Первое заседание Госсовета РФ после выборов было посвящено развитию конкуренции в регионах Первое заседание Госсовета РФ после выборов было посвящено развитию конкуренции в регионах Фото: kremlin.ru

«В СФЕРЕ КОНКУРЕНЦИИ НЕМАЛО СЛУЧАЕВ ПРЯМОГО ИГНОРИРОВАНИЯ ЗАКОНОВ, ОСОБЕННО СО СТОРОНЫ МЕСТНЫХ ВЛАСТЕЙ»

Первое заседание Госсовета РФ после выборов было посвящено развитию конкуренции в регионах. Накануне в Георгиевский зал Кремля съехались губернаторы, главы бизнес-объединений, спикеры верхней и нижней палаты парламента, лидеры партий и некоторые министры. Последние как раз только перед этим заседали в правительстве, но спешно во главе с Дмитрием Медведевым перебрались из Белого дома в Кремль. В ожидании президента собравшиеся то и дело двигали тяжелые стулья, рассаживаясь за выстроенными прямоугольником столами. Тем временем президент РТ Рустам Минниханов «щелкал» коллег. Так, в его объектив улыбались глава Бурятии Шолбан Кара-оол, глава Крыма Сергей Аксенов, глава Мордовии Владимир Волков. А глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Чувашии Михаил Игнатьев задорно показывали большой палец вверх, очевидно, тем самым демонстрируя, как же они рады встрече друг с другом.

Наконец явился тот, кого все ждали, — Владимир Путин. Казалось, что вместе с 76,7% голосов по итогам выборов он зарядился и энергией на новые свершения на этом посту. Владимир Владимирович отнюдь не выглядел уставшим, напротив, очень деятельным, всем видом своим показывая, что работы предстоит очень много. И одно из важных направлений в этом ряду — развитие конкуренции. «Без решения задач в этой сфере ничего мы с вами не сделаем, ни одна из задач достигнута быть не может, — настаивал Путин. — Еще раз подчеркну, что фундаментальная значимость конкуренции определена Конституцией России. И это направление — одно из магистральных, как я уже сказал, для достижения целей, о которых было сказано в послании».

Как будто боясь, что в этом огромном зале кто-то не услышал или, не дай бог, прослушал его слова, президент несколько раз заострил на этом внимание. Он дал четко понять, что эта тема не проходная и спрашивать за нее с губернаторов будут жестко. Тем более поводы для волнения главы государства были — оказалось, что уже приняли четыре пакета антимонопольных законов, а воз и ныне там. «Пока, к сожалению, в сфере конкуренции немало случаев прямого игнорирования законов, особенно со стороны местных властей», — Путин метнул недовольный взгляд на губернаторов. Некоторые из них, казалось, отбывали номер на этом заседании: сидели потупившись или, напротив, устремив пустой взгляд куда-то вдаль, как будто иллюстрируя слова президента.

Тем временем национальный лидер рассказывал, что на федеральные органы власти в прошлом году пришлось лишь 1,2% общих нарушений антимонопольного законодательства, остальные 98,8% — дело рук региональных и муниципальных органов власти. «О чем это говорит: о том, что в стране должного значения этому не придается. Мы считаем, что это ерунда какая-то, что ничего страшного, надо порадеть родному человечку, условно говоря, своим фирмешкам — ГУПам, МУПам, я еще об этом скажу, — многозначительно продолжал Путин. — На самом деле ущерб для экономики страны колоссальный. Мы его просто не ощущаем, не чувствуем, но он большой». В этот момент, очевидно, губернаторский корпус в полном составе должен был почувствовать вину за ущерб экономике, которая, быть может, поэтому еще и не вышла на среднемировые темпы роста. Но никто каяться в этот день все же не собирался.

«В Георгиевский зал Кремля съехались губернаторы, главы бизнес-объединений, спикеры верхней и нижней палаты парламента, лидеры партий и некоторые министры» В Георгиевский зал Кремля съехались губернаторы, главы бизнес-объединений, спикеры верхней и нижней палаты парламента, лидеры партий и некоторые министры Фото: prav.tatarstan.ru

«НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ВРЕМЕНЩИКАМИ И ЗАБОТИТЬСЯ ТОЛЬКО О СОБСТВЕННОМ БЛАГОПОЛУЧИИ»

А Путин тем временем назвал и основной порок региональных властей — «устоявшийся образ, стиль бюрократического мышления, отсутствие стремления выстраивать выгодную и региону, и его жителям экономику государственного или муниципального заказа». «Проще, как я уже сказал, работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России», — тревожился Владимир Владимирович. А тут еще, по его словам, и госструктуры, и компании с госучастием лезут в те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес. Но нет, предпринимателей выдавливают, монополизируя рынки. «Как следствие, идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела, — укорял Путин. — Люди считают, что у них мало шансов пробиться на рынки, плотно занятые госпредприятиями и компаниями с госучастием, что трудно получить государственный или муниципальный заказ в честной конкурентной борьбе. Ведь у государственных структур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности. И доступ к кредитам у них тоже намного проще. Да и технологии разыграть торги в свою пользу есть, их достаточно, и мы знаем, как они работают». Так что картели, судя по всему, стали обычным явлением: из 675 дел об антиконкурентных соглашениях 360 как раз о картелях. «Это на 8 процентов больше, чем в предыдущем 2016 году, и лидерство здесь уже второй год подряд удерживает сфера строительства, кстати говоря», — многозначительно подчеркнул президент.

А чтобы регионам было проще развивать конкуренцию, Путин предложил установить для каждого из них конкретные ориентиры с учетом особенностей и возможностей каждой территории. Пока же главу государства волновала тенденция регионального протекционизма. «Мотивы таких действий понятны: регионы стремятся создать благоприятные условия для местных производителей, упростить им доступ на рынок, — кивал Путин. — Между тем хочу, чтобы вы сейчас все услышали, местный производитель — это значит российский, не какой-то „квасной“, это чрезвычайно важно. А мы наблюдаем такой региональный протекционизм даже у тех регионов, которые находятся в передовиках и показывают хорошие результаты развития. Это абсолютно недопустимо».

Впрочем, президент так и не назвал конкретных бунтарей, впавших в немилость за то, что те нарушают принцип «единства экономического пространства страны» и «коверкают конкурентную среду». Но, думается, те губернаторы сами поняли, о чем речь. «Получив искусственные преимущества, такие компании в долгосрочном плане, безусловно, и вы это прекрасно понимаете, будут терять свою эффективность и навязывать, вам же будут навязывать, некачественные товары по завышенным ценам или услуги низкого уровня», — нервно поучал Путин. Ему явно не хотелось, чтобы подобные примеры поставили крест на его амбициозных задачах. Ведь, как настаивал президент, именно высокий уровень конкуренции должен обеспечить тот самый прорыв, который Путин пообещал в послании. Но, добавил он, и бизнес не должен быть в стороне. «Нельзя быть временщиками и заботиться только о собственном благополучии. Впереди у нас большие задачи, большие цели. Полагаю, что бизнес-сообщество понимает, насколько важен и его вклад в прорывное развитие страны», — подчеркнул глава государства.

Владимир Путин: «Идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела» Владимир Путин: «Идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела» Фото: kremlin.ru

«ЗАБОРЫ КРАСИТЬ В РОССИИ ДОЛЖНЫ ТОЛЬКО МАЛЫЕ КОМПАНИИ И ВЫВОРАЧИВАТЬ ЛАМПОЧКИ ТОЖЕ»

Глава Удмуртии Александр Бречалов, руководящий рабочей группой по развитию конкуренции, рассказывал, что конкуренцию надо развивать на трех уровнях. Первый из них включает подписанный в декабре указ президента, посвященный госполитике по конкуренции. Второй — федеральную дорожную карту и стандарт развития конкуренции, все это надо разработать до 1 июля этого года. Наконец, на третьем уровне задействовать сами регионы: составить дорожные карты и план мероприятий для каждого субъекта. Но чтобы все это не стало очередным набором документов, Бречалов предложил стимулировать регионы, в том числе финансово. «Наряду с этим должно быть предусмотрено применение санкций для должностных лиц субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, не обеспечивших достижения ключевых показателей по развитию конкуренции», — заявил он. Думается, многие губернаторы тяжело вздохнули, ведь перед ними замаячили уже новые KPI, по результатам которых могут и кадровые решения приниматься.

Руководитель федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев заметил, что регионам все-таки не стоит исполнять все 42 установленных показателя, так как страна большая: порты есть не у всех, да и климат везде разный. «Вы сами выберите те 80 процентов показателей, которые являются для вас доступными», — предложил он. Какими же будут эти показатели? Тут Артемьев подробно прошелся по всем. Например, предлагается 10% на рынке социальных услуг инвалидам и престарелым людям отдать «организациям третьего сектора». «Все хорошо знают, что инвалиды лучше всего помогают другим инвалидам, диабетики лучше всего знают, как помогать диабетикам. Это уже давно известная истина в мире, но, к сожалению, у нас в основном это все финансируется из бюджета мимо этих организаций. Этим занимаются пресловутые ГУПы, МУПы и другие организации», — пояснил Артемьев. А вот в жилищном строительстве частникам предлагается отдать 80% работ, как и в дорожном, архитектурно-строительном проектировании и кадастровых землеустроительных работах. Тот же показатель —  для рыбной отрасли. «Наша продовольственная безопасность — вылов биоресурсов. Надо, чтобы именно российские подрядчики вылавливали 80 процентов биоресурсов в наших морях. Это действительно тоже имеет огромное значение для национальной безопасности. Надо иметь 80 процентов переработки последующей, потому что сегодня это значительно меньше», — уверен глава ФАС. Наконец, 98% услуг по доступу в интернет тоже отдадут частному бизнесу, как и 100% наружной рекламы и 20% ритуальных услуг. А в дополнение к этим многочисленным показателям Артемьев предложил также составить реестр видов работ, которые будут поручаться исключительно малому бизнесу. «Заборы красить должны в России только малые компании, осуществлять клининг или выворачивать лампочки тоже, наверное, они могут, и они прекрасно с этим справляются. Сегодня, к сожалению, во многом это не так», — считает он.


В то же время в ФАС обращают внимание на тарифную дискриминацию. «Сегодня в одном и том же регионе в сопоставимых технологических условиях тариф может отличаться, например для разных водоканалов, больше чем в 10 раз. То же самое касается таких сфер, как водоотведение, электро- и теплоснабжение и так далее. В каких условиях работают компании и живут граждане, если в соседнем районе в 10 раз выше тариф на 1 кубометр воды или, скажем, на 1 гигакалорию тепла?» — удивлялся Артемьев. Но тут, по его словам, уже запустили процесс по выравниванию, как и специальный план борьбы с картелями. «Хочу сказать, что это примерно два процента ВВП сегодня. Картели сегодня действительно захлестнули экономику», — добавил он.

Министр экономического развития Максим Орешкин тоже соглашался со всеми — экономического роста не будет без здоровой конкуренции. Правда, по его мнению, еще необходима макроэкономическая стабильность, с которой, впрочем, «все в порядке». «В вопросах конкуренции мы, конечно же, серьезно отстаем», — покачал головой министр. По его словам выходило, что есть несколько факторов, которые искажают конкуренцию. Первый из них крылся в госрегулировании, например, в точечных выделениях госсубсидий, понижении налоговых ставок и гарантиях неизменности налоговых условий в будущем и прочее. Второй фактор — это прямое вмешательство государства в те или иные рынки. «В прошлом году, по оценкам экспертов, доля государства у нас опять выросла и вплотную приблизилась к отметке в 50 процентов, — недовольно отметил Орешкин. — В своем послании вы поставили цель по росту доли малого и среднего бизнеса ВВП до 40 процентов. Очевидно, что без значительного снижения доли государства этого уровня достичь будет просто невозможно».

Портила картину по конкуренции и теневая экономика. Тут Орешкин предложил продолжать обелять ее, в том числе и с помощью цифровых технологий. Также среди его идей — не увлекаться преференциями для конкретных компаний. «Знаете, зачастую ограничения конкуренции происходят из благих намерений: договорился с какой‑нибудь компанией, создал ей тепличные условия, избавил от конкурентов лет на 10. Она в ответ проинвестировала — и пожалуйста, может демонстрировать быстрый результат, — привел пример министр. — Однако надо понимать, что за краткосрочным положительным эффектом часто следуют долгосрочные и негативные последствия. Из-за переориентации спроса могут закрываться более эффективные предприятия, а потребитель остается на долгий срок с не самой качественной продукцией по высокой цене».


«ЕСЛИ ПОЛНОСТЬЮ СНЯТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ С ПРЕССЫ, ОНА ВЕСЬ МИР ПОГУБИТ»

Запланированные выступления на этом завершились. Но Путин был готов выслушать и других участников заседания, так что еще целый час обсуждали, как же развивать конкуренцию. Впрочем, кое-кто пытался использовать этот шанс для каких-то своих личных заявлений. Нетрудно догадаться, что тем самым человеком оказался лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Едва ему включили микрофон, как тут же по серьезным лицам многих сидящих за столом скользнула улыбка. Тот, как всегда, «жег», предлагая, например, национализировать все торговые центры. «Вот Кемерово: хозяин сидит в Австралии, все сидят за рубежом. Из-за границы они управляют нашим частным сектором. Он себя в этом плане не оправдал, потому что винят во всем частный сектор. Правильно, он хорошо работает, легче, гибче, но деньги он вкладывает в экономику. Наш частный сектор все отправляет за рубеж», — гневался Жириновский.

Но и на этом лидер ЛДПР не остановился. Ему мешала свободная пресса. Любопытно, не та ли, что объявила бойкот верному «соколу» Леониду Слуцкому? «Если полностью снять ограничения с прессы, они погубят любую страну, они весь мир погубят! — негодовал Владимир Вольфович. — Даже Трамп уже возмущен, мир весь возмущен, пишут, что хотят. Кругом фальшивая информация идет, она оглушает людей».

Так что правдивую информацию о жизни в регионах Жириновский предложил получать по веб-камерам, оснастив ими всю страну. «Если хотите определить, хорошо ли работает губернатор, нужно делать снимки — 85 субъектов. Допустим, на завтра, 6 апреля, идут на работу... Посмотрите, где самые радостные лица, вот там хороший губернатор, а где самые мрачные, недовольные, раздраженные, злые — это самая лучшая оценка работы губернатора и мэра, — рисовал либерал-демократ антиутопические картины, достойные мира романа Евгения Замятина „Мы“. — Не нужны отчеты фальшивые, не нужны эти цифры, полно этих цифр... Пускай будет цифровая социология, пусть вам покажут, а то камеры работают только на уголовный розыск, пусть они на вас работают, чтобы вы видели, чего хотят наши граждане».

«Думаю, что если мы такие критерии введем, завтра все будут улыбаться, но вряд ли это отразит реальное состояние дел в экономике региона», — прокомментировал смелые идеи Жириновского Путин.

«Мы с вами хорошо знаем, во всяком случае те, кто этим занимался, как складывалось антимонопольное законодательство в тех странах, которые сегодня называют странами с развитой рыночной экономикой» «Мы с вами хорошо знаем, во всяком случае те, кто этим занимался, как складывалось антимонопольное законодательство в тех странах, которые сегодня называют странами с развитой рыночной экономикой» Фото: government.ru

«БОЛЕЕ ЖЕСТОКОЕ НАКАЗАНИЕ МОЖНО БЫЛО ПРЕДСТАВИТЬ ТОЛЬКО ЗА ГОСИЗМЕНУ И УБИЙСТВО»

Чаяния и тревоги крупного бизнеса до президента доносил глава РСПП Александр Шохин. «Безусловно, нужно выявлять и пресекать картельные сговоры, наказывать за них, если эти деяния причиняют ущерб гражданам, организациям или государству. Однако проверки на наличие сговора, на наш взгляд, не должны приобретать однозначно уголовный уклон или использоваться для разрушения бизнеса», — отметил он. В РСПП считают, что заключение антимонопольного органа должно быть обязательным документом при возбуждении уголовного дела по ст. 178 УК РФ. «Нецелесообразно в этой связи перекладывать на правоохранительные органы специальный экономический анализ. Именно заключение ФАС должно рассматриваться либо основанием для возбуждения дела, либо как одно из доказательств по делу», — предложил Шохин.

Тревожит главу бизнес-объединения идея увеличить сроки давности по антимонопольным преступлениям до 10 лет. «Сроки давности не могут быть бесконечны. Это лишает бизнес возможности спокойно развиваться и создает этакий дамоклов меч в условиях, когда бизнес уже стал добросовестным и прозрачным», — считает он.

Путин с Шохиным не согласился, отметив, что заключения ФАС уже и так правоохранители должны запрашивать. «Но превращение ФАС в правоохранительную структуру пока преждевременно, — сказал президент. — Можно усилить роль и значение заключений ФАС при предварительном следствии и судебном разбирательстве, это совершенно точно, но окончательную оценку должен давать суд».

А вот смягчения наказания за антимонопольные преступления, по мнению Путина, ждать не стоит, напротив, оно должно быть самым жестким. «Мы с вами хорошо знаем, во всяком случае те, кто этим занимался, как складывалось антимонопольное законодательство в тех странах, которые сегодня называют странами с развитой рыночной экономикой. Более жестокое наказание, чем нарушение антимонопольного законодательства, можно было представить себе только за государственную измену и за убийство», — настойчиво говорил президент. Так что та либерализация и декриминализация, о которой просил Шохин, кажется, так и останется лишь в мечтах бизнесменов. «Я хочу, чтобы все это тоже услышали. Можно, конечно, и это все либерализовать, но это ничего общего не имеет с вопросом административного давления на бизнес», — предупредил Владимир Владимирович.

А под занавес заседания президент РФ еще и пообещал, что к картельным сговорам будет особое внимание, так как часто в них замешаны не просто хозяйствующие субъекты, но и сами органы власти. «Это есть сращивание бизнеса и государства в плохом смысле этого слова, с чем мы должны бороться и чего мы не должны допускать в экономике в нашей стране», — многозначительно объявил Путин, поставив точку в заседании Госсовета.