... Рустам Минниханов: «Несмотря на строительство новых дорог, развязок и терминалов, все острее стоит вопрос управления потоками на базе современных технологий с помощью интеллектуальных транспортных систем»

РУСТАМ МИННИХАНОВ СДАЛ АЛКОТЕСТ, А ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ FORD-SOLLERS РАСПИСАЛ ПЛЮСЫ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ МАЛОЛИТРАЖЕК

Сегодня в «Корстоне» открылся пятый по счету международный форум по интеллектуальным транспортным системам ITS Forum – Kazan (проходит раз в два года). Два дня российские и зарубежные специалисты запланировали на обсуждение перспективных направлений научных исследований и результатов развития интеллектуальных транспортных систем и ситуационных центров (СЦ — технологический комплекс, предназначенный для сбора, консолидации и обработки данных, например, транспортных потоков). 

«Увеличение количества автомобилей делает жизнь людей комфортной, но в то же время создает проблемы, касающиеся своевременной безопасной доставки пассажиров и грузов, повышения скорости перевозок, сокращения транспортных расходов, негативного влияния на экологическую обстановку, — рассказал на открытии форума президент РТ Рустам Минниханов. — Несмотря на строительство новых дорог, развязок и терминалов, все острее стоит вопрос управления потоками на базе современных технологий с помощью интеллектуальных транспортных систем».

Перед этим Минниханов осмотрел выставку 30 компаний – участниц форума и даже дунул в алкотестер. «Скажете, что я сдал», — попросил президент РТ сотрудников проводившей тест компании «Алкотектор» из Санкт-Петербурга. Те в ответ покивали головой, указывая на то, что тест пройден успешно.  

Современная тенденция — создание умных машин и электромобилей, обладающих системой навигации, обмена информации с дорожной средой. «Это не будущее, это делается уже сегодня», — отметил Минниханов, напомнив, что беспилотным транспортом занимается КАМАЗ, но разработки есть и у Ford-Sollers. 

Вице-президент по информационным технологиям СП Ford-Sollers Илья Стрыгин сообщил, что в 2018 году в мире насчитывается 1 млрд автомобилей и 7 млрд человек, к 2050 году количество автомобилей увеличится в три раза, а население земли вырастет до 9 млрд человек.

По словам Стрыгина, Ford видит перспективу в производстве новых городских автомобилей на одного, двух и трех пассажиров, внедрении полуавтономных технологий вождения, а во избежание дорожных пробок и аварий авто чаще будут использоваться как движущиеся наборы сенсоров. Также он говорил о том, что стоит ожидать появления единой транспортной сети с единой базой данных, роста обмена информацией между автомобилями на дорогах, а облачные коммуникации откроют больше возможностей в пути.

Генеральный директор Ertico ITS Europe (Бельгия) Якоб Бангсгаард тут же добавил, что для большего обеспечения связности территорий стоит задача расширения совместного использования вещей (каршеринг, велошеринг, райдшеринг). «Стоят вопросы умной мобильности. Где-то стóит уйти от госрегулирования, а где-то — его создавать», — считает Бангсгаард, озвучив необходимость создания на дорогах «чистых» потоков, которые заключаются в регулировании движения грузов не только между городами, но и внутри них.

Владимир Швецов Владимир Швецов: «Шальных на дороге полно, но в основном скорость движения становится более-менее ровной, аварийность значительно снижается»

30% ВСЕХ ДТП ПРОИСХОДИТ НА ЗАГОРОДНЫХ ТРАССАХ, 60% ИЗ НИХ СМЕРТЕЛЬНЫЕ

По данным ГИБДД РФ, количество аварий по итогам 2017 года удалось снизить на 2,9%, число погибших — сократить на 6,5%, раненых — на 9%. Первый замначальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов отметил важность всех систем фотовидеофиксации, хотя широкое распространение получила система фотовидеофиксации нарушений скоростного режима.

«Как только это стало развиваться, у нас сразу началось сокращение нарушений за превышение скорости, — сказал Швецов. — Сами видите, водителям не хочется все время платить штрафы, это приучает. Шальных на дороге полно, но в основном скорость движения становится более-менее ровной, аварийность значительно снижается». Генерал-лейтенант сообщил, что тяжелым остается положение с проездом перекрестков и с пропуском пешеходов на пешеходных переходах (в прошлом году аварийность на данных участках дорог возросла). «Этих приборов пока очень мало, но они должны вводиться», — сказал Швецов, уточнив, что подобные приборы фиксации уже есть.

По словам директора по связям с общественностью компании «Автодория» Александры Казаковой, фундаментальных изменений на рынке фотовидеофиксации пока не происходит. «Ключевые решения, продукты разработаны, сейчас просто увеличивается их функционал, — рассказала в беседе с „БИЗНЕС Online“ Казакова. — Если раньше были камеры, которые просто фотографировали, контролировали скорость, перекрестки, то теперь растет количество типов нарушений, которые можно фиксировать в автоматическом режиме. Также средства фотовидеофиксации стали использоваться не только для того, чтобы штрафовать водителей, но и для анализа транспортных потоков, сбора данных о дорожном движении».

В «Автодории» считают, что в местах установки систем фотофиксации число ДТП сокращается на 40%, а основной причиной аварий становится несоблюдение скоростного режима. Вне населенных пунктов происходит 30% всех дорожно-транспортных происшествий, там же 60% всех ДТП со смертельным исходом, притом вне городов работает лишь 10% всех комплексов автофиксации нарушений. Это связано с тем, что за городом не всегда есть необходимая инфраструктура для установки камер: нет доступа к электричеству, чтобы подключить оборудование, нет опор для установки стационарных камер, нестабилен канал связи для передачи данных в ГИБДД.

«Если говорить о глобальных трендах, то в Канаде, Нью-Йорке и некоторых европейских странах есть спрос на увеличение числа камер, принимаются целые концепции повсеместного применения подобных систем рядом со школами, за городом, на трассах», — говорит Казакова.

Руководитель отдела пропаганды компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов в беседе с нашим изданием также отметил, что рынок достаточно ограниченный и появления новых компаний на нем не предвидится. «А вот старые компании между собой конкурируют, — отметил Кусов. — Каждый показывает новые продукты, которые до этого не были представлены осенью на закрытой выставке средств безопасности для ГИБДД в Орле. Прошло четыре месяца, но я вижу совершенно новые продукты, хотя мы тоже не сидели сложа руки».


«БЕЗ МОЩНЫХ РЕШЕНИЙ НЕ БУДЕТ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ!»

Доктор технических наук, заведующий кафедрой организации и безопасности движения Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султан Жанказиев рассуждал о том, что в случае развития беспилотного транспорта, интеллектуальных систем важен общероссийский подход, стандартизация. «Без мощных инфраструктурных решений развивать перспективные транспортные системы будет не то что затруднительно, будет невозможно, не будет беспилотных транспортных систем! — считает он. — Старт у нас довольно сильный, но нужно акцентировать внимание на развитии полигонных технологий, где мы сможем приземлять лучшие мировые и российские разработки, чтобы создавать сугубо российские ИТС».

По словам Жанказиева, в РФ формируется рынок автокомпонентов, рынок оборудования и системной интеграции, сервисов и операторских услуг новых транспортных систем, но уровень локализации крайне низок, отставание в этой сфере от других стран составляет более двух лет. «Главная задача в локализации — чтобы эти рынки работали на нашу экономику», — высказал заведующий кафедрой организации и безопасности движения рекомендацию ученого сообщества.

Доктор технических наук, профессор федерального исследовательского центра «Информатика и управление РАН» Александр Зацаринный сообщил, что мировое сообщество уже столкнулось с фундаментальной проблемой извлечения знаний из огромных объемов накопленных данных различными предметами. «Сегодня информатика выходит на первый план, а все остальные науки становятся зависимыми от методов накопления, хранения, анализов данных», — считает Зацаринный.

Доктор наук Афанасиос Василакос из Университета Иннополис считает, что каждого гражданина можно рассматривать как отдельный датчик. «У каждого из нас в руках девайсы, подключенные к сети, и если посмотреть на мобильность сотовых телефонов в крупных городах мира, то она сводится к ежедневным поездкам в центры городов», — рассуждал Василакос, уточнив, что есть еще масса девайсов, которые не подключены к сети, поэтому объемы big data будут только увеличиваться.

Рифкат Минниханов Рифкат Минниханов сделал акцент на финансовой составляющей создания ситуационного центра и заметил, что проект потребует привлечения частных средств, а не только бюджетных денег

РИФКАТ МИННИХАНОВ ОБ ОТСУТСТВИИ СЦ У ЭНЕРГЕТИКОВ: «ИЛИ НЕ ПОНИМАЮТ НЕОБХОДИМОСТИ, ИЛИ НЕ ХОТЯТ»

Одним из самых интригующих выступлений на форуме стал небольшой доклад главы ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифката Минниханова. Он открывал первую секцию форума — «Элементы ситуационных центров». Фактически Минниханов рассказал о том, как работа ситуационных центров устроена в Татарстане. Почему об этом рассказывал именно Рифкат Нургалиевич? Вероятно, потому, что именно на ГБУ «БДД» в республике возложены координационные функции по налаживанию ситуационного центра, как он сам рассказал в ходе выступления. К слову, оператором центра является министерство связи, а экспертным центром — ЦЭСИ, получающий информацию более чем из 160 информационных ресурсов. 

Впрочем доклад руководитель ГБУ «БДД» начал с признания: глубоким специалистом в данной отрасли он не является. Затем посетовал, что в республике давно ведется аналогичная работа, однако указ президента РФ о создании ситуационных центров был подписан лишь осенью 2016 года. Так что де-факто процесс в самом разгаре. Уже сформирована рабочая группа при кабмине, разработан план основных мероприятий, утверждено положение о распределенном центре, сформирован центр по научно-технической и инновационной политике. 

«Хотел бы сказать: тот анализ, который мы провели с сентября и с привлечением опыта других регионов, показал — и в других регионах, и у нас сложилась такая тенденция, что мы ушли от понимания, что ситуационный центр — это какая-то определенная комната», — сказал Минниханов.

Он отметил, что в кабинете министра республики для работы ситуационного центра используется несколько помещений: на 150 человек (там обычно проводятся брифинги и субботние совещания президента), на 50 человек, на 20 человек — для узкого состава участников. Есть и каналы защищенной связи. «Такие помещения нужны, но не до такой степени, чтобы они привязывали руководителя к такому помещению», — добавил спикер.

В ходе своей работы по созданию единого республиканского ситуационного центра Минниханов общался с представителями разных отраслей. Он заметил, что, например, у энергетиков вообще нет своего ситуационного центра. «Они или не понимают [необходимости создания центра], или не хотят, чтобы та информация, которая у них есть, была доступна для определенной категории лиц, которые могут проанализировать информацию и, соответственно, принять правильное решение», — отметил Рифкат Нургалиевич.

Также спикер сделал акцент на финансовой составляющей создания ситуационного центра и заметил, что проект потребует привлечения частных средств, а не только бюджетных денег.