25 ЛЕТ НАЗАД В КАЗАНИ РАЗРАБОТАЛИ И «ПОШИЛИ» ПЕРВЫЙ В СССР КОСТЮМ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЛИКВИДАТОРОВ

Из-за событий в Японии у европейцев наметился повышенный спрос на костюмы, защищающие от радиации. Например, немецкие и швейцарские производители заявляют о росте продаж этого специфического «обмундирования». Как выяснил «БИЗНЕС Online», в России такие костюмы производят только в Казани. Более того, именно здесь впервые и разработали облачение для ликвидатора атомных аварий.

ОСМОТР НА МЕСТЕ

В мае 1986 года группу сотрудников казанского химического научно-исследовательского института командировали в зону Чернобыльской катастрофы – Совет министров СССР поручил НИИ срочно придумать что-то для защиты ликвидаторов. Группу возглавил главный конструктор по созданию средств защиты людей в экстремальных условиях (проще говоря, от оружия массового поражения) Геннадий Жиляев (ныне – доктор технических наук, профессор, почетный президент республиканского союза «Чернобыль»).

Казанцы привезли в Чернобыль образцы уже имевшейся защитной одежды. Например, полностью закрывавший человека изолирующий костюм с вентиляцией подкостюмного пространства. Ведь в обычном пленочном костюме, даже с противогазом, долго работать невозможно - получишь тепловой удар. А погода в Чернобыле стояла, как в субтропиках. Респираторов, в которых работали ликвидаторы, хватало, максимум, на 10 минут, дальше они намокали.

Не годилось вообще ни одно из имевшихся в Чернобыле средств защиты - они создавались только для регламентных работ. Респираторы защищали от аэрозолей, а от паров и газов - нет. А кое-что применять в тех условиях вообще было нельзя, например, комплексный защитный костюм от оружия массового поражения. Поэтому Жиляев и начальник химических войск генерал-полковник Владимир Пикалов дали телеграмму на имя председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова, чтобы немедленно прекратили поставку этих изделий в «зону».

ПОЧТИ КОСМИЧЕСКИЙ СКАФАНДР

Военные химики на вопрос: «С чем имеем дело - что здесь за атмосфера?», попытались, было, рассказывать, но махнули рукой: «Вся таблица Менделеева, только в радиоактивном виде». Причем осложнили ситуацию неизбежные методы аврального охлаждения реактора: до конца мая на него было сброшено 2,5 тыс. тонн свинца, примерно столько же - тринатрийфосфата, тонны песка. Все это, испаряясь, уходило в воздух. А свинец не просто испарялся, но становился радиоактивным изотопом свинца.

По словам Жиляева, разговоры об уровне радиации в отношении чернобыльской катастрофы не совсем верны – не учитывается радиационно-химическое поражение. При дыхании были поглощены жуткие вещества, осевшие едва ли не на всех жизненно важных органах. Период их действия исчисляется десятилетиями. Не случайно всплеск заболеваний ликвидаторов приходится на 1995-1997 годы.

В итоге, казанские ученые разработали два «изделия». Ч-20 - костюм с вентиляцией подкостюмного пространства. И Ч-22: нечто подобное ему тогда было только у американцев - их использовали при заправке космических ракет. Ч-22 имел автономную систему жизнеобеспечения и отличался от космического скафандра только отсутствием силовой оболочки. В рекордно короткие сроки костюмы прошли испытания. А к июлю 1986-го в Казани уже было изготовлено (в этой работе участвовали не только высокотехнологичные предприятия, но и швейники, изготовившие специальный трикотаж, и обувщики) пятьсот комплектов Ч-20 и двести - Ч-22, которые поступили в распоряжение министерства атомной энергетики СССР.

Обычно разработка и внедрение изделий такой сложности занимала четыре-пять лет, но тогда все вопросы решались мгновенно, невзирая на чины и звания.

СПРОСА НЕТ – И СЛАВА БОГУ

«Сегодня Ч-20 и Ч-22 канули в Лету, - рассказал «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора по научной работе ОАО «КазхимНИИ» Вильдан Уваев. – Нет спроса. И слава Богу, что потребности в таких костюмах нет, но документация по ним сохранилась».

Тема Ч-20 и Ч-22 получила развитие в современной разработке института - тяжелом аварийном костюме ЗКМТ, отличающемся от своих предшественников современными материалами и, соответственно, эффективностью защиты.

По словам Уваева, мощности института позволяют делать до 10 тыс. костюмов в год, но спрос сегодня не очень большой – в основном, покупают подразделения МЧС, видимо, для регламентных работ, – в подробности разработчиков и производителей не посвящают. ЗКМТ поставлялись в Беларусь, известно, что партия таких костюмов ушла в ЮАР. Аналоги ЗКМТ производятся в Германии и США, а в России подобных костюмов больше не делает никто.

Тимур Латыпов
Фото Ильи Лавриненко