Ильсур Метшин лично встретился с противниками строительства мусоросжигательного завода в Казани

КАЗАНЬ МУСОРИТ БЕЗ ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ: ЕЖЕДНЕВНО ОБРАЗУЕТСЯ 1,6 ТЫС. Т МУСОРА

Накануне, через два дня после поручения президента РТ Рустам Минниханова, мэр Казани Ильсур Метшин лично встретился с противниками строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) в Казани. Встреча, на которую пришли примерно две сотни человек (исполком оценивает число участников примерно в 150), прошла в пристрое дома №3 по улице Сажинова в «Салават Купере». Напомним, что во вторник казанский Кремль устами официального представителя Лилии Галимовой озвучил позицию президента: пока не будет широкого обсуждения общественности, а главное — одобрения проекта международной экспертизы, решения о строительстве завода также не будет. Галимова анонсировала подготовку встречи мэра Казани и инициативной группы в ближайшее время. 

Итак, изначально встреча планировалась с инициативной группой противников строительства МСЗ, однако все пошло совсем не по тому сценарию, что готовили власти. По соцсетям и мессенджерам с вечера валом пошла рассылка, что градоначальник приедет в 10 утра. «SOS! — „палили“ из всех орудий неизвестные. — Завтра ожидается приезд высокопоставленных чиновников, в том числе мэра, для отчетной встречи с жителями „Салават Купере“ по строительству МСЗ... Нас никто на эту встречу не приглашал! Для этой встречи выбрана и согласована кандидатура, мне, например, неизвестная, а вам?» — полное содержание текста знакомо многим жителям. А они активно пересылали друг другу этот призыв «не позволить играть с нами в кошки-мышки, использовать подставных людей и клепать левые отчеты».  

Но официально никаких приглашений вечером исполком не рассылал, «клепать левые отчеты» никто не собирался. Конкретное время встречи стало известно ближе к 10 утра, когда всех известных противников строительства МСЗ начали обзванивать организаторы, пояснил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь мэра Владимир Казанцев. Тогда-то стало известно, что мероприятие пройдет в 14:00. Кому и зачем понадобилось организовать этот вброс по времени встречи, не совсем понятно. Разве что устроить стихийный протест вместо обсуждения, накалив страсти за время ожидания толпы? Но, может быть, это и не вброс, а реальное беспокойство взбудораженной публики... Так или иначе, стихийная рассылка в соцсетях уже к 10 часам утра спровоцировала прибытие к месту встречи нескольких десятков человек, в том числе с детьми. Они в большинстве своем разошлись после того, как активистам позвонили с настоящим приглашением. А к 14 часам пришли жители, которые попутно озвучивали мэру и текущие проблемы микрорайона — отсутствие дорог, детсадов и т. д. Впрочем, встреча по МСЗ пусть и первая, но далеко не последняя. И следующий сеанс обсуждения намечен на субботу, 14 апреля, — в нерабочий, в отличие от вчерашнего, день. На этой встрече уже ждут, наконец, представителей компании «РТ-Инвест».

Так что, как и намечалось, в два часа дня градоначальник взял в руки микрофон перед взбудораженным залом и не выпускал его из рук примерно часа полтора. До тех пор, пока не закончились вопросы, пока люди не начали повторяться, пока не выкипел пар эмоций, подогретых молчанием инвесторов строительства МСЗ... Он начал с того, что напомнил: проблему вывоза и обращения с мусором Казань начала осознавать лет 10 назад. Отсюда и рекультивация Самосырово, и внедрение мусоросортирочных станций, и отлаженная система вывоза ТБО из дворов и поселков. Но этих мер мало. 

«Через 20 лет, если мы будем продолжать расти (а мы растем большими темпами), необходимо будет 200 гектаров земли под свалки, которые напоминают горы мусора», — сказал Метшин. Уже сейчас эти горы занимают 115 га, а вместе с охранными зонами, напомним, все 900 — половина площади Вахитовского района Казани. Он рассказал о текущем состоянии дел: начато проектирование МСЗ, и по плану строительство завода завершится в 2022 году. «У нас с вами есть четыре года. Очень важно, чтобы они прошли и в обсуждении, и обязательно под нашим с вами контролем. Много работы предстоит сделать с нашими жителями: это раздельный сбор мусора. Этот велосипед до нас изобрели: Европа, мир, Азия это все прошли. Но дорога непростая. Теперь наш черед», — отметил Ильсур Раисович.

Напомнил мэр и о том, что в год горожане вырабатывают уже 600 тыс. т мусора — 1,6 тыс. т в сутки. Как говорится, без выходных и праздников (а, пожалуй, по праздникам-то и поболе, чем в будни).

На собрание пришли жители, которые попутно озвучивали мэру и текущие проблемы микрорайона – отсутствие дорог, детсадов и так далее На собрание пришли жители, которые попутно озвучивали мэру и текущие проблемы микрорайона — отсутствие дорог, детсадов и т. д.

«Я НЕ СОБИРАЮСЬ ВАС ПЕРЕУБЕЖДАТЬ... ПОКА САМИ НЕ УВИДИТЕ, НЕ ПОВЕРИТЕ!»

Впрочем, совсем не эта глобальная городская проблема беспокоила людей. Их сильно волновала «мусорная печь» под боком с неизвестными выбросами из трубы. 

«Вы нас в жертву приносите! Почему начинаете в „Салават Купере“? Строили бы печь в другом месте!» — озвучила свою боль Елена, жительница соседнего ЖК «Радужный» Зеленодольского района. 

Строго говоря, место для завода выбрано в Зеленодольском районе, в Осиновском сельском поселении, а не в «Салавате». От нового микрорайона Казани его отделяет лесополоса, а от многоквартирных домов непосредственно до площадки завода еще километров пять. Метшин объяснил причину выбора места. Кроме колоссальных средств (около 23 млрд рублей вложений инвестора — городской и республиканский бюджет в этом не участвует) завод требует немалого количества газа, воды, канализования. Того, что строители называют емким словом «коммуникации». 

«Необходимая инфраструктура есть не во всех точках Казани, и не везде есть 10 свободных гектаров земли, потому выбрана эта площадка, — объяснял градоначальник. — В жертву никто никого не приносит! Я вас понимаю, потому что невозможно в это поверить, пока вы своими глазами не увидите. Я не собираюсь вас переубеждать, потому что это пустая трата времени. Пока сами не пройдете, не увидите, как это работает, не поверите!»

Тут же Метшин предложил создать сайт для быстрого общения, оповещения жителей о предстоящих обсуждениях по вопросу строительства МСЗ. Сформировать инициативную рабочую группу (в нее на встрече мог записаться любой желающий), которой покажут работу аналогичных заводов за рубежом и которая будет регулярно общаться с властями (она же, по словам Метшина, займется изучением зарубежного опыта по сбору мусора). Председателем группы назначен замруководителя исполкома, глава комитета ЖКХ Искандер Гиниятуллин,  его заместитель — глава Кировского и Московского районов Сергей Миронов. Участие примут представители минстроя и минэкологии РТ. Войти в состав рабочей группы сможет любой желающий. Иными словами, местные власти рука об руку с людьми намерены решать вопросы с инвестором. 

«Информация будет открыта, вы будете членами рабочей группы и получите всю необходимую информацию», — сказал мэр. Также он предложил начать постоянный экомониторинг территории в радиусе 5 км от МСЗ (до, во время и после строительства). На встрече 14 апреля с участием представителей «РТ-Инвест» поднимут первые самые острые вопросы и предложения рабочей группы, а также вопросы, которые есть у самих властей. Как выяснилось, чиновники тоже не знают всех деталей: что будет за завод, действительно ли это последний писк европейских технологий или, простите, диоксиновая «коптилка». 

«Я вместе с вами имею какие-то сомнения, которые задам в составе рабочей группы, — заявил Метшин. — И как мэр, и как житель, и как многодетный отец, и теперь уже дедушка задам эти вопросы. Давайте вместе. Мы сейчас что? Пришли голосовать? Нет. Мы пришли обсуждать проблему. Я вам как мэр говорю: проблема громадная! И она растущая! В тысячах тонн. Не в килограммах, не в кубометрах...»

Председателем инициативной группы назначен Искандер Гиниятуллин (в центре),  его заместитель –  Сергей Миронов (справа). Участие примут представители минстроя и минэкологии РТ Председателем инициативной группы назначен Искандер Гиниятуллин (в центре), его заместитель — Сергей Миронов (справа). Участие примут представители минстроя и минэкологии РТ

ЭКОАКТИВИСТЫ: НИКАКОГО МСЗ, ТОТАЛЬНАЯ ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ, ШТРАФЫ И ПОЛИГОНЫ ДЛЯ НЕПЕРЕРАБОТАННОГО ОСТАТКА

Заводов, подобных казанскому, в мире насчитывается 600 (35% всего мирового рынка принадлежит японско-швейцарской Hitachi Zosen Inova, с которой «РТ-Инвест» подписал контракт на строительство четырех заводов по экологически чистой термической переработке отходов в электроэнергию в Подмосковье и одного — в Казани). Реализация проекта, по словам мэра, позволит городу первым в России достичь уровня «нулевого захоронения» отходов. Впрочем, экоактивисты в карман за словом тоже не лезли. 

«Вы говорите: „мы первые“, „мы первые“. В Москве есть мусоросжигательный завод, есть завод во Владивостоке, в Минводах. Так что мы не первые! — бросила перчатку активист общественного движения „Против строительства мусоросжигательного завода, за внедрение системы раздельного сбора мусора“ Гульназ Смирнова, а потом перечислила данные о выбросах с завода в Москве в сентябре 2017 года. — Эти заводы пахнут посильнее Ядрово!» По словам Смирновой (к слову, жительницы микрорайона Азино), государственная экологическая экспертиза Москвы ранее дала заключение, что в условиях раздельного сбора отходов вред от мусоросжигания будет больше, нежели от полигонного захоронения. Активист привела статистику: Австрия, где работает завод по технологии Hitachi Zosen Inova, входит в топ-50 стран по заболеваемости раком. «Я подчеркиваю — по заболеваемости, не по смертности (видимо, имея в виду, что уж австрийская-то медицина научилась это лечить — прим. авт.). Эту дорогу проходить мы не хотим!» — заявила Смирнова.

«И что вы предлагаете?» — попросил конкретики Метшин. Активист предложила: раздельный сбор отходов, уменьшение объемов мусора и строительство безопасных полигонов. А хоронить на них, по ее мысли, надо только остаток, который невозможно переработать. Еще одна идея — жесткие штрафы за выброс мусора в неположенное место. Как в Швецарии, где, учитывая нескромный по российским меркам уровень доходов, и штраф — эквивалент $6 тысячам. Метшин, впрочем, заметил, что существующие сейчас в стране МСЗ — совсем не то, что предлагается в будущем в Казани и Подмосковье. 

«Мусоросжигающего завода того уровня и технологии, о котором мы сегодня говорим, в России нет. Ни во Владивостке, ни в Москве, — подчеркнул он. — То, что вы привели в пример, — это керогазы вчерашнего дня! Вы сказали, что нужно делать. Вы разделяете мусор — и дай бог, чтобы 1 миллион 200 тысяч жителей города были такими же экологически образованными! Давайте создадим систему раздельного сбора. Я же этого один не сделаю! Это надо делать всем горожанам».

Смирнова парировала: не могут люди сами внести изменения в КоАП за выброс неразделенного мусора — того самого, что мы обычно валим в контейнеры. «Подождите, — остановил Смирнову мэр. — Казань, Татарстан очень много меняют в региональном и российском законотворчестве. Мы часто вносим предложения, которые Госдума и правительство России поддерживают. Вы правильно говорите...»

Слово перехватили другие участники. Решение о строительстве завода преждевременно, пока не будет системы раздельного сбора, вбросили тезис экоактивисты. А на это могут уйти десятилетия. «Как таковых мер сейчас нет вообще! — сказал Дамир. — Контейнеров с раздельным сбором нет! Идешь в пункт приема, там говорят, условно, что вот эти пробки они не берут, а эти — берут. Инвестор вкладывает деньги, а вкладывает, чтобы заработать. Получается, кто-то хочет заработать на мусоре?»

Само собой — да. Конечно, кто-то хочет заработать на мусоре, согласился градоначальник. Участники встречи в ответ попросили раскрыть экономическую сторону вопроса: кто вложится, кто заработает? 

Метшин не постеснялся признаться, что не в курсе этих деталей: он лишь высказался в том смысле, что только за раскрытие подробностей бизнес-плана. Однако нельзя сказать, чтобы в Казани ну совсем не было системы раздельного сбора. Вообще-то это — прерогатива региональных операторов, но они станут известны летом текущего года, а работать начнут с января 2019-го. Пока Казань пытается наладить хотя бы отдельный сбор пластиковых бутылок. За прошлый год казанцы выбросили в спецконтейнеры «Экоприоритета» примерно 430 т пластикового мусора. Все это не попало на свалку, а ушло в переработку. Город готов поддержать бизнес по переработке мусора льготными кредитами — было бы желание у самого бизнеса. В рамках государственно-частного партнерства в Казани предпринимателям выделено 54 участка под пункты приема вторсырья. Но все это пока — усилия муниципалитета и местного бизнеса, а нужна, по идее, общероссийская программа рециклинга. 


«МЫ БУДЕМ ДЫШАТЬ ЭТИМИ ДИОКСИНАМИ И ДОХНУТЬ, КАК КРЫСЫ!»

Встреча была настолько «без галстуков», что другой представитель общественного движения против строительства мусоросжигательного завода, Гузель Халилова, не стеснялась называть ее абсурдной.

«Судя по мнению людей, завод не нужен! А ваша позиция — что завод хороший и экологичный», — заявила экоактивистка. Ее активно поддерживали. «Услышьте народ! Услышьте народ! Услышьте народ!» — кричали где-то из-за толпы. «Против! Против! Против!» — кричали с другой стороны. Эмоции бурлили, едва не переливаясь через край... 

Как только шум утих, Метшин признался, что он сам не в курсе деталей проекта, который предлагает «РТ-Инвест». «Я же не специалист по мусоросжиганию. Я вместе с вами прохожу эту дорогу», — спокойно отвечал градоначальник. 

Звучали и нотки ностальгии прошлого. Так, председатель антиядерного общества РТ Альберт Гарапов предложил вернуться к советской системе переработки отходов, где на фермы сдавали даже пищевые отходы. Можно отказаться от ПЭТ-тары — в конце концов, ну кто из рожденных в СССР не помнит стеклянных молочных бутылок? Да и вообще, мол, в индийском Дели с 1 января запретили одноразовую посуду, а в магазинах по примеру столицы Франции вполне можно отказаться от полиэтиленовых пакетиков... Но все-таки в советские годы просто не было такого количества отходов, отреагировал Метшин, хотя, похоже, он был обеими руками за идеи Гарипова по многооборотной таре и авоськам в руках покупателей. 

Градус встречи все накалялся — публика начала переходить, что называется, на личности. И зала «прилетел» вопрос: а не переселится ли сам мэр в пятикилометровую зону от МСЗ? Вопрос вполне понятен. Ведь не в Боровом Матюшино, не с видом на Кремль выбрана площадка — о нет! Она выбрана по соседству с новым микрорайоном «Салават Купере». Там, где получают квартиры бюджетники, теоретически не способные покупать жилье по коммерческим расценкам. Не в их силах купить себе коттеджи и дворцы на берегу Волги! Здесь, в высотном микрорайоне, с видом на трубу МСЗ долгие годы будут жить десятки тысяч людей. Они будут растить детей, а как можно не думать о детях?! Градоначальник, впрочем, нашел аргументы. 

«Если это убедит вас, то я готов приобрести земельный участок в Новониколаевке, построить дом и жить там круглосуточно», — ответил было он. Но кто-то тут же выкрикнул: мол, в «Салават Купере» они живут с детьми — может, вообще отдать мэру свою квартиру? «У меня четверо детей. Достаточно будет, если один из сыновей будет там жить? А я буду приезжать на выходные и ночевать?» — спросил, однако, градоначальник. Впрочем, задавшая мэру вопрос женщина тут же заявила, что не верит Метшину. «Ну и зря!» — ответил мэр.

Но вопросы о личном продолжались. «Вы говорили о своих детях — ваши дети имеют возможность выехать за рубеж и жить в нормальной экологической обстановке!» — воскликнула Юлия, жительница Осиново.

«Не дай бог! Ни один из моих детей из Казани не уедет! — отреагировал мэр. — Мои дети живут в Казани. Учатся в казанских школах, в университете. И не надо оскорблять мою семью. Никто никуда не уезжает!»

Градус встречи все накалялся — публика начала переходить, что называется, на личности Градус встречи все накалялся — публика начала переходить, что называется, на личности

«Мы стояли в очереди, мы ждали этих квартир 9 лет! А теперь вы еще и решили нас отравить!» — кричала, жестикулировала, срывалась на дискант женщина в желтой куртке (очень похоже, что беременная). «Почему встреча в рабочий день?» — кричала она. Ее поддерживали жаркими аплодисментами, заглушая последние фразы. «Вы построите этот горе-завод, мы будем дышать этими диоксинами и дохнуть, как крысы!» — продолжилось общение под одобрение толпы. Метшин не взрывался. Он увещевал: в самом деле, встреча планировалась с активистами — с теми, кто выражает мнение большинства, кто убеждает людей встать на сторону противников МСЗ. Встреча планировалась не где-то в центре Казани — она организована там, где живут люди, где готов взорваться котел протеста, и обсуждения с широким кругом общественности еще впереди. 

«Чтобы не „дохнуть, как крысам“, мы первыми в России рекультивируем свалку, на которой накоплено 46 миллионов тонн отходов, — парировал градоначальник. — Это моя работа. Спросите у жителей Константиновки, Больших Клыков, Самосырово и так далее, как они там жили! Это была термоядерная бомба!»

Еще один из активистов, Антон Голубков, прямо высказал свои подозрения: а не заинтересован ли лично градоначальник в этом проекте? Метшин же пояснил, что его единственный в этом проекте интерес — сделать экологию чище.

Нашлись на встрече и сторонники возведения завода. Но к ним другие участники встречи отнеслись с подозрением, посчитав их засланными казачками. «Сейчас будете кричать, что подставной. А я из 26-го дома, обычный житель», — отметил Карим Сираев. Он сказал о том, что в той же Москве от МСЗ вреда меньше, чем от свалки. Но слушали его плохо, постоянно перебивая.

«Я говорю по-другому, — возразил Метшин. — Мы в день вырабатываем 1,6 тысячи тонн мусора. Что горы мусора скоро окружат Казань и что нам надо искать решение», — напомнил снова мэр. 

Микрофон «гулял» от одного участника обсуждения к другому. Приводились различные аргументы против: токсичный шлак, диоксины, онкология, протесты, европейский опыт, раздельный сбор... Все эти острейшие вопросы теперь предстоит поставить перед инвестором.