты, «алкогольные» же растут. Недоимка по налоговым платежам составила 4,8 млрд рублей, причем наибольшая сумма приходится на Казань и Набережные Челны (3 млрд).

«Хочу обратить ваше внимание на крайне медленные темпы погашения долгов по начисленным имущественным налогам сотрудниками бюджетной сферы и крупных компаний — земельному, на имущество и транспортному налогам!» — критиковал Гайзатуллин несознательных коллег-чиновников.

Говоря о расходной части бюджета, министр рассказал, что за первых три месяца года из консолидированного бюджета было потрачено 41,1 млрд рублей. Самой сложной задачей остается исполнение майских указов. Для них в этом году потребуется дополнительно 18,6 млрд рублей, кроме того, на доведение зарплаты бюджетников до МРОТ — еще 1,5 млрд рублей.

Озабоченность министра вызывает большой объем незавершенного строительства — это 1741 объект на сумму более 30 млрд рублей. 129 зданий начали строить еще до 2015 года (объем финансовых вложений 5,4 млрд рублей), обозначил докладчик объемы долгостроя. Что он этим хотел сказать, осталось не вполне понятным — то ли хотел указать на разбазаривание бюджетных средств, то ли на то, что многие нерадивые собственники, не регистрируя недвижимость, фактически экономят на налогах.

В числе проблем, которые также негативно влияют на пополнение бюджета, Радик Рауфович назвал наличие переплаты по налогу на прибыль (7,7 млрд рублей) и отсутствие возможности привлекать федеральные бюджетные и коммерческие кредиты. Наконец, он анонсировал, что минфин РФ сейчас готовит новую редакцию Бюджетного кодекса, который до 1 сентября будет внесен в правительство РФ. Документ готовит серьезную реформу налоговых льгот.

«НЕЛЬЗЯ ВСЕ ВРЕМЯ В ОДНУ КАЛИТКУ: У КОГО ОТОБРАТЬ И РАЗДЕЛИТЬ»

Об этом в мелких подробностях рассказал гость из Москвы, директор департамента бюджетной политики и стратегического планирования минфина России Цибанов.

«По льготам, которые установлены на федеральном уровне, но приводят к достаточно большим выпадающим доходам в регионах. Здесь мы начали внедрять механизм „двух ключей“», — заявил он.

Термин заинтересовал президента РТ. «У кого эти „два ключа“?» — спросил он Цибанова.

Из пояснений Цибанова следовало, что федеральный центр будет определять, по каким налогам (региональным и местным) регионы могут дать льготы своим налогоплательщикам, а уже на местах власти решают, давать или не давать. По этому принципу, например, уже сейчас принимаются льготы по налогу на движимое имущество.

Минниханов раскритиковал такие лицемерные подходы, в частности при определении льгот по налогу на имущество сетевых и железнодорожных компаний.

«Не надо „два ключа“, надо четко написать, что все должны платить налоги! Это же федеральные компании, никто с ними ругаться не хочет. Вы подставляете нас под локомотив!» — эмоционально высказался президент. Ведь чтобы сохранить доходную часть, регионам придется частенько отказывать налогоплательщикам.

«Есть проекты в республике, здесь я согласен, у нас есть полномочия: мы можем дать или не дать (льготы по налогуприм. ред.)», — говорит президент РТ.

Также Минниханов считает неправильным предоставлять дотационным регионам право раздавать льготы, если у них в бюджете и без того денег не хватает.

«Изменения Бюджетного кодекса важны. Нужно, чтобы в нем учли интересы регионов. Нельзя все время в одну калитку: у кого отобрать и разделить, это тоже неправильно. Регионы-доноры тоже должны получить какие-то преференции, потому что вы видите, какие цифры, — показал Минниханов рукой на мониторы, на которых еще недавно демонстрировались слайды. — Мы формируем федеральный бюджет, стимулы должны быть!»

Что касается компаний, которые обещали сокращение налогов во втором квартале, он попросил министров провести с ними переговоры. «Если что-то не получается, то на уровне Алексея Валерьевича, на моем уровне», — не стал самоустраняться от проблемы Минниханов. Президент попросил минпромторг РТ подумать не только о том, где «подтянуть», но, может быть, где и помочь предприятиям.

«Предприятия должны работать более активно, нельзя все время ссылаться на то, что нефть не растет, есть и другие отрасли, где можем расти!» — напоминал глава РТ.

Озвучив «позорный» перечень районов, допустивших снижение по НДФЛ и по земельному налогу, он произнес ритуальный спич на тему важности соблюдения «майских» указов. «Но особенно нас волнует налог на прибыль», — снова вернулся к больной теме президент, завершая совещание.