... Строительство нового гальванического цеха КВЗ (на все про все ушло 1,94 млрд рублей) позволило освободить площадку в Кировском районе и сконцентрировать в одном месте производство нанесения покрытий

«ТРУДИТЬСЯ БУДЕТ ВЕСЕЛЕЕ»

Что такое гальванический цех? «Это финишная обработка деталей — для защиты от коррозии и придания им декоративных свойств», — популярно объяснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный металлург КВЗ Марина Ожегова. Также она уточнила, что строительство нового корпуса (на все про все ушло 1,94 млрд рублей) позволило освободить площадку в Кировском районе и сконцентрировать в одном месте производство нанесения покрытий. Новое оборудование (родом из Чехии) позволило автоматизировать процесс, улучшить условия труда и экологическую безопасность (сбросы в канализацию сокращены на 90%). «Раньше оператор ходил с кранбалкой и все делал, по сути, вручную, теперь же из управления процессом исключается человеческий фактор», — рассказала Ожегова и отметила, что такой масштабной гальваники в Казани больше нет.

Генеральный директор холдинга «Вертолеты России» (ВР) Андрей Богинский на торжественной церемонии заверил, что новый цех — это значительное повышение качества и надежности продукции. «На этом современном производстве и трудиться будет веселее», — заверил он.

Президент РТ Рустам Минниханов просто излучал счастье: «Очередной проект гордости нашей республики, нашей столицы — Казанского вертолетного завода. За последние годы здесь проведена глубокая модернизация: механообработка, малярное производство, агрегатный цех — все это на самом высоком уровне, и вот теперь гальваника — современнейшее производство! Андрей Иванович, большое спасибо передайте и министру Мантурову (Денис Мантуров — министр промышленности и торговли РФ прим. ред.), и Сергею Викторовичу (Сергей Чемезов — генеральный директор госкорпорации «Ростех», в которую входят ВР — прим. ред.), вам большое спасибо за поддержку, Вадим (Вадим Лигай — заместитель генерального директора ВР, до февраля — гендиректор КВЗ прим. ред.), тебе, новому директору. Самое главное, чтобы у нас были заказы, а КВЗ способен решить любые задачи. Я как член совета директоров „Вертолетов России“ и дальше буду отстаивать ваши интересы. Андрей Иванович, вы должны поддерживать все наши начинания».


Минниханов и Богинский то и дело бросали друг другу «мячик». «Рустам Нургалиевич зорко за нами следит, не дает уйти в сторону», — в шутку посетовал чуть позже на встрече с трудовым коллективом КВЗ Богинский. Общение с работягами, конечно, было еще то постановочное действо. Для начала ведущий попросил собравшихся (человек 200) подойти поближе к расположившимся возле парадного, в цветах ВР (бордовое с черным), «Ансата» Минниханова, Богинского и мэра Казани Ильсура Метшина — дескать, стоите как неродные. Работники вполне заученно интересовались, когда можно будет нормально добраться до «Салават Купере», а то получили квартиру, а ездить трудно (Метшин заверил, что вопрос решается); скоро ли заключат новый индийский контракт — на 48 Ми-17В-5 (Богинский обнадежил, что все, по сути, решено — заказ будет).

Гендиректор ВР вообще настолько сильно напирал на светлое будущее КВЗ, что Минниханов, похоже, заподозрил подвох и под занавес общения с работниками обратился к Богинскому: «Андрей Иванович, Казань любим, Улан-Удэ любим, но Казань лучше». Тонкий намек на то, что Улан-Удэнский авиационный завод (УУАЗ) словно в фаворе у промышленных властей РФ (напомним, Мантуров выходец с этого предприятия).


УДЕШЕВИТЬ «АНСАТ»

Далее все боссы поучаствовали в передаче Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) очередного медицинского «Ансата». Напомним, эти машины строятся под приоритетный проект  «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». В 2017 ГТЛК передали 6 таких вертолетов (сегодня они летают, например, в Волгоградской, Курганской, Псковской, Кировской областях). Стоимость соглашения составила 1,632 млрд рублей, со скидкой — 1,332 миллиарда То есть «Ансат» с медицинским модулем (проектировщик и изготовитель — Казанский агрегатный завод) стоит 222 млн рублей. Ежемесячный лизинговый платеж — 2,3 млн при нулевом начальном взносе. А вообще первым медицинским «Ансатом» стала машина минздрава РТ, на которой летает РКБ, — ее передали медикам еще в октябре 2016 года.

Юрий Пустовгаров заявил, что сейчас самая главная задача — снизить себестоимость «Ансата»

Сданный сегодня вертолет — один из 12 санитарных «Ансатов», которые КВЗ изготовит в этом году. А всего в 2018-м построят аж 45 «Ансатов», сообщил Богинский. Впрочем, бравурное настроение несколько подохладил генеральный директор КВЗ Юрий Пустовгаров. Он заявил, что сейчас самая главная задача — снизить себестоимость «Ансата». «Если сумеем снизить ее процентов на 20, то выйдем на количество за 100 машин», — обрисовал он ситуацию. Понятно, что сделать это будет непросто.

«И по Ми-38 надо, чтобы стоимость летного часа устраивала эксплуатанта», — коротко упомянул еще одну надежду КВЗ Пустовгаров. Первый серийный Ми-38 гости и хозяева КВЗ осматривали без журналистов. Уже сегодня понятно, что машину ожидает весьма трудное «детство». Пока заключен лишь один контракт — с минобороны на два Ми-38, и других заказчиков пока не наблюдается. Дело в том, что Ми-38 занимает нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26, и его задачи в целом способна решать гораздо более дешевая «восьмерка».

Сданный сегодня вертолет — один из 12 санитарных «Ансатов», которые КВЗ изготовит в этом году

Напомним, что Ми-38 — один из самых длительных российских авиадолгостроев. Работа над проектом началась на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995 год, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Но первый полет Ми-38 состоялся лишь 22 декабря 2003 года. Самым болезненным местом проекта стали двигатели. На вертолет решили ставить PW 127/TS от Pratt&Whitney Canada — своих двигателей такого класса не было. Предполагалось, что в Россию в виде комплектующих поставят до 500 движков. Однако после российско-грузинской войны заокеанская сторона, сославшись на организационные изменения, пошла на попятную. С 2013 года для Ми-38 рассматривают только один вариант — ТВ7-117В от питерского ОАО «Климов».

Добавим, что в программных заявлениях промышленных боссов перспективы Ми-38 выглядят впечатляюще. Объем продаж до 2025 года оценивается в 175 единиц, до 2030-го запланирован выпуск 264 машин. Откуда черпается этот оптимизм, непонятно. «На сегодня есть модификации (к сожалению, не казанские) Ми-8, которые по своим характеристикам очень близки к Ми-38, а цена — небо и земля, — отмечает источник „БИЗНЕС Online“ в авиапроме. — Никого не интересует, что Ми-38 — вертолет нового поколения. Вон кукурузник летает, и ничего — потому что он свои функции выполняет, и замены нет. Ми-38 никогда не заменит Ми-8 там, где надо выполнить простую функцию».

Впрочем, новое руководство КВЗ трудности, похоже, не пугают. «Огромное спасибо руководству республики — просто беспрецедентная поддержка, нигде такого не видел, — отметил сегодня Пустовгаров. — Думаю, вместе мы все горы свернем».