После пожара в ТЦ «Зимняя вишня», в котором погибли 64 человека, в РТ полным ходом идут проверки коммерческих зданий с торгово-развлекательной спецификой Фото: mchs.tatarstan.ru

«СУДЯ ПО ЗВОНКАМ ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, ПРОВЕРКИ ЗАПУЩЕНЫ ПОВСЕМЕСТНО ВО ВСЕХ РАЙОНАХ»

После пожара в ТЦ «Зимняя вишня», в котором погибли 64 человека, в Татарстане полным ходом идут проверки коммерческих зданий с торгово-развлекательной спецификой, чья деятельность предполагает массовое пребывание людей. Накануне республиканская прокуратура сообщила о формировании перечня из 260 объектов (торговые комплексы с развлекательными центрами, детские досуговые организации, объекты культуры и спорта, иные места с массовым пребыванием людей), в которых будут проведены проверки. 40 из них находятся в Казани, еще 30 — в Челнах (ранее сообщалось, что в автограде проверят 50 объектов, прим. ред.). Прокуроры на местах могут по своему усмотрению расширить списки, «исходя из анализа текущей ситуации и прокурорского надзора в рассматриваемой сфере». Особое внимание контролеры уделят наличию и работоспособности систем сигнализации и пожаротушения. МЧС РФ объявило, что первые проверки, цель которых — изучить работу систем сигнализации, пожаротушения, эвакуационные пути выхода и оценить уровень подготовки персонала, планируется завершить 16 апреля.

Первая публичная проверка прокуратуры РТ прошла 27 марта в ТЦ «Горки Парк», за ней последовала учебная эвакуация торговых центров «Кольцо», «Парк Хаус» и «Олимп» по инициативе сотрудников пожарной инспекции. Накануне на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности также проверили ТРЦ «Тандем» и два ТЦ Нижнекамска с детскими игровыми комнатами и кинотеатром, принадлежащие одному из самых состоятельных депутатов Закамья Рафису Мустафину. Состояние обоих центров назвали удовлетворительным, однако без замечаний не обошлось — выяснилось, что дымовые датчики в центрах нерабочие. Эвакуации в Казани сегодня продолжились — на улицу вывели всех сотрудников и посетителей ТРЦ «Родина» на улице Баумана.

О первых результатах проверок корреспонденту «БИЗНЕС Online» рассказал заместитель начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС по РТ, начальник отдела государственного пожарного надзора Максим Трущин. «В связи с поручением генпрокуратуры РФ наши сотрудники совместно с сотрудниками органов прокуратуры повсеместно начали проводить проверки объектов торгово-развлекательного характера, но на этом мы не будем останавливаться, скорее всего, будут проверены и объекты с массовым пребыванием людей, культурно-зрелищные и спортивные», — пояснил собеседник издания.

Шествие надзорных органов не ограничивается только крупными городами. По словам Трущина, позавчера проверки прошли в Дрожжановском районе и коснулись Дома детского творчества и плавательного бассейна, в Апастово — Дома культуры и ЦРБ. «Из этого можно сделать вывод, что, если в Апастовском районе крупных ТЦ нет, надзорные органы делают акцент на других объектах с массовым пребыванием, например на больницах», — пояснил Трущин. В числе выявленных нарушений в отдельных объектах оказались закрытые на замки эвакуационные выходы. «Вот в „Горки Парке“ таких проблем нет, у них, пожалуйста, стоят системы „Антипаника“ либо есть специальная кнопка, которая позволяет открыть дверь без ключа, — привел пример соблюдения правил пожарной безопасности начальник отдела госпожнадзора РТ и добавил. — Судя по звонкам от территориальных подразделений, проверки запущены повсеместно во всех районах».

По оценке Трущина, в случае, если проверки в обязательном порядке коснутся школ, детских садов и детских клубов, количество объектов для надзора по республике разрастется до нескольких тысяч. Собеседник издания, впрочем, сомневается в настойчивой необходимости проверки данных учреждений. «Мы школы и садики раз в два года проверяем, поэтому смысла идти в те, которые мы проверяли в том году, нет, — полагает он. — И потом у нас многие школы и садики уже запланированы на этот год, мы их обычно проверяем к августу... Какой смысл сейчас эти запланированные школы и садики проверять и лишний раз напрягать руководителей данных объектов?! Надо понимать, что руководители и школ, и садиков разбираются в наших требованиях и о состоянии своего объекта знают, но человеческий фактор исключать нельзя».

Отметим, что в вопросах работы эвакуационных выходов Госпожнадзор вступает в противоречие с ФСБ и МВД. Напомним, следственный комитет заявил, что много погибших в «Зимней вишне» было обнаружено у запертых эвакуационных выходов. Но в школьных или детсадовских инструкциях по противодействию терроризму, составленных в ФСБ, указано, что «запасные выходы должны быть закрыты и опечатаны». «И ФСБ, и МВД, и Росгвардия проблему безопасности видят со своей точки зрения, мы — со своей», — отметил Трущин. В этой ситуации собственник или руководитель объекта должен проявить необыкновенную гибкость, в зависимости от того, кто проводит проверку здания — силовые органы или огнеборцы. «Когда сотрудники полиции приходят, он получает приказ „давайте закрывайте [двери]“, когда мы приходим — „давайте открывайте“, — пояснил собеседник издания. — Это как в фильме „Свадьба в Малиновке“ — власть меняется, а собственник только фуражку выворачивает, встречая красноармейцев и белых». 

Но есть и другие решения этой проблемы — к примеру, снаружи дверь может быть закрыта, а изнутри может быть установлен легко открываемый запор, а не так, чтобы в случае чего эвакуационный выход открывал дядя Вася, который хранит ключ на пункте охраны. «Либо есть возможность установить электронные системы контроля доступа, чтобы в случае возникновения пожара автоматическая пожарная сигнализация срабатывала и система разблокировала двери, — привел другой пример Трущин. — В некоторых современных торговых центрах есть устройства: на двери установлена большая ручка, а рядом зеленая кнопка — на кнопку нажимаешь, на ручку давишь, дверь открывается, а с улицы никто войти не может. В современном мире есть возможность не ставить у каждой двери охранника или обслуживающий персонал — это требует определенных вложений, но безопасность превыше всего». Впрочем, система безопасности, которую может позволить себе крупный торговый центр, по затратам недосягаема для сельской школы.

В вопросах работы эвакуационных выходов Госпожнадзор вступает в противоречие с ФСБ и МВДФото: mchs.tatarstan.ru

КАЗАНЬ: «ЭТО КОПЕЙКИ. А НАША БЕЗОПАСНОСТЬ НИКАКИХ ДЕНЕГ НЕ СТОИТ»

Неудивительно, что в магазинах Татарстана, специализирующихся на продаже и монтаже противопожарного оборудования, наблюдается настоящий ажиотаж. В этом убедился корреспондент нашего издания, побывав в магазине казанской компании «Волгатехпродукт» на улице Родины, 10. Здесь с утра нарастает приток посетителей. По словам руководителя отдела продаж компании Лейсан Маликовой, народ, что называется, «пошел» сразу после кемеровской трагедии. Причем люди идут, не дожидаясь проверок, они уверены, что эти проверки будут, и готовятся устранить возможные нарушения, чтобы не нарваться на штрафы и санкции.

Вот у прилавка очередная покупательница, Анастасия, заканчивает оформлять покупки. Сегодня она приобрела здесь то противопожарное оборудование, которое потребовал от нее арендодатель. «Мы так же, как и все арендаторы, снимаем офис. Арендодатели попросили нас обеспечить пожарную безопасность. В договоре-то вся ответственность лежит не на них, а на нас, арендаторах. Поэтому нам пришлось купить огнетушитель, таблички. Ну и светоотражающие жилетки для водителей: 18 марта закон новый вышел, ночью на трассе без такого жилета нельзя на улицу выходить», — пояснила женщина.

Собеседница абсолютно не против выдвинутых требований. «Это копейки, а наша безопасность никаких денег не стоит», — отметила она. Но на вопрос, почему эти продукты не были приобретены заранее, ответила честно: причина в нашем русском «авось». Кстати, когда ей сдавали офис в аренду, никто и не заикнулся о противопожарной безопасности. «Никакого журнала, в котором я должна расписываться, мне не показали, ничего. Вот такое отношение у нас. Дали офис, самое главное — платите вовремя. А что там происходит, неважно», — рассказывает Анастасия.

Рядом мужчина пытается узнать у продавщиц, какой срок эксплуатации у принесенного им огнетушителя, другой покупатель уже их приобрел, но в последний момент заинтересовался так называемым самоспасателем — это приспособление похоже на защитный капюшон, который надевается на голову и в котором в течение 30 минут можно выйти с места пожара, не боясь отравиться угарным газом. А в витринах магазинчика фирмы лежат наконечники брандспойтов, блестят новой пластмассой профессиональные фонари, респираторы, каски и даже мегафоны, с помощью которых удобно отдавать распоряжения при пожаре.

По словам Маликовой, после трагедии в Кузбассе количество покупателей у них заметно увеличилось. «Продажи возросли. Но мне это говорит только о том, что люди приходят за противопожарным оборудованием только после масштабной трагедии. Выходит, собственная безопасность волнует их меньше всего. В некоторых торговых центрах рейды уже прошли, а в некоторых — еще планируются, поэтому арендаторы и торопятся купить недостающее оборудование, чтобы не нарваться на штрафы. В общем, люди больше боятся пожарных, чем самого пожара», — с горечью отмечает она.

Коллега Маликовой по отделу продаж, Надежда Куропатова, тем временем отмечает, что в последние дни в «Волгатехпродукте» больше всего пользуются спросом огнетушители — углекислотные и порошковые, светоотражающие жилеты и аптечки.

Старший менеджер торговой фирмы «Безопасность труда» Надежда Гуськова по телефону сначала даже отказалась беседовать с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «Ну что, я должна очередь из 10 человек бросить и с вами говорить?» — недоумевала она. Но после того, как узнала о сути вопроса, девушка пояснила, что после трагических событий в Кемерове в ее фирме действительно резко вырос поток клиентов. В основном приходят работники торговых центров и покупают огнетушители, знаки пожарной безопасности и журналы инструктажа по противопожарной безопасности. «Процентов на 80 клиентов стало больше!» — говорит Гуськова.

В магазинах, специализирующихся на продаже и монтаже противопожарного оборудования, наблюдается настоящий ажиотаж Фото: Филиппов Алексей / ИТАР-ТАСС

ЧЕЛНЫ: «У НАС АВРАЛ. ПРОСИМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА НЕ БЕСПОКОИТЬ»

В Набережных Челнах тоже наблюдается ажиотажный спрос на все, что связано с пожарной безопасностью. В частности, технический директор ООО «Дифенс-СБ» (магазин «Технические средства охраны») Павел Оловягин сказал нашему изданию, что спрос на средства пожарной безопасности начал расти в последние пару дней, но пика достиг сегодня: «Где-то со вторника у нас начал повышаться спрос, а с четверга уже пошла конкретная волна. Если сравнивать с прошлой неделей, то рост произошел примерно на 50 процентов, причем наблюдается он практически по всем наименованиям товаров. Но чаще всего все же интересуются пожарной сигнализацией, комплексными системами безопасности, оповещателями, системами эвакуации, различными средствами пожаротушения, особенно огнетушителями». При этом Оловягин заметил, что рост спроса на ценах не сказался. По крайней мере, пока поставщики об этом не уведомляли.

А вот фирму «Пожгарант» уже предупредили, что следующая партия товаров, связанных с пожарной безопасностью, будет дороже. «Да, конечно, произошел немалый рост спроса на этой неделе, — сообщили нам в торговом отделе компании. — Если сравнивать с прошлой неделей, то процентов на 80. Берут в основном огнетушители, причем разные, невзирая на стоимость, — и дешевые, и дорогие. Обращаются чаще всего частные лица, но приобретают огнетушители не для квартир, а для офисов, торговых точек, павильонов на рынках. Цены мы пока оставили прежними, но поставщики уже предупредили, что следующая партия будет уже дороже».

В магазине «112» также сказали нашему корреспонденту, что спрос повысился. Правда, пока в основном речь идет о шквале звонков. Чаще всего спрашивают извещатели — как аварийные, так и пожарные. Это система, которая позволяет оповестить о происшествии нажатием одной кнопки. Многие интересуются и пожарными датчиками, а также огнетушителями. Вот только последние в «112» не продаются.

Продавец еще одного из специализированных торговых объектов на условиях анонимности рассказал «БИЗНЕС Online», что такое количество счетов за один вчерашний день их магазин обычно выписывал за несколько месяцев. «К такому наплыву мы приготовились сразу, как только услышали о трагедии в Кемерове, потому что нечто аналогичное наблюдалось и после пожара в „Адмирале“. За один день выписали 17 счетов только на системы контроля доступа для противопожарной двери — это доводчики, электромагнитные считыватели и замки, контроллеры, а раньше раз в неделю выписывали. Приходят, как правило, электрики из абсолютно разных организаций — и крупных, и мелких, и обслуживающих — и просят собрать оборудование. В общем, как мы поняли, устраняют то, на что уже были выписаны предписания пожарных служб, а пожар в Кемерове этот процесс только ускорил», — предположил продавец.

А вот в пожарно-технической компании «Гарант Сервис НЧ» нам отказались дать какой-либо комментарий, причем сделали это с очень интересной формулировкой: «У нас аврал, в том числе и по продажам. Просим до понедельника не беспокоить».


«ТО, ЧТО СЕЙЧАС СМЕТАЮТ С ПОЛОК ОГНЕТУШИТЕЛИ И ПРОЧЕЕ, — ЭТО ПРОФАНАЦИЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что скупка противопожарного оборудования — это показуха, воспользоваться им сотрудники ТЦ все равно не смогут.  

Рафик Минуллин — руководитель казанского ЧОП «Регион-Закамье»:

— То, что сейчас сметают с полок огнетушители и прочее, — это профанация. Они сейчас покупают, чтобы поставить по разным углам — для проверяющих, чтобы те увидели и отметили галочкой, что все необходимое есть. Но огнетушителем ничего нельзя потушить — он нужен для того, чтобы при пожаре выиграть время. Если локализация маленькая и очаг небольшой, его еще можно залить, а вообще, огнетушители нужны для того, чтобы люди пробились к путям эвакуации, чтобы они спасались, потому что квалифицированно гасить пожар могут лишь специалисты. Да и огнетушителями нужно уметь пользоваться.

Но самое страшное в другом — идет речь об экономической составляющей бизнеса. Когда заключают договор на охранные услуги, организации — и государственные, и коммерческие — проводят так называемые тендеры. Кто дает самую низкую цену, на тех и соглашаются. Так в персонал набираются старики, инвалиды, не всегда адекватные люди... А нормальному охраннику нужно платить, чтобы он работал, порядка 20 тысяч рублей в месяц. Один час работы охранника должен стоить 100–150 рублей. На сегодняшний день руководители структур, набирающие персонал, ищут персонал за 75–80 рублей в час, даже до 50 рублей в час доходит. Поэтому берут абы кого. В торговых центрах сотрудники часто меняются — зарплата низкая, люди уходят. А там должны работать свои люди, которые знают объект, знают пути эвакуации, знают слабые места, умеют организовывать, которые имеют физическое и психическое здоровье!

То, что сейчас раскупят оборудование, просто показуха. Поставят один огнетушитель на 50 квадратных метров площади — кто им пользоваться будет?! Старушка-охранница? Или девочка-продавец?

Мне каждый день поступает по несколько звонков от руководителей заводов и различных организаций, магазинов, просят коммерческое предложение. Я даю реальную цену — 120–150 рублей, в зависимости от сложности объекта. Я ни один тендер выиграть не могу. И сейчас всплеска спроса на наши услуги не ждем. Гроза отгремит, проверки закончатся, все вернется на круги своя — до следующей беды.

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Надо смотреть, кто покупает данные товары. Если это юридические лица, то здесь во главе угла стоят опасения по поводу возможных проверок. Для них это процентов на 90 связано с необходимостью приведения своих предприятий в соответствие с противопожарным нормами.

Смогут ли что-то изменить эти проверки? Беспечность и отсутствие правовой культуры, культуры безопасности все равно в российском обществе существует. Все это является элементом нашей культуры, нашей социальной и экономической жизни, поэтому проверки в корне проблему не решат, но они все равно снизят риски.

Да, трагедия в Кемерове тоже следствие нашей ментальности, отсутствие той самой культуры, когда если положено держать дверь открытой, то она должна быть открытой. А у нас люди игнорируют элементарные нормы, которые существуют в обществе на уровне законов, на уровне инструкций. Это не свойственно российской душе, нашему сознанию — следовать каким-либо правовым нормам. Исходя из этого, возникают не только такие, но и другие последствия в хозяйственной жизни — неисполнение договорных обязательств, нарушение технологий, производства и реализации товаров и услуг. Это все последствия отсутствия той самой культуры.

Но процесс эволюции идет, мы эволюционируем — социально, мировоззренчески. И у западных стран это было: и коррупция, и преступность, и разгильдяйство. Они прошли все эти этапы. И мы тоже это пройдем. Новое поколение и информационные технологии сделают свое дело, люди просто вынуждены будут поступать в соответствии с технологиями, в том числе и с технологиями безопасности.

Рузаль Хамитов — директор ООО «Дельта Казань»:

— Да, есть небольшое увеличение обращений от частных предпринимателей. Это связано с тем, что они стали задумываться об обеспечении системы безопасности своих объектов. Если в части охранной и тревожной сигнализации спрос вырос немного, то по пожарной сигнализации он значительно увеличился. У нас уже были такие моменты, когда горела «Хромая лошадь», «Адмирал». После таких событий всегда бывает кратковременный всплеск — неделе на три-четыре недели, пока эта тема будет обсуждаться в СМИ. Основываясь на практике, могу сказать, что уже через месяц-два все вернется на круги своя, к сожалению, до очередного возгорания. Говорят, сапожник без сапог, но мы являемся исключением из правил — стараемся обеспечить безопасность не только наших клиентов, но и нашего собственного офиса. К сожалению, многие предприниматели, которые работают на своих коммерческих объектах, не задумываются о мерах противопожарной безопасности, пока не произойдет трагедия.