С огоньком прошло очередное заседание комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ С огоньком прошло очередное заседание комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЧТО-ТО Я НЕ УВИДЕЛА ПРО ФЕДЕРАЛИЗМ»

Живо, можно сказать, с огоньком прошло очередное заседание комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ. Из-за того, что вице-спикер республиканского парламента Римма Ратникова задерживалась, но все знали, что она очень хотела послушать доклад о развитии СМИ и деятельности республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа», этот вопрос оставили «на сладкое». А первой слово дали заместителю министра культуры РТ Светлане Персовой. Она сообщила, что из-за изменений в федеральном законе необходимо внести изменения в закон об объектах культурного наследия в РТ: до 1 января 2020 года надо установить защитные зоны для этих объектов и внести данные о них в госреестр. Для этого потребуется 15,4 млн рублей. «Президент поддерживает принятие такого законопроекта», — заметил председатель комитета Разиль Валеев и все проголосовали за.

Депутат Ирек Шарипов, как оказалось, 29 марта посетил круглый стол комитета по делам национальностей Госдумы РФ, где обсуждали стратегию государственной национальной политики РФ до 2025 года. «Крайне важный документ для национальных республик и всех этносов, проживающих в России», — заметил Шарипов. По его словам, сейчас этот документ редактируется, и есть моменты, которые явно обеспокоили татарстанских депутатов. Так, например, из второй статьи о сохранении, поддержке и развитии национальных культур тихой сапой убрали слово «развитие». «Объяснили это так: мол, развитие многообразия противоположно укреплению единства и целостности России, поэтому слово должно быть исключено», — пояснил позицию редакторов стратегии Шарипов.

Таких тонкостей в новой редакции много. К примеру, реализация стратегии направлена на выработку единых подходов. «Но единое не всегда верное, потому что регионов много, — заметил выступающий. — Если бы дело было только в филологии, то это было бы одно, но это все-таки документ национальной политики и основной документ. Поэтому считаем важным обратить внимание», — пояснил «придирки» татарстанских депутатов Шарипов. И, как оказалось, не только Татарстан недоволен новыми правками. «Что-то я не увидела про федерализм в новой редакции», — передал Шарипов слова руководителя центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадии Дробижевой. Что ж, иного ждать не приходится — таков вектор политики Москвы.

В своем основном докладе Аминов подчеркнул, что с 1 февраля начал работать канал «Шаян ТВ» на татарском языке, который рассчитан на детей 3-15 лет В своем основном докладе Аминов подчеркнул, что с 1 февраля начал работать канал «Шаян ТВ» на татарском языке, который рассчитан на детей 3–15 лет Фото: gossov.tatarstan.ru

ТРИУМФ «ШАЯН ТВ», НИЗКАЯ ПОДПИСКА И ДЕФИЦИТ КАДРОВ

Далее депутаты обратились к теме СМИ. Первый замруководителя «Татмедиа» Эльвира Ахметова рассказала, что в РТ работает 963 СМИ, из которых 561 — печатные, 193 — электронные, 105 — радиоканалы, 91 — телеканалы, 13 — информационные агентства. В прошлом году появилось 95 новых СМИ и 154 прекратили свою деятельность. «В основном закрытие коснулось сегмента информационно-развлекательных и рекламных изданий», — подчеркнула Ахметова. Не изменилась и тенденция сокращения подписки: по итогам первого квартала 2018 года она упала на 5% и остановилась на цифре в 1 169 млн экземпляров. Причины падения остаются прежними: рост стоимости подписки, миграция читателей в интернет, удорожание производства — только за последний год бумага подорожала на 11%. Насыщенность изданий на тысячу жителей республики — 302 экземпляра, тогда как по России — 120.

Что касается телевидения, то 98,6% населения охвачено цифровым вещанием первого мультиплекса и 80% — второго. Телеканал «Татарстан-24» продолжит расширять телевещание. Сегодня его потенциальная аудитория — 1,6 млн человек. Какая аудитория у ТНВ — Ахметова не сказала, но заметила, что в 2018 году планируется стопроцентный перевод телеканала на HD-формат. Кроме того, откроются корпункты ТНВ в Узбекистане и Казахстане.

Аудитория интернета в Татарстане — 4,1 млн человек, что на 10% больше, чем в 2017 году. 70% из них ежедневно заходят в сеть. «Татмедиа» не осталось в стороне от этой тенденции: по данным на январь 2017 года совокупная аудитория 87 сайтов — 134 400 посетителей в сутки. «Это на 56 процентов больше по сравнению с прошлым годом», — порадовалась Ахметова. Заметим для сравнения, что сайт «БИЗНЕС Online» набирает по 170–200 тыс. посетителей в сутки.

Вспомнили и о подготовке кадров. В отрасли трудятся 4 тыс. человек, средний возраст — 30–40 лет. Ахметова напомнила, что ежегодно высшая школа журналистики КФУ выпускает около 200 человек, 88% из которых устраиваются по профессии. Генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов тут же вспомнил, что в 2018 году на кафедре журналистики почти не будет бюджетных мест (только 10 на заочной форме обучения). Он попросил отдельно собраться по этому вопросу: «Возникает вопрос о создании целевой группы, особенно знающих татарский язык».

В своем основном докладе Аминов подчеркнул, что с 1 февраля начал работать канал «Шаян ТВ» на татарском языке, который рассчитан на детей 3–15 лет. «Для покупки контента студии партнеров Республики Татарстан необходимый объем финансирования составляет 166 миллионов рублей в год, который нам даст объем только пять минут в сутки. Такие предложения мы собрали, особенно это касается производства татарских мультфильмов, но тем не менее наши предложения пока поддержки не нашли», — констатировал он. Начало полноценного вещания программ новой студии, которую предстоит еще создать, будет через 270 дней. На данный момент проходит регистрация СМИ, проводится тендер на закупку оборудования, дублируются на татарский язык программы.

По словам Ратниковой, по всему миру редко обучают журналистов с нуля, а делают это на базе основного высшего образования. Так почему бы и нам не перенять этот опыт? По словам Ратниковой, по всему миру редко обучают журналистов с нуля, а делают это на базе основного высшего образования. Так почему бы и нам не перенять этот опыт? Фото: gossov.tatarstan.ru

«КАК СТАИ ПИРАНИЙ»

По поводу подготовки журналистов Ратникова заметила, что есть несколько вариантов решения проблемы. Так, по ее словам, по всему миру редко обучают журналистов с нуля, а делают это на базе основного высшего образования. Так почему бы и нам не перенять этот опыт? «Ильшат Рафкатович (Ильшат Гафуров, ректор КФУ — прим. ред.) готов эту тему поддержать, — заверила она. — И тогда мы, наверное, будем ближе к цели. Потому что, когда мы после школы начинаем ребят готовить, то пока они созреют как личности, пока наберутся журналистского опыта... А так их было бы готовить гораздо дешевле, и у них уже будет своя специфика». По ее словам, стоимость обучения на бакалавриате составляет 400 тыс. рублей и вопрос финансирования ребят, которые захотят обучаться на бюджете, надо поднимать на уровне президента РТ. «Надо ставить вопрос и включать финансирование в бюджет, но потом заключать договоры, чтобы они отрабатывали эту оплату», — пояснила спикер Госсовета РТ.

Видно было, что Ратникова, как председатель союза журналистов РТ, болеет за своих подопечных. «Почему журналисты уезжают из Татарстана? — задала она вопрос Ахметовой. — Может быть, зарплата у нас небольшая, может быть, не могут найти работу?» Но, как оказалось, вакансий в «Татмедиа» предостаточно. «Наверное, главный вопрос — в зарплате», — грустно подтвердила Ахметова. «Почему никак не решаем этот вопрос?  — поинтересовалась Ратникова. — Уже десять лет финансированием этой отрасли занимаемся... Если вы центр ответственности за эту тему, почему мы не поднимает ее? Десять лет назад полтора миллиарда было, и сейчас у нас такая же цифра. Но количество СМИ же сократилось». «Увеличились [финансовые] запросы СМИ», — отбивалась Ахметова. Но было заметно, что Ратникову этот ответ не впечатлил.

Александр Славутский (справа): «Вы посмотрите, что делают наши издания, почитайте, что пишут, в какой оскорбительной форме разговаривают, их надо воспитывать. Они оскорбляют» Александр Славутский (справа): «Вы посмотрите, что делают наши издания, почитайте, что пишут, в какой оскорбительной форме разговаривают, их надо воспитывать. Они оскорбляют» Фото: gossov.tatarstan.ru

Вопросы миграции, обучения и зарплат журналистов вызвали большой резонанс среди депутатов. Аминов заметил, что ему нужно готовить кадры еще со школьной скамьи, поэтому предложение Ратниковой о дополнительном журналистском образовании на базе основного высшего никак не подходит татарстанскому телеканалу. «Там не будет языковых носителей! — волновался Аминов. — У нас осталось 10 человек, которые будут учиться татарской филологии. Это на всю отрасль. Нам нужно детей выискивать с раннего возраста, вести его в школе и в университете. Нельзя уничтожать базовое образование». По его словам, Валеев и так постоянно «указывает на ошибки» ТНВ, и это при том, что там работают «самые лучшие» знатоки языка.

Тут о наболевшем высказался директор театра им. Качалова Александр Славутский: «Проблема финансирования профессии журналиста — серьезная. Но проблема нравственности журналиста — тоже важная. Они на каком-то этапе наивно посчитали, что они — четвертая власть. Я продолжаю говорить журналистам: вы никакая не власть, вы плывете с нами вместе в одной лодке. И если вы не будете вместе с нами озабочены нравственной составляющей общества, а будете выполнять свои мелкие задачи, как стаи пираний, которые собираются и считают, что они могут делать все что угодно... Вы посмотрите, что делают наши издания, почитайте, что пишут, в какой оскорбительной форме разговаривают, их надо воспитывать. Они оскорбляют. Сегодня оскорбить журналисту человека, гадости написать, ложь — ничего не стоит». Славутский предложил провести отдельное совещание комитета на эту тему. «Им все дозволено, — негодовал директор театра. — Заголовок идет не от таланта, а от желания обмануть, оскорбить, привлечь. Это самое главное и самое страшное». Ратникова, пытаясь защитить коллег, заметила, что эти слова точно нельзя отнести к «Татмедиа». Но конкретные «виноватые» так же, как и примеры, почему-то остались неозвученными.