. Перед заседанием Илью Кривогова пригласили посмотреть на строящийся промпарк «Нижнекамск», который получил на развитие инфраструктуры около 400 млн рублей и сейчас активно ее возводит
Фото: e-nizhnekamsk.ru

ПОЧЕМУ ТАК МАЛО РЕЗИДЕНТОВ?

В Нижнекамске накануне состоялся совет по развитию моногородов под председательством генерального директора фонда моногородов Ильи Кривогова и куратора федеральной программы «Локомотивы роста» депутата Госдумы Альфии Когогиной. Обсудить проблемы моногородов приехали и министр экономики РТ Фарид Абдулганиев со своим замом Натальей Таркаевой. На встречу пригласили глав городов. Мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев прибыл вместе с замами Натальей Кропотовой и Эльдаром Тимергалиевым, глава Нижнекамска Айдар Метшин участвовал во встрече вместе с замом руководителя исполкома по инвестиционному развитию Радмиром Беляевым. Также присутствовали мэр Елабуги Геннадий Емельянов, глава Чистопольского района Дмитрий Иванов, глава Менделеевского района Валерий Чершинцев, а также мэр Зеленодольска Александр Тыгин.

Перед заседанием Кривогова пригласили посмотреть на строящийся промпарк «Нижнекамск», который получил на развитие инфраструктуры около 400 млн рублей и сейчас активно ее возводит. Позже показали гостям недавно открывшийся центр молодежного инновационного творчества Craft IT. Здесь гостям продемонстрировали, как проходят уроки китайского языка и каким образом школьников обучают компьютерному моделированию. Но Кривогова больше заинтересовала другая тема. «А 3D-принтер где?» — поинтересовался гендиректор фонда моногородов. Гостя провели в кабинет, заставленный диковинными принтерами, где школьники рассказали, как они работают.

. В центре молодежного инновационного творчества Craft IT гостям показали, как школьников обучают компьютерному моделированию
Фото: Регина Макасина

После все отправились на еще один новый объект — молодежный центр «Ковер», где и прошло заседание. Повестка совета — обсуждение вопросов развития моногородов. Однако сколько бы ни пыталась Когогина направить встречу в позитивное русло, главы районов все же воспользовались случаем и высказали свои опасения. Дошло до упреков и даже откровенных обвинений.

«Этот вопрос касается многих жителей нашей республики — вопрос комплексного развития моногородов», — начала свою речь Когогина, напомнив, что Владимир Путин поручил властям всех уровней обеспечить развитие моногородов при помощи ухода от зависимости от градообразующих предприятий, создания рабочих мест и комфортных условий жизни. Всему этому должна способствовать федеральная программа «Локомотивы роста».

«Эта проблема возникла не вчера, она существует не только России. Нашей стране проблема моногородов досталась от советских времен. Универсального рецепта лечения этой болезни нет. Вы помните проблему Пикалево, Тольятти, когда президент России Владимир Путин в ручном режиме решал проблемы моногородов. Но в последнее время произошла перезагрузка отношения к моногородам», — заявила Когогина. Перезагрузка, по мнению депутата, связана с  исполнением президентских указов. Здесь все делится на две масштабные задачи: развитие экономики городов и улучшение внешнего вида городов с созданием комфортных условий проживания. Экономику развивать призваны ТОСЭРы, а городскую среду — субсидии из федерального бюджета на эти цели. В 2014–2017 годах из федерального бюджета на это выделили более 20 млрд рублей, на период до 2020 года предусмотрено еще 14 млрд рублей.

. Альфия Когогина (слева): «В России проблема моногородов нам досталась от советских времен. Универсального рецепта лечения этой болезни нет» Фото: e-nizhnekamsk.ru

Когогина упомянула, что все новые федеральные проекты в приоритетном порядке реализуются именно в моногородах, а города 2-й и 3-й категории получили возможность создавать ТОСЭРы. Впрочем, проблемы еще есть — озвучить их и предложила депутат главам районов. Когогина заметила на всякий случай, что «проблемы наскоком не решаются», и дала понять, что сейчас предвидится только обсуждение.

«Дело в том, что есть у нас проблемы. На сегодняшний день мы создали примерно 40 ТОСЭРов по всей России, наверное, это не так много, потому что до конца года мы должны создать 100 территорий опережающего социально-экономического развития. Но количество резидентов в ТОСЭРах небольшое — 119. Получается меньше, чем три резидента на один ТОСЭР. В чем проблема?» — обратилась к публике Когогина. 

. Илья Кривогов призвал присутствующих глав районов обратить внимание, что сейчас развивается производство, ориентированное на экспорт, и государство намерено поддерживать таких производителей Фото: e-nizhnekamsk.ru

«Я УЖ НЕ НАЗЫВАЮ ЦИФРЫ, ЧТОБЫ НЕ РАССТРАИВАТЬ КОЛЛЕГ»

Следующим слово взял Кривогов, который тоже начал с успехов.  

«В жестком режиме мы укладываемся в те сроки, которые планируем. Это позволило запустить ряд интересных разных производств: пищевая промышленность, машиностроение. Это 40 миллиардов инвестиций. Это не рисунок на бумаге, а вполне конкретные инвестиции в те производства, которые появились за последние два года в наших моногородах, то есть 8 тысяч рабочих мест. С одной стороны, может, и не такая большая цифра, но все-таки это рабочие места в среднем бизнесе», — поделился итогами Кривогов.

Также директор фонда призвал присутствующих глав районов обратить внимание на то, что сейчас развивается производство, ориентированное на экспорт, более того, государство намерено поддерживать таких производителей. «Здесь мы видим не только желание нашего государства, но и тренд у нашего бизнеса, когда предприниматели уже видят возможность продажи своей продукции за границу», — пояснил Кривогов.

Что касается городской среды, улучшать которую взялись для того чтобы удержать население в моногородах, то здесь тоже есть интересные наблюдения. По словам Кривогого, люди перестали быть равнодушными в вопросах улучшения среды, а в некоторых городах во время общественных слушаний даже доходило до конфронтации с мэрами. Впрочем, по идее директора фонда, последнее слово должно быть за народом, чтобы не получилось так, что «мы построим пустые коробки, которые не будут востребованы». А так как программа финансирования благоустройства сворачиваться не собирается, Кривогов призвал быть глав активнее. «Наши моногорода по-прежнему остаются в приоритете, призываю глав максимально активно жестко отстаивать свои позиции по получению этих ресурсов», — посоветовал Кривогов.  

Фонд развития моногородов сотрудничает с другими различными организациями, такими как фонд развития промышленности, корпорация МСП и даже фонд кино. Кривогов посоветовал подавать заявки во все фонды на любые направления: «Просьба не сидеть, не спать и готовить заявки».

. Наиль Магдеев отчитался о том, что успел сделать город с момента получения статуса в январе 2016 года
Фото: e-nizhnekamsk.ru

После этого очередь дошла до глав и мэров. Первому слово дали мэру автограда Магдееву. Он отчитался о том, что успел сделать город с момента получения статуса в январе 2016 года: 21 резидент, 2,5 тыс. рабочих мест, привлечение более 14 млрд рублей инвестиций. Не обошлось и без лести. «Китайская компания Haier первым делом обратила внимание на качество дороги, которую мы сделали в рамках проекта моногородов», — заявил Магдеев. Рассказал он и о том, как подписал соглашение с китайцами на $1 млрд, в перспективе создание 5 тыс. рабочих мест. Поблагодарил мэр и за деньги на шестую очередь КИП «Мастер».

Однако в речи Магдеева нашлось место для одного но. «Когда смотрят цифры и факты, говорят, что вроде все получилось. Я бы предостерег федеральные органы власти, если это возможно, от того, чтобы торопиться делать уже через два-три года определенные выводы в части моногородов. Сегодня спрос пока есть, но ситуация может измениться. Мы из-за статуса благополучных вроде бы моногородов можем оказаться в непростой ситуации. Есть разговоры, что можно попрощаться со статусом моногорода. Я бы пока не торопился», — заявил Магдеев.

Однако потеря статуса — это не единственная проблема. Со словами «у нас же откровенный разговор» Магдеев поделился тем, как город столкнулся с проблемой, которая другим пока не грозит, — отменой некоторых видов налоговых льгот. Например, с января 2019 года заканчивается действие льгот для резидентов ТОСЭРа по социальным платежам. Как говорит мэр, среди инвесторов растет напряжение: год назад конкурент получил льготы, чем мы хуже? До кучи Магдеев напомнил и тот факт, что в Челнах самый высокий порог вхождения в ТОСЭР — 50 млн рублей. В соседнем Нижнекамске — 10 млн, в других городах — и того меньше. «Мы становимся не такими конкурентоспособными, как были на старте», — подытожил мэр.

Но закончил градоначальник спич все же в положительном ключе: «В целом мы благодарны фонду, результат совместной работы мы видим. Благодарю за ту серьезную поддержку, которую мы получили. Я уж не называю цифры, чтобы не расстраивать коллег».

. Айдар Метшин об экономических проблемах говорить не стал — их пока у новоиспеченного ТОСЭРа нет Фото: e-nizhnekamsk.ru

«ВЫСОСУТ ОНИ ВСЕ ИЗ МЕНЯ»

Когогина попыталась успокоить Магдеева, заверив, что вопрос продления льгот находится на рассмотрении в минэкономразвития РФ. «Хорошо, что правительство не отрицает, что такая проблема существует. Я здесь испытываю сдержанный оптимизм, что нам удастся выйти на какие-то системные меры поддержки, даже если они будут в другом формате», — заявила Когогина, согласившись с тем, что проблему моногорода не решить за три года — время действия некоторых льгот. Как минимум, по словам депутата, нужно лет 10.

Следующим пригласили выступить мэра Нижнекамска Метшина. «Вы относитесь к типу моногородов 3-й категории, но я уверена, что ваша задача не перейти во 2-ю или 1-ю категорию, а превратить Нижнекамск из моногорода в территорию, которая будет магнитом для самых лучших и самых талантливых», — предварила речь Метшина депутат ГД.

Мэр об экономических проблемах говорить не стал — их пока у новоиспеченного ТОСЭРа нет: в активе у города 29 резидентов, которые готовят заявки на получение статуса резидента, зато есть другая извечная проблема Нижнекамска — отток населения. И хотя в этом году в целом он существенно сократился, однако ситуация по-прежнему не радует Метшина: лишь 17 нижнекамских выпускников школ остаются в городе. Поэтому речь мэра касалась социальной инфраструктуры в городе, а вернее одной ее составляющей — инклюзивного кластера «Рубаха», который расположится в здании бывшего роддома. В данный момент Нижнекамск проводит ремонт на свои деньги, однако городские власти активно ищут поддержку для проекта, рассказывая о нем всем высокопоставленным гостям. Скорее всего, с целью получения финансовой поддержки его и презентовали Кривогову. Проект оценила Когогина, заявив: «Моногород Нижнекамск — это добрый город. Это очень хороший проект». Впрочем, конкретики пока не прозвучало.

А вот что касается оттока молодежи из моногородов, то здесь Когогина привела статистику: за последние три–четыре года уменьшается количество молодежи в моногородах, снижение составило 15%. По опросам, в Челнах 70% выпускников планируют покинуть город. «Нам стоит провести совещание или рабочую встречу и просто спросить друг друга, что мы делаем для того, чтобы выпускники могли учиться здесь», — с этими словами депутат обратилась к Абдулганиеву.

Валерий Чершинцев Валерий Чершинцев: «Когда строился КАМАЗ, НКНХ, «Алабуга», из Менделеевска практически весь потенциал забрали, в том числе жителей с высшим образованием. Сейчас мы наступаем на те же грабли» Фото: e-nizhnekamsk.ru

Продолжая разговор о проблемах, слово взял глава Менделеевского района Чершинцев.

«Уважаемые главы соседних городов, не хочу вас никого обидеть... Когда строился КАМАЗ, „Нижнекамскнефтехим“, „Алабуга“, из Менделеевска практически весь потенциал забрали, в том числе жителей с высшим образованием. Сейчас мы наступаем на те же грабли. ТОСЭР в Набережных Челнах, ТОСЭР в Нижнекамске, ТОСЭР в Чистополе. Опять жители Менделеевска начинают смотреть на соседние города», — заявил Чершинцев. Так как главы на этих словах оживились, мэр еще раз напомнил, что заранее попросил извинения, и похлопал по плечу Метшина.

Менделеевск пока только ждет получения статуса ТОСЭР, окруженный городами, которые уже добились этого звания.

«Сегодня у нас стоят 15 потенциальных резидентов, ждут, когда получим статус ТОСЭР. Общий объем инвестиций — 4 миллиарда рублей, 570 рабочих мест. Я их держу, боюсь сказать, чтобы они не переметнулись в соседние города. Присутствует даже шпионаж между городами — кто кого перетянет себе», — повышая тон, продолжал Чершинцев.

Однако его перебила Когогина: «Валерий Сергеевич, не нагнетайте. Здесь у нас журналисты присутствуют». «Я за свой любимый Менделеевск готова вступиться и пройти все кабинеты. Мне кажется, что по Менделеевску надо сделать отдельный план мероприятий», — попыталась успокоить мэра депутат. Но тот уже разошелся: «Я прошел по большому пути, я город расширил в три раза». Разговор в том же духе продолжился и после заседания. Чершинцев полушутя-полусерьезно, указывая рукой на Метшина и Кропотову, заявил Когогиной: «Высосут они все из меня». «Обвиняемые» на это лишь сдержанно улыбались.

.
Фото: Олег Спиридонов

«МЫ ТУТ ПРИВЫКЛИ ВСЕ МИЛЛИАРДАМИ СЧИТАТЬ. ДУМАЮ, ЕЩЕ ПРОЕКТ ГДЕ-ТО НА ПОЛМИЛЛИАРДА В ЧЕЛНАХ ПРИДУМАЕМ»

После Нижнекамска Кривогов посетил Набережные Челны. В автограде он в сопровождении Магдеева проинспектировал реконструкцию Хлебного проезда, КИП «Мастер» и промпарк «Развитие» — объекты, на которые возглавляемый им фонд выделял средства. В «Развитии» он не только осмотрел саму площадку, но и принял участие в торжественном открытии завода Termata компании «Луч». К слову, это первый резидент промпарка, который приступил к реальному производству. Как рассказал Руслан Мустафин, соучредитель фирмы, ранее они работали на арендуемых площадях, но возникла потребность в расширении, да и условия в «Развитии» получше. Защитив бизнес-план, «Луч» получил одобрение совета по предпринимательству и стал резидентом. В 2016 году на площадке компании была забита первая свая, а накануне, точно по плану, прошло открытие. Инвестиции в новое производство составили 25 млн рублей, окупить проект планируется в течение 5 лет. Приход в «Развитие», по словам Мустафина, позволит увеличить объемы производства втрое.

На заводе Termata выпускается промышленное тепловое оборудование по 5 направлениям. «На сегодняшний день мы уже создали 14 рабочих мест, — сообщил Мустафин. — В будущем планируем увеличить это количество до 20. Далее хотим запустить вторую очередь завода, и число рабочих мест достигнет 30».

. В автограде Кривогов проинспектировал объекты, на которые возглавляемый им фонд выделял средства
Фото: Олег Спиридонов

По словам другого соучредителя фирмы, Руслана Нургалиева, основным видом деятельности компании остается оборудование для обогрева производства бетона в зимнее время. На сегодняшний день мы уже продали более 100 подобных агрегатов. Покупатели — предприятия, расположенные по всей стране — от Калининграда до Якутии, плюс страны СНГ. По словам предпринимателей, в России есть всего несколько производителей подобного оборудования. Основными конкурентами являются европейские производители, но Termata для потребителей предпочтительнее за счет более низкой цены.

Как мы уже упомянули, «Луч» — первый резидент, который запустил в «Развитии» производство. По словам же директора промпарка Константина Пучкина, до конца этого года планируется, что работать начнут минимум 6 заводов. «Всего у нас 20 резидентов на первой и второй очереди, — рассказал он журналистам. — До конца года планируем запустить не менее 6 производств. Все остальные резиденты приступили к работам, но все находятся на разных стадиях. Кто-то уже поставил перекрытие, кто-то собирает металлокаркасы, кто-то строит фундаменты и так далее. Осталось два свободных места — по одному в каждой очереди, на них уже есть кандидаты. На сегодня резидентами вложено более 70 миллионов инвестиций, всего же планируется привлечь более 1,5 миллиардов. Финансирование из федерального и республиканского бюджетов составило более 400 миллионов рублей».

Осмотрев новое производство, Магдеев напомнил, что еще год назад стоял вопрос о том, будет ли завод построен. «Сегодня мы все живые участники того, что произошло за довольно короткий промежуток времени, — прокомментировал он. — И мы можем засвидетельствовать, что фонд развития моногородов оказал серьезную помощь, финансовую поддержку, чтобы это состоялось. Более 120 миллионов рублей было выделено на инфраструктуру экономики города. И это первый резидент, который открыл реальное производство в парке „Развитие“. Мы видели, это все работает».

. Termata — первый резидент промпарка, который приступил к реальному производству
Фото: Олег Спиридонов

«Честно говоря, приятно удивлен этим проектом, — согласился с мэром и Кривогов. — Когда были здесь в прошлый раз, видели какой-то ангар. Тогда думалось, что сейчас заселятся сюда и будут кустарным способом что-то собирать. Ничего подобного — очень технологичное оборудование, очень технологичное производство. И отношение не только к производству, но и к людям, и к тому месту, где ты работаешь — это показатель качества не только бизнеса, но и всей команды — власти, президента, главы города. Это такие предприятия, на которых строится новая Россия. В стране должны быть такие компании, как КАМАЗ, должен быть микробизнес, но должны быть и малые предприятия, переходящие в средние. У нас эта ниша полностью провалена. И это предприятие — очень позитивный сигнал».

.
Фото: Олег Спиридонов

Конечно, журналистов интересовал не только завод Termata. Кривогову был задан вопрос и о ближайших планах: какие еще проекты в Челнах будут поддержаны ФРМ? Гость из Москвы ответил уклончиво: «Очень радует, что и городские власти, и бизнес Набережных Челнов всегда показывает довольно серьезную активность. Постоянно, приезжая сюда, мы возвращаемся с новыми проектами. Как обычно, я не буду говорить, что это за проекты, скоро сами узнаете. Но, повторюсь, проекты здесь есть всегда, и они всегда разные. Сегодня мы посмотрели „Челны-Хлеб“ и Хлебный проезд, который реконструируется. Мы посмотрели КИП „Мастер“ — проект, который фонд профинансировал на 1 миллиард рублей. Я считаю, что это один из самых интересных проектов не только в городе и стране, но и в Европе. Я нигде не видел, чтобы на одной площадке собиралось столько разных направлений бизнеса, и все они довольно комфортно себя чувствуют».

Хоть Кривогов и не назвал проекты, которые ФРМ намерен поддержать финансово, но сумму вложений примерно указал. «Мы тут привыкли все миллиардами считать. Думаю, что на полмиллиарда что-нибудь такое придумаем. Точнее, мы проект уже нашли, но еще должны его структурировать, собрать и потом запустить. Я не сторонник того, чтобы пиарить то, что не сделано. Давайте мы сделаем, а потом придем и посмотрим, что получилось».